Мы склонны воспринимать работу и самих себя слишком серьезно, а в результате не получаем особого удовольствия ни от того ни от другого...

Мы склонны воспринимать работу и самих себя слишком серьезно, а в результате не получаем особого удовольствия ни от того ни от другого

Когда последний раз вы веселились на работе? Если припомнился лишь обильный шведский стол, который порадовал в один из праздников 1999 года, то вам просто необходимо что-то изменить в своей жизни. А точнее, пришла пора поменять работу.

Для многих слово «работа» прочно ассоциируется с бесконечной чередой серых будней, полных боли и опасностей. Что и говорить, в давние времена каторжный труд действительно был проклятием многих людей, за исключением редких избранников судьбы. К счастью, сегодня для большинства из нас положение дел на рабочем фронте в корне изменилось.

Оглянитесь вокруг! Велика ли вероятность, что вам на голову свалится огромный булыжник? Или бешеный бык ворвется в ваш кабинет? Либо начальник решит вздернуть вас на дыбе и пытать до тех пор, пока не представите отчет за третий квартал? Почти нулевая, не так ли? Но масса людей подходит к своей работе с таким же чувством страха, какое испытывали их первобытные и средневековые предки, когда все названные угрозы были вполне реальными. И миллионы людей по-прежнему полагают, что работа ни при каких обстоятельствах не может быть развлечением. А должна быть… ну… работой.

Майк Вик считает такое отношение к работе в корне неверным. Вик является одним из владельцев шести бейсбольных команд низшей лиги, а еще он недавно написал книгу «Веселье — это хорошо» (Mike Veeck, Pete Williams. Fun is Good: How to Create Joy & Passion in Your Workplace & Career), которая прекрасно отражает как его философию, так и маркетинговую стратегию. Занимая пост президента компании Goldklang Group, которая работает с командами низшей лиги, Вик достиг, казалось бы, невозможного. Под его руководством несколько терпящих убытки бейсбольных команд стали приносить устойчивый доход в 25 млн. долл. Наряду с бейсбольным бизнесом Вик успевает проводить семинары и оказывает консультационные услуги, опять-таки делая акцент на развлечениях и веселье, которые, по его мнению, крайне благоприятствуют успеху в любых начинаниях.

Под весельем Вик подразумевает не дурашливость или дикий хохот с утра до вечера. В его понимании веселье — это особое состояние души, благодаря которому возникает чувство удовольствия буквально от всего, чем бы вы ни занимались. Формула Вика чрезвычайно проста, а вместе с тем неоспорима: если работа вас веселит, то и нравится. Следовательно, вы хорошо с ней справляетесь. И наоборот.

Ученые пока не изобрели прибора, который мог бы измерить, какой заряд веселья люди получают на работе (и от работы), но есть другие способы вычислить «температуру» офиса. Такой «лакмусовой бумажкой» является эмоциональное состояние коллектива. Если оно оставляет желать лучшего, то скорее всего люди не получают положительных эмоций и работают без души. Опрос, проведенный Meta Group в прошлом году, выявил, что для ИТ-сотрудников характерен постоянный душевный дискомфорт, при этом 72 ИТ-организаций обратили особое внимание именно на эту проблему. Обычным следствием душевного разлада на работе является стресс, всегда «расцветающий» там, где нет веселья. В недавнем исследовании, проведенном Институтом работы и семьи (Families and Work Institute), 54 опрошенных американских служащих признались, что временами чувствовали себя «подавленными» тем объемом работы, который на них обрушивается. Поневоле возникает вопрос: а умеем ли мы быть веселыми?

Мистер Важная Персона кем вы себя возомнили?

По мнению Вика, неспособность веселиться на работе — верный признак, что мы воспринимаем самих себя слишком серьезно. «Многие из нас упиваются мыслью, что занимаются чрезвычайно важным делом, — говорит Вик. — Ведь из этого следует, что мы невероятно значимые персоны». Давно замечено, что такие люди не в состоянии смеяться над собой. Более того, они с подозрением относятся к любому веселью, усматривая в нем скрытую угрозу своим амбициям и надуманному «величию». Джоэл Гудман, директор консалтинговой компании The Humor Project, которая разрабатывает методику использования юмора для повышения эффективности труда и инициативности, сравнивает его с копирующим устройством, дающим точное изображение рабочего пространства. Офис, начисто лишенный смеха и веселья, являет собой безрадостную картину. Исследования показывают, что благодаря смеху наша «иммунная система получает как бы дополнительный толчок, при этом количество гормонов стресса, таких как кортизол, снижается, а состояние органов дыхания улучшается». Иными словами, юмор повышает нашу способность справляться с неизбежными жизненными трудностями, как занятия фитнесом, только без изнурительных нагрузок и облегающей спортивной экипировки из эластана.

Вик и Гудман считают отсутствие веселья и смеха на рабочем месте тревожным знаком. Вика всегда поражало огромное число людей, изо дня в день выполняющих работу, которую они на самом деле ненавидят. «Я слышу эти сетования постоянно, — говорит Вик. — Интересно другое: что мешает несчастным страдальцам найти замену нелюбимому делу?»

Кое-кто, наверное, возразит Вику. Мол, легко ему так рассуждать, развлекаясь на бейсбольных стадионах и получая за это хорошие деньги. А между тем, управление бейсбольной командой — это тоже работа, причем нелегкая. Современный бейсбол является одним из видов бизнеса в сверхконкурентном мире развлечений, где за болельщиков приходится «сражаться» с киноиндустрией, телевидением, видеоиграми и другими охотниками занять наше свободное время. Впрочем, бейсбол отличается от страхового бизнеса именно тем, что веселье буквально пронизывает все действо. Чем праздничнее атмосфера на стадионе, по словам Вика, тем больше люди потратят денег на еду, напитки и другие товары. И на какие только выдумки и ухищрения не идут организаторы спортивных мероприятий, сколько остроумия и фантазии здесь задействовано! К примеру, отец Вика поразил всех своим знаменитым пиротехническим «взрывающимся» табло на стадионе Old Comiskey Park, а однажды веселья ради нанял бейсболиста Эдди Гидела, карлика ростом чуть больше метра, для участия в игре команды St. Louis Browns. Число примеров можно увеличить…

«Неразумное» руководство

Хотя Вик и предлагает всем, кто застрял на нелюбимой работе, быстренько ее поменять, вряд ли этот совет удачен для людей, несущих ответственность за финансовое благополучие своих семей. Что же, в таком случае надо попытаться преобразить вашу рабочую атмосферу, сделать ее более легкой и непринужденной. Со временем веселье, как формула успеха, станет определять жизнь вашего офиса.

Начинать преобразования, по мнению психологов, следует с отказа от мысли о собственной значительности. Многим руководителям этот шаг дается очень не просто. Бизнес, в конце концов, связан с деньгами, а это само по себе серьезно. И все же в течение почти 30 лет The Humor Project помогает самым разным клиентам — от Бостонских государственных школ до General Electric, General Motors и Time Warner — находить способы привнесения юмора в рабочее пространство. Один из простейших советов, которые предлагает Гудман, — «рассеивать» чувство неудачи (колоссальный источник стресса), «празднуя» свои ошибки. Золотой стандарт создания позитивной рабочей среды, по мнению Гудмана, представляет компания Southwest Airlines, которая активно призывает и даже обязывает своих сотрудников веселиться на работе. Неслучайно Southwest приобрела не только репутацию компании, где очень приятно работать, но и достигла весьма впечатляющих результатов в бизнесе. С 1987 года, по данным отчета Министерства транспорта США, авиалиния постоянно фиксирует наименьшее число жалоб от клиентов.

Между прочим, умение развлечься вовсе не исключает серьезного отношения к делу и не лишает способности продуктивно трудиться. Веселые и жизнерадостные люди, как правило, не просто работают, а вдохновенно и творчески отдаются своему делу, вкладывая в него душу и сердце. Напротив, в офисе, где отношение к юмору не лучше, чем к насильственному поглощению компании, воцаряются уныние и стресс. И уж тогда вволю посмеются ваши конкуренты.


Megan Santosus. No Fun Of Any Kind. CIO Magazine. May 1, 2005

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями