Нам нередко задают вопрос о том, почему в журнале очень часто рассказывается об опыте крупных предприятий, в то время как средних насчитывается куда больше.

Справедливости ради стоит отметить, что и средние предприятия мы не забываем: очерки об их опыте появляются на наших страницах регулярно. Мы внимательно следим за развитием информационных служб таких предприятий и стараемся представлять наиболее яркие примеры преодоления самых разных проблем, связанных с ИТ и людьми, представляющими мир информационных технологий на средних предприятиях.

Тем не менее мы часто обращаемся к опыту крупных компаний, рассчитывая на то, что читатели сумеют его перенять, «смасштабировав» применительно к проблемам и особенностям своего предприятия.

Ни в коем случае не умаляя достижений ИТ-команд множества средних предприятий, мы признаем, что ИТ-службам крупных компаний приходится решать более широкий круг выявленных проблем, причем зачастую в условиях значительно более сложной организационной и географической структуры, большего числа пользователей и на порядок более сложных «политических» отношений между менеджерами структурных подразделений. И если в таких условиях эти проблемы решаются, есть шанс, что, используя сходные методы, их удастся преодолеть и на предприятиях меньших масштабов.

Да, разумеется, финансовые возможности крупных компаний в плане инвестиций в ИТ часто значительно превышают таковые на средних предприятиях, благодаря чему крупным организациям удается собрать более профессиональную ИТ-команду и приобрести более совершенные средства и технологии. Но, во-первых, далеко не всегда крупные предприятия эффективно используют имеющиеся в ИТ-бюджетах средства. Во-вторых, учитывая размах решаемых задач, большие ИТ-инвестиции крупным организациям объективно необходимы. В-третьих, не секрет, что существенная часть этих денег идет на работы, которые следовало бы отнести к исследованиям и экспериментам, — на апробацию и отработку различных схем, методик, архитектур, новых организационных и технологических решений и пр. После того как в ходе исследований появятся успешно работающие схемы (собственно, это и есть тот самый «передовой опыт», или, как говорят на Западе, best practice), они в той или иной степени могут быть «смасштабированы» и «растиражированы» на самых разных предприятиях, в том числе и на средних.

В конце концов, не количество денег определяет успех работы ИТ-команды, а мудрость тех, кто ее возглавляет. Если у ИТ-руководителей нет ясного представления о том, как эффективно потратить ИТ-бюджет, добиваясь максимальной пользы для предприятия, то сколько бы денег ни выделила компания, чудес ждать не приходится (в лучшем случае избыток средств позволит «залатать дыры» в ИТ, появившиеся в результате ошибочных или некомпетентных решений, принятых ранее, так чтобы об этих промахах не узнало руководство компании). И наоборот, имея на руках не слишком большой бюджет, можно добиться весомых результатов и долгосрочной поддержки со стороны руководства, если суметь выбрать и заимствовать «правильный» опыт коллег (как отечественных, так и зарубежных), адаптировав его к потребностям и особенностям своего предприятия.