Управление жизненным циклом информации (Information Life Cycle Management, ILM) - коллекция самых разнообразных маркетинговых приемов, созданная под патронажем компаний, специализирующихся на выпуске средств хранения данных.

Управление жизненным циклом информации (Information Life Cycle Management, ILM) — коллекция самых разнообразных маркетинговых приемов, созданная под патронажем компаний, специализирующихся на выпуске средств хранения данных. Это своеобразная надстройка над предлагаемыми поставщиками отрасли программными продуктами и услугами. Ее назначение в том, чтобы помочь руководителям информационных служб проводить политику, позволяющую, с одной стороны, снижать затраты на организацию хранения данных и соблюдать требования регулирующих органов, а с другой — обеспечивать доступность данных и соответствие требованиям RM-политик (records management policies — политики управления документацией). ILM — это сопровождение информационных активов корпораций, что называется «от колыбели до могилы». Но в то же время ILM — это символ первых шагов к формированию более широкой стратегии управления информацией. В настоящей статье мы исследуем термин ILM прежде всего в его сегодняшней «хранилищецентрической» ипостаси, но при этом будем рассматривать его в более широком стратегическом контексте.

Первая функция ILM — обеспечить баланс, при котором стоимость хранения данных удерживается в допустимых пределах и в то же время удовлетворяются требования конечных пользователей (термин «конечные пользователи» в данном случае трактуется широко и включает служащих, представителей регулирующих инстанций, клиентов, поставщиков и партнеров). В это, казалось бы, простое определение следует ввести мириады неизбежных ограничений, включая необходимость согласованности, риски и доступность данных. Эти ограничения играют немаловажную роль в формировании тех конкретных политик, которые будут определять прохождение информацией ее жизненного цикла от создания до архивации и удаления. Более того, они помогают установить базовый уровень инвестиций в технологию хранения данных в части, касающейся управления записями, обеспечения непрерывности делового цикла и стратегий использования аппаратных средств хранения данных (например, определить, насколько интенсивно будут применяться средства «диск — диск — лента»).

Стратегия ILM включает в себя политики, процессы и технологию, используемые для согласования информации с бизнес-ценностями на протяжении всего жизненного цикла данных. В публикуемом ниже списке рассматриваются инициативы, составляющие основу стратегии ILM на базе имеющихся на сегодняшний день решений в этой сфере.

Согласование ценности информации со стоимостью хранения данных. Стоимость средств хранения в расчете на мегабайт данных из года в год снижается, но в то же время требования к емкости хранилищ, необходимых для размещения корпоративной информации, продолжают возрастать. Более того, хотя ценовые различия при использовании средств хранения уровня предприятия и средств хранения (S)ATA с применением оптических или ленточных носителей сокращаются, эти различия все еще остаются значительными, если рассматривать ситуацию в масштабах всей ИТ-инфраструктуры. Главный мотив, который побуждает администраторов переносить данные из обеспечивающих высокое быстродействие и доступность средств хранения на менее производительные и не гарантирующие высокой степени доступности устройства, — это, разумеется, затраты. И если в прошлом организации рассчитывали разницу в затратах при хранении данных на дисках и на лентах, то теперь они должны исследовать затраты, связанные с использованием более современных средств хранения данных на различных уровнях хранения.

Согласование доступности хранимых данных и интенсивности спроса со стороны пользователей. Статистика свидетельствует о том, что с течением времени интенсивность использования и повторного использования данных сокращается. То обстоятельство, что в период между первоначальным снижением активности обращения к данным и окончательной их ликвидацией обычно отмечаются пики в интенсивности использования данных, привносит в эту простую зависимость дополнительную сложность. Организации будут заниматься вопросами, в связи с которыми пользователям требуется данная информация, а также вопросами, связанными с тем, каким нагрузкам и типам информации нужно уделять первостепенное внимание для достижения максимальной эффективности.

Для обеспечения всех пользователей организации — будь то администраторы профильных подразделений, руководители высшего звена, работники финансового отдела, информационной службы, отдела продаж или служащие других подразделений — доступом к необходимой им информации требуется каким-то образом классифицировать пользователей и группы пользователей. Кроме того, следует иметь в виду, что необходимая пользователям информация, определяемая по объемам и включающая в себя электронную почту, данные CRM либо записи в виде образов, будет характеризоваться различными уровнями ценности/приоритетности.

Согласование правил управления записями и сохранения данных с правовыми/регулирующими нормами. Управление записями включает в себя как период сохранения, так и период архивации (когда данные доступны только для чтения), причем оба этих периода подпадают под действие ряда регулирующих норм.

Так, организации должны располагать доказательствами того, что их сотрудники предприняли «все возможное» для выполнения положений Правила 17a-4 Комиссии по ценным бумагам и биржевым операциям США, которое регулирует порядок хранения сообщений электронной почты, связанных с финансами. Правда, в некоторых ситуациях периоды хранения данных будут, в сущности, сдвинуты в противоположном направлении. К примеру, разработчики правовых норм, связанных с сохранением конфиденциальности частной информации, исходят из прямо противоположных посылок и предполагают сократить время хранения данных для того, чтобы частные данные клиентов были лучше защищены. Иначе говоря, если конфиденциальная информация уничтожена, она не может стать достоянием гласности вследствие ошибки или злого умысла.

Согласование сроков восстановления данных и уровня их важности. Своевременное восстановление данных определяется приоритетами (базирующимися на требованиях по доступности), использованными при определении политик распределения данных по наиболее подходящим устройствам хранения. Прежде всего надо отметить, что одним из факторов, определяющих создание политик, которые управляют доступностью данных и правилами хранения, является требование обеспечения непрерывности делового цикла. В этой связи важно установить ценность данных для субъектов, взаимодействующих по вертикали (таких, как исполнительный директор и администрация) и по горизонтали (таких, как отдел кадров и отдел продаж).

«Своевременное» извлечение данных есть функция потребности в этих данных со стороны коммерческих подразделений. В некоторых случаях обеспечение непрерывности делового цикла является также функцией требований соблюдать соответствующие положения закона, включающие целый ряд правовых норм; помимо прочих, здесь можно назвать закон Сарбейнса—Оксли, закон о преемственности и отчетности в области страхования и отчетности в области здравоохранения (Health Insurance Portability and Accountability Act, HIPAA) и закон Грэма—Лича—Блили (Gramm—Leach—Bliley Act, GLBA).

При обсуждении стратегии ILM нередко поднимается вопрос, а не является ли это направление всего лишь новым изданием технологии управления иерархическим хранилищем (Hierarchical Storage Management, HSM). Что ж, технология HSM, предусматривающая согласование доступности данных с самыми экономичными ресурсами, действительно является существенным компонентом ILM. Но хотя HSM представляет собой важный аспект ILM, помогающий увидеть проблему в новом свете, ею решение не исчерпывается. Как уже было сказано, стратегия ILM учитывает такие соображения, как ценность данных, их защита, извлечение, доступность, а также стоимость обслуживания информации на протяжении всего цикла управления ее жизнью.

По прошествии определенных периодов времени блоки данных будут перераспределяться по соответствующим устройствам хранения. В ходе такого перераспределения менее дорогостоящие устройства могут быть выделены для хранения архивированных и редко используемых данных, тогда как более дорогостоящие средства могут быть зарезервированы для данных, соответствующих более высоким требованиям по доступности. Для управления миграцией данных на более экономичные и обеспечивающие не столь высокий уровень доступности средства хранения формируются правила, базирующиеся на составном критерии. Политики, назначаемые данным в HSM, обычно базируются на такой информации, как дата создания файла, дата последнего исправления/использования, имя пользователя/группы, тип приложения и размер файла. Для каждого уровня иерархии средств хранения данных устанавливается некое пороговое значение, по достижении которого запускается процесс миграции данных на более низкий уровень хранения. Политики хранения данных обычно исследуются по критерию объема, а когда объем достигает максимальных значений, то по порядку миграции.

Когда данные перемещаются с одного уровня иерархии на расположенный ниже соседний уровень, на их месте остается заглушка, чтобы пользователям не приходилось заниматься поиском нового пути доступа к данным. Пользователю или приложению, обращающемуся к файлу, процесс считывания представляется таким же гладким, как если бы данные располагались в более дорогостоящем устройстве хранения (и этим описанный процесс отличается от процедуры восстановления данных с резервной копии). Единственное заметное отличие: в случае, когда данные хранятся в устройстве более низкого уровня, пользователю придется подождать немного дольше.

Одно из ключевых различий между ILM и HSM, а точнее говоря, одно из серьезных усовершенствований по сравнению с HSM, состоит в том, что в ILM данные рассматриваются в более широком контексте. Так, в связи с необходимостью соблюдения требований регулирующих инстанций будет сформулирован ряд новых политик, управляющих миграцией (или блокирующих миграцию) данных, скажем, в архивированное хранилище WORM.

И все же управление информацией на протяжении всего ее жизненного цикла — от создания до ликвидации — не должно быть привязано к таким технологиям, как многоуровневая структура средств хранения данных и даже текущая версия ILM. Стратегию управления информацией следует рассматривать в широком контексте «ниспадающего потока» — начинать с создания знаний и управления ими и двигаться вниз в направлении базовой инфраструктуры, обеспечивающей такое управление. Однако индустрия ИТ склоняется к другому подходу к ILM, предусматривающему движение снизу вверх. При таком подходе в центре внимания оказываются аппаратные и программные средства хранения данных.

Взгляд на ILM в контексте технологий хранения данных обеспечивает тактические преимущества, и все же организациям необходимо развивать это представление посредством внедрения более широкой стратегии интеграции информации. Но как бы то ни было, надо признать, что управление знаниями, управление контентом, цифровое управление авторскими правами (Digital Rights Management, DRM) и многие другие технологии, необходимые для более эффективного использования информационных активов предприятий, пока что не достигли уровня зрелости. Поэтому из тактических соображений, которые диктуются потребностями сегодняшнего дня (такими, например, как снижение издержек или стремление не оказаться за решеткой за нарушение регулирующих норм), руководителям информационных служб в ближайшей перспективе есть смысл рассматривать проблемы ILM, ставя во главу угла такие показатели, как затраты на хранение данных в расчете на мегабайт, запоминание и доступность информации.


David Senf. Building Towards An ILM Strategy. IDC