Характерная деталь: топ-менеджеры предприятий составляют явное меньшинство на мероприятиях, где рассказывается о возможностях информационных технологий для бизнеса и их ценности. Как отмечают ИТ-руководители средних и крупных предприятий, очень непросто бывает «выдернуть» топ-менеджеров на подобные мероприятия. Бизнес-руководители высшего эшелона, как правило, отдают предпочтение другим, более приоритетным делам.

Впрочем, их можно понять: в конце концов, почему изучение возможностей информационных технологий важнее, чем встречи с важными партнерами и клиентами, управление операциями или анализ динамики новых направлений бизнеса?

Как же быть ИТ-руководителю? На мой взгляд, было бы наивно сидеть сложа руки, ожидая, когда бизнес-руководство «созреет» до понимания роли ИТ, или сетовать на судьбу, поругивая начальство за то, что оно не торопится пригласить к себе ИТ-руководителя и выслушать его мнение по важным бизнес-вопросам. Чтобы достучаться до умов и сердец бизнес-руководителей, нужно в первую очередь обладать высоким лидерским потенциалом. Без смелости, дерзости, настойчивости, способности вдохновлять людей своими идеями, умения доходчиво объяснять сложные вещи, буквально на пальцах демонстрируя их сильные и слабые стороны, доказывать свои идеи на примерах из жизни — без этого всего едва ли удастся добиться, чтобы бизнес-руководство научилось прислушиваться к мнению ИТ-директора.

Кроме того, очень важно развивать менеджерские навыки — уметь управлять операциями, бизнес-процессами, проектами, персоналом, демонстрируя при этом свое ответственное отношение к порученному делу и требуя того же от своих подчиненных. Чтобы топ-менеджеры считались с позицией ИТ-руководителя, они должны убедиться в том, что перед ними — талантливый менеджер, активно пытающийся содействовать им в развитии бизнеса.

И, конечно же, ИТ-руководитель должен глубоко знать жизнь предприятия — его цели и задачи, планы бизнес-руководства и владельцев, особенности процессов и операций, ситуацию с ключевыми реализуемыми и планируемыми бизнес-проектами, тенденции на отраслевом и географическом рынке и пр. Не понимая, что происходит на предприятии и вокруг него, ИТ-руководитель не сможет порекомендовать топ-менеджерам ничего конкретного. Ведь бизнес-руководство не устроят общие фразы о том, что ИТ — полезная штука. Чтобы оно поверило, необходимы убедительные аргументы, причем именно бизнес-аргументы, сформулированные в терминах выгод и затрат.