NASDAQ тестирует системы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

В трагический день 11 сентября 2001 года Кэмрану Рафияну и его коллегам удалось спастись, они пешком преодолели 83 этажа первой башни Международного торгового центра. «Чудо, что мы никого не потеряли», — говорит Рафиян, занимающий должность директора информационной службы в Lava Trading (независимая сеть торговли акциями). Когда башня обрушилась, компания (бюро обслуживания, управляющее акциями брокеров), в то время еще только начинающая деятельность, лишилась своего информационного центра. «Наш резервный сайт был уже наполовину построен, и, чтобы его восстановить, пришлось корпеть четыре недели».

Сегодня Lava Trading обслуживает 16 из 20 ведущих инвестиционных банков и помогает обрабатывать 15% дневного объема торговли NASDAQ — вот почему некоторое время назад Рафиян решил вместе с 49 другими брокерами и поставщиками услуг пройти тестирование чрезвычайных планов, спонсируемое NASDAQ. У Lava Trading впервые появилась возможность протестировать свой план по аварийному восстановлению в обычной деловой обстановке, а не в имитируемых условиях. В первом тесте клиенты NASDAQ проверили соединение между своими резервными сайтами и главным узлом NASDAQ в Коннектикуте, во втором — протестировали связь между своими основными и резервными торговыми системами и резервным сайтом NASDAQ в Мэриленде. Вице-президент и директор информационной службы NASDAQ Стив Рэндич сообщает, что во время тестирования не произошло никаких технических заминок.

Это было первое тестирование, предложенное NASDAQ всем клиентам. (В прошлом NASDAQ принимала отдельные заявки на участие в проводимых ею тестированиях). После трагедии 11 сентября и захвата «Норд-Оста» в августе 2003 года многим финансовым компаниям стало ясно, что их существование зависит от существования их торговых партнеров. В то же время инспектора начали требовать от торговцев ценными бумагами наличия проверенных систем по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. В апреле Комиссия по ценным бумагам и биржам утвердила закон, принятый учредителем NASDAQ — Национальной ассоциацией дилеров ценных бумаг, который постановляет участникам рынка разработать такие системы и ознакомить с ними своих сотрудников.

Рэндич утверждает, что его цель заключается в том, чтобы дать клиентам возможность удостовериться в своей способности переключаться на резервные системы. Главная задача, по его мнению, состоит в «достижении устойчивости рынка посредством защиты инвесторов». Он считает: «Если случится что-то из ряда вон выходящее, мы сможем спокойно лечь спать, зная, что утром без труда восстановим процессы».

Участники тестирования работали с NASDAQ индивидуально. Каждую компанию попросили проверить, может ли она выполнять запросы, обновлять расценки, высылать и получать отчеты о заключении сделок и сканировать систему на исполнение и отказ от исполнения запросов. Несколько компаний также воспользовались возможностью проверить свою способность посылать запросы напрямую друг другу (а не всему рынку в целом), как бы они поступали в обычных условиях ведения бизнеса.

Вице-президент и директор информационной службы NASDAQ Стив Рэндич

В таких компаниях, как Lava Trading, которые обслуживают брокеров, качество планов по аварийному восстановлению зачастую играет важную роль при заключении договоров с клиентами. «Если вы подписываете контракт о системах торговли с крупным клиентом, оказываются задействованными уязвимые данные и ответственные системы, — отмечает Рафиян. — Скорее всего, клиент захочет ознакомиться с вашими планами отказоустойчивости и чрезвычайными планами. Вас могут также попросить ежеквартально проводить тестирование».

Благодаря тестированию NASDAQ, Рафиян удостоверился в работе своих чрезвычайных планов, а также обнаружил процедуры, которые еще можно усовершенствовать. Он заключил, что, объединив некоторые процессы и автоматизировав другие, компания быстрее сможет оправиться в случае непредвиденной катастрофы. В ходе тестирования восстановительным программам потребовалось всего несколько минут, но в критической ситуации, когда компания запустит процедуру эскалации, чтобы определить, нужно ли задействовать свои планы обеспечения непрерывной работы и восстановления функционирования, «на это может уйти в два-три раза больше времени». По словам Рафияна, это сложно сымитировать.

Сотрудничество в области планирования непрерывности бизнеса более распространено среди компаний, занимающихся финансовыми операциями, чем в других отраслях, так как финансовые учреждения привыкли сотрудничать в своей работе, — предполагает глава научно-исследовательского отдела консалтинговой фирмы Robert Frances Group Адриан Баулес. Но компании других отраслей также могли бы извлечь пользу из сотрудничества. Например, Баулес обращает внимание на то, что большинство организаций доверяют доставку продукции нескольким крупным транспортным компаниям. «Если все компании одновременно постигнет крах, то бизнес остановится. С точки зрения инфраструктуры разумно было бы рассмотреть общие уязвимые места». Рэндич рассказывает, что NASDAQ часто проводит экскурсии по своим информационным центрам для представителей компаний из списка Fortune 100, нуждающихся в совете относительно непрерывности бизнеса; среди этих посетителей есть и сотрудники одной крупной транспортной компании. «У них абсолютно иная манера вести дела, но те же операции и технологические потребности», — говорит Рэндич.

Конечно, поддержание бизнес-процесса зависит от сотрудничества не только с непосредственными торговыми партнерами компании. По словам Рэндича, следующая задача состоит в поддержании процессов в случае, если, к примеру, отключение продлится 36 часов и затянется еще на один операционный день. «Тогда у телекоммуникационных компаний и брокеров начинают иссякать запасы дизельного топлива, необходимого для зарядки их генераторов. Для осуществления поставок им нужны транспортные средства» и план поиска сотрудников в случае аварии. «Следующая ступень совершенствования — установление более активного сотрудничества с полицией в метро и поставщиками услуг», — подчеркивает Рэндич.


Elana Varon. Nasdaq Tests Everyone?s Disaster Recovery Plans. CIO Magazine, September 1, 2004