В ходе беседы с ведущими специалистами четырех производственных предприятий, у которых уже есть определенные успехи в построении системы нормативно-справочной информации, были выявлены общие тенденции.

В ходе беседы с ведущими специалистами четырех производственных предприятий, у которых уже есть определенные успехи в построении системы нормативно-справочной информации, были выявлены общие тенденции. Эти предприятия работают в разных регионах, у каждого есть своя отраслевая специфика, тем не менее в ответах их руководителей можно проследить единую направленность.

Сегодня отчетливо наблюдается тенденция к интеграции баз нормативно-справочной информации со стороны менеджеров предприятий. Если сведения о номенклатуре по-разному трактуются различными подразделениями, в работе возникают определенные неудобства. Ситуация усугубляется укрупнением бизнеса компаний, ростом производственных заказов на отечественных предприятиях и связанной с ним интенсификацией использования НСИ.Вновь возникла необходимость перехода от разрозненного применения информации к созданию единого информационного пространства в рамках предприятий и холдингов. С точки зрения ИТ ситуация эта далеко не безнадежна – ИТ-службы готовы создавать единые справочники на основе имеющихся на рынке инструментов.

В советское время обработка нормативно-справочной информации велась централизованно на предприятиях соответствующим бюро НСИ ОАСУ, а в отраслевых институтах разрабатывались нормативы. Поступавшая с мест информация проходила сложный механизм согласования и только после этого рассылалась по всем предприятиям отрасли. Обработка велась в единых центрах на больших ЭВМ серии ЕС. В годы перестройки и наступившего затем периода рыночных отношений централизация ИТ ослабла, а подразделения предприятий стали вести свои базы НСИ, развернутые на персональных компьютерах.

«В условиях позаказного производства с жесткими сроками обеспечить эффективную работу завода уже не получалось, не имея единой нормативно-справочной базы с удобным доступом к ней на всех уровнях», – Борис Ламонин, заместитель генерального директора по ИТ Торжокского вагоностроительного завода

Но жизнь не стояла на месте, совершенствовались технические средства, на предприятиях стали создаваться локальные сети. Пришедшая к нам с запада концепция ERP существенно повысила требования к информации, вырос и ее общий обюем.

«Нормативно-справочная информация (НСИ) – это основа, на которой структурируется вся информация на предприятии. Без единой базы НСИ никакая ERP-система ценности не имеет. Впрочем, и сама по себе система НСИ без ERP также не представляет никакой ценности», – считает эксперт Владимир Мицкевич.

На что предприятиям следует обратить особое внимание при построении системы НСИ? «Прежде всего, – cоветует он, – необходимо четко разделить ответственность и тщательно выверить справочники перед тем, как их запускать в эксплуатацию для общнго использования различными отделами. Кроме того, руководители часто недооценивают усилия, которые требуются на подготовку единой базы НСИ, в результате проект не укладывается в отведенные сроки и длится в среднем на пару месяцев дольше».

Необходимо помнить и о том, что у компаний могут быть разные приоритеты в отношении справочников: очень критичные при построении единой базы НСИ для одной компании часто оказываются менее принципиальными для другой. Так, для банков особенно важен справочник клиентов, для холдинговых структур – справочник ЦФО и ЦФУ, направлений деятельности, планы счетов бухгалтерского и управленческого учета, для торговых структур – справочник ТМЦ, детально структурированный по свойствам товаров.

На промышленных предприятиях складывается следующая картина. Для управления предприятием с дискретным типом производства очень важны справочники контрагентов, номенклатуры, спецификаций на изделия, различные иные технологические справочники. Как правило, по степени значимости на них приходится 90%.

Именно они и являются для такого предприятия краеугольными камнями в основании информационной системы. Для пищевых производственных предприятий очень важна рецептура, но она, как правило, одноуровневая, поэтому единую базу НСИ здесь строить несложно. На других предприятиях с непрерывным типом производства дела обычно обстоят еще проще.

Первые шаги

Все предприятия, опыт которых рассматривается здесь, относятся к числу средних, имеют довольно солидную историю, а их производственные площадки расположены за пределами столиц.

Какова же история построения нормативно-справочной инфраструктуры этих предприятий? Что стало основными движущими силами процесса создания единой базы НСИ?

Торжокский вагоностроительный завод является наиболее яркой иллюстрацией процессов, о которых уже упоминалось выше. В советское время документация и НСИ поставлялась на завод из отраслевых институтов. В период перестройки связи с институтами и поставщиками оборвались, ушли ведущие специалисты. В новых, рыночных условиях продукция, которая в прежнее время являлась профильной для предприятия, уже не интересовала покупателей. Для того чтобы выжить, предприятию необходимо было срочно разрабатывать новые изделия.

«За основу была взята стандартная электричка, – рассказывает Борис Ламонин, заместитель генерального директора завода по ИТ. – Однако спецификации и часть нормативов устарели, а технологическая документация на нее практически была утеряна». С 2003 года началась кропотливая и напряженная работа по ее восстановлению.

«Управление компанией основывается на базе оперативной финансовой отчетности, а она, в свою очередь, не может существовать без единой базы НСИ», – фрий Кашкаров, начальник информационно-аналитического управления компании «Верофарм»

Процесс осложнялся тем, что продукция, которая приносит заводу основной доход (электрички и специальные вагоны), характеризуется многоуровневой структурой, довольно большим количеством комплектующих, сложными и разноплановыми технологическими процессами изготовления.

Нормативно-справочная информация (справочник контрагентов, справочник спецификаций на все изделия – полное дерево изделия, справочник номенклатуры – около 40 тыс. позиций, в том числе 2,5 тыс. позиций сырья и материалов, а также справочники, необходимые для технологической подготовки производства) должна была стать базой для автоматизации основной производственной деятельности предприятия. Отсутствие оперативных и достоверных данных не позволяло проводить анализ того, как реально двигаются заказы в производстве, каковы действительные потребности в поставках материалов и комплектующих. Все это приводило к образованию излишков запасов, неточному и неоперативному планированию потребностей производства, усложнению мониторинга всей цепочки формирования себестоимости заказа.

«Мы должны успешно работать в смешанных условиях как мелкосерийного производства, так производства на заказ и даже штучного, соблюдая при этом жесткие требования к срокам производства, качеству и себестоимости нашей продукции», – поясняет Ламонин.

Непосредственным толчком к развитию нормативно-справочной инфраструктуры завода и совершенствованию информационной системы в целом стала смена собственника и топ-менеджмента завода, а также рост потребностей рынка в электричках. Новое руководство поставило задачу оперативного перехода на создание качественно новых изделий.

«Сейчас наше предприятие получает документацию (конструкторский состав изделия, чертежи, спецификации) из проектного института, – рассказывает Ламонин. – В условиях производства на заказ обеспечить эффективную работу завода, не имея единой нормативно-справочной базы с удобными средствами доступа к ней на всех уровнях, уже не получалось». На заводе был введен регламент работы с базой НСИ, определены ответственные за своевременное внесение данных.

Главную заинтересованность в результатах внедрения современных информационных технологий проявило руководство холдинга (его штаб-квартира расположена в Москве) и завода – генеральный директор Александр Панкратов и его первый заместитель по коммерции Владимир Лесечко. Руководство лично контролирует ход внедрения информационной системы, причем акцент сейчас делается на автоматизацию управления производством (его планфактный анализ).

Известно, что промышленность сейчас испытывает острый дефицит нормировщиков, поскольку их сейчас нигде не готовят. Однако на Торжокском ВЗ удалось сохранить кадры опытных нормировщиков. Правда, в части технологической подготовки производства (особенно в области ИТ-поддержки этих процессов) проблем значительно больше. Эта проблема сейчас активно решается главным технологом завода и ИТ-службой.

Компания «Верофарм» в числе первых отечественных фармацевтических предприятий перешла на проектную систему управления. «У нас созданы бизнес-единицы, которые занимаются определенными проектами и управляются горизонтально, что обеспечивает более эффективную работу и гибкость в управлении компанией», – поясняет фрий Кашкаров, начальник информационно-аналитического управления предприятия «Верофарм». Естественно, такая организация менеджмента предюявила новые требования к информационной системе: она должна обеспечивать оперативную работу с информацией по проектам. Управление компанией основывается на базе оперативной финансовой отчетности, а она, в свою очередь, не может существовать без единой базы НСИ.

«Очень важно, с одной стороны, каждой службе выделить свой контекст НСИ, а с другой – обеспечить вписывание этого контекста в комплексный контекст НСИ», – Сергей Рабазов, заместитель директора по развитию предприятия Павловского машиностроительного завода «Восход».

Формирование нормативной базы предприятия началось в 1998 году с момента внедрения первой информационной системы «Галактика». Прежде предпринимались и предварительные попытки ее создания, но они не дали результатов, поскольку были исключительно бумажно-архивными, сложно структурированными и весьма неудобными. «Галактика» к этому времени уже работала на двух производственных площадках в Воронеже и Белгороде, но развернутые на них информационные системы не были связаны между собой. Примерно в то же время произошел переход к централизованному управлению компанией (ее штаб-квартира находится в Москве).

Когда возникла необходимость информационного обюединения этих площадок, выяснилось, что справочники значительно различаются. Между тем обюем справочника по одному только сырью составляет более 1000 наименований. Встала задача универсализации справочников и замены названий в них на те, что зарегистрированы в госреестре. Наиболее активно за реализацию этой идеи выступали финансовый директор, директор по продажам и начальник информационно-аналитического управления предприятия.

Для решения задачи в компании была организована рабочая группа, в состав которой вошли специалисты по ИТ и топ-менеджеры компании (финансовый директор, главный бухгалтер, директор по производству и директор по продажам), а также специалисты разработчика программного средства – «Галактики». По решению группы, организация и ведение нормативно-справочной инфраструктуры компании было возложено на отдел ИТ. Естественно, руководство компании на первых порах осуществляло пристальный аудит, что позволило обеспечить довольно непростую процедуру ведения данных справочников.

«Павловский машиностроительный завод «Восход» – один из ведущих в отрасли, – рассказывает заместитель директора по развитию предприятия Сергей Рабазов. – Мы всегда отличались высокой культурой ведения НИОКР. Думаю, именно это и определяет наши подходы к построению НСИ на новых технологических принципах».

В результате целенаправленных действий руководства предприятия в конце 90-х годов его деловая активность серьезно повысилась, началась интенсивная работа как с российскими, так и с зарубежными заказчиками.

«Наше предприятие является очень сложным механизмом – поясняет Рабазов. – В его составе есть подразделения опытно-конструкторских работ, испытательная база, производство, службы эксплутационного сопровождения и ремонтов. Требования к эффективности и согласованности всех процессов очень высоки, поскольку общая интенсивность работ растет вместе с увеличением числа заказов и их усложнением.

Руководство предприятия добивается повышения конкурентоспособности и активности на высокотехнологичном и наукоемком рынке как в России, так и за рубежом. Команда топ-менеджеров предприятия предпринимает реальные шаги для построения эффективной информационной и управленческой системы. Сейчас на предприятии активно занимаются внедрением CALS-технологий, поэтому круг тех, кто формирует НСИ и работает с ней, достаточно широк. На данном этапе наиболее важной является работа с НСИ конструкторских, технологических и производственных подразделений.

«Говорить об эффективной НСИ сегодня имеет смысл только в контексте автоматизации и построения единой автоматизированной системы управления предприятием, которая охватывает все элементы жизненного цикла производимой продукции», – cчитает Рабазов. Система НСИ в рамках этой задачи воспринимается как интегрирующая платформа единого информационного пространства. Очень важно, что именно генеральный директор крайне заинтересованно относится к этому проекту.

На Томском электромеханическом заводе им. В.В.Вахрушева нормативно-справочная база начала формироваться с 1990 года. В то время для ведения НСИ использовалась база данных формата dBase и программное обеспечение собственной разработки на платформе Clipper. Прежде всего, в базу НСИ включались нормы расхода материалов и пооперационные нормы времени на изделия, выпускаемые заводом. Разработкой и сопровождением базы НСИ занимался отдел автоматизации, ее заполнением и ведением – отдел главного технолога.

Формирование полной и актуальной базы НСИ на заводе должно было послужить основой для решения главных задач проекта по построению информационной системы – оптимизации процесса движения ТМЦ, планирования реализации продукции и подготовки соответствующих отчетов, ведения бухгалтерского и кадрового учета, расчета заработной платы.

«В начале 90-х годов еще действовала система заявок материалов, требовалось подавать в Министерство книги лимитов по каждому изделию, выпускаемому заводом, этот внешний фактор выявил необходимость совершенствования работы с НСИ», – вспоминает Василий Ловыгин, начальник отдела ИТ завода. Первоначально система НСИ создавалась для того, чтобы сократить время на разработку таких книг. Внутренним фактором стало начавшееся сокращение численности работников предприятия, вследствие чего нужно было снизить трудоемкость формирования ежемесячных лимитных карт на материалы и нормирования операций основного производства.

«В формировании базы НСИ и эффективной работе с ней в наибольшей степени на ТЭМЗ заинтересован генеральный директор, – рассказывает Ловыгин, – он очень активно выступает за развитие этой структуры. И это понятно – ничто так не тормозит рост бизнеса предприятия, как недостаток точной оперативной информации». В качестве инструмента для ведения НСИ применяется соответствующий функционал системы «Парус».

Практическая реализация

Как разрабатывалась методика построения нормативно-справочной инфраструктуры на предприятии? Какие организационные меры потребовались, чтобы воплотить задуманное в жизнь?

«Первым делом мы начали разрабатывать дерево спецификаций на изделие – стандартную электричку», – вспоминает Ламонин с Торжокского вагоностроительного завода. В процессе создания дерева заполнялись два самых больших справочника: «Номенклатура» и «Спецификация номенклатуры». И тот и другой очень динамично меняются и в первую очередь необходимы для автоматизации основной производственной деятельности предприятия. После этого специалисты завода приступили к формированию спецификаций на другие изделия – спецпоезд, багажный вагон, вагон-лабораторию, дизель-поезд. Одновременно отслеживались изменения в дереве спецификаций, сделанные в соответствии с требованиями заказчика. В качестве инструментария использовались соответствующие модули типового решения «Управление производственным предприятием» на платформе «1С: Предприятие 8.0».

«Без формирования и развития единой базы НСИ невозможно было создавать автоматизированную систему оперативного управления и бухгалтерского учета», – Василий Ловыгин, заместитель генерального директора по ИТ Томского электромеханического завода им. В.В. Вахрушева.

«На первом этапе самым важным стало получить дерево изделия – поясняет Ламонин. – Используя его, можно быстро проводить анализ и оценки: о применимости деталей, нормировании материалов, обюемах их закупки и пр. Дерево спецификаций помогает производить замену материалов на их аналоги, создавать версии спецификаций, получать перечень деталей, необходимых для производства того или иного заказа, вести фактический контроль выпуска».

Специально созданная конструкторская группа отвечала за ввод информации и формирование дерева изделия. После того, как эта работа была в основном завершена, к процессу подключились технологи, которые заносили данные, касающиеся нормирования. Все это позволило оперативно рассчитывать потребности в материалах по цехам и по заказам. Одним из наиболее эффективных рычагов для воплощения в жизнь задуманного стало решение генерального директора о премировании сотрудников, вовлеченных в проект.

В ходе бесед с руководством и ведущими специалистами ряда производственных предприятий стало очевидно, насколько важен для компании точный расчет фактических норм расхода материалов и формирование планов производства с последующим анализом факта выполнения. Торжокский вагоностроительный завод – не исключение. Результаты расчета, которые выдала система после того, как в дерево спецификаций были занесены нормы, во многом не удовлетворили производство – количество материалов оказалось занижено. Сейчас специалисты завода внимательно пересматривают нормы. Одновременно введен жесткий контроль отпуска материалов в производство, а также отходов и брака.

Примечательно, что каждое подразделение Торжокского ВЗ решает с помощью нормативно-справочной системы свои задачи. Так, служба главного технолога получает справочную информацию по дереву спецификаций (сводные нормы, цеховой номенклатурный состав по дереву изделия). Служба снабжения использует НСИ, осуществляя закупки сырья и материалов по заказам в соответствии с планами производства. Эти данные автоматически попадают в бухгалтерию. В перспективе они хотели бы иметь систему согласованной разработки технологий производства изделий, функционирующую в рамках единой среды управления проектом, версиями, данными и документацией по изделиям. В скором времени планируется осуществить интеграцию системы «1С: Предприятие 8.0. Управление производственным предприятием» с САПР T-Flex, это позволит исключить двойной ввод информации в эти системы.

Финансовой службе необходимо получить на основе НСИ «прозрачность» резервов предприятия, чтобы оптимизировать затраты на планирование предстоящих платежей по заказам, закупкам, персоналу. Кроме того, финансовое подразделение в соответствии с данными о заказах, подготовленными службой снабжения, ведет учет взаиморасчетов с поставщиками.

Производственники используют данные НСИ как основу для планирования производства и средство контроля выпуска изделий в соответствии с этим планом. Это должно помочь решить проблему высокой трудоемкости и недостаточной точности процедуры расчета производственных планов всех уровней – производственной программы, цеховых планов, планов обеспечения материалами и комплектующими, графиков запуска-выпуска продукции, сменно-суточных заданий, загрузки персонала и оборудования.

Службе снабжения необходимы оперативные данные по запланированным поставкам и состоянию взаиморасчетов с поставщиками. Это тем более актуально, что завод является частью холдинговой структуры и еженедельно готовит реестр предстоящих платежей с детализацией по заказам. Использование единой базы НСИ позволит решить проблему оперативного получения данных по остаткам на складах, обюемах незавершенного производства по цехам, планирования закупок с использованием дерева изделия (сводных норм) и планов производства.

В компании «Верофарм» первым этапом формирования базы НСИ стало создание единых номенклатурных справочников, так как именно они являлись базой для подготовки консолидированной отчетности. Вторым этапом стала работа по созданию единой клиентской базы (более 1000 клиентов). Завершающим этапом стало обюединение бухгалтерских справочников и их актуализация. Он был закончен к 2000 году.

Примечательно, что справочник клиентов и нормативные справочники были универсализированы и актуализированы еще в 1998 году, на это потребовалось около четырех месяцев напряженной, практически круглосуточной работы. «Сначала мы, используя собственные аналитические средства, провели семантический анализ всех связей и подготовили таблицы перекодировок, – рассказывает Кашкаров, – но затем все-таки вынуждены были взять за основу государственные нормативные справочники и в течение трех лет планомерно пытались всю свою номенклатуру переводить на стандарты, которые зарегистрированы в госреестре». Процесс этот продолжается и по сей день.

Как полагает Кашкаров, вполне полным и адекватным номенклатурный справочник станет лет через пять. К сожалению, в России пока не существует единого номенклатурного справочника по препаратам, который был бы универсальным, актуальным и полным. Поскольку «Верофарм» имеет право на регистрацию собственных препаратов, то номенклатурный справочник может пополняться собственными названиями.

Для того чтобы воплотить в жизнь все задуманное, на «Верофарм» была разработана методика внесения и актуализации информации, издан приказ генерального директора о разграничении прав и ответственности в компании за работу с НСИ. Также была проведена разюяснительная работа со структурными подразделениями и разработаны процедуры актуализации и репликации данных площадок.

Примечательно, что ответственность за ввод НСИ лежит исключительно на ИТ-подразделении компании. Именно оно отвечает за актуальность, валидацию информации, а также за ее хранение. «Мы создали систему, – рассказывает Кашкаров, – выходящую за рамки «Галактики», которая позволяет нам вести работу по анализу и проверке нашего справочника».

Во главу угла при построении базы НСИ в компании ставились возможность консолидации бухгалтерской информации, работы с первичной документацией в центральном офисе, а также использования оперативных баз данных для аналитической деятельности.

На ПМЗ «Восход» несмотря на очевидный фундаментальный характер НСИ для построения эффективной системы управления начали с формулировки и постановки прикладных задач. В рамках концепции решения этих задач в числе прочего определялись и требования к соответствующей НСИ. Формирование базы НСИ стало частью решения задачи скорейшего ввода в эксплуатацию системы оперативно-производственного планирования, диспетчерского управления и контроля хода производства на базе комплексного решения, в состав которого входили системы «ИС-Про» (продукт компании «Интеллект-Сервис») и «Д-Контроль» (разработка нижегородской фирмы «Интеллект-Проект»).

«Первым шагом к созданию интегрированной информационной системы стало внедрение управленческого учета, охватывающего основные процессы предприятия с хозяйственно-финансовой точки зрения. В их числе – материальное снабжение, складская, производственная и сбытовая логистика, а также бухгалтерский учет, финансовое управление и взаиморасчеты с поставщиками и покупателями», – рассказывает Рабазов.

Финансово-хозяйственный характер задач предюявлял определенные требования к НСИ. На данном этапе за основу взяли методику и технологии, заложенные в базовый инструмент для построения системы – программный продукт «ИС-Про». «Именно соответствие функционала «ИС-Про» перечню и концепции решаемых задач и привело к выбору этого продукта в качестве базового», – поясняет Рабазов.

Когда предприятие перешло к решению задач оперативного управления производством и управления качеством продукции, взгляд на НСИ был существенно расширен. В полном обюеме встали задачи создания такой системы НСИ, которая удовлетворяла бы требованиям всех подсистем, участвующих в информационной поддержке жизненного цикла изделия – CAD, CAM, ERP. Потребовались новые походы в части определения состава и структуры НСИ, организации ее ввода, контроля, сопровождения и организации взаимодействия различных служб. Одним словом, масштаб задачи резко возрос. В части формирования структуры и состава НСИ использовалась методология различных контекстов представления информации об изделии, например, конструкторский и сборочный контексты материальных карт. Эта методология заложена в том числе и в организацию согласования НСИ между системами «ИС-ПРО», «Д-Контроль» и PDM-системой. Поскольку работа предприятия в большой мере определяется металлозаготовительным производством, его информационная система должна поддерживать механизм замены материалов, следовательно, в системе НСИ необходимо предусмотреть ведение карт допустимых замен.

Для поддержки ввода операционно-технологической информации была разработана специализированная подсистема. Данный инструментарий был установлен во всех цеховых бюро. Процесс ввода НСИ находился под постоянным контролем – практически ежедневно у директора по производству организовывались оперативные совещания по этому вопросу.

Документирование работы с НСИ на ПМЗ «Восход» представляет собой сочетание как нового, так и старого механизмов: с одной стороны – архивная служба, с другой – ведение и согласование электронных справочников в различных подсистемах. По наиболее важным элементам НСИ разработаны и разрабатываются регламентированные процессы пополнения, изменения и контроля НСИ в виде диаграмм IDEF0.

«Одна из важнейших задач, которые мы решаем сегодня, – формирование механизмов взаимодействия служб-потребителей НСИ», – говорит Рабазов.

На заводе считают, что сама автоматизированная система оперативного управления производством должна быть в том числе и инструментом обюективной оценки операционно-трудовых нормативов. Руководители должны иметь возможность вести сравнительный анализ по нормативным и фактическим временам исполнения операций. Это путь к прямому и обюективному решению задачи нормирования.

Позиция Ловыгина с ТМЗ им. В.В.Вахрушева в вопросе определения методики построения НСИ близка к мнению его коллеги с ПМЗ «Восход». Он также считает, что последовательность занесения данных и построение структуры НСИ всегда определяется конечной задачей. Например, если необходимо обеспечить службы завода нормативной базой по охране труда, то в нормативно-справочную инфраструктуру завода встраивается покупная нормативно-справочная база.

На ТМЗ были созданы временные группы для занесения внутризаводской информации, проведено обучение сотрудников подразделений работе с нормативно-справочными базами данных.

Рассказывая об основных стадиях процесса создания или актуализации нормативно-справочной инфраструктуры предприятия, Ловыгин был весьма краток: «Последовательность такова: постановка задачи, определение способа ее решения, затем приобретение или разработка нормативно-справочной базы данных, после чего создание механизмов актуализации данных, резервного копирования, восстановления и, наконец, обучение работе с базой данных».

Михаил Глинников – научный редактор журнала «Мир ПК», mikeg@pcworld.ru


Торжокский вагоностроительный завод

Завод создан в 1916 году, это одно из крупнейших предприятий г. Торжка. Завод выпускает вагоны различного типа, начиная от стандартных пригородных электричек и заканчивая специальной железнодорожной техникой и вагонами повышенной комфортности.

Завод относится к предприятиям с крупносерийным производством: одновременно выполняется до 14 заказов, максимальный срок выполнения – три-четыре месяца. Число работающих – около 1200 человек.


«Верофарм»

Компания является одним из ведущих производителей лекарственных препаратов. В его состав входят три производственные площадки – в Воронеже, Белгороде, и Покрове, управление осуществляется из единого центра в Москве. Сеть медицинских представителей охватывает более 100 городов России и СНГ


Павловский машиностроительный завод «Восход»

Основанный в 1946 году завод является одним из ведущих предприятий авиационной промышленности страны в области проектирования и производства электрогидравлических приводов и агрегатов для систем автоматического управления самолетов, вертолетов и ракетных комплексов. Также завод изготовливает электрогидропневмоагрегаты для газодобывающей и угледобывающей промышленности, металлургии, судостроения и автомобилестроения, лесозаготовительной и других отраслей народного хозяйства, гидроприводы для судов на подводных крыльях типа «Олимпия» и «Циклон», гидравлические усилители мощности для машин ремонта путей железных дорог, газоперекачивающих станций, прокатных станов, испытательного оборудования. Здесь выпускаются гидравлические секционные распределители для автопогрузчиков, экскаваторов, лесозаготовительных машин и другой специальной автодорожной техники.


Томский электромеханический завод им. В.В. Вахрушева

Завод существует с 1920 года. Сегодня он производит и реализует более 100 видов горно-шахтного и общепромышленного оборудования: пневмоинструменты, вентиляторы местного проветривания, гидротолкатели и др. Номенклатура выпускаемой Томским ЭМЗ продукции постоянно расширяется, в частности, за счет самостоятельного проектирования и разработки технологии производства новых видов товара. Потребители: шахты, ГОК, металлургические комбинаты, строители. Численность персонала предприятия – 700 человек.