«Коммунальные» ИТ-услуги - это вычислительная мощность в любое время и в любом месте, но технология пока что не используется во всей полноте...

«Коммунальные» ИТ-услуги — это вычислительная мощность в любое время и в любом месте, но технология пока что не используется во всей полноте

В последние годы с инициативами под названием utility computing выступают ведущие сервисные ИТ-компании. Под услугами, продаваемые с таким именем, обычно понимаются вычислительные задачи, которые автоматически выбирают из груды взаимодействующих ресурсов (потенциально из всего Internet) исключительно то, что им нужно. Каждая задача или транзакция генерирует счета; каждый ресурс фиксирует и сохраняет счета к оплате. Вычислительная мощность становится такой же доступной, как вода и электричество. Сегодня продукты и услуги, представляемые посредством utility computing (UC, «коммунальная» модель предоставления информационных ресурсов) не способны автоматически регулировать поставки ресурсов, тем не менее они развиваются в данном направлении.

Как правило, анонс нового продукта вызывает большие потоки трафика в корпоративной сети. Часть этого трафика поддерживает маркетинговые операции, другая — техническую поддержку, оставшаяся — услугу как таковую, например управление интерактивными транзакциями. Важно, чтобы для поддержки услуги применялись соответствующие ресурсы, особенно в первые дни ее введения, но почти невозможно предугадать, какой будет пиковая нагрузка.

До настоящего времени все, что мог сделать директор информационной службы, — это обеспечивать работоспособность системы в условиях пиковой нагрузки, несмотря на затрату больших, чем требовалось, сумм, а также ожидать окончания установки и тестирования нового оборудования. Однако исполнительный вице-президент и директор информационной службы American Express Глен Сэлоу применил другой подход. Он заключил с IBM Global Services договор о приобретении систем хранения и средств обработки данных, предоставляемых через сеть в зависимости от возрастания потребности в трафике. Это не utility computing в чистом виде, так как поставка ресурсов не оценивается автоматически или по числу транзакций. Но термин все же подходит сюда, поскольку обеспечивается более тесная связь между кривыми поставок и спроса. Преимущества данной концепции очевидны: использование ресурсов становится рациональнее, а так как изменения в ресурсах производятся автоматически или, по крайней мере, данный процесс предельно автоматизирован, то сберегается управленческое время. В противоположность этому нынешняя система, где ИТ-департамент задействует и расходует большие блоки ресурсов, выглядит допотопной. Во всяком случае, на бумаге переход к utility computing кажется необходимым.

Тот же аутсорсинг?

Компании собирают нынешние системы из больших блоков ресурсов, которые впоследствии подстраивают под свои требования к функциональности. Некоторые из этих ресурсов находятся внутри сетевого экрана, некоторые — снаружи; часть из них работают под Unix, часть — под Windows; одни — это ПК, другие — Macintosh. «Представьте себе, что приложение реализовано на базе Solaris 8, — рассказывает менеджер по групповому маркетингу компании Sun Microsystems Питер Джефкок. — Процессор, на котором работает Solaris 7, вам не поможет». Он сравнивает использование UC в обычной сети с попыткой создания рынка электроэнергии, где каждый штат производил бы свой особый вид электричества.

В результате многие поставщики продают то, что может быть воспринято как «аутсорсинг utility computing», при котором они предоставляют ресурсы через Internet, удовлетворяя спрос по крайней мере полуавтоматически, возможно, через Web-страницу. Одним из достоинств таких услуг является уровень их автоматизации. Сейчас компания Mobil Travel Guide разрабатывает новую картографическую услугу Mobil Companion, которая будет поддерживать высокую степень интерактивной связи между путешественниками и такими остановочными пунктами, как отели, парки и музеи. (Например, планирующие путешествие туристы смогут приобретать билеты и делать предварительные заказы для своего маршрута несколькими нажатиями клавиши мыши). Но услуга будет обладать особой гибкостью по отношению к непредсказуемым перегрузкам. «Мне понадобилась абсолютно новая архитектура, — вспоминает директор информационной службы Sun Microsystems Пол Меркурио. — Но я должен был также управлять своей командой разработчиков и тратить деньги на продукт, а не на создание сети». Поэтому в октябре 2002 года Меркурио начал приобретать сетевые ресурсы у другого виртуального сервиса utility computing, Virtual Linux Server, также созданного IBM.

В отличие от Сэлоу из AmEx, Меркурио готов на большую зависимость от своего поставщика. У него есть опыт работы с услугами туристических заказов. Обычно туристические компании оплачивают ресурсы, не резервируя их заранее (и еще меньше, устанавливая аппаратные средства), а при помощи транзакций. Меркурио полагает, что UC будет двигаться по направлению к той же модели. «Через 10 лет нам не понадобятся администраторы баз данных, — считает он. — Каждая транзакция просто будет покупать необходимые ресурсы». Некоторые компании даже планируют полностью переключиться на модель аутсорсинга utility computing. К примеру, британская фармацевтическая компания Inpharmatica завершила участие в пилотной программе utility computing, запущенной Gateway. «Несколько лет назад мы построили суперкомпьютер с более чем 2,3 тыс. процессоров и 25 Тбайт памяти, — рассказывает Пэт Лич, директор информационной службы Inpharmatica. — Нам было очень интересно его собирать, но мы — компания, производящая медикаменты, а не специализирующаяся на ИТ. Мы бы предпочли пригласить специалистов для анализа инноваций, чем тратить время на создание компьютеров. Так как спрос превышает нашу пропускную способность, я надеюсь использовать компьютерную обработку по требованию (compute-on-demand) для расширения, а впоследствии и для замены нашего суперкомпьютера».

Доходная услуга

Природе utility computing не свойственно противопоставлять местные и внешние ресурсы; если все ресурсы взаимодействуют, транзакции никогда не должна требоваться информация о том, производится ли приобретаемая ей обработка данных внутри или снаружи. Директор информационной службы компании 7-Eleven Кейт Морроу покупает циклы обработки и ресурсы хранения данных у EDS. Тем не менее он планирует расширить данную концепцию, предложив тот же вид отношений департаментам, отделам и франчайзи 7-Eleven. Он намеревается приобретать циклы обработки и ресурсы хранения данных у EDS, использовать их для поддержки прикладных процессов, а затем продавать доступ к этим процессам внутри компании по схеме «за транзакцию». Конечный пользователь не узнает и ему неоткуда будет узнать, что он приобретает смешанный продукт. (Более того, он позволяет своей системе самой покупать себе память; он просит лишь, чтобы его сеть ежемесячно высылала ему подробный отчет о своих приобретениях. Обработку он все еще заказывает вручную, так как этот ресурс предоставляется в более дорогостоящих процессорах.)

Мысль о том, что ИТ-департамент становится центром прибыли, может показаться странной, но это неизбежно последует за переходом к utility computing. К примеру, у Gateway есть огромное число демонстрационных машин и обучающих рабочих станций, большинство из которых уже подключено к линиям Т-1. За последнее время компания соединила около 8 тыс. таких машин (используя платформу MetaProcessor от United Devices) в вышеупомянутый сервис «по требованию», способный производить 14 TFLOPS, что делает его одной из быстрейших машин в мире. (Одно из преимуществ приобретения обработки данных у компьютерных поставщиков состоит в том, что при увеличении объема памяти этот показатель производительности автоматически возрастет).

По словам исполнительного вице-президента и технического директора Gateway Боба Бернета, компания была особо заинтересована в полной неприкосновенности операций, касающихся розничной торговли. «Мы стремились к нулевому вторжению», — вспоминает он, — и они этого добились.

Локальная услуга

Одним из путей использования utility computing — учитывая несовместимость в большинстве принятых сетей — является выделение под эту задачу специального компьютера. Некоторые компании, такие как Hewlett-Packard, Inkra и Opsware, продают программное обеспечение, разделяющее компьютер на несколько взаимодействующих друг с другом сред, отслеживающее использование ресурсов по числу транзакций и в соответствии с этим формирующее счета. Если транзакции требуется, скажем, необычная операционная система, может загружаться только часть этой операционной системы, необходимая для поддержки именно этой транзакции. Компания Cognigen, осуществляющая анализ данных и консалтинг в области биотехнологий и здравоохранения, не так давно приобрела Sun Grid Engine, программное обеспечение utility computing.

По словам директора информационных систем Cognigen Дарси Фойта, эта покупка была вызвана необходимостью оптимизировать работу критически важной программы, которая неэффективно распределяла процессорное время. Программное обеспечение Grid Engine дало специалистам Cognigen возможность непрерывно следить за всеми процессорами локальной сети и получать к ним доступ. В свою очередь, это позволило им эффективнее контролировать и планировать свои задачи. «С момента внедрения, — рассказывает Фойт, — у каждого научного сотрудника высвободилось около часа рабочего времени». (Ранее это время тратилось на ожидание того, когда освободятся процессоры). Сейчас Фойт предполагает использовать Grid Engine для создания специализированной виртуальной вычислительной услуги для внешних клиентов, занимающихся биоинформатикой. «Биокомпаниям часто приходится сертифицировать свою компьютерную систему, — заявляет он, — и, возможно, сама по себе сертификация лучше всего осуществляется независимой компанией».

Преодоление препятствий

По мнению Сэлоу из AmEx, вопрос номер один для большинства директоров информационных служб будет состоять в том, какую долю контроля они потеряют, арендовав или одолжив ресурсы вместо того, чтобы ими владеть. Он также отмечает, что слегка обеспокоен, не повлияет ли в итоге поставщик UC на развитие сети компании. К примеру, система может принимать решения о поставках в пользу продуктов конкретного поставщика. Тем не менее, по его словам, с момента появления этого сервиса в марте 2001 года подобных случаев еще не было.

В некоторых компаниях перенесение поставок из инвестиций в операционные расходы также может оказаться нелегким. Для многих директоров информационных служб вопросы безопасности в связи с переносом критически важных данных на внешние машины выйдут на первый план.

Однако, по мнению Лича из Inpharma-tica, заявления о риске безопасности преувеличены. Аутсорсинг — это обычная практика. Сервисы United Devices/Gateway — всего лишь шаг в том же направлении. Он полагает, что многие компании столкнутся с проблемой выбора, стоит ли покупать дорогостоящий комплект программного обеспечения или обратиться к третьей стороне и сэкономить деньги. «Я думаю, что многие мелкие и средние компании выберут последнее и будут конкурентоспособнее, чем их более крупные и консервативные конкуренты», — говорит он.

Проблема переноса имеет вовсе не технический, а культурный и политический характер. Повсеместное введение принципа оплаты за пользование почти неизбежно разрушит установившуюся практику возвратных платежей. В большинстве организаций ИТ-служащие старались отстраниться от весьма утомительной обязанности денежных сборов.

«ИТ-служащие считают себя техническими сотрудниками, а не бизнесменами. Возвратные платежи, по их мнению, это работа бухгалтерии», — рассказывает Кевин Витейл, генеральный директор компании — производителя программных инструментов utility computing Ejasent.

Он полагает, что UC изменит ситуацию, и не только потому, что эта технология создает очень детализированные фактуры, но потому, что ИТ генерируют счета. «Директорам информационных служб придется бороться с проблемой правильности возвратов платежей, — заявляет он. — Они будут вынуждены взглянуть на ИТ-департамент как на бизнес-ресурс, а не как на то, что нужно просто сохранять в рабочем состоянии». Директор по коммунальным вычислениям в HP Ник Ван дар Цвип придерживается такой точки зрения: «ИТ-специалисты будут управлять сервисами, а не работать с проводами и коробками».

Навстречу утопии

Следует отметить, что пока используется далеко не полная версия utility computing. Со временем отношения, основанные на UC, будут заключаться не с каким-то определенным поставщиком или отдельным мэйнфреймом, а со всем Internet. Каждая частичка сети будет принадлежать огромному свободному рынку, покупая и продавая все, что пожелает. Приходя на работу, директора информационных служб будут узнавать, что их системы приобрели через eBay жесткие диски и оперативную память. Это станет потоком доходов, где за ночь ресурсы будут продаваться покупателям из других часовых поясов.

Возможно, что частично это фантазия, но эксперимент HP, когда компания внедрила свое программное обеспечение по utility computing в grid (международная поисковая сеть, специально созданная для нахождения идей в масштабных распределенных вычислениях), кажется большим шагом в этом направлении. И если это всего лишь фантазия, то, по крайней мере, она существует уже давно. Годами исследователи в области информатики предсказывали, что без такой гибкой и восходящей системы инициализации растущая сложность сетей в конечном счете потребует увеличения в геометрической прогрессии количества ресурсов и управленческого времени.

И так как усложнению сетей не видно конца, в итоге будет найден способ достижения идеальной версии utility computing.


Что ждет utility computing

Изобилие ресурсов utility computing

Utility computing — это архитектура, в которой управление сетью сокращено до простейших технических деталей. В идеале отдельные операции автоматически находят необходимые им ресурсы и платят только за количество использованных. Распределение ресурсов становится эффективнее и экономится управленческое время.

Такая модель лучше всего работала бы в среде, где ресурсы свободно трансформируются, но на данный момент это еще очень далеко от реальности. Одним из способов извлечения некоторых выгод из данной концепции является доставка услуг через Internet в зависимости от спроса. Другим — выделение под среду utility computing внутреннего механизма. Третьим — создание особой услуги, такой как системы хранения данных или Web-службы, и управление ею на основе концепции «по требованию». Независимо от способа, со временем директора информационной службы сместят акценты с аппаратных средств на упрочение положения компании на внутренних и внешних рынках.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями