Рынок высоких технологий и ИТ-услуг

Рынок BPO динамично растет

Согласно докладу AMR Research, бюджеты ИТ-услуг и аутсорсинга бизнес-процессов (Business Process Outsourcing, BPO) в компаниях в 2006 году вырастут на 5,4-7,4%. Как и раньше, предприятия приобретают услуги у поставщиков нескольких типов; ни одна категория не преобладает. Ни один класс услуг не используется более чем 35% компаний.

Значительное количество респондентов сообщили о том, что их сервисные расходы распределены поровну между малыми локальными поставщиками, глобальными поставщиками первого эшелона и поставщиками среднего уровня. Среди услуг офшорных фирм, как и раньше, наибольшим спросом пользуется разработка приложений. В дальнейшем, по мнению аналитиков, будет происходить размывание границы по ассортименту услуг между офшорными и традиционными сервисными компаниями.

Свыше 60% респондентов сообщили, что в их компаниях окончательное решение о выборе и приоритетности поставщиков услуг принимает ИТ-руководство.

Тем не менее, поскольку в среднем 53% сервисного бюджета используется для поддержки функций, не относящихся к ИТ, бизнес-руководство тоже стало играть более весомую роль в принятии таких решений.

2005 год оказался переломным с точки зрения смены основного стимула к применению аутсорсинга: если до сих пор главным было сокращение расходов, то теперь решающий фактор - потребность в изменении процессов, доступе к дополнительным ресурсам и специалистам.

Демонстрируя зрелость

Рынок решений по управлению цепочками поставок растет, что обусловлено увеличением спроса на логистические приложения, отмечает ARC Advisory Group. Ожидается, что этот рынок будет расти ближайшие пять лет в среднем на 9,2% в год. За это время рынок увеличится с 4,2 млрд. долл. до 6,6 млрд. долл.

Основную часть решений по управлению цепочками поставок составляют системы управления складом и системы управления транспортировкой. Оба этих вида испытывают жесточайший прессинг в области цен. Например, с 2001 по 2004 год средние цены на складские системы упали на 16%.

Мировой рынок решений по управлению складом на протяжении нескольких лет развивался медленно, в последний год его прирост составил 5%.

Наиболее быстрым ростом отличается сегмент малого бизнеса, который сейчас оценивается в 256 млн. долл. и к 2009 году вырастет до 342 млн. долл. В то же время рынок складских систем демонстрирует свою зрелость, постепенно снижая цены.

Сознавая возможность хорошей отдачи от относительно небольших инвестиций, мелкие компании покупают системы управления складом больше, чем когда-либо ранее.

Ситуация с решениями для управления транспортировкой еще менее приятна для производителей.

Чтобы достичь того же дохода, который они получали шесть лет назад с одного клиента, теперь вендоры должны заключить контракты в среднем с 2,5 клиента.

Рынок ИТ-услуг растет

Успешные продажи ERP-систем существенно повлияли на увеличение спроса на консультационные услуги - к такому выводу пришли аналитики IDC, исследовав ситуацию на российском рынке. Согласно данным IDC, в 2004 году затраты на ИТ-услуги в России выросли на 26,3%, в 2005 году они увеличатся еще на 25,6%, что составит более 2,3 млрд. долл. Свою долю на рынке ИТ-услуг увеличили крупные московские поставщики: во многом благодаря надежной репутации, а также поглощению мелких игроков они захватили 9 из 10 верхних позиций в рейтинге 2004 года.

Интеграция систем и развитие прикладных приложений продолжают оставаться двумя важнейшими областями услуг: в общей сложности на них приходится более 55% расходов на ИТ.

Наиболее быстрорастущей областью является аутсорсинг, хотя его доля и не будет составлять больше 15% рынка ИТ-услуг до 2008 года. Самым большим вертикальным сектором на отечественном ИТ-рынке является банковский сектор, второе место по инвестициям в ИТ занимают телекоммуникации, третье - сельское хозяйство и строительство. Вместе эти три вертикали составляют 44% расходов российских предприятий на ИТ-услуги. Рост российского рынка ИТ-услуг продолжится и в ближайшие пять лет - к 2009 году его объем прогнозируется на уровне 5,8 млрд. долл.

Техника безопасности

Угроза изнутри

Несмотря на то что организации традиционно фокусируют свое внимание на мерах по отражению внешних угроз, вызванных взрывным ростом вирусов, спама и шпионского ПО, появляется угроза корпоративной безопасности, исходящая из самой организации. Как показывает исследование IDC, обнаружение и предотвращение исходящих сообщений, нарушающих корпоративную политику, а также требования законодательства, критически важно. Этот новый сегмент рынка, названный «соответствие исходящего контента» (Оutbound Сontent Сompliance, OCC), к 2009 году увеличится до 1,9 млрд. долл.

Потребность в решениях для борьбы с распространением нежелательных для компаний сообщений постоянно растет. Рост интереса к этой области ИТ подстегнула и серия корпоративных скандалов, связанных с утечкой конфиденциальной информации и интеллектуальной собственности. Потребностям компаний отвечают решения, обеспечивающие мониторинг сообщений, фильтрацию, блокировку нежелательного контента, передаваемого как по электронной почте, так и другими путями. Таким образом, решения ОСС играют ключевую роль в обеспечении внешних требований законодательства, а также внутренних требований компании.

Технологии управления

Следите за общением

Общение с руководством - важнейший фактор для мотивации персонала и обеспечения его лояльности. Однако, как показывает исследование Hay Group, менеджмент компаний далеко не преуспевает в информировании сотрудников. Опросив 1,2 млн. человек в 400 организациях, аналитики обнаружили, что большинство респондентов оценивают уровень внутреннего общения как крайне низкий.

Исследование показало, что, сосредоточившись на увеличении оборота, руководители забывают доводить до подчиненных цели компании. Только 49% опрошенных довольны открытостью и честностью информации в своих организациях, в то время как 42% ответили, что не получают информации о состоянии бизнеса компании. Тем, как руководство компании информирует их об изменениях и причинах принятия решений, удовлетворено меньше половины респондентов. Кроме того, прослеживается явная связь между информированностью сотрудников и их лояльностью: 57% из числа тех, кто собирается оставаться в компании более двух лет, говорят, что в достаточной степени информированы об управленческих решениях со стороны менеджмента. С другой стороны, только 27% из тех, кто собрался покинуть компанию, ясно осознают перспективы ее развития.

Будущее за универсалами

Спрос на ИТ-специалистов уменьшается, а размер ИТ-департаментов значительно сокращается. Об этом свидетельствуют результаты очередного исследования Gartner. К 2010 году ИТ-подразделения в крупных и средних компаниях будут на 30% меньше по численности, чем сейчас. От 10 до 15% ИТ-сотрудников полностью оставят свою деятельность или перейдут на преподавательскую работу.

Возможно, самым большим изменением в ИТ станет замена сотрудников, специализирующихся собственно на технологиях, на универсалов, которые не только имеют познания в технологической области, но и свободно общаются с другими специалистами. Такой универсал может иметь квалификацию менеджера проекта или финансового аналитика, но способен взять на себя более широкую зону ответственности, необходимую в деятельности ИТ-отдела. Те же сотрудники, которые не будут востребованы на предприятиях, предпочтут перейти к вендорам, где продолжат применять и совершенствовать свои навыки. К 2010 году так поступят около 30% нынешних сотрудников, предсказывает Gartner.

Динамика и структура ИТ-бюджетов

В ожидании роста бюджета

В 2004 году большая часть ИТ-бюджетов - 51% - была израсходована на персонал и оборудование, говорит опрос европейских предприятий среднего и малого бизнеса, проведенный IDC. Только чуть более 20% ИТ-бюджетов было направлено в новые ИТ-проекты, что подтверждает скромные инвестиции в ИТ в этом секторе. Ожидается, что около трети предприятий существенно увеличат ИТ-бюджет этого года, причем наибольшую заинтересованность в этом высказывают финансовые и торговые компании.

В целом основными поставщиками ИТ-продуктов и услуг для мелких компаний в 2005 году должны стать системные интеграторы, однако вендоры должны учесть, что средние компании часто предпочитают прямые продажи от производителя. Основным критерием этого являются разные приоритеты в соотношении стоимости владения и качества предоставляемых услуг.

Другим рассмотренным аспектом стала недостаточная осведомленность небольших компаний об инновационных технологиях. Как и следовало ожидать, она, за редкими исключениями, прямо пропорциональна размеру компании, что связано с увеличением ее ИТ-потребностей.

Что касается аутсорсинга, то, как показал опрос, средние компании применяют его с большим энтузиазмом, нежели мелкие. Большинство компаний (54%) пользуются услугами более чем одного аутсорсера.

Таким образом, они признают опыт поставщиков услуг в своих областях. Рост ИТ-ауторсинга вызван прежде всего стремлением предприятий снизить расходы на сопровождение ИТ. Однако многие компании все еще считают стоимость аутсорсинга слишком высокой, признают в IDC.

Бизнес и технологии

К пересмотру готовы

Предприятия среднего бизнеса не только ждут от ИТ снижения операционных издержек, но и начинают понимать, что их можно использовать для более быстрого отклика на потребности рынка, утверждают в Aberdeen Group.

Операционные издержки уже снижены до минимально возможного уровня, и компании взглянули на конкурентные преимущества, которые способны дать современные технологии - системы масштаба предприятия, заменяющие наборы разрозненных решений.

Впервые увеличение прибыли, а не снижение операционных издержек предприятия стали рассматривать как ведущий бизнес-ориентир. Более того, компании готовы к полному пересмотру технологий - установленного программного обеспечения, применяемых решений, а также услуг, переданных в аутсорсинг.

Респонденты отмечают, что возврат от инвестиций в их текущие ERP-решения оказывается менее половины от ожидаемого.

Это говорит о том, что используемые решения не удовлетворяют требованиям и ожиданиям среднего бизнеса либо, возможно, предприятия не могут использовать все их преимущества.

Интеграция разрозненных бизнес-приложений - лучшая стратегия для компаний, желающих более эффективно использовать уже имеющиеся технологии. Но интегрировать бизнес-операции оказывается гораздо сложнее, чем просто состыковать существующие приложения, поэтому многие компани все-таки обращаются к интегрированным решениям масштаба предприятия. В настоящее время ERP-решения используют 26% компаний, еще 60% планируют их приобретение в течение года.

Даешь инновации?

Около полугода назад ИТ-руководители отметили повышение интереса со стороны руководства к поддержке инновационных изменений в бизнесе.

Это выражается в вопросах «Как ИТ могут помочь росту бизнеса?» и «Как можно изменить наши продукты и услуги с целью завоевания симпатий клиентов?» До этого интерес руководства концентрировался исключительно вокруг возможности снижения различных расходов.

Согласно исследованию, проведенному американским Computerworld, ситуация в этой области сложилась непростая. Дело в том, что во многих организациях ИТ не воспринимаются как средство оказания подобной поддержки. Необходимо заставить воспринять их как позитивную силу, причем с этим стоит поторопиться.

В то время как инвесторы и аналитики успели перестроить свое мышление, ИТ-службы погрязли в болоте снижения операционных издержек.

Судя по опросам руководства наиболее успешных компаний, операционной эффективности в борьбе за рынок недостаточно. Практика показывает, что на перенасыщенном рынке инвестиции в совершенствование операций уже не дают существенных конкурентных преимуществ. Причина очевидна: то же самое делают все остальные компании. Именно инновации дают возможность что-либо кардинально изменить, независимо от того, входит ли компания на рынок или является общепризнанным игроком на нем.

И тем не менее инновации окажутся бесполезными, если отсутствует корпоративная культура, подкрепленная системой мер, определяющих и поощряющих их. И уж конечно, необходим процесс, преобразующий инновационную идею в извлеченную прибыль.

Языком цифр

Шпионские страсти

Программы-шпионы являются серьезной проблемой для компьютерных пользователей. Сейчас ей уделяется много внимания, и неудивительно: опрос подписчиков, проведенный Computerworld, показал, что 79% сталкивались со шпионским ПО в течение года, а 71% сказали, что видят в нем угрозу для их организации. Наряду с тем что шпионское ПО сильно загружает службу поддержки пользователей, 84% респондентов считают, что угроза безопасности от нежелательных программ возрастает.

Хорошей новостью является то, что поставщики программного обеспечения наконец-то стали выпускать продукты, позволяющие взять проблему под контроль. Хотя эти средства относительно новы и еще совершенствуются, 41% опрошенных заявили о том, что они уже используют корпоративное антишпионское ПО. Из тех 55%, которые ответили «нет», большинство находятся в стадии выбора либо ждут «взросления» продукта.

Более половины читателей считают существующие приложения лишь «отчасти эффективными» в обнаружении, удалении и предотвращении заражения шпионским ПО. При этом средства, получившие высшие оценки по обнаружению, были отмечены как менее эффективные по двум другим функциям.

Использует ли ваша организация корпоративные антишпионские продукты?

Были ли у вашей организации в течение этого года проблемы со шпионским ПО, потребовавшие вмешательства со стороны ИТ-отдела?

Управляемость российских компаний

Олег Седов

В прошлом году компания Standard & Poor?s подготовила отчет по результатам проведенного исследования инфраструктуры корпоративного управления (Corporate Governance), имеющейся на предприятиях России. Вывод, который сделали специалисты S&P, следующий: уровень корпоративного управления сдерживается несовершенством правового регулирования. Поделиться своим мнением о том, как изменилась ситуация в этой области год спустя, мы попросили директора службы рейтингов корпоративного управления S&P Юлию Кочетыгову.

Какие тенденции влияют на уровень корпоративного управления в России?

Основные законодательные препоны, которые существовали на момент составления отчета, в значительной степени сохранились и сегодня. Речь идет о таком понятии, как раскрытие бенефициарной структуры собственности компании (структуры реального владения ею).

На данный момент российская компания может не знать своих акционеров. Это происходит потому, что российский акционер не имеет обязательства раскрывать факт владения акциями, в том числе в публичных компаниях. На Западе существует правило: если акционер прямо или косвенно консолидирует акции компании, превышающие определенный порог (обычно он устанавливается в пределах 3-10%), то он обязан проинформировать об этом либо компанию, либо регулирующие органы. Таким образом компания получает гарантию того, что при реальном образовании какой-либо структуры влияния (покупки сколько-нибудь существенного пакета) у компании будет такая информация и она сможет поведать об этом событии рынку. В России у компании таких гарантий нет. Следовательно, вполне возможно образование консолидированного пакета без ведома менеджмента компании. К сожалению, эта ситуация сохраняется. Для акционеров компании это означает, что наладить эффективный контроль сделки (следовательно, чьей-то заинтересованности), отследить ее оказывается сложно.

В минувшем году был принят ряд законодательных актов в этой области. Насколько они могут повлиять на ситуацию?

Да, позитивная динамика в законотворчестве существует, но она не затрагивает сути проблемы. Во-первых, на рынке наблюдается постепенный переход к составлению отчетности по международным стандартам. Это хорошо, поскольку отчеты по МСФО более информативны для инвесторов. Они включают в себя обязательное раскрытие полезной для инвесторов информации.

Во-вторых, Кодекс корпоративного управления, который был принят Федеральной службой по финансовым рынкам, на данный момент является рекомендательным, а не обязательным. Существуют планы с 2006 года сделать обязательным соблюдение отдельных положений Кодекса корпоративного управления для компаний, ценные бумаги которых продаются на российских биржах. Это было бы шагом вперед.

Чем раньше в крупных российских компаниях появятся эффективные структуры корпоративного управления, тем более комфортно они себя будут чувствовать в условиях усиливающейся конкуренции (и неважно, чем она вызвана - вступлением России в ВТО или «стихийным» насыщением рынка). В Россию приходит иностранный капитал, и отечественные компании попадают в условия жесткой конкуренции. Конкуренто-способность отечественных компаний в значительной степени зависит от того, насколько их корпоративные структуры способствуют повышению эффективности и ориентации на мировые рынки.

Насколько, с вашей точки зрения, уровень информатизации предприятия влияет на уровень корпоративного управления?

Скорее опосредованно. Его влияние сказывается на управляемости компании, наличии у менеджмента информации о ресурсах компании в конкретный момент и возможности воздействовать на рыночную ситуацию, эффективно используя эти ресурсы.

Косвенным образом это, безусловно, влияет и на уровень корпоративного управления, которое подразумевает эффективный внутренний аудит и контроль. Чем лучше менеджмент осведомлен о расходовании средств, тем проще наладить процедуры внутреннего контроля и аудита. Эти процедуры позволяют совету директоров и акционерам убедиться в том, что деятельность компании эффективна, нацелена на максимизацию стоимости акционерного капитала и что злоупотребления отсутствуют не только на высшем уровне, который непосредственно контролируется советом директоров, но и на других уровнях управления.

Общая картина, вероятно, такова: предприятия, стремящиеся быть конкурентоспособными, совершенствуются в нескольких направлениях, заботясь как о повышении эффективности бизнес-процессов (в том числе с помощью их дальнейшей автоматизации), так и о развитии диалога с инвесторами.

Во всех этих начинаниях есть место для ИТ.