Недавно завершенный проект модернизации ИТ-поддержки бизнеса группы компаний КПД позволил существенно повысить эффективность работы предприятия...

Недавно завершенный проект модернизации ИТ-поддержки бизнеса группы компаний КПД позволил существенно повысить эффективность работы предприятия

Морозом в России трудно кого-нибудь удивить. Тем не менее примеров эффективных решений для управления промышленным холодом не так уж много - серьезные клиенты предъявляют серьезные требования. Группа компаний КПД - один из них. КПД представляет собой объединение двух предприятий - морозильного складского комплекса «КПД-Терминал» и транспортно-экспедиторской компании «КПД-Карго».

«Крупные сети быстрого питания, производители мороженого и некоторые другие предприятия нуждаются в том, чтобы хранить продукты питания в условиях высокой стабильности достаточно низких температур: отклонение на одну десятую уже считается браком. Выполнение этих условий - непростая и ресурсоемкая задача», - говорит Алексей Самойлов, генеральный директор созданной в апреле 2003 года компании «КПД Терминал».

Недавно компания прошла серьезную проверку на прочность. В тяжелые дни веерного отключения электроэнергии летом этого года в Москве склад компании превратился в большой термос. Температура воздуха в нем поднялась всего на два градуса, а температура товаров практически не изменилась.

Закономерен вопрос: что тут удивительного, ведь проблема поддержания стабильных температур - давняя, неужели в Советском Союзе не было результативных решений? Конечно, были, но созданные в те времена холодильные предприятия не были рассчитаны на работу в условиях рынка, когда требуется большая оперативность и финансовая эффективность. Нынешний клиент не будет ждать до утра, когда вновь заработает лифтовая система, без которой невозможно сформировать его заказ. Основа успеха «КПД-Терминал» - в рационально построенной складской системе, продуманном выборе оборудования и умении наладить контроль потребления ресурсов.

Алексей Самойлов, генеральный директор созданной в апреле 2003 года компании «КПД Терминал»

«КПД-Терминал» представляет собой склад ответственного хранения. Он имеет относительно небольшое количество клиентов (10-15 предприятий), между которыми делятся ресурсы двух складских помещений: одно рассчитано на 3500 паллет, в нем поддерживается температура воздуха -18?С, другое - на 9000 паллет, температура внутри него -24?С. На каждого клиента приходится от 500 до 1500 фиксированных ячеек адресного хранения. Важным для управления складом является факт наличия стеллажей «прямого доступа» для хранения широкого ассортимента товаров небольших клиентов и «набивных» стеллажей для хранения крупных партий однородного товара крупных клиентов, как правило связанных с производством продуктов питания.

Отправной точкой взаимодействия с клиентами является поступление заявки на приемку или отгрузку товаров на сутки, которые операторы вручную вводят в систему. Только с двумя клиентами уже налажен электронный документооборот. По словам начальника складского хозяйства Николая Чаркина, ассортимент хранимых товаров занимает около 1000 позиций в справочнике номенклатуры по всем клиентам, в день вводится от 70 до 100 документов, каждый из которых имеет от 10 до 20 позиций.

При приемке товара (см. схему) осуществляется контроль брака в упаковке. Приведение поклажи в приемлемое для хранения состояние является платной услугой. При этом приходится использовать ручное размещение по ячейкам. Кроме того, при поступлении очередного груза замеряется его температура и в случае расхождения с условиями договора производится дополнительная заморозка нового поступления, что также является платной услугой, поскольку требует дополнительных расходов электроэнергии. Все это приводит к необходимости последующей корректировки закупки.

Выполнение заказов на отгрузку и размещение происходит следующим образом. По территории склада перемещается складская техника, с помощью которой, в соответствии с PIC-листами (так называемые заборные листы), происходит подбор или размещение требуемого ассортимента. Качество работы любого склада во многом определяется принципами формирования этих инструкций для сотрудников, выполняющих заказ. В частности, второй по значимости после температуры показатель - срок хранения товаров. Именно он определяет выбор адресов ячеек хранения при выполнении заказа на отгрузку. В настоящее время работа по формированию PIC-листов полностью автоматизирована. Система управления складом самостоятельно, в соответствии с позициями заказа и известными характеристиками единиц хранения, формирует их и затем передает на проверку оператору.

Интересно, что сегодня для управления складом предприятие обходится без средств автоматической идентификации вроде штриховых кодов. Это, в частности, замедляет проведение выборочных инвентаризаций. Как пояснил генеральный директор «КПД-Карго» Георгий Чистяков, рост интенсивности и сложности складских операций заставляет задуматься над их использованием. Радиочастотные методы (RFID) очень привлекательны, но дороги, а вот пробное использование штрих-кодов начнется в начале 2006 года.

Коллектив предприятия невелик: около 50 сотрудников, обеспечивающих все складские операции, плюс служащие офиса. Бизнес-процессы выстроены таким образом, что параллельное исполнение разнотипных операций обычно не производится. Распорядок работы сотрудников строго расписан. По утрам происходит отгрузка московским предприятиям, далее - уборка склада и отгрузка в регионы. После обеда - прием товара. Комплектация заказов осуществляется ночью. Соответствующим образом организовано и использование информационной системы предприятия. Например, операции по учету отгрузки никогда не осуществляются вместе с операциями по учету поступлений.

Этапы автоматизации

На предприятии существует две соприкасающиеся области использования ИТ - управление и мониторинг основного оборудования, а также различного рода учет.

Георгий Чистяков, генеральный директор «КПД-Карго»,

С точки зрения поддержки производственного процесса у холодильного предприятия имеется две основные задачи - управление и мониторинг холодильных установок, а также контроль расхода электроэнергии. Складское хозяйство предприятия создавалось в два этапа, в ближайшее время планируется реализация третьего. На первом этапе был построен склад на 3500 паллето-мест с температурой -18?С. Он был укомплектован оборудованием немецкой компании BITZER. Поскольку оно закупалось тогда, когда предприятие только начинало свой бизнес, было решено сэкономить на оборудовании (и, соответственно, на программном обеспечении) для удаленного доступа и диспетчеризации. Позже стало очевидно, что это решение создало дополнительные проблемы, и при реализации второй очереди (склада на -24?С) соответствующая функциональность была развернута. В настоящее время управление и мониторинг холодильного оборудования, а также управление системой видеонаблюдения осуществляются со специально выделенного под эти задачи сервера.

Контроль энергопотребления также автоматизирован. Первоначально установленные трехфазные счетчики были заменены на счетчики «Меркурий-230», информация с которых также поступает на выделенный сервер.

Как отмечает Самойлов, в плане поддержки управленческого учета и управления складом потребностям предприятия полностью соответствует функционал информационной системы «1С: Склад», которая использовалась длительное время. Не устраивало только отсутствие в ней поддержки поячеечного хранения, которую пришлось реализовывать своими силами. Переход на новую систему - Microsoft Business Solutions-Axapta - носил вынужденный характер, так как старая система перестала справляться с растущим числом транзакций - генерация отчетов занимала неоправданно много времени. Григорий Ласкин, директор информационной службы компании, отмечает, что если бы не это обстоятельство, то эксплуатация продукции «1С» продолжалась бы, поскольку доработка бизнес-логики в Axapta - дело существенно более сложное. Проект по внедрению Axapta реализовала компания GMCS.

Аналитика - основа экономии

Управленческое звено компании активно использует ресурсы новой системы с аналитическими целями. Прежде всего, это касается проблем экономии электроэнергии - основного потребляемого ресурса. Самойлов рассказывает, что на предприятии постоянно пытаются уменьшить эту статью расходов. Например, некоторое время назад были установлены датчики движения транспорта по складу, которые включают освещение только непосредственно на участке движения. С целью проконтролировать эффективность подобного рода мероприятий Самойлов сопоставляет данные, поступающие из системы «Меркурий» (расход энергии) и Axapta (сроки и масштабы модернизаций). Сведя полученные временные ряды в единую таблицу Microsoft Excel, Самойлов получает возможность построить модель зависимости первого от второго.

Чаркин использует отчеты Axapta для анализа взаимоотношений с клиентами. С каждым из них заключается договор аренды на год, где, в частности, точно определяются адреса хранения - каждая ячейка имеет свои габариты и, следовательно, стоимость использования. К числу основных характеристик клиентов Чаркин относит своевременность платежей и качество упаковки. Как правило, он использует отчеты о количестве занятых паллето-мест, остатках в коробках и сроках хранения. На основании последнего Чаркин информирует клиентов о возможном возникновении проблем. Практически ежедневно проводятся сверки остатков по данным Axapta с данными центральных офисов клиентов. Что касается взаимодействия с бухгалтерией, то здесь Чаркин поступает достаточно традиционно - данные в натуральной форме выгружаются из системы в Excel, далее, уже в его таблицах, формируется денежное представление. Полученные данные затем вручную заносятся в «1С: Предприятие 7.7».

В контексте современных технологий

Опыт «КПД Терминал» показывает, что для предприятий такого масштаба на первом месте при выборе информационной системы стоит производительность, далее следует простота сопровождения, в частности возможность самостоятельной модернизации бизнес-логики, и уже потом функционал. Видно, что компания вполне созрела для использования средств BI и CRM, но дороговизна программного обеспечения и масштабы бизнеса позволяют обходиться полуручными эквивалентами.


Группа компаний «КПД» работает на рынке логистических услуг с 2002 года. Сегодня «КПД» — это две самостоятельные структуры, имеющие общий менеджмент и общую цель — обеспечить клиентам весь спектр качественного логистического обслуживания

ЗАО «КПД-Терминал» — складской комплекс, состоящий из морозильного склада и сухого склада. Комплекс расположен в 4 км от МКАД, непосредственно на Новорязанском шоссе.

ЗАО «КПД-Карго» — транспортно-экспедиторская компания, работающая на рынке с 2002 года. Согласно таможенной статистике, «КПД-Карго» является одним из самых крупных операторов на рынке импортных замороженных продуктов питания России. Компания наладила транспортную логистику для ряда известных российских производителей.

Клиентами компании сегодня являются крупные российские и зарубежные фирмы — производители и дистрибьюторы товаров, заинтересованные в получении качественных и высокотехнологичных услуг.

Цель компании — достичь коммерческого успеха и признания клиентов как лидера российского рынка складских и транспортных услуг европейского класса.

С некоторыми из клиентов сотрудничество достигло уровня аутсорсинга, при котором партнер полностью возлагает на компанию выполнение всех задач, связанных с международной транспортировкой, таможенным оформлением, контролем качества товара, оптимизацией товарных остатков, доставкой до дверей потребителя «точно в срок» и осуществления всех необходимых внутренних и международных финансовых расчетов за товар.