Есть такой дорожный знак. Он располагается на тех участках, где пропускная способность дорожного полотна особенно критична. Некоторые отрасли человеческой деятельности, например дистрибуция фармацевтических препаратов, также могут быть помечены таким знаком. Один из наиболее заметных участников этого сегмента рынка «Центр Внедрения Протек» обладает интересным опытом обеспечения высокой надежности и производительности за счет адекватного использования ИТ.

Дистрибьюторы фармацевтических препаратов не имеют права не только остановиться на минуту, но и даже замедлить темп своей работы. В связи с этим в организации их деятельности особое значение приобретают вопросы обеспечения надежности каждой операции и рационализации всех бизнес-процессов. Добиться этого позволяет использование современных информационных технологий. Дмитрию Погребинскому, начальнику департамента товарных операций компании «Центр Внедрения Протек» есть, что рассказать об информационной поддержке складской логистики. Состоявшаяся беседа касалась исключительно сферы его ответственности и множество не менее интересных тем пока остались за кадром. Речь пойдет преимущественно об информационной поддержке складской логистики. В ее основе здесь лежит использование штрихового кодирования, которое позволяет реализовать «безбумажную» организацию управления. Фиксация логистических транзакций в информационной системе предприятия реализуется за счет операции «привязки», которая сводится к образованию пары «единица хранения — место хранения» путем последовательного сканирования штрих-кодов, присвоенных обоим объектам. Авторизация каждой привязки позволяет индивидуализировать деятельность сотрудников, что обеспечивает повышение их ответственности и качества учета проделанной работы. Это формирует базу для роста надежности выполнения заданий и качества мотивации работников.

Зона приема — рождение паллеты

Термин «паллета», исходно обозначающий «поддон», активно используется при организации складского хозяйства и именует собой единицу хранения. В «Протеке» его связывают с крупнооптовыми операциями поставки и отгрузки.

Дмитрий Погребинский, начальник департамента товарных операций компании «Центр Внедрения Протек»

Паллеты формируются в зоне приема товара, где происходит фиксация в системе его основных свойств, существенных для выполнения складских операций, в частности «серия», которая определяет срок годности препарата. Производство медикаментов, как правило, относится к типу процессных (непрерывных) производств, и номер серии маркирует один его производственный цикл, продукция которого фасуется и выходит в сети распространения. Соответствующие идентификаторы проставляются производителем. В зоне приема информационная система преобразует их в штриховые коды Interleaved 2 of 5 . Указанная технология штрихового кодирования используется в компании повсеместно. Такой тип кодирования представляет собой набор цифр, что позволяет его однозначно интерпретировать в информационной системе в отличие от штриховых кодов, использующих символьную кодировку. Кроме этого, длина штрихового кода (количество знаков) может быть произвольной, в противоположность штриховым кодам с фиксированной длинной, что дает возможность не менять программное обеспечение при росте числовой последовательности штрихового кода.

Особенности выбранной системы кодирования прочно привязывают коды товаров, паллет и т. д. к базам данных информационной системы. Без них заложенная в кодах информация просто не имеет смысла. В то же время существуют современные варианты штрихового кодирования (Константин Поляков, Евгений Ким. Штрихи на память//Директор информационной службы, № 02, 2003), способные при малых размерах нести в себе большой объем символьной информации. В частности, алфавит кода PDF417 (PDF — Portable Data File), соответствует всей таблице ASCII. Максимальное количество данных на символ — 2710 цифровых или 1850 алфавитно-цифровых знаков, то есть один символ содержит около 2 Кбайт текста. Можно объединять символы в последовательности, содержащие до 99 999 знаков. Но наиболее интересной особенностью кода является его способность исправлять ошибки. Максимальный уровень коррекции позволяет исправлять 509 ошибок стирания или 255 ошибочно декодируемых слов. Другим представителем альтернативных методов кодирования являются матричные символики, к которым относятся коды Data Matrix, QR Code, MaxiCode и т. д. Все они отличаются очень большой емкостью при малом размере символа. В частности, один символ Data Matrix может содержать до 3116 цифровых или 2335 алфавитно-цифровых знаков и способен с помощью алгоритма Рида—Соломона (Reed—Solomon product code, так называемый интеллектуальный алгоритм коррекции ошибок) исправлять ошибки, если они составляют до 25% записанной информации. При этом кодовый символ может иметь размер 6 кв. мм. Таким образом, на малой площади, например, небольшой упаковки с лекарствами можно разместить практически всю сопроводительную документацию. Однако обработка в информационной системе подобных штриховых кодов именно из-за использования алфавитно-цифровых знаков представляет собой достаточно трудоемкий процесс, что снижает скорость функционирования самой системы. По мнению Погребинского, их использование наиболее целесообразно в условиях организаций, например розничной торговли с небольшими объемами и меньшей пропускной способностью, чем оптовая торговля.

Неотъемлемой частью структуры обращения лекарственных средств в России является процедура контроля государства за качеством лекарственных средств и товаров медицинского назначения.

Утвержденные правила едины для всех участников фармацевтического рынка и рынка товаров для красоты и здоровья.

В рамках этой структуры, руководствуясь соответствующими законодательными актами, ЦВ «Протек» обращается в уполномоченные органы по сертификации для подтверждения качества каждой ввозимой из-за рубежа партии лекарственного средства. Медикаменты, произведенные на территории России, а также различные медицинские изделия (медицинская косметика, биологические добавки к пище и пр.) поступают в ЦВ «Протек» только после проведения производителем аналогичной процедуры подтверждения качества и получения необходимых документов, свидетельствующих о соответствии товара установленным требованиям.

Таким образом, существующая система гарантирует предотвращение проникновения на аптечные склады ЦВ «Протек» недоброкачественной продукции.

При этом важной составной частью системы гарантий качества является механизм электронного хранения и отгрузки документации клиентам ЦВ «Протек», построенный на основе многофункциональных ИT-систем, действующих в рамках компании.

Еще одной значимой группой параметров являются габариты и вес коробок, множеств которых образуют паллеты. Обмеряются также отдельные упаковки для использования полученных данных при выполнении розничных заказов. Интерес к этим параметрам является общим для любых крупных складских хозяйств, поскольку позволяет рационализировать размещение товара и предотвратить возможные аварии, особенно при большой высоте стеллажей. Кроме того, позже при организации транспортировки эти данные позволяют оптимизировать использование транспортных средств и снизить соответствующие издержки.

В процессе приемки товара каждой коробке с упаковками система присваивает индивидуальный штрих-код, этикетка с которым наклеивается на нее. Определенное количество коробок с однородным товаром образует паллету, которой также присваивается штрих-код.

В результате проведения операций с паллетой формируется требуемая правилами фармакологической отчетности, утвержденными Министерством здравоохранения РФ, стеллажная карточка. На ней, помимо требуемых правилами данных (кто поставил, кто произвел и куда направляется, вес, количество упаковок), наносится штрих- код паллеты, несущий в себе всю информацию о товаре.

Погребинский отмечает, что технология штрих-кодов обеспечивает высокое качество приема. Это важно, поскольку допущенные здесь ошибки в дальнейшем трудно вычислить. В период когда компания ее не использовала, подготовка сотрудника занимала значительно больше времени. При этом немаловажное значение имели его индивидуальные качества. Опытный сотрудник издалека мог распознать упаковку с лекарствами, как говорится, «с 50 метров воробью в глаз». На складе в то время работало 250-280 человек, что было достаточно много с учетом числа выполняемых операций. Сейчас работает 800, но рост численности персонала объясняется ростом оборота, который вырос в пять раз по сравнению с 1997-1999 годами.

Жизнь в движении

Размещение больших масс разнородного товара на складе — задача не из легких. У «ЦВ Протек» имеется собственная группа складской логистики в количестве четырех человек. Они создают правила обслуживания складов, которые меняются, например, в зависимости от сезона, поскольку в разное время года спрос на лекарства различается. В частности, ими разработаны нормативы заполнения складских объемов для складов всех видов, которые лежат в основе управления размещением товара. В связи с ростом скорости оборота товарных запасов нормативы уменьшаются при переходе к складам более высокого уровня. Кроме того, необходимо учитывать наличие 20 товарных групп, сформированных приказами министерства, которые можно рассматривать как отраслевой стандарт. Дистрибьютор должен обеспечивать требуемые условия хранения, в частности территориальную несовместимость некоторых из них. Указанные данные содержатся в базах информационной системы «Протека», что позволяет автоматизировать процесс размещения товаров на складах.

Как и на любом активно действующем складе, товарные запасы «Протека» не лежат без движения. Их перемещение происходит либо по инициативе сбытовых структур для реализации возникающих заказов, либо для распространения поступившего товара на склады более высокого уровня. Поскольку в компании помимо крупнооптовых также осуществляются мелкооптовые (коробочные) и розничные (на уровне упаковки) торговые операции, в ее распоряжении имеются соответствующие склады, на которых должен присутствовать весь имеющийся ассортимент. По мере необходимости медикаменты перемещаются из паллетного в коробочный и далее в розничный склад. Для предотвращения возможных недоразумений также используется штриховое кодирование. В определенных ситуациях движение конкретных упаковок товара может быть запрещено. И на такой товар система не даст задание на перемещение или отгрузку. Поскольку, как правило, все складские операции сопровождаются активным перемещением по пространству склада, все сотрудники компании, участвующие в этих операциях, имеют на вооружении беспроводные терминалы сбора информации. Для связи с точками доступа применяется стандарт IEEE 802.11b. Любое использование устройств радиосвязи требуется сертифицировать в Государственном комитете по радиочастотам, равно как и получить разрешения на применение той или иной частоты. На момент внедрения беспроводных терминалов сбора данных ГКРЧ разрешил «Протеку» использовать в своем районе только частоту 2,4 ГГц. Кроме этого именно протокол IEEE 802.11b позволил работать на скорости 11 Mbps, что существенно увеличило пропускную способность и скорость на различных технологических операциях. Использование данного стандарта позволяет в полной мере обеспечивать различные способы информационной безопасности. Таким образом поддерживается связь с информационной системой в режиме реального времени. Ранее «Протек» использовал batch-терминалы (терминалы для накопления данных или off-line терминалы), которые накапливали данные. По определенному регламенту они передавались в информационную систему через установленные базы. С ростом оборотов предприятия подобный подход стал неэффективен.

Формирование мелкооптовых заказов

Из паллетного склада товар обычно попадает либо в мелкооптовый (коробочный), либо, если его немного, сразу в розничный. Затем товар из зоны приема будет поступать на любой склад. Очередность формирования мелкооптовых заказов определяется информационной системой. В то же время диспетчер склада может изменить выбранный порядок, обозначив какой-либо заказ как наиболее приоритетный. В этом случае его выполнение начинается по завершении выполнения текущего заказа. Диспетчер отвечает за порядок и целостность выполнения заказов. Далее задания по сбору позиций текущего заказа рассылаются рабочим — операторам комиссионеров на дисплеи их сканеров по радиоканалу. При этом порядок сбора позиций устанавливается в зависимости от габаритов и веса упаковок, чтобы, например, в тележке комиссионера тяжелые коробки не оказались поверх легких, рискуя раздавить последние. Сегодня еще существует бумажная форма задания на сборку — наборные листы (picking list), но исключительно как дублирующая технология. Задание формируется на 1 куб. м упаковок. При снятии со стеллажа коробки, рабочий сканирует ее штрих-код. Соответственно в системе фиксируется выполнение текущей позиции задания. Далее собранные «кубы» поступают в зону контроля и комплектации товара. Здесь происходит формирование паллет, идущих в один адрес, с учетом необходимости рационализации заполнения транспортных средств. Как правило, увеличивается их высота путем добавления необходимого количества коробок. Коды доставленных коробок сканируются в зоне контроля, и система определяет конфигурацию новых паллет. Решается следующая задача — преобразовать доставленные комиссионерами «кубы» в меньшее количество паллет большего размера, учитывая габариты и вес (тяжелые внизу). В один филиал уходит иногда две-три фуры в день. Каждая фура — 33 паллеты. В самый крупный питерский филиал может идти пять фур в день — 150 паллет. Каждой скомплектованной паллете присваивается свой штрих-код, и в процессе ее формирования происходит привязка к ней образующего ее товара. Перед погрузкой код каждой паллеты сканируется, и в этот момент в системе происходит списание товара.

Чудо «Протека»

На розничном складе воображение посетителя поражает конвейер. Это результат работы сотрудников компании, занявшей несколько лет. Проект, по словам Погребинского, является уникальным для России. Его пиковая мощность — 150 тыс. строк заказа в день. В один час выполняется 8 тыс. строк заказа. Компьютерами оборудованы 45 рабочих мест ручной комплектации, таким образом, одновременно (в одну минуту) может комплектоваться 45 заказов. Всего выполняется до 2000 заказов в день. Розничные заказы предназначены для аптек. Обеспечение клиентов происходит как стандартным путем — «сегодня заказал — завтра получил», так и срочно «заказал утром — получил вечером до 19-20 часов» или «заказал до 18 часов — получил ночью, если аптека ночная». Доставка осуществляется три раза в день — утром, днем и ночью.

Конвейер занимает 7 тыс. кв. м и размещен на двух этажах. Он имеет несколько участков. После каждого участка на конвейере своя зона контроля. Производственный процесс организован так, чтобы минимизировать прохождение наборной тары (картонных коробов и пластиковых лотков) по конвейеру. Принтер-аппликатор сразу наклеивает на них этикетки со штрих-кодами заказа и его параметрами. В коробку кладется отпечатанный наборный лист. Далее пустая тара взвешивается. На конвейере стоит 16 весов, включенных в общую информационную сеть. Они периодически, по мере сбора, взвешивают заказ и сравнивают показания с ожидаемым весом, рассчитанным по заранее определенным весам упаковок и очередности сбора позиций. Производственный процесс организован таким образом, что погрешность составляет 5 граммов. Можно работать и без наборных листов, однако использование наборных листов повышает надежность. Прежде всего, ошибки комплектации чреваты серьезными последствиями для клиентов, ведь они ждут определенные лекарства. Каждая ошибка влечет за собой срочные дополнительные действия с клиентами — обмен, довоз и потерю репутации. После сбора препаратов в коробку упаковщик перекладывает их прокладкой в виде упаковочной бумаги или пузырчатой пленки, затем возвращает коробку обратно на ленту. Короб проезжает через устройство, которое автоматически заклеивает его, и попадает в зону отгрузки.

При полностью ручной комплектации работник сканирует штрих-код упаковки, и на дисплее его компьютера появляется состав заказа, которым он руководствуется в работе. Мониторы выступают как дополнительное средство контроля комплектации.

Комплектация также может идти на соответствующих участках конвейера, как в автоматическом, так и в полуавтоматическом режиме. Последний предполагает, что при поступлении очередной упаковки на этот участок система сообщает комплектовщику, что и в каком количестве положить в нее. Упаковка проезжает под последовательностью стеллажей, световые сигналы на которых управляют работой сотрудника. Доложив позицию заказа, сотрудник нажатием кнопки оповещает информационную систему о выполнении операции и переходит к следующей позиции. Если заказ выполнен, то появляется соответствующее оповещение, и упаковка отправляется сотрудником в зону готовых заказов. На участке автоматической комплектации трудятся автоматы — совокупность каналов с лекарствами, клапаны которых управляются системой. При прохождении под ними упаковки в нее автоматически отсыпается необходимое количество медикаментов. На автоматах есть индикаторы опустошения того или иного канала при достижении некоторого минимума заполнения. При этом человек руками его подпитывает.

Наличие различных вариантов комплектации объясняется очень просто. Автомат не может обрабатывать все виды товаров (например, стекло), кроме того, для быстро реализуемых товаров скорость его подпитки будет столь велика, что возникнет необходимость привлечь к этой операции значительное число персонала.

Для пополнения товарных запасов на конвейерной линии используется оригинальная технология, разработанная сотрудниками «Протека» с использованием радиотерминалов и безбумажных документов. Лотки подпитки по конвейеру доставляются максимально близко к месту хранения.

Деньги, деньги...

«Каждая операция стоит денег, и мы должны для себя это уяснить», — говорит Погребинский. Сегодня нет возможности подсчитывать себестоимость выполнения любого заказа. Но в компании два года назад стартовал проект по внедрению Oracle E-Business Suite. В этой системе подсчет прямой себестоимости будет реализован.

На настоящий момент Oracle E-Business Suit внедрен в четырех филиалах «ЦВ Протек». Было решено начать с них, поскольку опыта внедрения WMS-модуля на предприятии такого масштаба по количеству операций не было. Рисковать бизнесом основного предприятия было неразумно. Первого января 2005 года началось внедрение системы в крупном филиале. Реализация WMS обеспечила ряд неоспоримых преимуществ перед старой системой. Например, персонифицированный учет деятельности сотрудников склада.

Всю управленческую часть проекта, в частности бизнес-аналитику, выполняли сами. Для решения технологических и методических вопросов привлекалась консалтинговая компания.


Бизнес-портрет

Компания «ЦВ Протек» образована в 1990 году выпускниками московского Физтеха. Первоначальный бизнес, связанный с компьютерной техникой, в 1993 году был изменен на дистрибуцию фармацевтических препаратов. Оборот компании в 2004 году составил 1,3 млрд. долл. В ее клиентскую базу входит около 18 тыс. организаций. Региональная сеть образована 41 филиалом со складами и 32 торговыми представительствами. Уже в 1995 году компания предоставила клиентам возможность заказывать медикаменты удаленно с использованием модемной связи. Сейчас «толстый» клиент для реализации электронных заказов установлен у 11,5 тыс. клиентов. В начале 90-х сотрудники «Протека» создали учетную систему «ABC» для информационной поддержки складского хозяйства и дистрибуции, которая не только используется самой компанией, но и успешно распространяется среди участников этого сектора рынка. В 2002 году компания начала предлагать аптекам программное обеспечение для автоматизации их деятельности — «e-Фарма», которое также реализует технологию электронного заказа. Оно уже установлено более чем в 1400 аптеках.


Технология Interleaved 2 of 5

Interleaved 2 of 5 — это символьная технология, предназначенная для кодирования исключительно числовой информации с высокой плотностью, основанная на технологии Standard 2 of 5. Она используется преимущественно в дистрибуции и складском хозяйстве. В этой технологии кодируется любое четное количество числовых символов с помощью штрихов и пробелов различной ширины, что и составляет ее основное отличие от Standard 2 of 5, где используется только ширина штрихов. Название технологии происходит от способа размещения кодов — первый символ кодируется первыми пятью штрихами, второй первыми пятью пробелами между ними и т. д. Отсюда — возможность кодировать только четное число символов. Более подробную информацию можно получить по адресу http://www.barcode-1.net/pub/russadam/i25code.html


Стандарт IEEE 802.11b

В 1990 году комитет по стандартам IEEE 802 сформировал рабочую группу по стандартам для беспроводных локальных сетей 802.11. Эта группа занялась разработкой всеобщего стандарта для радиооборудования и сетей, работающих на частоте 2,4 ГГц, со скоростями доступа 1 и 2 Мбит/с. Работы по созданию стандарта были завершены через семь лет, и в июне 1997 года была ратифицирована первая спецификация 802.11. В сентябре 1999 года IEEE ратифицировал расширение предыдущего стандарта, названное IEEE 802.11b. Это расширение определяет стандарт для продуктов беспроводных сетей, которые работают на скорости 11 Мбит/с (подобно Ethernet), что позволяет успешно применять эти устройства в крупных организациях. Совместимость продуктов различных производителей гарантируется независимой организацией, которая называется Wireless Ethernet Compatibility Alliance (WECA). С продуктами, удовлетворяющими требованиям Wi-Fi (термин WECA для IEEE 802.11b), можно ознакомиться на сайте WECA http://www.wi-fi.com.

Стандарт 802.11b поддерживает контроль доступа на MAC-уровне (второй уровень в модели ISO/OSI) и механизмы шифрования, известные как Wired Equivalent Privacy (WEP), целью которых является обеспечение беспроводной сети средствами безопасности, эквивалентными средствам безопасности проводных сетей.

В настоящее время разрабатываются два конкурирующих стандарта на беспроводные сети следующего поколения — IEEE 802.11a и европейский стандарт HIPERLAN-2. Оба стандарта работают во втором ISM-диапазоне, использующем полосу частот в районе 5 ГГц. Заявленная скорость передачи данных в сетях нового поколения составляет 54 Мбит/с.


За воротами «Протека»

Немного о внешней логистике. Компания «ЦВ Протек» самостоятельно (без филиалов) поставляет товары по Москве и в радиусе 400 км. Это Московская, Рязанская, Смоленская, Калужская и Тверская области. Транспортные проблемы в компании решаются двойственным путем. Доставка в аптеки производится своими силами с небольшой долей аутсорсинга. Для связи с филиалами используется наемный транспорт. Есть отдел доставки. Он занимается транспортной логистикой, включая оптимизацию транспортных расходов.

Информационное взаимодействие с филиалами, внедрившими Oracle E-Business Suite, осуществляется в режиме реального времени, с остальными — ежедневный обмен информацией. Большое значение в компании придается работе с клиентами и сервису. Создан отдел обслуживания покупателей, который представляет их интересы. Совместная работа этого подразделения и сотрудников склада в 2003 и 2004 годах была максимально успешна.