Когда деловые навыки превосходят технологию

Путь Майка Хьюго к должности ИТ-директора довольно типичен. Опыт и сертификаты он набирал, работая на различных должностях в ИТ-подразделении. Поработав программистом-аналитиком, он принял участие в проекте по разработке систем и программного обеспечения, а затем специализировался в ИТ-консалтинге в корпоративных информационных технологиях.

Когда подошло время отточить наработанные навыки в аспирантуре, Хьюго вышел за рамки ИТ и выбрал MBA с углубленным изучением финансов. «Я тогда отчетливо понимал, что ИТ-директору нужнее степень MBA, чем по вычислительной технике», — говорит Хьюго, директор информационной службы в Network Services, фирме с многомиллиардным оборотом.

«Бизнес — это не технология сама по себе, а ее использование для зарабатывания денег. Я обнаружил, что в ИТ многие просто не понимают этого, — говорит Хьюго. — Часто они свысока смотрят на простые решения и ввязываются в сложные дорогостоящие проекты, которые в конце концов оказываются нереализуемыми. В бизнесе важны решения, а не крутые технологии».

Споры об оптимальном соотношении квалификации и опыта для ИТ-директора продолжаются, наверное, столько же, сколько существует эта должность. Подытоживая многочисленные отклики, можно сказать: «Без надлежащей подготовки или большого опыта в ИТ нет ИТ-директора».

С тем, что для ИТ-директоров важно сочетание знаний ИТ и бизнеса, а также опыта, в общем соглашаются сами директора и эксперты-обозреватели. Но и те и другие считают, что без деловых навыков и умения поставить ИТ на рельсы бизнеса ИТ-директор попадает в невыгодное положение, независимо от того, насколько глубоки его познания в технологиях.

Как показало исследование The State of the CIO 2004, почти 70 % из 540 респондентов ответили, что к должности директора информационной службы их привел главным образом опыт в области ИТ. Консалтинг и управление предприятием указали 7%, а финансы — и бухгалтерию — 5%.

Однако, хотя знание ИТ назвали основным подавляющее большинство респондентов, многие из них сообщили, что имеют опыт работы и в других областях: 62% — в консалтинге, 45% — в управлении предприятием, не связанном с информационными технологиями, 34% — в исполнительной власти и по 25% в каждой из областей: службе работы с покупателями, технике, финансах и бухгалтерии. (Результаты опроса смотрите в журнале «Директор информационной службы», № 1, 2005.) Проведенное исследование показало наличие у значительного числа респондентов большого опыта в областях, не связанных с ИТ-предприятиями. Эти результаты сильно отличаются от данных прошлых десятилетий, когда почти все ИТ-руководители выходили из ИТ-служб.

Элен Кицис, вице-президент группы Gartner Executive Programs по странам Америки, считает показательным рост числа ИТ-директоров — выходцев из других отраслей, нежели информационные технологии. «От 30 до 40% сотрудников наших служб вышли не из ИТ, а из коммерции».

В то же время она говорит: «Здесь нечто похожее на маятник. Что-то вроде перехода хорошего технолога в хорошего ИТ-директора». Дебаты о предпосылках к этой должности, по словам Кицис, сводятся к следующему: «Какое сочетание образования и опыта у ИТ-директора лучше всего позволяет ему использовать информационные технологии для повышения эффективности бизнеса?».

Подумайте, ведь это бизнес

Типичный перечень требований к претенденту на должность ИТ-директора включает глубокое знание ИТ, наличие серьезного профессионального опыта и способность к описанию технологии на языке бизнеса. «Директор по ИТ прежде всего должен быть деловым человеком, понимающим цели бизнеса, способным предлагать решения по автоматизации в помощь бизнесу, а также давать консультации руководителям по вопросам, связанным с возможностями и ограничениями технологий», — говорит Джон Уэйд, вице-президент и директор информационной службы в Saint Luke?s Health System. В резюме Уэйда на первое место выдвинут опыт работы по ИТ на производстве и в здравоохранении, а также почасовая работа в ИТ-консалтинге.

По словам Марка Макдоналда, вице-президента и руководителя исследований для Gartner Executive Programs, все больше организаций ищут ИТ-директоров, способных определить общее стратегическое направление.

Опираясь на данные Gartner, Макдоналд считает, что многие ИТ-директора видят свою роль в поднятии уровня информационных служб для управления обработкой деловой информации, чтобы в итоге повлиять на производительность, инновации и предоставление коммерческих услуг.

Программа MBA плюс техника и другие гибриды стали обычной академической практикой, и лишь немногие чистые MBA-программы игнорируют использование ИТ в бизнесе, так что недостатка в потенциальных руководителях, ориентирующихся в обоих мирах, нет. А курсы повышения квалификации руководителей помогут заполнить пробелы в образовании как специалистам в области коммерции, так и ИТ-специалистам.

Однако, чтобы стать директором информационной службы, диплома недостаточно, вы должны иметь послужной список с достижениями. Так считает Рич Бренен, руководитель направления по практике руководства ИТ в компании Spencer Stuart Management Consultants, специализирующейся на исследованиях в области администрирования.

«Я бы не стал ставить знак равенства между наличием степени MBA и опытом предпринимательства, — говорит Бренен. — Число ИТ-директоров со степенью MBA растет, но учеба — это совсем не то, что практический опыт».

Как выработать недостающие навыки

Питер Вейл, директор Center for Information Systems Research из Sloan School при Массачусетском технологическом институте, считает, что ИТ-директора, вышедшие из информационных служб, как правило, приобретали опыт, руководя эксплуатацией, разработками, службами информационных технологий в подразделениях или же работая в качестве посредника между предприятием и ИТ-подразделениями.

Для пополнения своего портфолио такие взращенные в службах ИТ-директора зачастую нуждаются в экономическом образовании — от основ составления бюджетов до хитростей работ с ценными бумагами, слияний и приобретений. Обычно от их карьерных достижений выигрывают и они сами, и их подчиненные.

Бывает еще и так, что на должность директора информационной службы приходят люди без должного опыта в ИТ. «Мы все чаще видим, как на должность ИТ-директора приходят специалисты по основным направлениям деятельности предприятия. Это скорее операционист (один из руководителей корпорации, отвечающий за повседневные операции, за текущую деятельность), человек вне ИТ, пришедший с технической должности, связанной с основным производством фирмы, — говорит Вейл. — Многие организации начали готовить ИТ-директоров через систему подготовки руководящих кадров».

Такой подход стимулирует стремление перспективных коммерческих специалистов занять должность ИТ-руководителя и заставляет изучать информационные технологии как одну из основных составляющих бизнеса, а не как отдельную специальность. В результате, по мнению Вейла, значительно увеличилось число путей как ведущих к должности директора информационной службы, так и уводящих от нее.

Некоторые ИТ-руководители придумали совершенно уникальные способы обучения. Так, Коко Каган, директор информационной службы и старший вице-президент Sunrise Senior Living, кроме различных курсов по технологиям и управлению, на которые она записывается каждый год, организовала для себя нечто вроде личного консалтинга. «Я убедила руководство, что нуждаюсь в советнике, и приняла на работу прежнего директора по ИТ, ушедшего с этой должности на пенсию. Он является моим наставником», — говорит Каган, пришедшая в ИТ из основного бизнеса компании.

Боб Виттстейн, вице-президент по ИТ и директор информационной службы в Sappi Fine Paper North America, имеет степень по машиностроению и опыт работы на производстве, в организации цепочек поставок и управлении проектами в ИТ. После основного образования он обучался на курсах для управленцев, а в будущем планирует записаться на курсы по финансам.

«Мне нужны знания в области финансов, чтобы разбираться в балансовых отчетах, оценивать тенденции, выбирать направления дальнейших действий. Эти знания я смогу использовать для принятия решений», — говорит Виттстейн.

Макроэкономические соображения могут заставлять нанимателей искать претендентов на должность ИТ-директора с определенным практическим опытом. «Понятно, что в период экономического спада преимущество будет на стороне ИТ-руководителей, способных сокращать расходы», — говорит Марк Полански, руководитель североамериканского сектора по подбору руководящих работников ИТ-служб в рекрутинговой фирме Korn/Ferry International.

Однако директора информационных служб должны уметь работать и в трудные времена, и в пору процветания, планировать долгосрочную стратегию развития информационных технологий и вносить свой вклад в формирование глобальных направлений компании.

Время, проведенное за кафедрой, также дает преимущество ИТ-директору. «Для директора информационной службы преподавание — это прекрасная возможность научиться самому, обрести устойчивые перспективы и отточить навыки презентации», — считает Джим Нэнтон, директор информационной службы в Sara Lee Branded Apparel, которого приглашают читать лекции в университете Wake Forest. В активе Нэнтона десять лет работы в финансовых службах, а также работа в качестве ИТ-директора в филиалах.

Что таит в себе «И» ИТ-директора

Элен Кицис из Gartner Executive Programs считает, что преувеличение значения бизнес-навыков за счет основных знаний по ИТ таит в себе ловушки.

Например, она предупреждает, что отсутствие глубоких знаний техники или способности понять, какие знания необходимы на данный момент, может привести к обесцениванию опыта работы в ИТ и слишком поспешному принятию решения о переходе на аутсорсинг.

Однако, если директор информационной службы имеет достаточные познания и в технологии, и в бизнесе, то, по мнению Кицис, у ИТ-служб появляется возможность не просто вносить вклад в успешную работу предприятия, но и выдвигать инициативы, способствующие реальному продвижению бизнеса.

А для этого необходимо умение управлять как технологией, так и сложными социальными взаимодействиями в бизнесе. «Находчивость и смекалка в бизнесе и политике важны не менее, а может быть, и более, чем в технике, — говорит Ричард Эшбах, ИТ-директор и руководитель службы информации в Mountain States Health Alliance. — Если вы не знаете, как действовать в такой обстановке, вы не будете востребованы».


Делегирование полномочий

Можно ли справиться с работой директора информационной службы в одиночку?

Полный перечень требуемых качеств идеального кандидата на должность ИТ-директора (образование, опыт работы, навыки) в объявлении по найму выглядит устрашающе. По мере возрастания требований по части бизнеса и техники растут сомнения в возможности сочетания всех этих достоинств в одном человеке.

«Это выглядит как поиск суперзвезды, прекрасно разбирающейся в обеих областях, и равносильно поиску финансового директора, знающего бизнес», — говорит Марк Полански, руководитель североамериканского сектора по подбору руководящих работников ИТ-служб в рекрутинговой фирме Korn/Ferry International.

В то же время любому руководителю высокого ранга необходимы сильные заместители. «Многие ИТ-директора имеют ?начальника штаба?, способного управлять какой-то частью повседневной работы», — говорит Джордж Вестерман, научный сотрудник в Center for Information Systems Research из Sloan School


Ted Smalley Bowen. The Career Path of the Complete CIO. CIO Magazine, October 1, 2004

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями