Рынок высоких технологий

Повод для пессимизма

Российский рынок ИТ за последний год вырос всего на 18% и составил 14 млрд. долл. Если этот рост пересчитать в рубли, окажется, что рынок практически стагнирует и его реальный рост составил около 5%, полагают аналитики LETA IT-company. Рынок крупного корпоративного сегмента достиг определенных пределов роста, а средний и малый бизнес не может себе позволить дорогие услуги системных интеграторов и вынужден ограничиваться готовыми решениями, обеспечивающими лишь малую часть их потребностей. Несмотря на снижение темпов роста, одним из самых быстрорастущих сегментов продолжает оставаться рынок информационной безопасности, который опережает рост всего рынка ИТ, и в среднесрочной перспективе этот разрыв будет только увеличиваться. В целом, согласно исследованию, объем рынка информационной безопасности равен 250 млн. долл., что составляет 1,8% от всего ИТ-рынка. Это не соответствует мировой практике, где данный сегмент занимает от 4 до 6% рынка. Кроме того, необходимо отметить существование так называемого «серого» рынка безопасности, к которому относится потребление пиратских продуктов компаниями SMB и частными пользователями. Их доля невелика, но потенциально может добавить рынку до 20%. Правда, по прогнозам аналитиков, произойдет это не скоро.

Европа — лидер по телекому

Мировой рынок телекоммуникаций в 2006 году вырос на 11,2% и достиг отметки в 3 трлн. долл. По прогнозу Ассоциации телекоммуникационной индустрии, в ближайшие несколько лет рост рынка сохранится, и к 2010 году его объем увеличится до 4,3 трлн. долл. При этом рынок США вырос на 9,3%, (оборот компаний телекома составил 923 млрд. долл.), а страны Ближнего Востока и Африки показали наиболее бурное развитие — 21,6%. Тем не менее, лидером стал европейский рынок, объем которого превысил рубеж в 1 трлн. долл. По данным iKS-Consulting, российский рынок телекоммуникаций в 2006 году составил 30,4 млрд. долл., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 22%.

Растут, но слабо

Продажи серверов в третьем квартале 2006 года в регионе ЕМЕА показали положительную динамику как в натуральном, так и в финансовом выражении. По данным IDC, финансовый рост по сравнению с прошлогодним показателем составил 5%, а сам рынок достиг 4 млрд. долл. В натуральном же выражении рост поставок серверов составил всего 1%. При этом наибольший рост наблюдается в Западной Европе. В Центральной и Восточной Европе, до сих пор показывавших неослабевающее развитие, продажи пусть и незначительно, но снизились (сокращение составляет 1 млн. долл.), несмотря на 9-процентный рост поставок

Глобальные перспективы

В 2006 году мировой рынок ИТ составил 1,16 трлн. долл., констатирует IDC. По прогнозам аналитиков, в ближайшие годы его рост будет колебаться возле отметки 6%, и к 2010 году рынок достигнет 1,48 трлн. долл. Расходы на ПО будут расти в среднем на 7,7% в год — быстрее рынка. Наиболее крупными секторами в плане инвестиций станут дискретное производство, услуги и государственный сектор. По темпам роста весьма перспективен сектор телекоммуникаций. Инвестиции компаний в аппаратное обеспечение начнут восстанавливаться после наблюдавшегося спада. Рынок ИТ-услуг будет расти практически вместе с общим рынком ИТ, на уровне 5,8% в год.

