События, тенденции, экспресс - анализ

Деньги и технологии

А в национальной валюте он значительно меньше...

Последний отчет Forrester Research показал, что измерение роста ИТ в местных валютах, а не в долларах США дает более умеренную картину состояния индустрии. Аналитики Forrester, рассматривая данные за 2004 год, обнаружили, что в Северной Америке рост составил 7,5%, в регионе ЕМЕА (Европа, Ближний Восток и Африка) — 15%, а в Азиатско-Тихоокеанском регионе — 12%. Однако при расчете европейских доходов в евро, а азиатских — в иенах получается всего соответственно 4 и 5%. Таким образом, в зависимости от валюты, используемой для оценки доходов поставщиков, получаются очень разные картины состояния ИТ-рынка.

Движущая сила ИТ-затрат

Согласно недавнему опросу, проведенному среди директоров ИС аналитиками AMR Research, рост затрат на ИТ составит 7%, но непосредственной движущей силой этого роста будет бизнес-, а не ИТ-менеджмент. Исследование выявило, что 49% бизнес-руководителей принимают окончательные решения о покупках ПО в поддержку своей деятельности. На первое место по степени важности среди объектов ИТ-инвестиций опрошенные поставили программную инфраструктуру и бизнес-приложения, тогда как в предыдущие кварталы приоритет отдавался оборудованию.

Электронная коммерция вырастет на 21%

По данным компании eMarketer, объем рынка онлайновой коммерции в 2005 году составит 142,5 млрд. долл. Это на 21% больше, чем в прошлом году (117,7 млрд. долл.). Рост рынка в этом году меньше прошлогоднего, который составил 25,5%, но исследователи полагают, что рынок будет быстро расти еще несколько лет.

Аутсорсинг нуждается в смене модели

Сотрудники Deloitte Consulting провели опрос в 25 организациях, имеющих крупные аутсорсинговые контракты. Результаты показали, что 70% компаний имели негативный опыт, связанный с аутсорсинговыми проектами, каждая четвертая вынуждена была вернуть себе функции, переданные сторонним поставщикам, и почти половина не достигла ожидаемой экономии. Когда доходы падали, пишут авторы исследования, для компаний с открытым акционированием аутсорсинг был идеальным средством сократить свои расходы. Однако в условиях роста оборотов аутсорсинг, напротив, стал во многом сдерживать этот рост. Как предполагалось, аутсорсинг должен был повысить гибкость и упростить операции, но в реальности он создал для компаний дополнительные осложнения, следствием чего стали неожиданные расходы и потребности в управленческих ресурсах: 62% опрошенных сообщили, что в результате аутсорсинга нагрузка на менеджеров возросла гораздо больше, чем ожидалось, и более половины пожаловались, что не смогли, как рассчитывали, высвободить внутренние ресурсы для других проектов. В связи с тем что традиционная модель аутсорсинга в настоящее время теряет актуальность, авторы исследования предлагают ряд новых проектов, в том числе краткосрочное использование услуг сторонних поставщиков при трансформации какой-либо ИТ-функции. Предлагается также передавать на сторону лишь стандартные проекты и пользоваться услугами аутсорсинга как средством снижения рисков, например на случай необходимости восстановления после бедствий.

Случайная потеря

CNNMoney, отделение компании Time Warner, сообщило, что медиаконгломерат Time Warner «потерял» резервный ленточный носитель, содержащий конфиденциальную информацию о 600 тыс. сотрудников компании. Компания-подрядчик, уже несколько лет отвечающая за транспортировку и хранение резервных носителей Time Warner, потеряла ленточный носитель где-то по пути к хранилищу. На утерянной пленке находились сведения о бывших и нынешних сотрудниках медиаконгломерата; данных о клиентах компании там не было. Следует также отметить, что, хотя информация на ленточном носителе находилась в сжатом виде (следовательно, понадобится специальное оборудование, чтобы ее считать), все-таки данные не были зашифрованы.

Это уже не первый случай, когда приватная информация, размещенная на резервных ленточных носителях, теряется транспортной компанией-подрядчиком. За последние несколько месяцев произошли еще два инцидента, как две капли воды похожие на случай с Time Warner. В конце февраля 2005 года Bank of America объявил об утечке приватных сведений об 1,2 млн. своих клиентов, а в конце апреля 2005 года компания Ameritrade, работающая на рынке маклерских услуг, сообщила, что «потеряла» данные о 200 тыс. своих клиентов. В обоих случаях, как и в инциденте с Time Warner, утечка информации произошла через резервный ленточный носитель, который был потерян внешней компанией-подрядчиком, отвечающей за транспортировку и хранение резервных данных. Во всех трех сценариях сведения на пленочном накопителе не были зашифрованы, поэтому сегодня от недобросовестных действий транспортных компаний и халатного отношения к обеспечению внутренней безопасности со стороны компаний-заказчиков пострадало более 2 млн. граждан США.

Бизнес и технологии

Мобильность Европы возрастает

Согласно последнему опросу IDC, сегодня предприятия все чаще делают ставку на мобильные технологии. Ожидается, что в 2005 году мобильные устройства получат особенно широкое распространение в Западной Европе. Экономическая неустойчивость и акценты на обновление парка оборудования в 2003-2004 годах сменились популяризацией мобильных технологий, которым в стратегии информационных служб отводится ныне центральное место. Несмотря на то что автономные карманные компьютеры по-прежнему остаются основным компонентом стратегии развития корпоративных мобильных технологий, растет и популярность комбинированных устройств, что характеризует переход рынка к одновременной обработке голоса и данных. Анализ предпочтений потенциальных покупателей показывает, что в 2005-2006 годах мобильные устройства (в особенности смартфоны) получат гораздо более широкое распространение. Многие компании намерены включить мобильные технологии в стратегию дальнейшего развития ИТ. В ближайшие полтора года переход на использование комплексных протоколов безопасности приведет к существенному увеличению числа подобных устройств в среде корпоративных пользователей. По прогнозам аналитиков IDC, уже в 2005 году это выразится в заметном расширении спектра решений, доступных руководителям информационных служб.

Исследование IDC показало, что в условиях роста популярности мобильных технологий и их дальнейшего распространения карманные компьютеры и смартфоны приобретают совершенно иное прикладное значение. Совершенствование технических характеристик и увеличение производительности, расширение парка мобильных устройств и их интеграция в стратегию развития ИТ — все это приводит к тому, что соответствующие приложения выходят за рамки сферы управления персональной информацией. Отражением тенденций роста сообщества пользователей мобильных устройств стало увеличение числа компаний, устанавливающих у себя оборудование беспроводных локальных сетей. По данным аналитиков IDC, многие предприятия планируют развернуть у себя соответствующие сети в 2005-2006 годах.

Рынок высоких технологий и ИТ-услуг

Бизнес, основанный на доверии

Предприятия подписывают все больше комплексных договоров на аутсорсинг бизнес-процессов поддержки снабжения. Согласно результатам последних исследований компании IDC, рынок аутсорсинга бизнес-процессов (BPO, Business Process Outsourcing) поддержки снабжения уже вышел из младенческого возраста, заметно прибавив в 2004 году. За последний год число комплексных соглашений в отличие от разовых договоров, предусматривающих только выполнение отдельных работ, увеличилось на 73%. Исследование показало, что в ближайшие пять лет рынок BPO будет находиться на подъеме, а его процентный рост будет выражаться двузначными числами. От аутсорсинга отдельных задач компании перешли к реализации комплексных проектов, предусматривающих поддержку разнообразных операций, связанных с поставками, и работу с различными группами товаров. Впрочем, рынок по-прежнему находится на этапе становления, и поставщикам приходится учиться на ходу, изыскивая пути, открывающие перед ними дополнительные возможности и позволяющие решать более сложные задачи. По числу соглашений, предусматривающих аутсорсинг бизнес-процессов поддержки снабжения, сегодня лидирует производственная сфера. Однако позиции поставщиков решений BPO поддержки снабжения заметно укрепляются и в сфере финансовых и коммунальных услуг. Ведущие позиции по абсолютному объему сделок в общемировом обороте занимает Америка. Заметная доля затрат на аутсорсинг бизнес-процессов поддержки снабжения приходится и на регион Европы, Африки и Ближнего Востока (EMEA), где за последний год существенно выросло количество комплексных соглашений.

И стресс в радость

Джон Сурмач

По данным мартовского рейтинга Hudson Employment Index, который составляется независимой исследовательской компанией Rasmussen Reports и характеризует различные аспекты занятости, 77% ИТ-специалистов довольны своей работой.

Исполнительный вице-президент Hudson North America по вопросам ИТ и телекоммуникаций Кевин Наул отметил, что у специалистов этой сферы появилось больше возможностей для трудоустройства, а в связи с этим и выбора места службы с оптимальной для себя нагрузкой. Более трети принявших участие в исследовании специалистов подыскивали себе другую работу. «Все входит в привычное русло, — подчеркнул Наул. — ИТ-специалисты никогда не были склонны мириться с тем, что у них есть просто какая-то работа».

ИТ-служащие чаще специалистов других отраслей, опрошенных Hudson, давали положительный ответ на вопрос об их удовлетворенности работой. Схожий результат только у работников здравоохранения — 76%.

Наул предупреждает, что директора информационных служб должны особенно внимательно следить за моральным состоянием своих подчиненных, поскольку рынок начинает расти и у многих появляется возможность сменить работу.

Результаты проведенного в январе опроса директоров информационных служб подтверждают это мнение. Моральное состояние в коллективах этих служб составляет предмет серьезного беспокойства. Так, 83% опрошенных директоров ИС признали, что пытаются предотвратить взрыв, 60% утверждали, что им все время приходится бороться с низким моральным духом в коллективе. В числе причин, ухудшающих моральные условия, был отмечен стресс, 76% ИТ-руководителей заявили, что их сотрудники практически постоянно переживают стрессовые состояния.

Что делать

1. Следить за моральным состоянием коллектива.

Необходимо использовать все современные средства, в частности анализ всевозможных аспектов управления и удовлетворенности сотрудников с тем, чтобы выработать формальные способы управления моральным состоянием коллектива. В качестве неформального подхода руководителям рекомендуется проводить больше времени среди своих подчиненных, это помогает лучше понять сотрудников, а также выявить людей с высоким «боевым духом», и настроенных пессимистично.

2. Предоставлять возможность для повышения квалификации.

ИТ-специалистам присуще стремление соответствовать сложившимся на текущий момент в отрасли требованиям к квалификации. Если выделить время на обучение невозможно, необходимо попробовать совместить семинары с обедом или организовать курсы повышения квалификации в вечернее время.

3. Конкуренция по зарплате.

Даже несмотря на то, что высококвалифицированный специалист, которого удовлетворяют условия работы, с небольшой вероятностью уйдет на другое место из-за нескольких десятков долларов, компаниям следует проводить политику, направленную на удержание самых талантливых.

Работа в удовольствие

Работа в ИТ-секторе входит в число занятий, которые держат людей в состоянии постоянного стресса. При этом именно в этой отрасли наибольшее число специалистов ответили, что получают удовлетворение от работы. Кажущееся противоречие объясняется не только сравнительно высокими заработками, но и возможностью заниматься интеллектуальной деятельностью, совершенствоваться и получать моральную отдачу от своего труда.

Несмотря на стресс...

Как бы вы охарактеризовали степень стресса, который переживают сотрудники ИТ-подразделения вашей компании?


Jon Surmacz. Stressed, but Happy. CIO Magazine. May 15, 2005

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями