В каких ситуациях предприятию следует задуматься над тем, чтобы создать собственный центр данных вместо прежней серверной комнаты? Какие принципы и правила следует взять за основу, приступив к созданию центра данных?

В каких ситуациях предприятию следует задуматься над тем, чтобы создать собственный центр данных вместо прежней серверной комнаты? Какие принципы и правила следует взять за основу, приступив к созданию центра данных?
Вот что считают эксперты.

 

Оценить бизнес-риски

Любое предприятие, когда развивает ту или иную технологию, должно постоянно оценивать риск для бизнеса и возможные потери, вызванные нарушением нормального использования данной технологии. Необходимо постоянно предпринимать усилия по снижению этих рисков до допустимых пределов.

Осознание того, что настало время комплексно подойти к обеспечению бесперебойной работы информационных систем, приходит, когда риски, связанные с остановкой (или даже нарушением работы) информационной системы становятся неприемлемыми для бизнеса. С этой точки зрения хорошо организованная и продуманная «серверная комната» в совокупности с разумной конфигурацией собственно серверного оборудования может вполне считаться полноценным центром обработки данных соответствующего масштаба.

Лучше, конечно, когда требования к центру обработки данных (ЦОД) определяют узкие специалисты, которые уже реализовали не один подобный проект, их опыт не позволит упустить важные детали. Однако усилия не должны противоречить здравому смыслу: ЦОД должен быть адекватен масштабам бизнеса, а также допустимому уровню риска, связанного с нарушением работы информационной системы. Стоимость создания и содержания такого ЦОД, разумеется, должна быть приемлемой для компании.

Сергей Дмитриев, директор управления ИТ Торгового дома «Копейка», SDmitriev@kopeyka.ru

 

Сформулировать техническое задание

Зачастую под центром данных или центром обработки данных подразумевают исключительно вычислительные комплексы, забывая о второй и немаловажной составляющей — инженерной. Ведь ЦД или ЦОД — это не только вычислительный комплекс, но и помещение, инженерные системы, системы безопасности и пр. Все эти компоненты крайне важны и сильно связаны между собой. Планирование и проектирование помещения и инженерных систем — очень ответственный момент, а в некоторых случаях еще и крайне сложный. Предпосылки к созданию собственного ЦОД могут быть разными, начиная от нехватки площадей и заканчивая требованиями по обеспечению непрерывности бизнеса. В нашей компании именно развитие бизнеса и планы по запуску отказоустойчивого вычислительного кластера подвигли на проектирование и создание полноценного ЦД. На мой взгляд, если бизнес развивается, а стабильность функционирования предприятия очень зависит от информационных систем, то создание надежного и безопасного центра данных является одной из первоочередных задач из списка мер по обеспечению непрерывности бизнеса.

Создание центра данных — это сложный проект. Идеальный вариант, — привлечь специализированную компанию, имеющую богатый опыт по созданию и эксплуатации подобных комплексов. Не всегда, однако, удается следовать этой практике. В таких ситуациях необходимо начать с разработки технического задания на проектирование серверного помещения и инженерной инфраструктуры будущего ЦД, чтобы избежать разногласий на этапе проектирования и сложностей при реализации.

Техническое задание должно содержать описание объектов вычислительного комплекса, требования по планировке помещений, а также требования ко всем разделам инженерной инфраструктуры. При этом необходимо учитывать российские стандарты и нормативные документы (ГОСТ, СНиП, ОСТН и т. п.).

В нашей компании требования к инженерной инфраструктуре, зафиксированные в ТЗ, были сгруппированы в несколько разделов: общие требования по строительству; специальные требования по защите от разрушительных воздействий; требования по системам вентиляции и кондиционирования, электроснабжения и электробезопасности, кабельным системам, пожарной безопасности, контролю доступа, видеонаблюдения, системам централизованного контроля и мониторинга.

Кроме российских стандартов мы использовали и западные. К сожалению, отечественные проектные организации не горят желанием работать по импортным стандартам, и нам пришлось перевести на русский язык несколько важных документов и включить их в ТЗ.

Глубокая проработка исходных данных позволяет избежать множества проблем и является эффективным инструментом при урегулировании споров со строителями и проектировщиками. Кроме того, необходимо тщательно выбирать производителей компонентов инженерной инфраструктуры, учитывая не только технические характеристики и стоимость, но и качество услуг, которые предоставляются в вашем городе или регионе после сдачи ЦД в промышленную эксплуатацию. В особенности эти требования актуальны для климатических систем и систем энергоснабжения — от их надежности во многом зависит стабильность работы ЦД.