Гиганты получат больше

Рынок бизнес-аналитики (BI) в регионе ЕМЕА в 2007 вырастет на 10% и достигнет 1,5 млрд. евро. В период до 2010 года аналитики Gartner ожидают среднегодовой рост на уровне 9,7%. Таким образом, к концу десятилетия рынок BI составит 1,9 млрд. евро. Хотя рынок и растет, конкуренция на нем ужесточается. Главным образом это происходит из-за наращивания усилий крупных вендоров (Oracle, SAP и Microsoft). Прибыль от BI-платформ этих крупных поставщиков будет увеличиваться в три раза быстрее, чем у остальных игроков, полагают аналитики. Напомним, что по опросу ИТ-директоров, проведенному Gartner, именно бизнес-аналитика является главным приоритетом в 2007 году. Компании осуществили значительные инвестиции в ERP-системы и теперь пытаются использовать на благо бизнеса накопленный объем ценной информации. Критически важным для общего успеха BI является обучение пользователей: преимущества этой технологии очевидны для руководства, но пока не для рядовых сотрудников.

ИТ-бюджеты

Интеграция и безопасность — главные приоритеты

Ожидания относительно ИТ-бюджетов продолжают падать. Согласно опросу, проведенному Goldman Sachs, 27% ИТ-директоров компаний из списка Fortune 1000 сказали, что их ИТ-бюджет «находится под прессингом» и падает относительно ожидаемой прибыли. Почти две трети считают, что рост их ИТ-бюджета совпадает с общим ростом бизнеса. В среднем бюджеты вырастут на 6—7% относительно прошлого года, что несколько ниже прогнозов, сделанных в прошлом опросе. Главными приоритетами в области ИТ-инвестиций станут интеграция приложений, безопасность и сокращение издержек. Также в пятерку входят бизнес-аналитика и ERP. ИТ-инициативы, касающиеся IP-телефонии и серверной виртуализации, в десятку не попали.

Бюджет против рисков

Почти половина компаний уже в ближайшее время планирует внедрение решений для управления рисками. По данным исследования AMR Research, 46% респондентов заявили о начале пилотных проектов или планах по их проведению в течение 1-2 лет. Во многих отраслях основные риски имеют внешнее происхождение, поэтому акцент делается именно на них. Наиболее распространенными объектами становятся цепочки поставок и отношения с компаниями-партнерами. По результатам опроса именно срыв поставок является главным фактором риска для 28% фирм. Треть компаний имеет отдельный бюджет для управления рисками в цепочке поставок, а 54% заявили об увеличении бюджета на управление рисками, причем средний прирост бюджетов по сравнению с прошлым годом составил 17%.

Управление

Биография как угроза

Под ИТ-безопасностью чаще всего по-нимают защиту от внешних угроз. Однако защита от действий сотрудников, в том числе превентивная, не менее важна, поскольку они имеют доступ к системам хранения, электронной почте, персональной и прочей информации. Компании, тщательно проверяющие биографии кандидатов при приеме на работу, говорят, что от 7 до 12% кандидатов отбраковываются. В качестве причин выступают как серьезные уголовные истории, так и относительно безобидные: подделка документов или плохая кредитная история. По данным агентства Taleo Research, 19% компаний считают методы проверки биографий кандидатов очень эффективными. Они заявляют о существенном снижении случаев мошенничества и утечки кадров. Тем не менее, две трети компаний не прибегают к проверке биографий, предпочитая для контроля действий сотрудников следящее ПО.

Либо карьера, либо удобство

У сотрудников, часто работающих в удаленном режиме, возможности для развития карьеры заметно уменьшаются или исчезают вовсе. Более 60% из 1320 менеджеров, принимавших участие в опросе компании Korn/Ferry International, считают, что у людей, поддерживающих связь с офисом дистанционно, остается меньше шансов на удачное продолжение карьеры по сравнению с работниками, которые избрали для себя традиционный путь. Руководство предприятий предпочитает лично общаться со своими подчиненными. Тем не менее, 48% респондентов рассматривают возможность организации работы в удаленном режиме на постоянной основе, а 78% считают, что сотрудники, которые трудятся удаленно, демонстрируют более высокую эффективность. По результатам опроса National Technology Readiness Survey, проводившегося школой бизнеса при университете штата Мэрилэнд и компанией Rockbridge Associates, лишь менее половины из тех, у кого имеется возможность трудиться на дому, предпочитают работать в удаленном режиме чаще чем два раза в неделю. А 14% потенциальных надомников заявили, что возможность дистанционной работы не прельщает их вовсе.

Бизнес и технологии

Интерес — растет, удовлетворенность — падает

Удовлетворенность пользователей подходом «software as a service» (SAAS) начинает падать, однако интерес компаний к такому виду ИТ-аутсорсинга по-прежнему растет. Более того, по данным исследования, проведенного Cutter Consortium, в 2007 году SAAS станет одной из доминирующих сил. Треть опрошенных ИТ-менеджеров заявили об использовании этого метода, а еще 43% планируют его использовать. Тем не менее удовлетворенность менеджеров по сравнению с прошлым годом упала с 90 до 80%. Это является настораживающим фактором как для пользователей, так и для вендоров. Компании, собирающиеся прибегнуть к SAAS, должны проанализировать свои ожидания на предмет реалистичности и оценивать возможности поставщика услуг еще до заключения контракта с ним. По результатам независимого исследования Forrester, наиболее всего в SAAS заинтересованы крупные компании. Наиболее частыми областями его применения становятся управление сотрудниками, ERP, CRM и безопасность.

Управляя персоналом

Среди компаний, внедривших автоматизированную систему управления персоналом, 40% отметили значительное повышение эффективности труда, а 27% — сокращение затрат на управление персоналом. Что характерно, 24% заявили об отсутствии каких-либо изменений. По мнению аналитиков Aberdeen Group, скорее всего это означает, что анализ эффективности внедренного решения просто не проводился. В любом случае, то, что большинство респондентов видит явные положительные сдвиги, внушает оптимизм. Среди тех, кто оценивал финансовый эффект от использования системы управления персоналом, называется очень широкий диапазон значений возврата инвестиций: от 25до 450%. При принятии решения о внедрении главными факторами являются желание оптимизировать издержки, связанные с персоналом (51%), и более гибкое планирование рабочего времени сотрудников (41%). Наиболее значимыми барьерами являются сопротивление сотрудников (48%) и ограниченный ИТ-бюджет.

Хранилища в аутсорсинге

Аналитики отмечают рост аутсорсинга процессов, связанных с управлением системами хранения данных. По данным компании TheInfoPro, около 20% организаций из списка Fortune 1000 отдают на аутсорсинг как минимум часть этих процессов. До сих пор ИТ-отделы предпочитали держать их под своим контролем, однако сейчас ситуация изменилась. Более половины финансовых компаний отдают процессы архивирования почты, треть компаний — ежедневные процессы резервного копирования. Более 15% доверяют поставщикам услуг программы по восстановлению после катаклизмов. Что касается архивирования почты, то 42% компаний уже его выполняют, а 32% планируют его внедрение в ближайшее время. Надо отметить, что 20% компаний не собираются заниматься архивированием почты.

Офшоринг подорожает

В развитие практики аутсорсинга бизнес-процессов в ближайшее время вмешается закон спроса и предложения, полагают аналитики консалтинговой компании TPI. Не секрет, что цена и качество предоставляемых услуг всегда были главными критериями принятия решения об аутсорсинге. Например, отдавая процессы в офшоринг индийскому поставщику, надо сознавать, что в среднем его персонал в течение года меняется на 15%, что может влиять на качество услуг. Более того, известны случаи, когда за год штат сотрудников поставщика полностью обновлялся.

В современных условиях технологии тесно связаны с бизнес-стратегией, поэтому, отдавая процессы на аутсорсинг, надо сознавать последствия предоставления услуг не вовремя и не должного качества. Аутсорсинговые проекты имеют большой потенциал своей ценности для заказчика. Если не уделять управлению ими должного внимания, заказчик всегда столкнется с увеличением затрат, снижением качества услуг, или проект вовсе будет провален. Более того, довольно скоро соотношение спроса и предложения увеличат стоимость офшоринга, предупреждают аналитики. Таким образом, в критерии выбора между аутсорсингом и самостоятельным управлением процессами будут внесены существенные коррективы.

Техника безопасности

Подозрительная IP-телефония

Компании с числом сотрудников до 500 более настороженно относятся к вопросам безопасности в IP-телефонии, чем в традиционной телефонии, и даже более чем в технологии Wi-Fi. Свыше 80% участников исследования, проведенного IDC, сказали, что доверяют безопасности решений, предлагаемых поставщиками средств традиционной телефонии. Отвечая на вопрос о безопасности беспроводных технологий, только 60% компаний дали положительный ответ. Что касается IP-телефонии, то более 10% опрошенных не доверяют ей настолько, что даже не планируют ее внедрение в ближайшее время. Это может быть связано с тем, что у трети опрошенных сетевая инфраструктура в течение последнего года подвергалась атакам, поставившим под сомнение ее надежность.

Языком цифр

Развитие ERP

Главными критериями выбора между внедрением ERP и интеграцией узконаправленных приложений являются функциональность, способность к интеграции и возможность развития. Хотя функциональность всегда была одним из ключевых факторов при выборе ПО (ее упоминают 68% опрошенных), в среднем компании используют лишь 43% функционала, предоставляемого ERP-системами. Тем не менее всегда наступает момент, когда компанию перестает устраивать функционал внедренной ERP-системы. В этом случае при выборе поставщика для ее расширения конкурентное преимущество специализированных систем, заключающееся в более проработанном функционале, становится даже более весомым. Однако, как показало исследование Aberdeen Group, большинство все же предпочитает приобретать решения одного производителя, справедливо полагая, что возникнет меньше проблем с интеграцией. Кроме того, общение с партнером, команда которого уже имеет представление о специфике компании, серьезно снижает риски проекта. В качестве наиболее востребованных «дополнений» к ERP выступают бизнес-аналитика (BI), CRM, управление складом (WM) и управление цепочками поставок (SCM).

Прогнозировать и управлять

Потребительский рынок становится все более динамичным. Эта динамичность вносит свой вклад в процессы оценки спроса и управления им. Сокращающийся жизненный цикл продуктов и жесткая конкуренция делает любую ошибку в управлении спросом очень значимой с финансовой точки зрения. Компаниям необходимы новые технологии, которые могут быть увязаны с управлением изменчивыми цепочками поставок. В ходе опроса, проведенного Aberdeen Group, 64% респондентов отметили, что руководство компаний просило их разработать ряд предложений по совершенствованию управления спросом. По признанию половины опрошенных, для ощущения значительных изменений в спросе на продукт им требуется более месяца. В сегодняшних условиях это попустительство дает огромные возможности более гибким конкурентам, полагают аналитики. Компании, использующие интегрированные решения для прогнозирования спроса, в три раза чаще остальных достигают высокой точности прогнозирования — более 70%.


Третья версия ITIL

Олег Седов

Объявление о выходе в свет обновленных рекомендаций библиотеки мирового опыта управления ИТ-инфраструктурой (ITIL) вызывает большой интерес ИТ-сообщества. Это вполне объяснимо: вторая версия ITIL вышла лет семь лет назад и давно нуждается в дополнениях. Поделиться своими мыслями о перспективах новой, третьей версии мы попросили председателя комитета по международным связям российского ITSM-форума (itSMF Russia) Александра Сапронова.

В чем основные отличия третьей версии ITIL от предыдущих?

Вторая версия ITIL была разработана в конце 90-х. С той поры зрелость ИТ значительно повысилась, а с появлением новых подходов в бизнесе и развитием технологий стало очевидно, что необходимо обновление ITIL. Ее старая структура, основанная на базовых темах, была заменена основным набором (ядром) книг, содержащих практические рекомендации, и дополнительным набором вспомогательных книг. В них представлена концепция соответствия ИТ требованиям бизнеса, приводящая к созданию единой экосистемы бизнеса и ИТ. Новая версия ITIL дополнена руководствами по стратегии для различных видов сорсинга (управления поставщиками услуг) и целым рядом новых понятий (в их числе, например, база знаний управления услугами, способствующая переходу от привычного сбора данных к превращению их в инструмент управления). Согласно новым рекомендациям, процесс обработки запросов следует отделить от процесса управления инцидентами и рассматривать в качестве независимого процесса.

Базовые рекомендации дополнены более детальным материалом, специфичным для отдельных отраслей промышленности. Это облегчает применение библиотеки в качестве руководства при внедрении ITSM. Предыдущая процессная модель жизненного цикла ITIL заменена моделью жизненного цикла услуг, содержащей процессы, необходимые для управления услугами на всех этапах этого цикла. Обновленная версия предназначена для широкой аудитории читателей, исполняющих различные роли на разных этапах жизненного цикла услуг. Важно понимать, что даже те, кто не входят в целевую аудиторию библиотеки, скорее всего, могут оказывать влияние на нее, и поэтому я бы настоятельно рекомендовал каждому прочесть базовый набор книг ITIL.

Какую пользу принесет переход на третью версию ITIL?

Когда проект по созданию третьей версии ITIL только начался, появились серьезные инициативы в области аутсорсинга. Этот вопрос требовал самого пристального рассмотрения, так как рекомендации ITIL в этой области отсутствовали. Другой элемент, который представлял интерес для читателей, — это возможность управлять ИТ как бизнесом: топ-менеджмент требует от ИТ-служб делового подхода и желает возврата инвестиций, вложенных в ИТ. Все это должно найти отражение в новой версии ITIL, которая к тому же будет более простой в использовании, в частности в малых организациях.

Следующая версия будет включать в себя резюме для высшего руководства, которое покажет, каким образом внедрение ITIL может повысить качество услуг. Ключевой особенностью этого документа станет наличие бизнес-примеров для ITIL, включая ROI, экономическую эффективность и метрики. Резюме сможет помочь повысить осведомленность руководства об ITIL и ее преимуществах, что позволит ИТ-руководителям заручиться поддержкой высшего руководства.

В чем причины разочарований от внедрения ITIL и как они учтены в новой версии?

В ранних версиях ITIL не было необходимого уровня детализации рекомендаций, который был бы достаточен для самостоятельного внедрения процессов управления услугами, поэтому требовалось наличие внешнего эксперта для доработки рекомендации в соответствии с особенностями конкретного предприятия. Кроме того, изначально не оговаривались финансовые цели проекта, так как не было рекомендаций по оценке его экономических показателей.

Новая версия ITIL аккумулировала в себе все эти особенности, в результате появились новые рекомендации по предоставлению и применению услуг. В частности, обсуждается использование не только инсорсинга (обеспечения услуг внутренними ресурсами компании), но и аутсорсинга, косорсинга, партнерства или мультисорсинга, аутсорсинга бизнес-процессов, предоставления услуг приложений, а также аутсорсинга процесса управления знаниями. Разумеется, приведены рекомендации по выбору правильной модели сорсинга, существенно повысился уровень детализации.

Особый упор в новой версии сделан на то, что все рекомендации ITIL гроша ломаного не будут стоить, если бизнес не понимает того, что происходит с ИТ, и не готов за это платить, поэтому очень много внимания уделено тому, как следует общаться с бизнесом. В рекомендациях заметное место отводится ключевым показателям эффективности ИТ и всему, что связано с финансовой стороной ИТ: где бизнес экономит, где получает дополнительную прибыль, где снижает риски. Примечательно, что все эти аспекты излагаются в бизнес-терминах.


Планирование и кооперация

Константин Поляков

Планирование не свойственно отечественному менталитету. Доказательством этому могут служить очереди в кассы метро первого числа каждого месяца. И все же жизнь заставляет ознакомиться с тем, что предлагают более прагматичные соседи.

Картина, наблюдаемая сквозь призму интересов западных поставщиков и их российских партнеров, свидетельствует об устойчивом спросе на усовершенствование традиционных технологий планирования, который частично удовлетворяется системами синхронного планирования и оптимизации (Advanced Planning and Scheduling, APS). В конце ноября 2006 года компания Ortems S. A. S.(вендор солидный, но, скорее всего, не лидер отрасли) при поддержке своего российского партнера «АНД Проджект» провела форум, в ходе которого познакомила представителей столичного бизнеса с опытом внедрения ее решений в этой области. Событие для московской аудитории достаточно рядовое, но именно из таких «кирпичиков» формируется отношение к той или иной инновации в регионе. В данном случае ситуацию можно охарактеризовать как «сдержанный интерес», что подтверждается популярностью термина APS в Internet: около 33 тыс. ссылок в его российской части связано с подобным решением задачи планирования, что на порядок меньше количества англоязычных ссылок (более миллиона) и на два порядка меньше числа российских ссылок, касающихся планирования вообще (порядка четырнадцати миллионов). Возможно, это свидетельствует о начальной стадии жизненного цикла этой технологии на российском рынке, но не исключено, что есть причины более серьезные, и о некоторых из них шла речь на форуме Ortems.

Возникновение понятия APS практически единодушно связывают с развитием кооперации участников рынка в рамках цепочек поставок, когда формирование добавленной ценности конечного продукта для клиента «размазано» по длинной последовательности территориально распределенных организаций и величина этой ценности чрезвычайно чувствительна к точности и продолжительности процесса планирования. Таким образом, система планирования в новых условиях должна, с одной стороны, учитывать рост числа ограничений за счет необходимости учета логистических факторов, а с другой стороны, работать быстрее, чем раньше, на тех же аппаратных мощностях.

Нельзя сказать, чтобы ранее, в рамках, например, традиционных ERP-систем, реализующих алгоритм планирования MRP II, не осуществлялся учет ресурсных ограничений. Однако традиционно используемая математика делала процесс планирования достаточно продолжительным и трудоемким. По сути для существующего портфеля заказов было необходимо многократно циклически выполнять планирование потребности в ресурсах, а также планировать загрузки мощностей для получения реализуемого плана производства. При этом, для достижения сходимости процедуры, необходимо было активное участие специалиста.

В новых условиях оказалось, что попытка учесть все ограничения приводит к практически нереальному росту числа итераций. Кроме того, организация осуществления цепочки поставок как новый объект планирования усложнила или породила новые варианты бизнес-правил, что непросто было учесть в старой технике. Например, усложнилось понятие зависимого спроса из-за необходимости учета характеристик спроса всех участников цепочки поставок. Кроме того, стало необходимо решать транспортные задачи, ранее не свойственные системам производственного планирования, и т. д. В результате возникла концепция систем APS.

Казалось бы, задача решена, но, как часто бывает в подобных ситуациях, вскоре выяснилось, что проблемы никуда не исчезают: если ранее для сходимости процесса планирования требовалось участие опытного эксперта, то теперь необходимы значительные усилия высококвалифицированных специалистов для скрупулезного описания модели цепочки поставок.

Эта деятельность также носит непрерывный характер, поскольку малейшее изменение в цепочке (текучесть кадров, партнеров, оборудования) требует немедленного отражения в модели.

В противном случае моментально будут утрачены все преимущества. Как отмечал на форуме Ortems исполнительный директор управляющей компании «Ункомтех» Андрей Писанный, «эффективность данного инструмента существенно зависит от качества модели производства и быстро падает с его уменьшением». Вообще целостность используемых данных является очень значимым фактором успеха рассматриваемой технологии, а это одна из основных проблем отечественного бизнеса.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями