Чтобы мыло получилось действительно душистым и мягким, необходим целый ряд правильно подобранных компонентов. А они, в свою очередь, должны присутствовать в нужном количестве на складе.

Чтобы мыло получилось действительно душистым и мягким, необходим целый ряд правильно подобранных компонентов. А они, в свою очередь, должны присутствовать в нужном количестве на складе.

Инфраструктура предприятия «Весна» состоит из трех производственных площадок, расположенных в Самаре. Каждая из них специализируется на выпуске определенных товарных категорий готовой продукции: мыла, стирального порошка, пенно-моющих и жидко-моющих средств, зубной пасты и кремов. Сбыт готовой продукции идет через обширную сеть партнеров, занимающихся мелкооптовой и розничной реализацией готовой продукции практически во всех регионах страны и ближнего зарубежья.

Парфюмерно-косметическая компания «Весна» является одним из лидеров в области разработки, производства и сбыта широкого перечня косметики, средств гигиены и товаров бытовой химии. Цель компании остается неизменной со времени ее основания: поставлять высококачественную продукцию потребителям на территории России и стран СНГ.

Основные этапы реконструкции ПКК «Весна» пришлись на 1997 и 2004 годы. Первый этап, связанный с реконструкцией производства твердого и туалетного мыла, позволил компании перейти на современные упаковочные материалы, а также внедрить овальную форму куска. В этот период «Весна» предложила потребителю широкий ассортимент качественной продукции в различных ценовых сегментах.

С 2002 года компания приступила к выпуску новых видов продукции: зубных паст и кремов. На протяжении последних лет этим направлениям здесь уделяется особое внимание. В начале 2005 года «Весна» обновила производство и расширила ассортимент средств по уходу за кожей: кремы, маски, тоники и лосьоны.

Второй этап завершен недавно — компания вновь обновила технологию производства твердого и туалетного мыла, линии фасовки. Сегодня ОАО ПКК «Весна» готова выпускать полупрозрачное глицериновое и комбинированное мыло.

Готовясь к выпуску новых продуктов, «Весна» придерживается политики самостоятельных изысканий. Одной из главных задач центра новых разработок компании является поиск и использование новых современных технологий и сырья с высокими качественными характеристиками. В компании уверены, что этот центр — один из самых крупных и современных в отрасли: он обладает профессиональной командой и оснащен передовым оборудованием, позволяющим разрабатывать конкурентоспособные продукты для различных категорий потребителей. За последние 5 лет здесь разработано и выпущено на рынок более 200 различных видов продукции.

Для эффективного управления масштабным хозяйством руководству компании требуется оперативная, качественная и объективная информация о том, что происходит на предприятии. Это и стало причиной внедрения системы Microsoft Business Solutions-Axapta. На ее основе создано единое информационное пространство предприятия.

Грамотная команда — экономия средств

Внедрением ERP-системы занималась команда, состоящая из руководителей подразделений предприятия, а также специалистов компании Columbus IT Partner Russia. Руководил проектом представитель компании Columbus, а координацию осуществлял финансовый директор предприятия «Весна». По мнению консультантов, уникальность данного проекта состоит в том, что ключевые бизнес-пользователи предприятия с самого начала самостоятельно решали значительную часть задач, связанных с разработкой функциональных модификаций, обучением пользователей, внедрением и запуском системы в эксплуатацию. Постоянное участие консультантов в проекте требовалось лишь на этапе анализа бизнес-процессов, разработки и постановки учетных процедур в компании.

Многие ключевые бизнес-пользователи компании «Весна» были вовлечены в проектные работы с полным отрывом от своей ежедневной производственной деятельности. Это обстоятельство позволило компании существенно повысить эффективность внедрения системы и подготовить высококвалифицированную команду, которая ее поддерживает и развивает.

Эффективное управление ТМЦ

Перемены на предприятии начались с оптимизации оргструктуры, выстраивания бизнес-процессов, сертификации по ISO 9001-2000, определения целей проекта — на это ушло около двух лет.

В первую очередь была поставлена задача обеспечения достоверного учета движения ТМЦ на складах, на производстве и между подразделениями.

«Необходимость эффективного управления товарно-материальными потоками обусловлена активной торгово-закупочной и производственной деятельностью компании, имеющей множество производственных площадок и складов, — поясняет Алексей Путилов, начальник управления ИТ компании «Весна». — Нам нужен надежный и гибкий инструмент для своевременного получения актуальной информации о состоянии и уровне материальных запасов предприятия, принятия точечных управленческих решений, связанных с использованием и пополнением различных видов сырья, материалов и готовой продукции». Контроль над складскими запасами призван обеспечить бесперебойность производства и отгрузки готовой продукции.

Благодаря внедрению на предприятии модуля «Логистика» руководство «Весны» получило четкую картину движения сырьевых потоков. «К числу интересных функциональных решений, осуществленных в рамках проекта, стоит отнести механизм реализации готовой продукции через сеть территориально распределенных консигнационных складов (товары на них остаются в собственности нашей компании вплоть до их реализации)», — отмечает Путилов. Посредством этого механизма в систему попадают актуальные сведение о различных видах готовой продукции, находящейся не только на центральном складе в Самаре, но и на удаленных, принадлежащих консигнаторам.

Кроме того, на предприятии реализован эффективный механизм отражения процессов передачи сырья на переработку и учета полуфабрикатов, полученных от поставщиков и изготовленных в рамках давальческой схемы. Также задействована функция полной и однозначной классификации не только всех видов сырья и материалов, но также готовой продукции и полуфабрикатов собственного изготовления.

В ходе проекта были разработаны методика и регламентные процедуры планирования закупок необходимого сырья и материалов на основании анализа текущего уровня складских запасов, сформированных планов производства и прогнозных планов продаж. Это позволило обеспечить средствами системы планирование практически всех товарно-материальных потоков предприятия.

В настоящее время все операции, связанные с ведением спецификаций всех видов готовой продукции и полуфабрикатов, а также с отпуском сырья и материалов в производство и приемкой готовой продукции на склады, осуществляются с помощью функционала информационной системы.

Средствами Microsoft Axapta реализованы механизмы, связанные с поддержкой системы контроля качества готовой продукции. В частности, у специалистов «Весны» появилась возможность настройки параметров качества по отдельным категориям номенклатуры готовой продукции. Удостоверения качества по партиям отгруженной продукции формируются автоматически.

Для интеграции системы управления предприятием с внешней системой бухгалтерского учета (отказываться от нее компания пока не собирается) разработаны и реализованы протокол и механизм обмена первичными документами.

Не так давно в компании введен в опытную эксплуатацию модуль управления отношениями с клиентами. Руководство уверено, что это позволит со временем перевести взаимодействие с заказчиками на качественно новый уровень, эффективно выстроив соответствующие бизнес-процессы и активно используя для принятия управленческих решений анализ данных о клиентах.

В опытной эксплуатации сейчас находится модуль «Казначейство», позволивший компании отказаться от бумажного оборота по оплатам и получению денежных средств.

Ближайшие шаги

Новейшие планы развития информационной системы в компании «Весна» связаны с запуском во втором квартале 2006 года уже разработанной методики сбора и распределения общепроизводственных и коммерческих затрат.

Итогом этих работ должно стать формирование полной производственной себестоимости готовой продукции и полной себестоимости реализованного товара.

Также в ближайшее время планируется запуск ранее разработанного функционала сводного планирования движения ТМЦ, что позволит компании повысить прозрачность и эффективность этого процесса, сократить складские запасы, а также обеспечить прогнозирование и моделирование для поддержки принятия управленческих решений в области логистики ТМЦ.

Кроме того, весьма активно ведутся работы по реализации в единой информационной системе компании управленческой отчетности российского и международного стандартов финансовой отчетности.

Михаил Глинников — научный редактор журнала «Мир ПК», mikeg@pcworld.ru


ПКК «Весна»

Парфюмерно-косметическая компания «Весна» специализируется на производстве туалетного мыла (в том числе полупрозрачного глицеринового и комбинированного), пеномоющих и жидких моющих средств (жидкого мыла, шампуней и гелей для душа), зубных паст, средств по уходу за кожей (среди них — кремы, маски, тоники и лосьоны) и синтетических моющих средств. Компания владеет брэндами Absolut, «Лесная ягода», «Цветы весны» и «Фрутамин» (твердое и жидкое мыло), «Капля VOX» и «Капля Ультра» (жидкие моющие средства), «Апрель» (стиральный порошок). Номенклатура готовой продукции составляет около 1000 позиций. На предприятии внедрена система менеджмента качества стандарта ИСО 9001-2000. Дистрибьюторская сеть компании охватывает практически всю территорию России (от Калининграда до Камчатки) , а также страны СНГ. В компании работает около 1500 сотрудников.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями