Сегодня, как никогда ранее, справедливо изречение: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». И все же владеть информацией - это только полдела. Ее еще нужно уметь грамотно защищать.

Сегодня, как никогда ранее, справедливо изречение: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». И все же владеть информацией — это только полдела. Ее еще нужно уметь грамотно защищать. Однако трудно построить оборону, не определив стандарт классификации корпоративной информации по степени ее конфиденциальности.

Чтобы построить эффективную систему защиты информационных активов, любой компании необходимо определить степень ценности различных типов данных, знать, где они находятся, каким образом и кем обрабатываются и как уничтожаются в конце жизненного цикла. Без этого будет сложно предотвратить утечку конфиденциальных данных и обосновать финансовые расходы на защиту информации.

Крупные отечественные компании обычно имеют внутренний приказ или распоряжение, в которых определено, какие типы информации относятся к конфиденциальным данным или коммерческим сведениям. Однако эти определения зачастую весьма туманны (например, «и другие сведения, составляющие коммерческую тайну»), кроме того, в них отсутствуют правила отнесения информации к той или иной степени конфиденциальности, а также правила обращения с теми или иными данными. Документ такого качества непригоден для использования на практике, особенно для защиты информации в электронной форме.

В крупных западных компаниях хорошо проработаны корпоративные стандарты классификации информации, в которых перечисленные недостатки отсутствуют. Этому в значительной мере способствует более развитое законодательство в области защиты информации и привлечение сторонних консультантов, имеющих практический опыт в разработке документов по информационной безопасности.

Следует отметить, что в российском законодательстве принят ряд законов, требующих от предприятия определенных усилий по защите своих информационных активов. В первую очередь следует отметить закон «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 года и Гражданский кодекс РФ (статья 139 «Служебная и коммерческая тайна»). Данные законодательные акты ориентированы в основном на юридическую сторону вопроса защиты информации. Поэтому отечественному предприятию следует иметь внутренний стандарт, который учитывает специфику предприятия, определяет правила классификации информации по приемлемой в практическом отношении «шкале конфиденциальности» и устанавливает правила работы с классифицированной информацией, ее хранения и уничтожения. Этот стандарт определяет базовую политику в области информационной безопасности наравне с другими основополагающими корпоративными стандартами, такими как, например, стандарт по управлению рисками. Более развернутая шкала оценки степени конфиденциальности помогает оптимизировать финансовые затраты на защиту информационных активов.

Нужен документ

Как же правильно сформулировать стандарт классификации корпоративной информации по степени конфиденциальности? На тему защиты информации, и в частности ее классификации, издано значительное количество книг и публикаций, но, к сожалению, русскоязычная литература по данной тематике, как правило, носит теоретический характер, а зарубежная содержит явный уклон в сторону обеспечения безопасности правительственных или военных информационных систем и базируется на соответствующей законодательной базе.

Безусловно, теория важна. Однако как применить ее на практике предприятию, действующему в условиях недостаточно развитой законодательной базы в этой сфере? Как определить, какая информация используется в компании, какую выбрать шкалу классификации и как правильно определить меры по защите данных?

Перед тем как принимать какие-либо организационные и тем более технические меры в области информационной безопасности, необходимо разработать пригодный для практического использования документ, определяющий общие правила, но не технические детали в области классификации корпоративной информации по степени конфиденциальности. К сожалению, устоявшегося названия для этого документа в русском языке еще нет, в английском же он называется так: Data Classification Standard.

Этот документ должен быть формально утвержден высшим руководством компании, например советом директоров или генеральным директором, в противном случае ваши дальнейшие усилия обречены на неудачу. Это не такая простая задача, как кажется на первый взгляд. В крупных компаниях (особенно холдингах) велика степень бюрократизации, что затрудняет принятие подобного корпоративного стандарта. В таком случае потребуется ряд подготовительных действий, способствующих утверждению данного документа.

Ключевые пункты стандарта

Правильно составленный корпоративный стандарт классификации информации должен включать в себя следующие разделы:

  • заявление руководства компании о важности защиты информационных активов;
  • назначение стандарта классификации данных;
  • принятые категории классифицированной информации;
  • принципы отнесения информации к той или иной категории конфиденциальности;
  • перечни используемых типов информации, отнесенных к той или иной категории конфиденциальности;
  • правила управления доступом и контроля доступа к классифицированным данным;
  • правила применения методов защиты при передаче классифицированных данных;
  • маркировка и методы хранения классифицированной информации;
  • порядок уничтожения носителей с классифицированными данными;
  • правила обращения с классифицированной информацией;
  • срок следующего пересмотра стандарта.

Заявление руководства компании о важности защиты информационных активов. В этом пункте должна быть отражена позиция высшего руководства компании в отношении защиты информационных активов. Данным заявлением руководство выражает свою поддержку предпринимаемым мерам.

Назначение стандарта классификации данных. Содержание этого раздела может быть примерно таким: «Информация является важным корпоративным ресурсом, который необходимо защищать вследствие его ценности для поддержки ключевых бизнес-процессов компании. Для обеспечения эффективной защиты значимых информационных ресурсов необходимо понимание того, что является значимой информацией, где находятся информационные ресурсы и каким образом осуществляется обработка информации. Это позволит с наименьшими затратами снизить риск разглашения конфиденциальной информации до приемлемого уровня». Целью данного стандарта также является определение правил обращения с классифицированной информацией компании.

Принятые категории классифицированной информации. Для практического применения стандарта в коммерческих компаниях имеет смысл использовать шкалу, состоящую из четырех категорий (степеней) секретности: «публичная», «для внутреннего использования», «конфиденциальная» и «строго конфиденциальная». Более детализированная градация, например «ограниченного распространения для бизнес-партнеров» (Business confidential), может привести к расплывчатости определений каждого класса данных и должна использоваться только тогда, когда для этого есть объективные причины.

Принципы отнесения информации к той или иной категории конфиденциальности. В этом разделе следует дать четкие правила отнесения информации к той или иной категории конфиденциальности. Следует воздержаться от определений типа «и другие важные сведения».

Перечни используемых типов информации. В этом разделе указываются списки используемых типов информации, разбитых по категориям «строго конфиденциально», «конфиденциально», «для внутреннего использования» и «публичная информация». Также следует составить перечень типов используемой информации с указанием их степени конфиденциальности для каждого крупного подразделения компании. В дальнейшем это облегчит ежегодное обновление стандарта.

Правила управления доступом и контроля доступа к классифицированным данным. Этот раздел должен определять принципы управления доступом к информации каждой степени конфиденциальности и контроля над ним. Эти принципы должны включать в себя идентификацию и аутентификацию, авторизацию, аудит, контроль за физическими носителями.

Правила применения методов защиты при передаче классифицированных данных. Эти правила должны быть описаны для всех используемых в компании способов передачи, например сети передачи данных (локальная, распределенная), электронная почта, факс, телефонные разговоры (включая мобильную связь), бумажные копии, видеоконференции, модемная связь, репликации баз данных.

Маркировка и методы хранения классифицированной информации. Правила маркировки должны быть указаны для каждого типа классифицированной информации и для всех используемых в компании способов хранения, включая хранение на серверах, рабочих станциях, ноутбуках, сменных носителях (дискеты, флэш-карты и т. п.).

Порядок уничтожения носителей с классифицированными данными. Должен предусматривать правила уничтожения каждого типа информации на всех типах используемых носителей, включая жесткие диски, сменные носители (дискеты, ленты, флэш-карты и т. д.), электронную почту, бумажные копии.

Правила обращения с классифицированной информацией. В этом разделе определяются требования по маркировке, хранению, передаче и уничтожению для каждого типа классифицированных данных.

Методика проведения классификации информации

Предлагаемая методика основана на рекомендациях международных стандартов информационной безопасности BS 7799 и ISO 17799.

Процесс разработки корпоративного стандарта классификации информации состоит из следующих основных этапов:

  • создание рабочей группы;
  • проведение собеседований с подразделениями компании;
  • консолидация собранных сведений;
  • согласование с подразделениями компании консолидированных сведений и утверждение стандарта.

Создание рабочей группы

От того, насколько правильно сформирована рабочая группа, зависит успех всего мероприятия. В рабочую группу должны входить ответственные представители подразделений компании и специалисты, имеющие как минимум следующие качества:

  • хорошие знания в отрасли, в которой работает компания, знание структуры компании, особенности данного бизнеса, конкурентов, партнеров по бизнесу;
  • достаточные знания в области информационной безопасности. Хорошим подтверждением наличия необходимых знаний является международный сертификат CISSP;
  • детальное представление об информационных системах компании. Например, пользователи могут хранить важную информацию на диске P, при этом следует знать, на каком сервере находится этот диск у данного пользователя;
  • отличные навыки проведения собеседований. Это очень важное требование. Отсутствие данных навыков чаще всего приводит к упущениям в работе, а иногда и отрицательному отношению ко всему проекту со стороны руководства компании и ее сотрудников;
  • навык делового общения с представителями высшего руководства, которые, как правило, могут выделить лишь малое количество времени для собеседований;
  • авторитет и уважение в компании;
  • опыт проведения проектов в области классификации информации. Отсутствие опыта обязательно скажется на результате проекта.

В рабочую группу следует включить представителей всех заинтересованных подразделений, например подразделения службы безопасности.

Проведение собеседований с подразделениями компании

Как определить, к какой степени конфиденциальности относится тот или иной тип информации? На этот вопрос должен ответить владелец информации. Несмотря на кажущуюся простоту, собрать эти сведения не так легко. Ведь они будут ценны только в том случае, если накоплены в достаточном объеме.

Для выяснения того, какие виды информации обрабатываются в определенных подразделениях компании, следует провести серию собеседований с ответственными лицами этих подразделений.

Но прежде нужно подготовить предварительный список типов данных, свойственных компаниям данной отрасли. Наличие такого списка сократит время, затрачиваемое на проведение собеседований, и поможет избежать упущений.

Все ответственные лица должны быть заранее ознакомлены с принципами классификации информации и предварительным списком типов данных. Для этого нужно провести вводную презентацию для представителей подразделений, в ходе которой разъяснить цели и задачи проекта, рассказать, кто является спонсором (главным заказчиком) проекта, изложить последовательность шагов, объяснить, какое от представителей подразделений требуется участие и каков конечный результат проекта. Презентация существенно сократит время собеседований, так как сотрудники будут к ним подготовлены.

Обсуждая бизнес-процессы, в которых задействовано подразделение, следует составить список используемых в подразделении типов информации и по каждому из них задать достаточно длинный список вопросов. Вот некоторые из них.

  • Какой уровень конфиденциальности, по мнению ответственного лица, может быть присвоен данным, находящимся в его компетенции?
  • Где хранятся данные (локальная сеть, почтовый ящик электронной почты, печатная копия и пр.)?
  • Как происходит обмен данными внутри компании?
  • Какие виды информационного обмена между подразделением и внешними организациями (электронная почта, электронная почта с использованием PGP, печатные копии, факсимильная связь, устное общение) применяет компания?
  • Какие методы и средства защиты используются?

Часто встречаются ситуации, когда подразделения компании перестраховываются, завышая степень конфиденциальности тех или иных данных. В таком случае следует задать наводящие вопросы, например такой: «Чем выше степень конфиденциальности, тем строже правила работы с ней. Готовы ли вы расписываться в журнале каждый раз при получении данных документов и каждый день сдавать их под роспись?»

Консолидация собранных сведений

Проведя собеседования с подразделениями компании, можно переходить к консолидации собранных сведений. Консолидация заключается в присвоении степени конфиденциальности имеющимся типам информации. Мнения подразделений об этих степенях могут расходиться, в этом случае следует опираться на профессиональное суждение рабочей группы. Иногда требуется провести дополнительные собеседования. В коммерческой компании список конфиденциальной и строго конфиденциальной информации не должен получиться большим. Длинный список свидетельствует об ошибках, допущенных при проведении собеседований.

Согласование данных и утверждение стандарта

Консолидированный список типов данных и их степени конфиденциальности должен быть согласован с подразделениями компании и утвержден высшим руководством компании в составе документа «Классификация информации по степени конфиденциальности». Наиболее частое препятствие на этом этапе возникает со стороны службы безопасности из-за недоверия с ее стороны к полученным результатам. Чтобы избежать такой ситуации, в процесс проекта и в рабочую группу следует привлекать представителей службы безопасности.

Что дальше?

«Классификация информации» задает требования по обращению с данными, но не технические детали. Она служит каркасом для документов более «низкого» уровня, например инструкций пользователей и администраторов, стандартов конфигурации рабочих станций и серверов.

Алексей Пастоев — менеджер компании «Керберус», apastoev@kerberus.ru


Примеры фрагментов стандарта классификации данных

Правила определения конфиденциальной информации

Гриф «конфиденциальная» должен присваиваться только той информации, которая в случае ее разглашения ухудшит конкурентное положение компании, нанесет серьезный финансовый ущерб, приведет к невыполнению нормативных обязательств, понизит общественный престиж или иным способом причинит серьезный вред компании, ее клиентам или партнерам.

Примеры информации:

  • контракты;
  • отчеты компании до момента опубликования;
  • документы финансового планирования.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями