ИТ развиваются так быстро, что ИТ-руководителю трудно гарантировать их соответствие перспективам бизнеса. Ему нужен помощник - архитектор корпоративных систем.

ИТ развиваются так быстро, что руководитель информационной службы не в состоянии гарантировать соответствие применяемых информационных технологий направлениям развития бизнеса.Ему нужен помощник, архитектор корпоративных систем.

Место архитектора корпоративных систем должен занимать человек, технически грамотный и осведомленный в вопросах бизнеса, экстраверт, обладающий исключительными качествами, — харизматическая личность.

В 1975 году Балдев Сингх находился на пике своего профессионального мастерства — он был раллийным гонщиком. В качестве спонсоров Сингха выступали такие компании, как Volvo и Fiat.

Но во время четвертой в его карьере гонки East African Safari Rally протяженностью 3 тыс. миль, проходящей по территории Кении, Танзании и Уганды, в которой лишь 15 из 300 вышедших на старт машин достигают финиша, произошло событие, круто изменившее жизнь Сингха.

Гонщик стремительно двигался вверх по склону, вжимая в пол педаль газа. Уже почти достигнув вершины холма, прямо посередине дороги он внезапно увидел мальчика, продававшего кокосовые орехи. Сингх резко вывернул руль и вылетел с трассы.

Дороги в Восточной Африке совсем не те, что в Америке. «Съехав с проезжей части, вы сразу теряете контроль над автомобилем», — пояснил Сингх. Машину несколько раз перевернуло. Она была разбита вдребезги. И хотя Сингху удалось самостоятельно выбраться из нее, он понял, что настало время подумать о смене профессии.

Когда спустя 29 лет Сингх пришел в офис компании Motorola, Тоби Редшоу, занимающий пост вице-президента Motorola по архитектуре и стратегии развития ИТ, а также электронному бизнесу, понял, что это как раз тот специалист, который нужен ему в качестве корпоративного архитектора.

Редшоу искал человека не только обладающего глубокими техническими знаниями, но и хорошо понимающего бизнес.

А Сингх, получивший диплом инженера и специалиста в области информатики, а также степень магистра делового администрирования, идеально подходил на эту роль. Но не только этим он заслужил расположение Редшоу.

«Корпоративному архитектору всегда приходится преодолевать сопротивление, он должен сам расчищать себе дорогу, — подчеркнул Редшоу. — Изменить представление компании об ИТ-службе и ИТ-службы о бизнесе непросто. Для этого нужен человек, уже успевший сделать в своей жизни нечто экстраординарное, например, сумевший промчаться по Африке с головокружительной скоростью. Упрямый и настойчивый».

Корпоративный архитектор. Должностные обязанности

Корпоративный архитектор — это специалист, который разрабатывает замысел построения корпоративной системы, занимается ее проектированием и следит за ходом ее реализации. Концепция корпоративной архитектуры существует уже много лет, но должность корпоративного архитектора появилась относительно недавно. Она приобрела дополнительную актуальность с началом внедрения Web-служб и переходом к сервис-ориентированной архитектуре, которая позволяет использовать ИТ-компоненты сразу в нескольких приложениях. В штатном расписании корпораций GM, Procter & Gamble, Wells Fargo и крупных агентств (например, агентства Food and Drug Administration) уже нашлось место корпоративным архитекторам, и эксперты утверждают, что присутствие специалиста, который присматривал бы за всей компьютерной средой, имеет критическое значение для успешной работы как бизнеса в целом, так и ИТ-службы. «Архитектура работает должным образом только в том случае, если в компании имеются сотрудники, которые способны управлять ею», — подчеркнул директор информационной службы компании Dow Jones Билл Годфрей.

Корпоративный архитектор отвечает за то, чтобы любое решение, связанное с информационными технологиями, принималось с учетом влияния, оказываемого им на организацию в целом. Именно архитектор должен воспрепятствовать проведению инвестиций в технологию, которую в недалеком будущем предполагается заменить. Архитектор должен найти в организации общие бизнес-процессы, допускающие повторное использование сервисов, созданных ИТ-службой. К примеру, если ИТ-служба разрабатывает приложение для утверждения выдачи ипотечного кредита, работа архитектора заключается не только в том, чтобы обеспечить решение тех задач, которые ставятся основными подразделениями, но и в том, чтобы гарантировать возможность использования соответствующего программного обеспечения сотрудниками любого подразделения, привлеченного к процедуре утверждения кредита.

Говоря о должности архитектора, представляешь нечто, связанное с постройкой очередного здания, но более точной аналогией, возможно, будет градостроительство в целом. Однако в отличие от здания корпоративная ИТ-архитектура никогда не принимает завершенный вид.

Корпоративный архитектор должен мыслить обобщенно, охватывая своим взором приложения, форматы данных и аппаратные платформы, продумывая порядок взаимодействия этих трех составных частей друг с другом. Аналогичным образом градостроитель оценивает влияние процесса возведения новых зданий и их дальнейшей эксплуатации на функционирование канализационной и электрической сетей, а также на дорожное движение.

Необходимость в такого рода познаниях и способностях удачно сочетать влияние ИТ и бизнеса друг на друга — одна из причин, по которой системный архитектор или архитектор программного обеспечения, как правило, не подходят на роль корпоративного архитектора.

Системный архитектор является специалистом в конкретной узкой области, например, в вопросах развертывания приложений. В отличие от него корпоративный архитектор должен быть универсалом с глубокими знаниями прикладного программного обеспечения, данных и оборудования. «Настроить конфигурацию рабочей станции или локальной сети я могу в течение двух часов, — говорит главный архитектор компании Wells Fargo Дэн Диксон. — Но все дело в том, что архитектор не должен вдаваться в такие подробности. Прекрасно, что я оказался в нужном месте и оказал посильную помощь в решении очень сложных вопросов, однако не стоит забывать: моя работа заключается в том, чтобы осуществлять контроль в целом».

Еще одна причина, сдерживающая продвижение системных архитекторов, заключается в том, что корпоративный архитектор занимается в равной степени вопросами как ИТ, так и бизнеса. «Системный архитектор получает указание построить ИТ-систему на основе набора определенных требований, — пояснил главный архитектор компании National Electronics Warranty (NEW) Джей Джепракаш, выполняющий в своей организации еще и обязанности менеджера по интеграции. — Задача главного архитектора заключается в том, чтобы создать архитектуру ИТ на основе уже имеющейся архитектуры бизнеса».

Еще более важное значение имеет то, что корпоративный архитектор должен хорошо разбираться в бизнесе и уметь выделять повторяющиеся процессы или составные их части, как уже пояснялось ранее в примере с ипотечным кредитом.

«На должность корпоративного архитектора нужно назначать человека, обладающего таким уровнем квалификации, навыками, деловой проницательностью, опытом и дисциплиной, которые обеспечили бы сбалансированность бизнеса и ИТ-архитектуры, — отметил аналитик META Group Филип Аллега. — И без того непростая задача поиска квалифицированного архитектора усложняется по мере того, как все больше компаний приступает к реализации проектов построения корпоративной архитектуры».

Большинство директоров ИТ-служб никогда прежде не пытались искать специалистов с подобным сочетанием знаний вопросов бизнеса и информационных технологий. Основные из необходимых качеств кандидаты на место корпоративного архитектора указывают в резюме, а в наличии остальных необходимо убедиться в ходе интервью. Итак, что же нужно искать?

Если с ИТ все налажено, речь о них не идет

Идеальный корпоративный архитектор обладает глубокими знаниями информационных технологий и вопросов бизнеса. Джепракаш, к примеру, имеет степени магистра информатики и магистра делового администрирования. Архитектор глобальных информационных технологий корпорации P&G Лоуренс Лэйнинг занимался управлением производственными линиями и научно-исследовательской деятельностью. Кроме того, он имеет степень доктора философии в области информатики и многолетний опыт работы в сфере информационных технологий.

«Разносторонней подготовке отводится очень важное значение, потому что архитектура определяется отнюдь не только ИТ, — пояснил главный корпоративный архитектор агентства FDA Гэри Вашингтон. — Она управляется бизнесом, а требования к бизнесу лучше всего формулируют бизнесмены». Для того чтобы разобраться в этих требованиях, архитектор должен понимать ход мыслей бизнесменов.

Для получения наглядного представления корпоративного архитектора лучше всего сравнить с переводчиком. Специалисты в области бизнеса говорят архитектору, что им нужно. Архитектор со своей стороны выстраивает ИТ-проект, который отвечает данным запросам и согласуется с общей стратегией ИТ-службы.

К примеру, агентство NEW продает гарантийные обязательства компаний Best Buy и Lowe?s и осуществляет управление ими. Каждому из поставщиков требуется своя информация, позволяющая выяснить причины обращения клиентов в сервисную службу NEW, выявить товары, которые имеют дефекты и недостатки с точки зрения потребителя, повысить качество руководств пользователя и т. д. «Одному клиенту нужна информация лишь о том, когда мы вышлем к нему специалиста для устранения неисправности, — пояснил Джепракаш. — Да и эти сведения ему достаточно получать только раз в неделю. Другой хочет регистрировать все обращения, даже если они ограничиваются выяснением номера телефона производителя. Причем ему нужно получать обновленную информацию через каждые 15 минут». Джепракаш отвечает за сбор выдвигаемых требований, их обобщение и построение системы, которая будет выдавать всем клиентам NEW информацию в запрошенном ими объеме и с нужной им периодичностью.

Все фундаментальные вопросы возникают в области данных — в сфере клиентских данных, сведений о продуктах, информации о гарантиях. Ключ к построению новой системы, способной удовлетворить любые запросы клиентов, заключается в идентификации любого из возможных компонентов данных, с тем чтобы каждый клиент мог связать их воедино способом, позволяющим классифицировать любой тип взаимодействия. «Когда вы решите эту задачу, разработка системы не будет представлять никакой сложности», — подчеркнул Джепракаш.

Конечным результатом работы архитектора является проект построения системы, но большинство архитекторов считают, что специалист подобного рода должен в первую очередь обладать знаниями технологий, а уже потом бизнеса, но не наоборот. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, если бизнес-процессы архитектор обязан лишь понимать в общих чертах, то процедуру построения приложений он должен знать досконально. Именно архитектор указывает, в какие технологии компании следует проводить инвестиции. Хорошая техническая подготовка повышает шансы на принятие верного решения. Во-вторых, архитектор должен направлять программистов, которые будут заниматься построением системы. «Не обладая глубокими техническими знаниями, вы не сможете завоевать у них авторитет», — пояснил Редшоу.

Переговоры дипломата

Корпоративные архитекторы должны быть экстравертами, от них требуется исключительная чувствительность к нуждам и мнению других людей. «Вам следует проявлять политическую смекалку, — отметил Лэйнинг. — Поскольку значение корпоративной архитектуры в краткосрочной перспективе далеко не всегда бывает очевидным, необходимо уметь продать свой опыт и способность поддерживать взаимодействие с высшим руководством».

Лэйнинг, к примеру, взял на себя довольно странную роль, убеждая директора информационной службы и других представителей руководства отклонить предложения группы сотрудников ИТ-службы. Происходило все примерно так.

Пытаясь сэкономить деньги и получить доступ к новым перспективным разработкам, руководство P&G приняло решение: половину новых продуктов создавать на основе технологий, полученных за пределами компании, — в университетах или частных исследовательских лабораториях. ИТ-служба представила приложение для управления информационным наполнением, которое позволило бы осуществлять контроль новых продуктов. Но Лэйнингу это приложение не понравилось. Он заявил, что хотя пакет и хорош для управления потоками работ, в нем нет достаточно простых средств, помогающих P&G поддерживать взаимодействие с внешними партнерами. Альтернативы у Лэйнинга не было, и он заявил, что лучше всего подождать, пока такой продукт появится. Тогда группа архитекторов и других сотрудников ИТ-службы вступила с ним в «священную войну». Лэйнинг одержал верх в этом споре, поскольку на языке, понятном руководителям бизнеса, ему удалось четко объяснить, почему использование технологии управления информационным наполнением породит осложнения (в конечном итоге от нее придется отказаться).

«Я просто предоставил правильную информацию верно выбранным людям», — пояснил Лэйнинг. Кроме того, он сумел успокоить ИТ-службу. Вместо того чтобы наслаждаться своей победой, он предложил другим членам команды попытаться совместными усилиями решить возникшие вопросы. Спустя полтора года специалисты ИТ-службы разработали приложение управления информационным наполнением, которое поддерживает как выполнение потоков работ, так и взаимодействие.

Где найти такого удивительного работника?

Подобрать человека, обладающего разносторонними знаниями и необходимыми корпоративному архитектору деловыми качествами, крайне сложно. И большинство архитекторов согласятся с тем, что с наибольшей вероятностью успех на посту корпоративного архитектора будет сопутствовать человеку, который уже имел опыт работы в этой должности. Директору информационной службы снова приходится сталкиваться с головоломкой про курицу и яйцо: открывается совершенно новая вакансия, а наилучшим кандидатом на этот пост является специалист, который ранее уже успел побывать в этой роли.

По мнению Диксона, заменой подобных навыков мог бы послужить опыт консультационной деятельности. (До перехода в компанию Wells Fargo Диксон сам исполнял обязанности консультанта.) «Консультант должен уметь очень быстро анализировать информацию и выяснять, какие задачи стоят перед бизнесом, — пояснил он. — Нужно знать, как вытянуть все вместе. На практике многие архитекторы отводят себе по большей части роль внутренних консультантов, если не считать того, что им приходится следить за правильностью реализации проектов».

Хороший архитектор должен быть лидером. Почти всегда у него в подчинении команда, в состав которой входят специалисты по различным технологиям и бизнес-процессам. Корпоративный архитектор должен уметь возглавить эту команду, а также тех сотрудников ИТ-службы, которые принимают участие в проектировании системы.

Сами корпоративные архитекторы убеждены в том, что хорошим специалистом такого рода нельзя стать — им нужно родиться. Если многими навыками для выполнения соответствующей работы можно овладеть, то два главных индикатора успеха — стремление к решению сложных задач и психический склад экстраверта — это качества, которыми человек либо обладает, либо нет. К сожалению, подобное сочетание не часто встретишь в одном лице. Обычно тот, кто решает головоломки, тяготеет к тихой кабинетной работе, а экстраверты не уделяют особого внимания деталям. «Люди, обладающие всеми необходимыми качествами, встречаются нечасто», — подчеркнул Редшоу.

«Лучший способ узнать, отвечает ли человек, с которым вы проводите собеседование, указанным требованиям, — дать ему тест, — считает Джепракаш. — Посмотрите, сможет ли он решить какую-то практическую задачу бизнеса. Она не должна быть слишком объемной, ведь на самом деле вы проверяете его подход. Попросите его пояснить архитектуру бизнеса и преобразовать ее в архитектуру данных. Пусть он проделает это еще и перед группой разных людей, а также в беседе один на один. На самом деле это всего лишь три разных способа решения одного и того же вопроса, но корпоративный архитектор должен уверенно чувствовать себя в любой ситуации».

И наконец, после того как специалист на роль корпоративного архитектора будет подобран, он должен подчиняться непосредственно директору информационной службы.

«Если бы все это не было нужно нашему директору ИТ-службы, я никогда не смог бы решать те задачи, которые решаю сегодня, — отметил Вашингтон. — Он единственный, кому удалось отвести корпоративной архитектуре одно из главных стратегических мест.

Наш успех — это результат его дальновидности».


Ben Worthen. WANTED: Enterprise Architects. CIO Magazine. March 1, 2005