Логика подсказывает, что ИТ-менеджеры также должны позаботиться о своем профессиональном росте. Какое направление развития им следует выбрать?

Нет сомнений в том, что ИТ-руководители неплохо разбираются в технологиях (хотя бы на уровне базовых принципов и методик). Но всегда ли они могут с уверенностью сказать, что знают, какие из этих технологий способны принести реальную пользу для того самого предприятия, ИТ-службу которого они возглавляют, и (самое главное!) что необходимо предпринять, изменить, усовершенствовать, чтобы эти технологии принесли ощутимый эффект бизнесу: повысили его конкурентоспособность, помогли завоевать новые рынки и ниши, снизить издержки, увеличить чистую прибыль, доход, капитализацию, повысить курс акций и прочее?

Этот вопрос тесно связан с другим: уверены ли ИТ-руководители в том, что знают бизнес своего предприятия, ясно представляют себе материальные и финансовые потоки, прекрасно понимают, какие у предприятия имеются слабые места и каковы сильные стороны бизнеса?

Мой университетский приятель сейчас работает менеджером по знаниям в штаб-квартире корпорации DaimlerChrysler. В ходе нашей с ним недавней переписки он отметил интересную особенность: многие успешные и влиятельные ИТ-руководители получили бизнес-образование — экономическое, менеджерское, финансовое и пр. Иногда эти ИТ-менеджеры вовсе не имеют математического или технического диплома, нередко эти люди встают во главе ИТ-службы после того как успешно завершили на своем предприятии крупный бизнес-проект по внедрению программных инструментов управления бизнесом. Иногда диплом по бизнес-специальности получен в дополнение к математическому или техническому.

Вот характерный пример. Бывший коллега, который одно время работал в нашем издательстве системным администратором, года четыре назад решил продолжить свое профессиональное развитие в другой компании. Недавно мы встретились. Он сейчас возглавляет ИТ-отдел среднего предприятия. Без отрыва от производства получает финансовое образование — оно необходимо ему, чтобы лучше понимать бизнес и персон, которые им управляют.

В ходе разговора он высказал весьма примечательную мысль: чем больше он погружается в вопросы управления ИТ и выстраивания ИТ-службы в соответствии с требованиями бизнеса, тем менее интересными для него становятся вопросы собственно ИТ и тем более актуальной и важной задачей видится решение проблем, связанных с менеджментом и взаимодействием с ключевыми персонами предприятия. Значит ли это, что мой бывший коллега решил отдалиться от мира ИТ? Разумеется, нет  — он по-прежнему внимательно отслеживает тенденции развития различных технологий. Тем не менее в нем произошли разительные перемены: он осознал, насколько важно понимать бизнес и владеть искусством управления. Я нисколько не сомневаюсь в том, что он очень скоро станет весьма влиятельным и успешным менеджером, и я с гордостью буду вспоминать время, когда мы работали в одной компании.