Андрей Семенчук, директор департамента информационных технологий СП «Бизнес Кар», ASemenchuk@toyotabc.ru

 

Оценить ситуацию

Во многих компаниях, особенно в быстроразвивающихся, серверные комнаты наполняются оборудованием традиционным методом: при появлении новой задачи (например, внедрения новой системы) покупается новый сервер и другие компоненты. Таким образом, через три-пять лет серверная комната скорее напоминает склад оборудования, чем центр обработки данных. Дело даже не в том, что зачастую инфраструктура в нем не продуманна, а в том, что бизнес требует быстрого и экономичного решения. Со временем возможности серверной инфраструктуры начинают отставать и, как показывает мой опыт, требуют инвестиций в доработку.

В конце концов наступает момент, когда ИТ-специалисты (а иногда и владельцы бизнеса) начинают понимать, что очередной крупный проект требует полностью переоснастить серверную комнату, потому что существующие там конфигурационные единицы не соответствуют требованиям информационной системы и управляют информацией недостаточно качественно.

Вот несколько примеров. Компания очень зависит от услуг, связанных с ИТ (скажем, в моей компании 36% оборота осуществляется с помощью системы обмена информацией «Провизор»). Если сервер с этой системой станет недоступен для клиентов или его производительность окажется недостаточной, то компания начнет терять заказы и понесет убытки.

Вторая ситуация: компания наметила путь развития и определила свои потребности в области ИТ. Следует подумать, сможет ли существующая инфраструктура успешно выполнять свои функции, реализуя намеченные задачи.

Третья: начат крупный проект, затрагивающий основные бизнес-процессы компании. Весьма вероятно, что проект изменит ход выполнения некоторых операций, а значит, появятся новые требования к инфраструктуре.

Четвертая ситуация сейчас очень часто встречается и связана с централизацией управления холдинговыми структурами. Это значит, что серверная площадка будет обрабатывать операции пользователей, находящихся не только в головном офисе, но и за его пределами (в другом районе, городе, стране).

Пятая ситуация: новые требования к информационной безопасности могут привести к необходимости заменить небезопасные конфигурационные единицы.

Шестая ситуация связана с возникновением проблем в работе имеющегося оборудования — с его устареванием, увеличением объема обрабатываемой информации и т. п. Некоторые из них очень сложно объяснить топ-менеджменту. Допустим, в инфраструктуре много разнородного оборудования, которым сложно управлять, поэтому его требуется стандартизировать, чтобы снизить риски, связанные с сопровождением. Более простые ситуации: увеличение числа пользователей, развитие существующих систем и т. п.

Любое обращение в ИТ-службу, будь то запрос в Help Desk или службу поддержки бизнес-приложения, должно восприниматься как изменение текущего состояния ИТ-инфраструктуры. Управление изменениями необходимо проводить, учитывая аппаратную часть инфраструктуры. Разумеется, не следует решение каждого инцидента доводить до абсурда, спрашивая себя всякий раз: а выдержит ли это наша серверная? Анализ данного процесса позволит оперативнее реагировать на изменения, сделает более прозрачным сопровождение ИТ-инфраструктуры и в какой-то момент станет ясно, что необходимо просто принять решение о реорганизации серверной комнаты в центр обработки данных.

Что касается подходов к реорганизации серверных комнат, могу поделиться собственным опытом. Недавно в компании мы создали каталог услуг ИТ-службы. Именно с написания этого документа я предложил бы начать реорганизацию серверной комнаты. В каталоге указываются и оцениваются все необходимые ИТ-сервисы. Большинство — это бизнес-приложения. Каталог определяет требования бизнеса к качеству предоставляемых услуг (именно на основе этого документа создается SLA) и содержит множество критериев. Поняв, какие сервисы и как потребляются в компании, можно построить эффективную ИТ-инфраструктуру.

Максим Белоусов, директор по ИТ фармацевтического холдинга «Аконит», Belousov@akonit.com

 

Смотреть в будущее

Необходимость создать и поддерживать эффективное ЦОД возникает тогда, когда у предприятия появляется реальная потребность в бесперебойности, управляемости и масштабируемости, когда от ИТ-инфраструктуры зависит стабильность бизнеса в целом.

За счет применения в ЦОД разнородных систем можно, конечно, сэкономить на стоимости оборудования, однако при этом не учитывается множество непрямых затрат (в их числе потери площади, эксплуатационные затраты, расходы на увеличение мощности инфраструктуры, стоимость сервисных контрактов, время для развертывания). Приобретая комплексное решение, предприятие избавляет себя от этих проблем.

При выборе решения для построения ЦОД нужно думать не о минимизации начальных затрат, а учитывать долгосрочные перспективы его дальнейшего развития, поэтому правильное и тщательное проектирование центра обработки данных можно считать залогом успеха.

Владимир Башкиров, менеджер по продуктам семейства RimatriX5 компании Rittal, v.bashkirov@rittal.ru

 

Начать с концепции

По большому счету, центр обработки данных является увеличенной копией серверной комнаты. У них много общего: эти помещения должны быть оборудованы инженерными системами, позволяющими поддерживать непрерывность работы вычислительного оборудования предприятия, обеспечивать требуемый микроклимат и должный уровень безопасности.

В большинстве случаев под серверной комнатой на предприятии понимается отдельное помещение, оснащенное бытовым кондиционером и источником бесперебойного питания (ИБП), которые создают минимальные условия для непрерывной работы техники. Однако это годится только для небольших предприятий, бизнес-процессы которых незначительно зависят от вычислительных ресурсов и информации.

Как только бизнес-информация становится ключевым фактором работоспособности предприятия, появляется корпоративная информационная система, безопасность и работоспособность ее выходит на первый план, и от нее полностью зависит непрерывность всех бизнес-процессов. На этом этапе руководству приходится задумываться о поддержани необходимого уровня работоспособности всей системы. Это означает создание резервных серверов и дисковых массивов — и становится первым шагом к созданию своего собственного, пусть и небольшого, центра обработки данных, оснащенного, в отличие от серверной комнаты (той самой — с бытовым кондиционером и ИБП), всем спектром инженерных систем: гарантированным энергоснабжением (дизель-генераторные установки); бесперебойным энергоснабжением (ИБП); прецизионным кондиционированием; газовым пожаротушением; системой безопасности (охранно-пожарная сигнализация, контроль доступа и видеонаблюдение).

Основным принципом, которым необходимо руководствоваться при создании ЦОД, является разработка его подробного дизайн-проекта — по сути, концепции построения конкретного ЦОД, в которой отражаются все потребности ИТ-службы предприятия в вычислительной технике на данном этапе и на перспективу и в которой указаны соответствующие требования к помещению ЦОД и имеющиеся фактические ограничения.

Таким образом, при создании концепции ЦОД фиксируется текущее количество (в единицах, стойках и т. д.) серверного оборудования, его энергопотребление и тепловыделение.

Затем оцениваются темпы роста количества вычислительной техники и задается время наполнения ЦОД (например, пять лет).

После этого подбирается помещение или рассматривается возможность установки оборудования в уже имеющемся. Кроме того, оценивается энергопотребление ЦОД в целом и возможность получения необходимой мощности в энергосетях. И так далее.

В итоге получается документ, большая часть которого ляжет в основу технического задания на проектирование инженерных систем. Как показывает опыт, большинство ошибок в эксплуатации и строительстве ЦОД происходит из-за нежелания или невозможности четко и последовательно пройти данный этап.

Андрей Павлов, директор проекта DataDome, andrei.pavlov@datadome.ru

 

Экономить разумно

В первую очередь стоит определить, что подразумевается под центром данных и серверной комнатой. Если разница между ними в качестве инфраструктуры (инженерные системы, системы контроля, коммуникации и пр.), то ответ очевиден: задуматься о создании собственного центра данных стоит в тот момент, когда сбои в работе информационной системы могут принести ее владельцу убытки, превышающие сумму затрат на строительство «правильного» центра данных. Кстати, если вместо строительства собственного ЦД арендовать площадь в специализированном промышленном ЦД, стоимость решения существенно снижается.

При создании ЦД за основу следует прежде всего взять принципы резервирования и масштабирования: уже на этапе проектирования ЦД в него должны быть заложены решения, предусматривающие резервирование всех основных инженерных систем, включая электропитание, кондиционирование, внутренние сети и внешние коммуникации. Отсутствие единой точки отказа — один из самых важных показателей качества инфраструктуры.

Проектируя решения, стоит задуматься, как скоро потребуется увеличение общей производительности ЦД и его «пропускной способности» и, самое главное, во сколько обойдется модернизация. Часто, пытаясь сэкономить на начальном этапе, проектировщики ориентируются на плохо масштабируемые решения (они, разумеется, гораздо дешевле). Поначалу все выглядит просто идеально. Но наступает момент «насыщения» инфраструктуры, и выясняется, что для ее расширения требуются затраты, иногда сравнимые с первоначальными.

Еще одно важное правило — не экономить «на спичках» при строительстве. Всегда хочется потратить меньше денег, чем требуется по проекту, и вместо предусмотренных проектом устройств и конструктивных элементов закупить «почти такие же», но подешевле, а от каких-то мелких и, как представляется на первый взгляд, несущественных деталей вообще отказаться. И тогда не подходящие друг к другу детали «монтируются» с помощью «болгарки» и молотка, крепление и разводка кабелей делается на веревочках и проволочках и т. д. Опытные специалисты наверняка помнят множество историй, когда какая-нибудь проволочка становилась причиной выхода из строя очень сложной и дорогой системы. Итог: несмотря на солидные инвестиции в строительство ЦД при незначительной на фоне совокупных затрат экономии общий уровень надежности выстроенной инфраструктуры оказывается гораздо более низким, чем мог бы и должен быть по проекту и (что значительно хуже) чем требуется для владельца бизнеса.

Дмитрий Фишелев, директор по развитию бизнеса сервисных услуг компании «Инфосистемы Джет»