Компании с большими активами долго шли к пониманию того, что хорошая система управления основными фондами предприятия дает значительную экономию средств, напрямую влияющую на итоговую строку счета прибылей и убытков...

В отличие от компьютеризированных систем управления техническим обслуживанием (Computerized Maintenance Management Systems, CMMS), являющихся более узким приложением, предназначенным для управления производственными службами и оборудованием, а также для анализа и составления отчетов в процессе эксплуатации, системы управления основными фондами (Enterprise Asset Management, EAM) охватывают более широкую область, включающую управление финансами, товарно-материальными запасами и кадрами. Но эти же функции выполняет и система управления ресурсами предприятия (Enterprise Resource Planning, ERP), поэтому при автономной работе EAM и ERP в отсутствие возможности обмена информацией возникают некоторые нестыковки. Чтобы избежать таковых, необходим союз систем EAM и ERP.

Зачем нужна интеграция?

При внедрении передовых методов управления, таких как техническое обслуживание, направленное на обеспечение надежности (Reliability-Centered Maintenance, RCM), и комплексная система обеспечения высококачественной работы оборудования (Total Productive Maintenance, TPM), операциям управления на предприятии уделяется больше внимания, чем в прошлом, и они становятся значительнее, чем функции отдела учета затрат. Однако пока эксплуатация будет оставаться изолированной в силу обособленности программного обеспечения EAM/CMMS, руководство будет ощущать отсутствие полной картины критического участка, которую должна предоставлять система ERP. Только центральная интегрированная платформа EAM/ERP дает полное представление обо всех ключевых показателях деятельности организации и позволяет полностью представить перспективу деятельности предприятия.

Такая расширенная перспектива включает не только планирование, производство, продажи, закупки, товарно-материальные запасы, финансы и кадры, но и показатели эксплуатационной технологичности и возможности совершенствования. Таким образом, эксплуатация относится к общей корпоративной стратегии. При этом ресурсы могут концентрироваться точнее, что позволяет улучшить результаты деятельности предприятия и снизить риски и стоимость.

Не имея интегрированных систем ERP/EAM/CMMS, организации с большими активами также упускают ряд преимуществ.

  • Совместное использование информации. В частности с появлением TPM проявилась тенденция выхода функций эксплуатации за пределы отделов технического обслуживания. Это происходит за счет того, что сотрудники, работающие на технологических линиях, выполняют несложные эксплуатационные задачи. По мере размывания границ между производством и эксплуатацией производительность может расти за счет распределения интеллектуальной нагрузки с учетом квалификации и планов сотрудников и централизованного учета времени.
  • Рост платежеспособности и совершенствование контроля над расходами. Интеграция систем ERP и EAM позволяет лучше контролировать процессы закупки (заключение контрактов, принятие решений, безбумажное оформление заказов, контроль над расходами) и помогает нормировать и минимизировать резерв запчастей.
  • Экономическая эффективность производства. Интегрированная система упрощает просмотр календарных планов с целью определения оптимального времени отключения оборудования, например, для выполнения профилактического обслуживания.
  • Анализ отказов оборудования. Интегрированная система облегчает учет времени простоя оборудования при анализе эффективности цепочки поставок и его влияния на качество и выполнение заказов. Можно без труда проанализировать расходы на последующий ремонт оборудования и ввод его в действие.
  • Единая система. ИТ-подразделения предпочитают выполнять более простые и экономически эффективные внедрения и модернизации и иметь единый источник поддержки интегрированной системы.
  • Увеличение производительности. Современные интегрированные системы обеспечивают более полный набор возможностей, например надежное планирование ресурсов, а для глобальных организаций — работу при наличии рассредоточенных мощностей, с разными валютами и разными языками.

Сами по себе системы ERP и CMMS/EAM больше двух десятилетий приносили значительную выгоду производителям и дистрибьюторам. Например, системы CMMS и EAM оптимизировали уровень товарно-материальных запасов на заводах и повышали производительность при снижении издержек производства за счет уменьшения времени простоя оборудования и выполнения профилактического технического обслуживания и ремонта.

С другой стороны, системы ERP сделали оперативную информацию доступной в реальном времени для специалистов разного профиля и обеспечили эффективный ввод информации одной записью. При этом после интеграции двух систем суммарная эффективность должна намного превысить эффект от применения двух отдельных систем.

Около двух лет назад канадская консалтинговая компания GFI Solutions, занимающаяся интеграцией и администрированием ИТ-бизнес-решений, реализовала интегрированную систему ERP/EAM для нефтехимической компании Interquisa Canada с годовым доходом более 500 млн. долл. «Так как более 40% сотрудников Interquisa заняты управлением активами, компания в первую очередь была заинтересована во внедрении EAM-системы, — говорит Ричард Фонтейн, вице-президент Interquisa Canada по производству. - Однако, как компания с непрерывным режимом работы, Interquisa Canada нуждалась в комплексном решении, выходящем за рамки EAM. Такое решение было необходимо для интеграции полного набора функций организации».

Через два года после того, как Interquisa начала использовать для управления бизнес-процессами интегрированные системы, оптимизация управления основными фондами не только привела к сокращению затрат, но и позволила увеличить эффективность планирования, закупок и производства при значительном росте производительности и доходности.

«И хотя во многих случаях новое программное обеспечение требует увеличения штата для ввода и координации данных, компания Interquisa превзошла намеченный уровень производительности без увеличения численности работающих, — сообщил Фонтейн. - Интеграция EAM и ERP позволила компании управлять своей бережливой эксплуатационной структурой, что было для нее весьма важно. И конечно, при наличии единой интегрированной системы никакие модернизации и модификации не будут вызывать затруднений».

Проблемы интеграции

Как же лучше всего подойти к решению проблемы интеграции? На сегодняшний день больше всего шума вокруг поставщиков лучших EAM-систем, пытающихся установить интерфейсы с ERP (иногда с использованием инструментов от третьих фирм), и вокруг игроков на рынке ERP, наращивающих свои пакеты для работ по техническому обслуживанию и ремонту. Несмотря на возможность сосуществования программного обеспечения надежных современных ERP- и EAM-систем, большинство старых наследованных систем ERP и некоторые из лучших в своей среде систем EAM не предполагают интеграции с другими пакетами программ на уровне предприятия или с точечными решениями. И, даже если поначалу интеграция покажется успешной, впоследствии могут возникнуть проблемы при попытках модернизации той или иной из ранее независимых систем.

Следовательно, самым надежным и экономически эффективным решением является интегрированный пакет ERP и EAM, отвечающий требованиям к функциональности и возможностям, принятым среди лучших игроков этого сегмента рынка. Такие интегрированные пакеты имеют модульную архитектуру с компонентами, построенными на базе отдельных сервисов. Внедрение модулей может проходить поэтапно, что позволяет компаниям сначала реализовывать основной набор функциональных возможностей, а впоследствии без проблем добавлять компоненты для удовлетворения изменяющихся потребностей бизнеса. Однако остерегайтесь недооценки проблемы технического обслуживания, не считайте ее второстепенной.

И вот почему. Во-первых, если специалисты по техническому обслуживанию и ремонту не привлекаются к выбору системы, это может привести к приобретению системы с недостаточно сильными модулями для служб эксплуатации или затруднить приобретение дополнительных модулей службой сопровождения в процессе внедрения. Далее, если внедрение модулей для служб эксплуатации слишком долго откладывается, отдел технического обслуживания тем временем может приобрести автономный пакет программ, усложнив тем самым дальнейшую интеграцию.

Одним из привлекательных последствий интеграции систем ERP/EAM является возникновение необходимости стандартизации систем, данных и практики деловых отношений в масштабах всего предприятия. Поддержка со стороны руководства и ясное представление об ожидаемой ценности интегрированной системы облегчат процесс стандартизации и гарантируют привлечение служб эксплуатации и производства, привыкших в прошлом работать более самостоятельно.

За рамками ERP и EAM

Компании с большими активами могут значительно улучшить свои итоговые экономические показатели, если пойдут дальше интеграции программного обеспечения систем ERP и EAM в направлении комплексного управления жизненным циклом. Такая концепция прорисовывалась еще во времена появления первых систем ERP и CMMS, но лишь недавно стала реальностью.

Комплексное управление жизненным циклом предполагает, что все аспекты деятельности предприятия, от эксплуатации до производства, а также службы работы с покупателями тесно завязаны друг с другом. Например, компания, которая строит новые сооружения, расширяясь или заменяя старые объекты, в процессе проектирования и определения потребностей собирает большое количество информации о своих активах и оборудовании.

Будучи интегрирована в пространстве EAM, эта информация становится бесценной при планировании закупок комплектующих для производственного оборудования, наборе и обучении персонала. По-новому взглянув на проблему, службы эксплуатации могут сделать рывок и быстро поставить новое оборудование на поток, сгладив переход. Все это влияет на удовлетворенность потребителей и их лояльность.

Чтобы сохранять конкурентоспособность, руководство должно уметь принимать деловые решения, позволяющие обеспечивать максимальную прибыль по всем трем критическим фазам жизненного цикла: клиенты, продукция, активы. Такой комплексный подход к управлению жизненным циклом требует наличия полностью интегрированной информационной системы, обеспечивающей как полное представление о предприятии, так и возможность выделения отдельных его частей и сбора по мере необходимости оперативной информации о любом процессе на предприятии.

Мэри Уидл — консультант по бизнес-решениям, IFS


Mary Wylde. Marriage of ERP and EAM/CMMS: means better business decisions. Plant Engineering Magazine


Чего ждать от интегрированных систем ERP/EAM

Компании с большими активами стремятся стать более бережливыми, прибыльными и подвижными, а интегрированные системы ERP/EAM могут обеспечить требующийся им мгновенный доступ к информации о технике и оборудовании в масштабе всего предприятия. Для того чтобы найти экономичное решение при выборе как можно лучшего программного обеспечения, необходимо провести следующие изыскания.

  • Проверить компетентность поставщика и опыт его работы в данном бизнесе.
  • Изучить мнения аналитиков о поставщике и его продукте.
  • Удостовериться в наличии у поставщика поддержки по всей вертикали производства, как со стороны эксплуатации, так и со стороны ERP.
  • Изучить контингент заказчиков, опыт производства, темп установки и благоприятные итоги. Оценить гибкость поставщика при поэтапном вводе в действие компонентов системы.
  • Навести справки о качестве поддержки, обеспечиваемой поставщиком после внедрения систем.
  • Для глобальных компаний следует убедиться, что поставщик способен обеспечить всестороннюю поддержку как в смысле функциональности (например, с учетом многовалютности и использования нескольких языков), так и в смысле международной инфраструктуры.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями