Кирилл Вахрамеев, технический консультант компании НР Россия:

Главное правило здесь одно: экономия в одном месте не должна приводить к повышенным тратам в другом. Следовательно, нужно оценивать совокупную стоимость владения информационной системой с хорошей степенью достоверности, учитывая огромное количество факторов, используя научно обоснованные методики и экспертные оценки. Только так можно в каждом конкретном случае заранее определить, действительно ли централизованная система будет выгоднее распределенной.

Стремление к консолидации информации должно быть естественным процессом для каждого, кто владеет компьютерной грамотой. Совершенно другое дело — консолидация данных. Данные и информация — далеко не одно и то же. Сначала нужно консолидировать именно данные и только затем пытаться извлечь из них информацию, например, с помощью методов бизнес-анализа.

Почему же консолидация полученной информации — естественный процесс? Потому, что из совокупности фактов можно извлечь новые факты, выявив взаимосвязи. Консолидировать данные значит не свалить все имеющиеся терабайты в одну систему хранения, а выявить взаимосвязи и противоречия в этих данных и, возможно, свести в единую базу данных. Как она конкретно будет организована — централизованно или распределено, зависит от предварительных расчетов ТСО.

Михаил Кондрашин, руководитель центра компетенции Trend Micro в России и СНГ:

По мере роста сложности информационных систем на первый план выходит проблема управления системами, созданными на базе продуктов разных производителей. Снизить ТСО позволяют решения, которые обладают полнофункциональным централизованным управлением (это снижает расходы на администрирование). Целесообразно отдавать предпочтение средствам, которые предлагают автоматизацию как можно более широкого спектра рутинных операций. Очень важно, чтобы решения разных производителей интегрировались между собой.

Одна из основных, если не главная статья расходов на эксплуатацию — оплата труда ИТ-персонала. При расчете TCO необходимо учитывать стоимость обслуживания, которое, безусловно, включает также обучение сотрудников и администраторов, приобретение дополнительного программного обеспечения и оборудования и т.д. Тот подход, который позволяет экономить на обслуживании продукта, обладает минимальным TCO. Что касается защиты информации, следует использовать технологии принудительного внедрения политик безопасности, позволяющие существенно снижать эксплуатационные затраты, а также минимизировать угрозы информационной безопасности.

Александр Мартынюк, технический директор компании IntelinePro:

Будем исходить из того, что к консолидации информационных ресурсов, ранее сосредоточенных в разрозненных центрах обработки данных (ЦОД), прибегают, как правило, в трех случаях: при слиянии информационных систем, принадлежащих разным юридическим лицам; при переходе предприятия с «зоопарка» автономных приложений на единую прикладную платформу; при повышении стратегической значимости информации, которой располагают изначально независимые друг от друга подразделения предприятия.

Делается это для того, чтобы существенно повысить КПД имеющихся вычислительных ресурсов и обслуживающих их инженерных систем и, как следствие, весьма ощутимо снизить стоимость владения ЦОД. Во-первых, в просторном помещении можно обеспечить необходимые условия для размещения более мощных и более совершенных систем — как основных, так и жизнеобеспечивающих, при этом соотношение основного и резервного оборудования станет в два-три раза более выгодным и с эксплуатационной, и с технологической точки зрения. Во-вторых, сосредоточение в одном месте обслуживающего персонала дает возможность более рационально организовать посменный режим его работы, в том числе обеспечить круглосуточное присутствие на объекте наиболее квалифицированных специалистов. В-третьих, консолидированный ЦОД открывает качественно иные возможности как для всестороннего мониторинга имеющихся вычислительных ресурсов, так и для их наращивания и обновления.

Что надо принимать во внимание, затевая слияние информационных систем? Первое: высокий уровень надежности будущего ЦОД диктует необходимость соблюдения ряда требований к уровню мощности и отказоустойчивости инженерной инфраструктуры, обеспечению физической и логической защищенности, а также к характеристикам здания (несущей способности перекрытий, архитектурной эргономичности помещений, габаритам залов) и прилегающих территорий (геоподоснова местности, отсутствие факторов неблагоприятного воздействия, наличие свободных мест для установки дополнительного оборудования в будущем). Добиться этого легче и экономически целесообразнее вне офисного здания, поэтому консолидированный ЦОД лучше строить за пределами штаб-квартиры предприятия. Второе: чем выше стратегическая ценность информации, хранимой в ЦОД, тем целесообразнее создание полноценной системы резервного копирования, которая предполагает наличие трех видов централизованных ЦОД — основного, резервного и «подстраховочного», географически удаленного на значительное расстояние, вплоть до другой страны или материка. И третье: активная замена юнитовых серверов решениями высокой плотности не является гарантией высокой экономической эффективности проекта, так как стоимость энергообеспечения и обслуживающих климатических систем несоизмеримо возрастет.

Роман Волков, глава представительства Network Appliance в РФ:

Первый шаг в направлении консолидации — это замена хранилищ с прямым подключением на сетевые хранилища. Наиболее ощутимо эффект консолидации проявляется при использовании так называемой универсальной архитектуры, которая предоставляет буквально всем приложениям, работающим под управлением разных операционных систем, «соответствующий» доступ к данным с поддержкой необходимых протоколов на универсальной платформе и без
необходимости многократного дублирования данных. Консолидация предоставляет различные преимущества, являющиеся в основном результатом централизации функций управления.

В сочетании с виртуализацией хранилищ консолидация открывает дополнительные возможности не только для оптимизации загрузки хранилищ, но и для облегчения внедрения гибких сервис-ориентированных процессов. Уже есть программные средства и технологии, пользуясь которыми, можно объединить в пул терабайты памяти и гибко и динамично распределять ресурсы хранения для пользователей, рабочих групп или проектов.

В конечном счете цель ИТ одна: предоставлять нужную информацию в нужное время. Консолидированная структура хранения обеспечивает значительный вклад в рациональное и гибкое достижение этой цели, это фундамент для быстродействующих сервис-ориентированных технологических процессов.

Владимир Мешалкин, руководитель направления систем хранения и обработки данных компании «АМТ-Груп»:

Процесс консолидации можно логически разделить на две части: организационную и технологическую. К первой стоит отнести создание единой информационной службы, централизацию ИТ-задач и стратегическое управление ИТ, пересмотр или создание всевозможных стандартов и ведение учета изменений (CMDB), внедрение методик управления (ITIL). Консолидация на технологическом уровне включает создание центров обработки данных, использование механизмов виртуализации серверов и хранилищ данных, внедрение терминальных решений.

Для расчета экономического эффекта консолидации важно учитывать все статьи расходов и влияющие на них факторы. В первую очередь стоит провести инвентаризацию ИТ-ресурсов. Помимо расходов на оборудование и ПО, сопровождение систем, административных и инженерных расходов нужно учитывать возможные потери в случае сбоев. Не стоит забывать и о затратах на дальнейшее развитие.

Тотальная консолидация ИТ не всегда дает прямые финансовые выгоды, период окупаемости может растянуться, а производительность труда конечных пользователей — снизиться. С другой стороны, экономия на масштабируемости решения может привести к несоизмеримо высоким тратам при расширении бизнеса. Золотая середина — вот правило, действующее, пожалуй, в любой сфере жизни.

Евгений Журавлев, системный архитектор компании INLINE Technologies:

Основными принципами консолидации информационной системы предприятия должны стать сбалансированность ее компонентов и соответствие текущему уровню развития предприятия: с одной стороны, система не должна отставать от развития бизнеса, а с другой — не должна его значительно опережать (это позволяет минимизировать ТСО).

Консолидация информации должна быть в первую очередь построена на базе единой системы управления нормативно-справочной информацией (НСИ). Она должна быть достаточно функциональной и производительной, чтобы послужить фундаментом для построения всех информационных сервисов предприятия. Остальные системы должны встраиваться в информационную систему предприятия не на основе слияния или поглощения, а на принципах интеграции самостоятельных систем. Таким образом, гарантируется возможность относительно безболезненной замены систем, если возникнет такая необходимость.

В информационную систему предприятия обязательно должна быть интегрирована система документооборота, построенная на базе системы управления НСИ. Одной из наиболее перспективных концепций, составляющих основу современных подходов к консолидации корпоративной информации, является концепция, предполагающая отказ от построения изолированной системы документооборота и создание единого слоя сервисов управления контентом.

Сергей Шургин, менеджер компании BI Partner по развитию бизнеса в финансовом секторе:

Одна из самых востребованных и быстроразвивающихся областей консолидации — сбор данных из различных систем для их дальнейшего использования в целях анализа, подготовки отчетности, статистической обработки, то есть для хранилищ данных. В этой области, несомненно, следует ориентироваться на открытые стандарты. Хранилище данных постоянно развивается, в качестве потребителей информации будет подключаться новое программное обеспечение, со временем само хранилище сможет пережить несколько базовых корпоративных информационных систем, Принцип открытых стандартов, заложенный в основу хранилища данных, позволяет обеспечить живучесть такой системы и избежать ее серьезных переделок в обозримом будущем.

Второй принцип, на основе которого следует проводить консолидацию, — поэтапное развитие системы. В ходе построения хранилищ данных всплывает огромный пласт вопросов и проблем, накопившихся в компании. Если компания захочет сразу же «замахнуться» на корпоративное хранилище, куда войдут практически все источники информации, то есть огромный риск, что она окажется погребенной под этим пластом проблем. Поэтапное же расширение хранилища данных позволяет контролировать процесс их обнаружения и постепенно решать проблемы.

Кирилл Синицын, технический директор группы компаний Ansoft:

Консолидация информации требует эффективной системы обмена данными между всеми подразделениями холдинга. В России, как известно, каналы связи оставляют желать лучшего. Оптимальным решением поэтому является внедрение многоуровневой системы репликации данных, ее использование снижает требования к каналам связи и аппаратному обеспечению. Важнейшим требованием к системе репликации с точки зрения снижения ТСО является возможность централизованного сопровождения системы.

Приведу типичный пример. Предприятие имеет головной офис в Москве, сеть магазинов по всей стране и офисы в региональных центрах. Настраиваемые правила репликации позволяют консолидировать в региональных офисах все данные магазинов, а в головной офис передавать только ту информацию, которая требуется для централизованного управления. Помимо уменьшения трафика данных это позволяет равномерно распределить падающую на региональные базы данных нагрузку, связанную с доставкой информации из центра в магазины. Дополнительным эффектом подобной архитектуры будет достижение наилучшей (до нескольких минут) актуальности данных между магазинами одного региона, что особенно важно при обмене информацией о складских остатках в магазинах и о накоплениях на дисконтных картах.