Внедрение интеграционной платформы для объединения бизнес-приложений в единое информационное пространство стало для руководства «Аэрофлота» одним из важнейших стратегических ИТ-проектов...

Внедрение интеграционной платформы для объединения бизнес-приложений в единое информационное пространство стало для руководства «Аэрофлота» одним из важнейших стратегических ИТ-проектов.

Как правило, понятие «крупная территориально распределенная компания» подразумевает наличие в ее ИТ-инфраструктуре большого числа бизнес-приложений. Для приобретаемых или создаваемых по мере необходимости приложений далеко не всегда удается обеспечить необходимое взаимодействие. Имен но по этой причине задача интеграции является столь актуальной.

Сергей Кирюшин

Возраст: 42 года

Образование: Академия народного хозяйства им. Г. В. Плеханова, специальность «финансы и кредит»

Послужной список последних лет:

2003 — настоящее время ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии», заместитель генерального директора, директор департамента ИТ

2001 — 2003 ЗАО «Технический центр РТС», генеральный директор

2001 ОАО «Альфа-Банк», старший вице-президент, первый заместитель директора по ИТ

1998 — 2001 Небанковская кредитная организация «Расчетная палата РТС», председатель правления; некоммерческое партнерство «Фондовая биржа РТС», вице-президент

Не менее важна финансовая составляющая проблемы: по результатам аналитических исследований в среднем более четверти стоимости внедрения ИТ-решения тратится на обеспечение его взаимодействия с существующими в компании приложениями.

Если же говорить о внедрении инновационных решений, то здесь ситуация гораздо сложнее: на интеграцию тратится до 80% проектного бюджета. В компании «Аэрофлот» число функционирующих систем велико — ее подразделения используют около 200 бизнес-приложений, созданных разными производителями с применением разных языков программирования, их функционал и интерфейс также различаются. В результате роста парка решений информация нередко дублировалась, носила несогласованный характер, увеличивались затраты на поддержание актуальности данных и обеспечение работы информационных систем.

Между тем рынок авиаперевозок исторически тесно связан с ИТ. Более того, в данной сфере именно технологии способны обеспечить реальные конкурентные преимущества.

Несмотря на значительный рост российского рынка авиаперевозок одной из главных его тенденций становится усиливающаяся конкуренция со стороны западных авиакомпаний, которые активно наращивают свое присутствие в регионе. Немаловажным фактором является усиление требований по модернизации парка самолетов. С одной стороны, на это влияет спрос со стороны пассажиров, желающих летать в более комфортабельных условиях, с другой — требования международных органов, касающиеся шумовых показателей двигателей и пр. Наконец, существенное значение имеет и чрезвычайно высокая стоимость авиационного топлива, которая делает нерентабельной эксплуатацию самолетов, расходующих его недостаточно экономично.

Наиболее значимым «технологическим» событием для многих авиакомпаний станет планирующийся в скором времени переход на электронные пассажирские билеты. Начиная с января 2008 года Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) переходит на электронный вариант авиабилетов. Если проблема выпуска электронных билетов не будет решена в ближайшее время, российские компании окажутся изолированными от международных рынков. Прежде всего данный вопрос актуален для «Аэрофлота», который является крупнейшим международным перевозчиком в России. В информационной системе компании уже реализована возможность их создания, необходимый для этого функционал внедрен в промышленную эксплуатацию, но блокирован до окончательного решения нормативно-правовых проблем.

Помимо решения актуальных проблем, в компании постоянно идет работа над «вечными» задачами, связанными с эффективностью работы подразделений, сокращением издержек и повышением скорости обработки информации. Например, в 2004 году руководство «Аэрофлота» приняло решение интегрировать разнородные бизнес-приложения на базе системы IBM WebSphere. Внедрение интеграционной платформы относится к первой очереди глобального проекта по модернизации информационной системы компании, а также автоматизации производственных, финансовых и управленческих процессов.

Ключевое звено

Решение о внедрении интеграционной платформы было принято еще в конце 2003 года по итогам проведенного аудита ИТ. «После обсуждения результатов аудита мы пришли к выводу, что для согласования различных систем и потоков разнородной информации необходима интеграционная платформа», — говорит Сергей Кирюшин, заместитель генерального директора и директор департамента информационных технологий «Аэрофлота».

Изначально ставилась именно задача интеграции данных в едином информационном пространстве. Стратегия SOA, которая была принята чуть позже, явилась шагом вперед. Она давала дополнительные возможности, которые можно получить от интеграционной платформы в том случае, если все приложения работают в рамках определенных стандартов.

Выбирая интеграционную платформу, компания анализировала не только функциональность решений и стратегии развития продуктов их поставщиками, но и опыт их внедрения. Выбор в пользу IBM WebSphere Business Integration был сделан прежде всего потому, что имелся значительный опыт ее реализации и успешная практика работы в решениях промышленного масштаба. Не последнюю роль сыграло наличие множества адаптеров для решения IBM, позволяющих работать с различными базами данных. Это было очень важно, поскольку у «Аэрофлота» имеется большое количество унаследованных систем.

«Несмотря на появление в последнее время новых интеграционных решений, у нас есть уверенность, что IBM WebSphere является оптимальным для «Аэрофлота» продуктом, потому что он ориентирован на обработку больших объемов данных в режиме реального времени», — говорит Кирюшин.

Надо отметить, что необходимость начать интеграционный проект не определялась только лишь желанием использовать инновационные технологии — это был вопрос решения насущных проблем организации. «Перед нами стояли новые серьезные задачи, такие, как внедрение интеграционных систем», — рассказывает Кирюшин.

Построение интеграционной платформы в компании рассматривают как стратегический инфраструктурный проект. От него ожидается не конкретный экономический результат, а возможность эффективно развиваться, изменять и перенастраивать свои бизнес-процессы, подключать и при необходимости отключать внешние системы.

Дивидендами в данном случае являются устойчивая работа ИТ-архитектуры, а также внедрение и адаптация новых систем. Речь идет о способности компании приспособиться к быстро меняющейся ситуации на рынке. Другими немаловажными эффектами могут стать обеспечение непротиворечивости информации при принятии управленческих решений, а также организация надежной инфраструктуры.

Действительно, создание промежуточного слоя устраняет ряд проблем по интеграции систем и согласованию данных. Появляется возможность оптимально выстраивать процессы, ускорять проведение изменений. Но эта роль ключевого звена, через которое идет ряд критически важных для бизнеса информационных потоков, накладывает на выбор средств промежуточного слоя существенные ограничения: необходимо, чтобы это звено было сверхнадежным со всех точек зрения, поскольку любые проблемы в его работе приведут к остановке всех приложений, сопряженных с ним.

Инициатива проекта исходила от департамента ИТ, однако решение о его реализации принималось правлением компании. Поскольку решалась задача скорее инфраструктурная, основной удар принял на себя ИТ-департамент.

Не инструмент, а решение

Первоначальная стадия проекта — определение конфигурации решения, его целей и задач — несколько затянулась. «Мы много времени потратили на то, чтобы понять, какое именно конфигурационное решение нам необходимо из множества продуктов IBM WebSphere», — говорит Кирюшин. Компания хотела иметь не просто установленное программное средство, а корпоративную сеть интеграции приложений «Аэрофлота». Требовалось готовое решение, настроенное под нужды компании, а не набор инструментария.

Когда вопрос с выбором конфигурации был решен, пошла обычная проектная работа. Основная сложность заключалась в том, что проект был одним из первых в России, и опыт российской команды IBM был невелик. Тем не менее, над ним в основном работали отечественные специалисты, хотя общепринятой в мире практикой является привлечение иностранных экспертов.

Контроль над реализацией проекта должен осуществляться всегда, и, чем важнее решаемая задача, чем больше стоимость проекта, тем более жестким он должен быть, уверен Кирюшин. «В том, что касается формализации взаимоотношений, распределения ответственности и контроля за происходящим, проектная методология была построена неплохо», — считает он. В данном случае контроль выражался в постоянном мониторинге хода работ. Был сформулирован устав проекта, составлен план, определена ответственность менеджеров с обеих сторон, проходили регулярные совещания и встречи руководителей IBM и «Аэрофлота».

«К сожалению, в начале пути руководитель далеко не всегда обладает достаточной информацией. Работа зачастую ведется методом проб и ошибок. Надо четко понимать стоящую задачу, предвидеть ожидаемый результат и быть уверенным в наличии ресурсов, прежде всего в области необходимой компетенции», — предостерегает Кирюшин. В идеале команда должна иметь опыт внедрения решений данного класса.

Управляя потоками

Первым результатом проекта стал запуск информационной системы на основе нескольких приложений, и сейчас компания активно занимается ее развитием.

Посредством интеграционной платформы в настоящее время взаимодействуют три приложения, в том числе хранилище данных. Объектами интеграции с ним были выбраны две базовые системы, которые обеспечивают планирование и управление полетами, — информационно-аналитический комплекс «Центр управления полетами» и система автоматизации планово-экономической деятельности. Интеграция наиболее важных приложений с центральным хранилищем данных позволила решить целый ряд задач по информационной поддержке бизнес-процессов. Кроме того, она была важна и с точки зрения перераспределения информационных потоков. Раньше многие пользователи получали необходимую информацию непосредственно из производственной системы. Теперь же функция распространения информации с нее снимается. С помощью новой архитектуры система центра управления полетами разгружается от лишних пользователей. Данные через общую шину поступают в оперативное хранилище, где и становятся доступными. Таким образом, резко сокращается количество сотрудников, имеющих прямой доступ в производственную систему компании.

«В целом система показала свою работоспособность, хотя полученный эффект еще рано называть ощутимым с точки зрения бизнеса. Это лишь первые результаты», — подчеркивает Кирюшин.

В настоящее время производится синхронизация данных из различных справочников, поставлены задачи по синхронизации планово-экономической и производственной систем.

Важнейшая роль в развитии интеграционной платформы отводится проек ту внедрения автоматизированной системы оперативного управления производственной деятельностью, осуществляемому совместно с Российской академией наук и находящемуся в завершающей стадии. На базе этой современной системы будет работать центр управления полетами «Аэрофлота», и в ней должна отображаться вся необходимая оперативная информация. Система будет интегрирована в режиме реального времени как минимум с десятью приложениями, как внутренними, так и внешними, в том числе с системой управления техобслуживанием и ремонтами, системами наземного обслуживания пассажиров, системой бронирования и продаж и другими. Безусловно, она предъявляет высочайшие требования к интеграции с низшими системами. Именно поэтому огромное значение в интеграции отводится IBM WebSphere. Все необходимые интерфейсы, выполненные с помощью WebSphere, будут объединены в единый работоспособный комплекс, который планируется запустить в середине года.

До сих пор интеграционная платформа была скорее инвестицией в будущее, и подключение к ней системы управления полетами вместе с десятком необходимых для ее деятельности приложений станет первым действительно серьезным с точки зрения бизнеса проектом с использованием WebSphere.

«Той гибкости, которую должна давать концепция SOA, мы еще не достигли. Тем не менее интеграционный слой начинает оказывать помощь при реализации проектов», — констатирует Кирюшин.

С учетом того, что к нему подключено пока немного систем, преимущества только начинают проглядывать. С переходом на новую систему управления полетами и появлением большого числа интерфейсов они проявятся гораздо сильнее.

Кроме того, платформу IBM WebSphere предполагается активно использовать при построении ИТ-инфраструктуры и технологических процессов строящегося терминала «Шереметьево-3», где она будет использоваться для интеграции с различными внешними системами, в том числе «Аэрофлота».

Направления для развития

Оценить, в какие сроки к интеграционной платформе будут подключены все функционирующие приложения, очень трудно. «Более того, у меня нет убежденности, что к ней должны быть подключены абсолютно все приложения», — отмечает Кирюшин. Во-первых, в компании функционирует ряд локальных приложений для решения ограниченных бизнес-задач. Во-вторых, существуют системы, гораздо менее критичные с точки зрения необходимости интеграции. Их подключение будет откладываться до решения более актуальных задач.

Параллельно идет работа над надежностью системы: осуществляется переход на новую версию IBM Websphere Process Server и отказоустойчивый программно-аппаратный комплекс IBM AIX, который будет располагаться в двух территориально разнесенных информационных центрах.

На состоявшейся в конце прошлого года встрече руководства «Аэрофлота» и IBM были обсуждены вопросы сотрудничества компаний в области сервисно-ориентированной архитектуры. «В ходе этого сотрудничества мы рассчитываем выработать план конкретных действий по дальнейшему развитию SOA», — полагает Кирюшин. Также были рассмотрены и перспективы интеграции приложений компаний в рамках альянса авиаперевозчиков Sky Team.

Внедрение интеграционной платформы — далеко не единственный крупный инфраструктурный проект, реализуемый в «Аэрофлоте». Например, около года назад в компании была внедрена единая служба каталогов Microsoft Active Directory. Этот проект позволит повысить управляемость инфраструктурой, а также упростить внедрение новых и оптимизировать работу существующих приложений. В числе других ближайших задач «Аэрофлота» — расширение системы мониторинга инфраструктуры на базе Altiris, развитие процессов ITSM для оптимизации работы службы поддержки и другие проекты.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями