Уроки перемен

Джон П. Коттер. Впереди перемен. М.: Олимп-Бизнес, 2007. 256 с.
Дэн С. Коэн. Суть перемен: путеводитель. М.: Олимп-Бизнес, 2007. 320 с.

 Перемены стали повседневной реальностью современного бизнеса: рыночные изменения происходят постоянно и предприятия вынуждены к ним приспосабливаться. По мере того как растет роль информационных технологий в бизнесе современного предприятия, ИТ-руководитель все чаще становится активным участником перемен: от его позиции очень сильно зависит успех бизнес-проектов, в которых задействованы ИТ-специалисты. Нередко ему самому приходится становиться инициатором изменений, в частности, когда идет речь о реорганизации ИТ-процессов.

Авторы двух книг, вышедших в издательстве Гарвардской школы бизнеса и переведенных на русский язык, анализируют успехи и неудачи преобразований, осуществлявшихся в западных организациях. Профессор Гарварда Джон Коттер уверен, что в будущем выжить смогут прежде всего гибкие организации, умеющие вовремя и эффективно меняться. Он исследует восемь типичных ошибок, которые допускают руководители предприятий, реализуя проекты, предусматривающие серьезные изменения в бизнесе. Разумеется, от зоркого глаза Коттера не ускользают и факторы успеха преобразований. Большая часть книги посвящена анализу последовательности шагов, необходимых для проведения преобразований (по мнению автора, для успеха проекта исключительно важно придерживаться этой последовательности).

Дэн Коэн, глава Deloitte Consulting, большую часть своей книги также посвятил анализу этих шагов для осуществления изменений, что отнюдь не случайно: в 2002 году вышла их совместная с Коттером книга «The Heart of Change» (в русском переводе 2004 года — «Суть перемен»). Коэн выстроил новую книгу как путеводитель, четкое методическое пособие — в каждой главе, посвященной очередному этапу преобразований, приводятся цель, метод и результаты его реализации, анализируются проблемы, оценивается эффективность, даются рекомендации по улучшению процесса, а также по информированию заинтересованных лиц. Книга Коэна, очевидно, предназначается прагматикам, в ней имеется множество конкретных практических советов, а философии перемен отводится скорее вспомогательная роль.

Энциклопедия аутсорсинга

Петер Готтшальк, Ханс Солли-Сетер. ИТ-аутсорсинг: Построение взаимовыгодного сотрудничества. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 390 с.
Имеется аудиоверсия книги, вышедшая в том же издательстве, формат mp3, длительность 4 ч. 20 мин.

 По мере нарастания дефицита высококвалифицированных ИТ-специалистов и глобализации рынка ИТ-услуг аутсорсинг становится неотвратимым: предприятия все чаще заказывают услуги не только у штатных ИТ-служб, но и у многочисленных поставщиков. Как грамотно организовать ИТ-аутсорсинг? Вероятно, этот вопрос задавали себе многие ИТ-руководители.

В книге норвежских авторов собрано практически все, что может быть полезно при организации аутсорсинга. В ней дается определение основных понятий, рассматриваются преимущества и недостатки ИТ-аутсорсинга, обсуждаются теории аутсорсинга, а также альтернативные решения. Большая часть книги посвящена анализу важнейших аспектов управления ИТ-аутсорсингом, ключевым образом влияющих на его эффективность. Среди них — стратегия начального этапа использования ИТ-услуг внешних подрядчиков, последовательность шагов для перехода на аутсорсинг, особенности контрактных отношений, влияние человеческого фактора (отношений с ИТ-специалистами), организация управления процессом ИТ-аутсорсинга и пр. Что ценно, анализируются затраты, выгоды и риски этого процесса, а также приводится стратегия выхода из контракта.