В настоящее время идет стремительное превращение информационных технологий в некое подобие коммунальных услуг: большая часть вычислительных мощностей предприятий сосредотачивается на площадках поставщиков широкого спектра услуг аутсорсинга.

В настоящее время идет стремительное превращение информационных технологий в некое подобие коммунальных услуг: большая часть вычислительных мощностей предприятий сосредотачивается на площадках поставщиков широкого спектра услуг аутсорсинга.

Очень похоже на то, что ИТ повторяют тот же путь, что и прочие коммунальные услуги. Когда-то печи были в каждом доме, затем в большинстве городов и поселков появились системы центрального отопления. Когда-то в усадьбах богатых людей имелись собственные генераторы электричества, а сегодня подавляющее количество электроэнергии вырабатывают станции.

Кроме исторических аналогий прослеживаются и другие любопытные факты и тенденции. Во-первых, как показывают исследования, ИТ сами по себе не обеспечивают долговременного конкурентного преимущества, а экономический эффект от их внедрения зависит от большого числа факторов, а не только от объемов расходов на ИТ: наибольшую выгоду получают не те предприятия, которые больше тратят на ИТ, а те, которые инвестируют в них по-умному. Что характерно, уже сейчас многие руководители (в том числе ИТ-директора) склонны оценивать информационные технологии как элементы инфраструктуры, необходимые для бизнеса, но считают, что одного их наличия недостаточно для процветания компаний.

Во-вторых, предприятия стремятся избавиться от непрофильных активов (ИТ-инфраструктура — как правило, один из них). Особенно это свойственно компаниям, акции которых размещены на биржах.

В-третьих, перед предприятиями остро стоит проблема поиска квалифицированных ИТ-кадров. Она актуальна прежде всего для компаний, имеющих развитые региональные сети. Не случайно многие территориально распределенные компании предпочитают значительную часть своей инфраструктуры сосредотачивать на центральных площадках, предоставляя своим филиалам услуги доступа к вычислительным ресурсам и централизованно оказывая техническую поддержку своим бизнес-пользователям.

В-четвертых, стали притчей во языцех низкие коммуникативные навыки ИТ-персонала: специалисты, управляющие технологическими системами, шокируют бизнес-пользователей своим неумением общаться с людьми. Согласно прогнозам Gartner, в будущем в ИТ-подразделениях останутся работать те, кто может иметь дело не только с технологиями, но и с людьми; те же, кто находит язык только с ИТ, уйдут с предприятий и займут место в штате поставщиков технологий и услуг.

В-пятых, ведущие разработчики ПО буквально грезят о переходе к продаже ПО как услуги (большим подспорьем в этом деле может стать, например, архитектура SOA). «Коммунальный» доступ к приложениям — это как раз то, что им нужно.

Аналитики Gartner считают, что к 2010 году предприятия будут в большей степени опираться на вычислительные услуги, предоставляемые посредством сетей, а не на внутренние операции в центрах данных. Аналитики предполагают, что со временем роль ИТ-руководителя и его подразделения изменится. Ключевой областью компетенции ИТ-службы станет не поддержка бизнес-процессов (она будет передана на аутсорсинг), а их проектирование (значимость и сложность этого процесса будет только расти). Соответственно, ролью ИТ-руководителя в долгосрочной перспективе станет даже не выстраивание ИТ в соответствии с нуждами бизнеса и не управление поставщиками (поскольку возрастет предложение интегрированных услуг), а непосредственное участие в решении вопросов развития бизнеса, интеграция цепочек создания добавленной стоимости, обеспечение способности предприятия адаптироваться к изменениям (в том числе технологическим). Более того, ИТ-руководитель станет политической фигурой. Для этого ему потребуются ярко выраженные лидерские качества.