Судя по всему, решающее значение будут иметь географическая распределенность, свойственная многим средним и крупным российским предприятиям, острый дефицит квалифицированных ИТ-кадров, а также их централизация в крупных промышленных центрах. Как следствие, наибольшей популярностью будут пользоваться централизованные вычисления (их возьмут на себя центры данных компаний, соединенные с филиалами и удаленными площадками посредством выделенных каналов связи) и децентрализованные вычисления с консолидацией в центре и «черными ящиками» на местах (установленные на удаленных площадках серверы будут практически полностью закрыты от вмешательства местных сотрудников, управление серверами будет фактически осуществляться из центрального офиса).

Как результат, получат широкое развитие корпоративные центры данных и передовые технологии организации централизованных вычислений, а также инфраструктурного оснащения, позволяющие снижать совокупные издержки и риски без ущерба для эффективности. Еще одно важное следствие этих тенденций — возрастание важности телекоммуникационной инфраструктуры российских предприятий и задач, связанных с оптимизацией расходов на цифровую связь.

Смею предположить, что большинство российских предприятий окажутся сторонниками относительно консервативного подхода к организации вычислений и предпочтут апробированные решения, оставив эксперименты с самыми современными и «модными» технологиями «на совести» западных и крупных международных компаний. Это связано с тем, что при внедрении новейших технологий расходы и бизнес-риски существенно повышаются и далеко не все российские предприятия могут себе позволить дорогостоящие ИТ-проекты с сомнительным результатом для бизнеса.

Прагматический подход наверняка будет доминировать и в отношении мобильных вычислений: российские предприятия взвешенно подойдут к анализу преимуществ, издержек и рисков такой организации обработки данных и стоящего за ними взаимодействия пользователей. Впрочем, уже сейчас можно четко выделить отраслевые ниши, где мобильные вычисления нашли благодатную почву: «продажа с колес» товаров повседневного спроса, мерчендайзинг, работа на крупных складах, аудит и консалтинг различного рода.

Насколько может быть популярен аутсорсинг вычислений? Возьму на себя смелость предположить, что передача вовне критически важных для бизнеса вычислений едва ли станет очень популярной в России в ближайшее время. Во-первых, отечественные, равно как и западные, предприятия с большой осторожностью относятся к тому, чтобы доверить кому-то «на стороне» важные данные и их обработку. Во-вторых, необходимая для оказания таких услуг телекоммуникационная инфраструктура имеется далеко не везде.

Впрочем, услугам аутсорсинга, оказываемым в том или ином виде, место найдется. В частности, в крупных компаниях достаточно широко развит инсорсинг: их дочерние структуры нередко пользуются вычислительными мощностями, сосредоточенными на центральной площадке по соседству с головным офисом. Другая быстроразвивающаяся ниша аутсорсинга — хостинг Internet-сайтов и Web-приложений. Наконец, еще одна интересная зарождающаяся ниша — передача вовне вычислений в рамках аутсорсинга бизнес-процессов, как правило непрофильных, хотя и важных для бизнеса.