Рынок высоких технологий

ERP выходит из засады

Прошлый год в целом был успешным для европейского рынка ERP. По крайней мере, показатели превзошли большинство прогнозов. В отличие от разочаровавшего многих участников рынка 2005 года, 2006-й дал повод для оптимизма: рост рынка на 6,8%. В IDC посчитали, что эта позитивная тенденция продолжится, и увеличили свой прогноз среднегодового роста до 5,5%. Как полагают аналитики, на ситуацию повлияла начавшаяся замена ERP-систем, появившихся в конце 90-х годов прошлого века, а также общее улучшение экономического климата. Более детальный анализ показывает, что наибольшую активность на поприще ERP начали проявлять средние компании (по градации IDC, с числом персонала от 100 до 999 человек). Также аналитики предсказывают бурный рост модели «software-as-a-service», особенно после 2008 года. До сих пор ERP не входили в число приложений, наиболее популярных в рамках этого подхода. Тем не менее, IDC обещает ежегодное увеличение этого сегмента ERP на 50%.

Аутсорсинг по-индийски

В то время как многие компании отдают ИТ-процессы на аутсорсинг индийским специалистам, индийские ИТ-директора сами начинают склоняться к офшорингу, отмечают аналитики Gartner. Это связано не с финансовыми соображениями, а с недостатком квалифицированного персонала внутри страны и неадекватными стандартами услуг, предлагаемых местными поставщиками. До сих пор индийские компании рассматривали исключительно внутренних поставщиков. Сейчас ситуация начинает меняться: в сферу внимания попадают аутсорсеры из Сингапура, Гонконга и даже США. Услуги индийских специалистов приобрели популярность именно благодаря низким ценам, но никак не своему качеству. Взлет офшоринга быстро истощил ограниченные квалифицированные ресурсы, а быстрый экономический рост страны только ухудшил ситуацию.

Почта уходит в архив

Мировой рынок решений для архивирования электронной почты за 2006 год вырос на 45%, отмечают в IDC. Такой взрывной рост обусловлен сочетанием требований как бизнеса, так и ИТ. Главными его движителями стали стремление компаний соответствовать требованиям законодательства и оптимизация использования хранилищ данных. По прогнозам, в ближайшие годы темпы роста существенно снизятся, хотя все еще будут значительными. Аналитики предсказывают пятилетний среднегодовой рост на уровне 23%. По их словам, к 2011 году рынок достигнет 1,4 млрд. долл. Среди других тенденций можно отметить ожидаемое слияние решений для архивирования электронной почты с другими системами архивирования.

Дорого и некачественно

За последние три года финансовая привлекательность услуг по офшорингу контакт-центров значительно снизилась. Компании все чаще ведут поиски внутри своих страны или даже берут процессы под свой контроль. Согласно данным Compass Management Consulting, зарплата персонала контакт-центров в таких известных офшоринговых странах, как Индия растет в среднем на 15% в год. Разумеется, это увеличивает стоимость услуг в этих странах. При этом, принимая решение об офшоринге, компании зачастую руководствовались исключительно финансовыми соображениями, оставляя в стороне вопросы качества услуг. А качество, между тем, ухудшается: рост числа игроков привел к дефициту квалифицированных кадров. На эффективность контакт-центров влияет и языковой барьер: например, в азиатских англоязычных контакт-центрах средняя длительность звонка в два раза превышает показатель британских центров. Более того, из-за языкового барьера зачастую возникает полное непонимание проблем клиента. 18% обращений в офшоринговые контакт-центры остаются безрезультатными.

управление

RFID не хватает персонала

Более активное применение технологии радиочастотной идентификации (RFID) сдерживается из-за нехватки квалифицированного персонала, утверждают аналитики ассоциации CompTIA. Хотя RFID и становится все более популярной для отслеживания перемещения товаров в процессе цепочки поставок, две трети компаний отмечают большой дефицит специалистов. Надо отметить, что с созреванием технологии этот дефицит постепенно уменьшается (например, в 2005 году о нем говорили 80% компаний), но ситуация по-прежнему остается тяжелой. Прямым следствием такого недостатка персонала является снижение темпов проникновения RFID на предприятия. Этот, быть может, не решающий, но важный фактор влияет на то, что рост использования RFID идет гораздо медленнее, чем прогнозировалось несколько лет назад.

ИТ-сотрудников не обучают бизнесу

Нехватка квалифицированного ИТ-персонала не может быть устранена за несколько лет. Сейчас компании вынуждены приглашать сотрудников с недостаточной квалификацией, надеясь уже на месте довести ее до приемлемого уровня. Однако далеко не все в этом преуспевают, говорит отчет английской организации E-Skills UK. Правда, за последнее время число компаний, жалующихся на недостаточную квалификацию кандидатов, несколько сократилось, зато на 6% выросло число тех, кто говорит о значительных пробелах в знаниях уже нанятого персонала. Этот пробел обычно бывает в нетехнических областях — то есть в тех, которые определяют способность сотрудника успешно связывать технологии с бизнесом. Исследование, проведенное E-Skills UK, выявило, что четверть сотрудников владеют подобными знаниями слабо или очень слабо. Вероятно поэтому подавляющее большинство компаний стремятся пригласить на работу опытных сотрудников: 76% из них включают в требования к кандидатам именно такую формулировку.

Не контроль, а измерение

Панели показателей (dashboards) — средства, позволяющие видеть метрики эффективности в одном графическом окне — находят все более широкое распространение. При этом крайне важно их позиционирование в глазах персонала. Их правильная «продажа» сотрудникам, особенно низшего и среднего звена, не только поможет их эффективно использовать, но и позволит избежать деморализации персонала. Во-первых, сотрудники должны участвовать в формировании показателей эффективности. Когда это происходит, они воспринимают внедряемую систему именно как средство измерения эффективности, а не только как инструмент контроля. Во-вторых, если сотрудники считают, что метрики установлены справедливо, то они не будут чувствовать себя ущемленными. Не менее важно объяснить и преимущества открытости информации. Когда каждый сотрудник может видеть оценку своей работы и сравнивать ее эффективность с работой коллег из соседних отделов, это может только оздоровить общую обстановку внутри компании и создать атмосферу здорового соперничества.

Попасть в ИТ труднее, чем сделать там карьеру

67% женщин, работающих в сфере ИТ, полагают, что попасть в эту область женщине гораздо сложнее, чем продвинуться в дальнейшем по карьерной лестнице. По данным компании The Training Camp, барьер существует именно на первом этапе: тогда проявляется определенный скептицизм относительно способностей женщин как ИТ-профессионалов. Чтобы свести его к минимуму и доказать свою техническую компетентность, претендентке требуется немало усилий. Очевидно, проблема такого недоверия заключается в том, что в сфере ИТ работает весьма немного женщин. Тем не менее, в последнее время представление о них изменилось в лучшую сторону, отмечают эксперты. Однако, войдя в сферу ИТ, женщины могут гораздо быстрее подняться по служебной лестнице, чем в других областях промышленности, считает 52% опрошенных.

Бизнес и технологии

SOA используют лишь частично

Несмотря на активную рекламу вендоров, лишь незначительная часть компаний внедрила сервис-ориентированную архитектуру (SOA). К тому же большинство использует ее не в масштабах предприятия, а лишь в отдельных подразделениях или проектах. Высокая затратность проектов и путаница относительно того, что же такое SOA, ведет к отказу многих компаний от этого подхода к построению ИТ-систем. 37% опрошенных компанией Saugatuck Technology предприятий заявили об использовании SOA — по крайней мере, в ограниченном масштабе. Однако, по мнению аналитиков, многие лишь управляют набором Web-сервисов и не являются приверженцами SOA в полном смысле. Прогнозы дальнейшего использования SOA очень расплывчаты. Например, в Saugatuck полагают, что к 2008 году ее будут использовать от 45 до 67% компаний.

Необходимое, но не достаточное условие

К 2010 году компании в мировом масштабе ежегодно будут тратить 11 млрд. долл. на CRM-решения. По мнению аналитиков Forrester, продолжающийся рост инвестиций в CRM связан с попытками поддержать рост бизнеса и повысить производительность фронт-офисных сотрудников. Еще одним фактором является изучение потребительских предпочтений и анализ поведения клиентов — если такую информацию удастся получить, то в условиях растущей конкуренции она может стать бесценной. Однако наличие CRM-систем отнюдь не является достаточным для получения реальных конкурентных преимуществ. Менее половины опрошенных руководителей компаний признают, что удовлетворены результатами использования CRM. Наиболее преуспевающие в этом плане компании объединяет следующее: лояльность сотрудников к внедряемому решению, перестройка бизнес-процессов.

В аутсорсинг верят

Большинство топ-менеджеров заявили, что отдают и будут отдавать ИТ-процессы на аутсорсинг. На сегодняшний день ИТ-аутсорсингом пользуются 60% компаний, причем 70% из них передают под контроль процессы, критичные для бизнеса. Более того, 87% руководителей, опрошенных PricewaterhouseCoopers, подчеркнули, что получают от аутсорсинга желаемые результаты. В 90% компаний, использующих аутсорсинг, планируют делать это и в будущем, даже если они и не полностью удовлетворены предыдущим опытом. Традиционными причинами этого являются снижение расходов, возможность привлечь квалифицированных специалистов и повышение гибкости ИТ. Однако в последнее время увеличивается число обоснований, более конкретных с точки зрения бизнеса. Например, 40% полагают, что аутсорсинг способствует разработке новых продуктов и услуг, а 30% — что он является важной частью географической экспансии.

техника безопасности

План «на всякий пожарный»

56% ИТ-директоров европейских и американских компаний считают, что в ближайший год построение надежной системы восстановления после катаклизмов будет в числе важнейших приоритетов. Наибольший выигрыш дадут инвестиции в современные технологии восстановления и создание резервных ЦОД. Тем не менее, большинство проблем, связанных с непрерывностью бизнеса, заключается в несовершенстве существующих процессов и процедур, полагают в Forrester. Как правило, у компаний нет централизованного плана восстановления после форс-мажорных ситуаций. В тех же случаях, когда такой план существует, он почти всегда представляет собой формальный набор документов и никогда не тестируется. С ростом понимания топ-менеджментом важности обеспечения реальной непрерывности бизнеса принимаются решения об инвестициях в специализированные решения, позволяющие переводить существующие планы из формата обычных текстовых документов в полноценную программу действий. 28% компаний к кризисным явлениям вообще не готовы, считают в компании AT&T. Такая ситуация, скорее всего, обусловлена тем, что 75% опрошенных компаний никогда не страдали от сколько-нибудь серьезных катаклизмов. В действительности многие из тех, кто заявляет о существовании плана восстановления, не верят в то, что он им когда-либо потребуется.

Интеллектуальную собственность пытаются защитить

75% компаний, опрошенных Enterprise Strategy Group, планируют увеличение в 2007 году бюджетов, направленных на защиту интеллектуальной собственности, хранящейся в электронном виде. При этом речь идет как о приобретении технологий, так и об инвестициях в разработку процессов, а также в персонал. Почти треть респондентов мотивировала увеличение расходов имевшими место утечками информации. Более половины компаний никак не классифицируют важную для бизнеса информацию и применяют к ней одинаковые меры защиты. Однако наиболее крупные более внимательны и тратят в среднем 80 часов в квартал на идентификацию и классификацию интеллектуальной собственности. Треть компаний, не использующих никаких решений по предотвращению утечек корпоративной информации, признали факт наличия хотя бы одного подобного инцидента за последний год. Из этой группы пострадавших 30% утверждают, что утечка серьезным негативным образом повлияла на финансовые результаты компании.

Идеологическое отставание WMS

Мировой рынок систем управления складом (Warehouse Management Systems, WMS) в ближайшие годы будет расти ежегодно в среднем примерно на 5%. Таким образом, по прогнозам ARC Advisory Group, рынок, составлявший в 2006 году чуть более 1 млрд. долл., к 2011 году достигнет отметки 1,4 млрд. долл. Несмотря на то, что рынок является весьма зрелым, темпы его роста несколько усилились по сравнению с недавним прошлым. По мнению аналитиков, это связано с жизненным циклом WMS-решений, который в среднем составляет 11 лет. Прогнозируемый рост станет отражением весьма бурного развития рынка в период 1996—2000 годов, хотя и в несколько меньшем масштабе. Складские системы превратились в приложения, функционирующие в режиме реального времени. В ближайшем будущем их обязательной и неотъемлемой частью станет технология радиочастотной идентификации (RFID). Другим весьма интересным и перспективным направлением станет технология распознавания речи.

«Основное отличие рынка WMS от рынка ERP заключается в том, что вокруг программной и внедренческой части складских систем крутится меньше денег. Из-за этого страдает качество как самих систем, так и связанных с ними проектов», — говорит Сергей Баженов, генеральный директор компании Cleverence Soft.

Формально WMS должна обладать набором обязательных требований: полностью электронный документооборот и тотальный сквозной учет, работа с терминалами сбора данных, управление всеми ресурсами склада и автоматизированное планирование, оптимизация хранения и подбора заказов на отгрузку. Тем не менее на рынке присутствуют отечественные продукты, именуемые WMS и удовлетворяющие максимум одному из этих требований. Большой минус отечественных решений заключается еще и в общем идеологическом отставании. Практически все основные игроки декларируют поддержку RFID, однако это касается только технической стороны вопроса. Между тем RFID прежде всего ценна как решение.

И все же рынок WMS сейчас на подъеме. Это связано как с активным строительством новых складов, так и с деятельностью крупных предприятий, заменяющих используемую систему.

«Развитие российского рынка систем управления складом напрямую связано с приходом крупных зарубежных сетей, чьи складские комплексы уже работают достаточно эффективно», — считает Алексей Тимашов, генеральный директор AXELOT. Это задает принципиально новый уровень в обслуживании контрагентов. Остальные производственные и торговые предприятия разных масштабов и отраслевой направленности вынуждены придерживаться подобного подхода к складской логистике, чтобы соответствовать рыночным требованиям.

«Основные проблемы при внедрении WMS заключаются в высокой стоимости оборудования и попытках сэкономить на нем, а также в отсутствии понимания решаемых задач вплоть до начала работы над проектом», — говорит Баженов. В конечной стоимости проекта более половины занимает стоимость оборудования и работы по его установке и наладке. Из оставшейся суммы более половины приходится на стоимость внедрения.

Борьба за средний бизнес

Мировой рынок систем ERP в 2006 году составил 18 млрд. долл. По прогнозам ARC Advisory Group, в ближайшие несколько лет он будет демонстрировать среднегодовой рост 6,7% и к 2011 году достигнет отметки 25 млрд. долл. Рынок же корпоративных приложений, частью которого является ERP, будет расти, по мнению аналитиков, еще быстрее — на уровне 8,3% в год. Рынок ERP уже несколько лет рассматривался как довольно зрелый и стабильный, однако сейчас на нем появляются новые тенденции. В ближайшие пять лет на развитие рынка будут влиять страны с бурно растущей экономикой, а также проникновение ERP в новые отрасли. Немалое влияние на состояние рынка окажут и поглощения — тенденция, принимающая все большие масштабы. По сути SAP осталась единственной крупной компанией, не участвовавшей в этом процессе.

«Если говорить о российском рынке в целом, то темпы роста в области ERP здесь существенно опережают прогнозы роста в мировом масштабе. По нашим оценкам, в среднем рост этого рынка в России за последний год составил около 30—35%», — оценивает Александр Саксин, заместитель директора департамента корпоративных систем управления IBS. При этом самая ожесточенная конкуренция между производителями ERP-систем разворачивается на среднем рынке. В этот сегмент с разных сторон пытаются проникнуть как производители «тяжелых» систем SAP и Oracle, так и производители решений для SMB, такие как «1C» и Microsoft.

Рост рынка происходит, с одной стороны, за счет новых внедрений в развивающихся в плане проникновения ERP отраслях (банки, страхование, машиностроение), с другой стороны, за счет функционального расширения уже внедренных систем в широко охваченных секторах (например, нефтяная и химическая отрасли). Развитие идет, прежде всего, в области управления производством, персоналом, основными фондами и ремонтами оборудования, а также бюджетирования и консолидации отчетности.

«На мой взгляд, изменения на ERP-рынке не в последнюю очередь определяются трансформацией требований, предъявляемых заказчиками», — говорит Константин Белоус, директор департамента SAP-решений компании «Микротест».

Все большее число заказчиков склонны не переписывать систему «под себя», а использовать лучшие практики, которые имеются и у поставщика ПО, и у компании-консультанта. На первый план выходят крупные компании, предлагающие комплексное решение задач, в том числе управленческий консалтинг.

Языком цифр

До Европы далеко

ИТ-рынок России вырастет в 2007 году примерно на 18% и превысит 16 млрд. долл. Таким образом, российский рынок, по мнению аналитиков IDC, в ближайшие годы будет опережать по темпам роста рынки остальных страны BRIC (Бразилия, Россия, Индия, Китай). Однако с точки зрения структуры рынка поводов для оптимизма мало — показателей развитых стран Россия в ближайшие годы не достигнет. В 2006 году доля затрат на оборудование в сегменте ИТ составила 69%, на услуги — 20%, на программное обеспечение — 11%. Даже к 2010 году доля аппаратного обеспечения на отечественном ИТ-рынке составит менее 60%. Для сравнения: в США она составляет всего 31%. Надежды участников рынка на бурный рост ИТ-услуг, в частности аутсорсинга, оказались неоправданными, считают в IDC. Основной рост сектора ИТ-услуг обеспечит направление системной интеграции, в то время как доля услуг разработки и технической поддержки будет неуклонно снижаться. Что же касается аутсорсинга, то в 2007 году этот сегмент увеличит свою долю не более чем на 3—4%.

ИТ и стратегия

Руководители компаний стали уделять больше внимания ИТ как средству бизнес-стратегии и конкурентных преимуществ. Это находит прямое отражение в том, что все большее количество ИТ-директоров вовлекается в процесс бизнес-планирования. Согласно опросу, проведенному McKinsey, 83% бизнес-руководителей сказали, что участвуют в разработке ИТ-стратегии, а 79% признали, что ИТ-руководитель принимал участие в разработке бизнес-стратегии. Очевидно, компании постепенно движутся в сторону согласования ИТ и бизнеса. Важным показателем роли ИТ для бизнеса является подчиненность ИТ-директора. Очень хорошо, если ИТ-руководитель подчиняется напрямую первому лицу компании; такая картина наблюдается в 44% опрошенных компаний. Еще в 42% компаний он подотчетен исполнительному или финансовому директору. Многое предстоит сделать и в позиционировании ИТ как средства достижения конкурентных преимуществ компании. Лишь 43% компаний считают, что способны определить области, в которых ИТ могут быть наиболее полезны бизнесу, не говоря уже о каких-либо практических шагах.

Работать, отдыхая

Девять из десяти сотрудников предпочли бы работать удаленно, показал опрос, проведенный Microsoft Windows Mobile. Что характерно, при этом пожелания о месте работы разделились почти пополам: народ хочет работать не только дома, но и на природе. Эти предпочтения относительно места работы будут становиться все более важными: половина респондентов отметила, что им приходится работать больше, чем пять лет назад, а почти треть ожидает, что длительность рабочего времени в будущем будет только увеличиваться. Более того, 73% заявили, что гибкость (как в плане рабочего графика, так и местоположения) является решающим фактором при устройстве на работу. Как главное преимущество удаленной работы было отмечено меньшее количество стрессовых ситуаций. Консультанты компании System Concepts подтверждают, что сотрудники, имеющие возможность выбора, могут работать более эффективно, а их лояльность к компании и моральное состояние, конечно же, значительно улучшаются.

«Озеленение» центров данных

Идея создания экологически чистых и энергоэкономичных центров данных становится за рубежом все более популярной как среди ИТ-менеджеров, так и среди бизнес-руководителей предприятий. Россия по ряду причин все еще находится в стороне от этих тенденций. Вопросы «озеленения» центров данных мы решили обсудить с Робертом Уорролом, старшим вице-президентом и CIO компании Sun Microsystems.

Олег Седов

Хотелось бы уточнить, что именно принято называть «озеленением» центров данных и какие предпосылки для этого существуют в мире? Какие компоненты центров данных требуют «озеленения» в первую очередь?

Проблема, с которой сегодня сталкиваются ИТ-руководители практически во всем мире, заключается в том, что современный центр данных становится очень затратным хозяйством. Порой на эти затраты влияют совершенно неожиданные вещи. Например, если раньше центры данных были ориентированы на потребление относительно дешевой электроэнергии, то сейчас, когда энергоресурсы становятся все более дорогими, остро встает вопрос о переориентации на более экологически чистые, «зеленые» технологии. Предприятия стремятся к тому, чтобы потреблять меньше природных ресурсов и электроэнергии.

С подобной проблемой увеличения стоимости энергоресурсов постоянно приходится сталкиваться в Европе, и особенно в Америке. Компания Sun уделяет ей пристальное внимание. Например, в Голландии мы создали центр данных, в котором применили новые технологии — обновили технические ресурсы и снизили энергопотребление на 75%. В свое время Голландия была выбрана местом размещения этого центра данных по причине наиболее благоприятной налоговой политики. Кстати, не так давно мы закрыли этот голландский центр данных и перенесли его услуги в Ирландию.

Как видите, на центры данных влияет очень много внешних факторов, и пренебрегать ими не следует. Наверное, поэтому многие корпорации задумались о снижении энергозатрат не только под давлением промышленных правил, принятых правительством, но и потому, что это является общей целью.

Что касается компонентов центров данных, то все они требуют «озеленения». Меньше всего энергии нужно компьютерам, предназначенным для выполнения каких-либо программ, но очень много энергии теряется при передаче от одного устройства к другому, расходуется на системы охлаждения и пр. Если мы снизим энергозатраты на каждом этапе, то эффект «озеленения» будет всеобщим.

Для работ по «озеленению» центров данных требуется дополнительное финансирование. Какими аргументами можно убедить бизнес-руководство в полезности этих инициатив для предприятия?

В качестве примера можно привести тот же центр данных в Голландии, где в первую очередь речь шла об уменьшении площадей, занимаемых самим центром и, как следствие, – о снижении энергозатрат на его поддержание. Этот центр данных после реорганизации занимал примерно 20% площади, которая обычно отводится под его «традиционные» аналоги. Это простое сравнение, мы приводим в беседах с финансистами, и говорит оно само за себя.

Готовясь к «озеленению», можно создать очень простую и понятную финансовую модель, учитывающую снижение и энергоресурсов, и прочих затрат. Язык, который понимают все, — это язык финансов, поэтому мы используем финансовые термины, то есть стараемся говорить в терминах ROI.

В каких странах тенденции к «озеленению» центров данных наиболее сильны и почему? Какое место в этом ряду, по вашим оценкам, занимает Россия?

В первую очередь тенденция к «озеленению» наблюдается в США, где вопрос снижения потребления электроэнергии очень актуален, а также в Европе, особенно во Франции, Англии и Германии. Среди азиатских стран тема «озеленения» популярна в Сингапуре и Японии. В Индии она менее популярна, но, я думаю, это вопрос времени.

Несколько недель назад к нам в калифорнийский офис приезжали 50 представителей России и Украины и мы с ними обсуждали современные проблемы и задачи ИТ-индустрии, а также перспективы развития их регионов. Пообщавшись с российскими коллегами, могу сказать, что в вашей стране сейчас сложилась ситуация, когда было бы глупо инвестировать средства в старые технологии, поскольку современные решения, основанные на технологиях «озеленения», в числе прочего позволяют уменьшить площади и пространство, отводимые под центры данных, и снизить энергопотребление.


Простые модели для сложных данных

КОНСТАНТИН ПОЛЯКОВ

Является ли моделирование главной проблемой BI? «Модели могут быть простыми. Главное — правильное понимание бизнеса», — утверждает Аллан Рассел, один из «крестных отцов» BI, в недавнем прошлом старший вице-президент по стратегии компании SAS. Это правильное понимание возникает только при наличии оперативного доступа к правильным и актуальным данным, а также инструментов для их быстрого экспертного анализа.

Данные — основа BI, и в большинстве случаев для получения значимых результатов достаточно просто привести их в порядок. Об этом свидетельствует повестка дня ряда мероприятий, прошедших за последнюю пару месяцев, в частности VIII ежегодная конференция группы компаний «Терн», посвященная применению технологий Business Intelligence в бизнесе, а также Data Integration Forum 2007, проведенный компанией Informatica. Анализ выступлений и последующих дискуссий показывает, что успех компании сейчас во многом зависит от наличия своевременной актуальной и качественной информации для поддержки принятия решений.

Но тут компании сталкиваются с большой проблемой, относящейся к категории болезней роста. Активно растущий бизнес, с одной стороны, нуждается в постоянной оперативной модернизации бизнес-процессов, следовательно, и их ИТ-поддержки. С другой стороны, у него, как правило, не хватает ресурсов (финансовых, временных, человеческих) для формирования фундаментальной продуманной архитектуры информационных систем. Таков удел компаний, которые вышли на уровень стабильного развития и теперь борются за доли процентов прибыли.

На этапе быстрого роста все посвящено профильной компетенции, и главный критерий в этот период — скорость. Следствием этого подхода становится фрагментарность ИТ-поддержки, когда пользователи различных бизнес-процессов применяют различные приложения, порой не совместимые даже по форматам данных. Особенно заметно это в холдинговых структурах, возникших путем финансового объединения различных, достаточно старых предприятий. В результате менеджеры со временем утрачивают интегральное представление о том, что происходит на предприятии в той сфере, за которую эти менеджеры ответственны, либо поддержка принятия решений на приемлемом уровне начинает требовать средств, величина которых не превышает эффекта, обеспечиваемого этими решениями.

У этой проблемы две составляющих. Первая: фрагментация данных, разбросанных по различным справочникам и базам данных. Она существенно повышает время поиска необходимой информации, при этом нередко результатом поиска становятся распечатки или таблицы, практически не поддающиеся быстрому анализу. Вторая проблема: объем данных, который непрерывно растет и все более затрудняет анализ в реальном времени. Итог: проактивная деятельность становится практически невозможной.

Таким образом, лекарство от болезни должно быть «бинарным»: в первую очередь необходимо обеспечить объединение данных (прежде всего, справочников из поспешно приобретенных и унаследованных систем), затем — быстрый анализ данных для принятия оперативных решений.

Как отмечалось на конференции ГК «Терн», интеграция данных является ключевой технологией при формировании единой корпоративной информационной среды. Решения в области интеграции данных, как правило, строятся на основе двух подходов (или их комбинации). Первый: интеграция посредством физического перемещения данных (извлечение, преобразование и загрузка) в корпоративное хранилище данных. Второй: сбор и интеграция данных из различных источников в режиме реального времени при помощи распределенных запросов (федерализация данных). В этом случае интеграция происходит в виртуальном режиме без физического перемещения данных. Приложения, реализующие эти подходы, как правило, весьма дороги и требуют специальных проектов внедрения. Это дополнительный аргумент для организации продуманной ИТ-поддержки бизнеса на всех этапах его развития.

Проблема быстрого анализа данных в настоящее время результативно решается с помощью различного рода информационных панелей (dashboards). «Обращение к образным презентациям объясняется тем, что человек не в состоянии продуктивно усвоить обрушившееся на него огромное количество информации и обеспечить ту скорость анализа, которая требуется для принятия решений, — считает Федор Петренко, в прошлом генеральный директор компании Columbus IT Russia. — Если руководителю высокого ранга отводится на принятие решения всего 30 секунд, то адекватная образная презентация становится незаменимой».

Однако нельзя забывать, что каждый способ визуализации имеет свою строго ограниченную область применения. Хочется надеяться, что никогда в кассовом ордере мы не увидим «светофор», по которому будем определять величину потраченной суммы.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями