Рынок высоких технологий и ИТ-услуг

Рынок Linux без «неучтенки»

В IDC провели исследование общего рынка Linux, при этом были учтены продажи Linux-приложений, поставки новых серверов и системы, на которые Linux установили вместо какой-то другой ОС или используют в качестве гостевой платформы на виртуальной машине. На основании полученных данных в IDC подготовили прогноз, согласно которому за период с 2003 по 2008 год совокупный годовой оборот мирового рынка Linux будет возрастать ежегодно в среднем на 25,9% и достигнет к концу указанного периода 35,7 млрд. долл. За тот же интервал времени среднегодичный прирост рынка коробочных приложений и инфраструктурного ПО для Linux будет составлять 44%, и к 2008 году объем данного сегмента превысит 14 млрд. долл. Оборот рынка новых и «конвертированных» персональных компьютеров с Linux достигнет 10 млрд. долл., ежегодный прирост количества систем — 17 млн., а общий парк к 2008 году превысит 42,6 млн. ПК. Соответствующие показатели для серверов с Linux, используемой в качестве основной или дополнительной ОС, составят 11 млрд. долл., 3,3 млн. систем и 9,7 млн. систем. В прошлом году, по данным IDC, число новых проданных серверов с Linux составило 43% общего количества новых инсталляций операционной системы. Как отмечают аналитики, если учитывать все используемые копии Linux, данную ОС уже вполне можно назвать «мэйнстримовой».

Мировой рынок RFID

По данным исследовательской компании In-Stat, радиочастотная идентификация (RFID) является наиболее быстро развивающейся беспроводной технологией после сетей мобильной связи. Аналитики In-Stat полагают, что объем мирового рынка устройств RFID к 2009 году возрастет до 2,8 млрд. долл. с 300 млн. долл. в прошлом году. За это время технология RFID найдет применение в различных вертикальных рынках и окажет заметное влияние на повышение эффективности бизнес-процессов. Однако в In-Stat считают, что до массового использование данной технологии должно пройти не менее двух лет из-за относительно высокой стоимости поддерживающих ее устройств. В настоящее время цена радиочастотных меток (датчиков) колеблется в пределах от 0,15 до 100 долл. Отмечается также наличие проблемы обеспечения конфиденциальности, для решения которой законодательными органами различных стран должны быть разработаны соответствующие методы регулирования.

Год мобильности

По мнению аналитиков IDC, нынешний год станет для Европы «годом мобильности». Так, в настоящее время Европа занимает первое место в мире по темпам развития беспроводных сетей и мобильных технологий — в регионе действуют 25 тыс. общественных точек беспроводного доступа (хот-спотов). Согласно прогнозу IDC, к 2008 году их количество возрастет до 110 тыс., а число провайдеров беспроводных сетевых услуг увеличится до 50. Также, по данным IDC, в этом году регион EMEA сохранит лидерство и по скорости распространения мобильных решений — объем продаж ноутбуков возрастет на 19,9% по сравнению с прошлым годом. Для сравнения: в минувшем году в Западной Европе рост рынка ноутбуков составил 29,8%, что более чем вдвое превышает аналогичный показатель для рынка настольных ПК (10,6%). Что же касается российского рынка мобильных ПК, то, по данным исследовательской компании Dataquest, в прошлом году произошло его удвоение: рост продаж составил порядка 100%. При этом, если в 2003 году доля ноутбуков в общих продажах ПК на отечественном рынке составляла 7,6%, то к концу прошлого года она выросла до 13,7%. В наступившем году, по прогнозам Dataquest, объем продаж ноутбуков в России приблизится к 1 млн. штук. Самой популярной мобильной платформой в минувшем году оказалась Centrino — на базе этой технологии был произведен каждый третий ноутбук, проданный в России. Совокупная же доля ноутбуков на базе архитектуры Intel на конец прошлого года в нашей стране составляла около 92%.

Бизнес и технологии

Из области предсказаний

Обозреватели Network World опросили представителей индустрии ИТ и аналитиков на тему прогнозируемых ими событий и тенденций в наступившем году. Одно из таких предсказаний — продолжение консолидации сетевой индустрии. В Communications Network Architects предполагают, что одной из первых будет приобретена BEA Systems (ради пакета технологий сервисной шины предприятия), а в качестве возможного покупателя называют CA. Компания Cisco, которая за 2004 год совершила 12 приобретений, в наступившем году сделает не меньше, предсказывают аналитики. Специалисты F-Secure «если не в 2005-м, то в 2006 году» пророчат появление вирусов, передающихся «воздушным путем» — по беспроводным соединениям между компьютерами. Многие отмечают тенденцию консолидации оборудования в центрах информации: на коммутаторах локальных сетей начнут исполняться новые сервисы — IDS-системы, межсетевые экраны и т. п. Прогнозируется начало развертывания коммутаторов 10 Gigabit Ethernet в ядре корпоративных сетей. Продолжит расти активность рынка лезвий. Интенсивный рост ожидается также в сегменте виртуализации серверов. Opteron-серверы, по прогнозу, будут поставляться в основном с Linux, тогда как процессоры архитектуры Intel EM64T станут «опорой» Windows в существующих 32-разрядных средах. При этом Linux по-прежнему будет характеризоваться самым быстрым ростом продаж среди серверных ОС; правда, для настольного Linux особых завоеваний пока не предвидится. Применение открытого кода в компаниях выйдет за рамки обслуживания файлов и печати: ожидается рост внедрения открытых СУБД и серверов приложений. Сохранится тенденция роста офшорного аутсорсинга. Как считают в IDC, VoIP станет технологией массового применения, по крайней мере на предприятиях. Аналитики также не исключают возможности начала массового перехода на стандарты организации работы ИТ-отделов, определенные в библиотеке ITIL. Продолжится фрагментарное внедрение RFID.

Garther прогнозирует

Аналитики Gartner сделали ряд прогнозов на предстоящее десятилетие, касающихся информационных технологий.

  1. Переход от централизованного к коллективному методу принятия решений, который произойдет к 2015 году, обеспечит предприятиям 10-процентную прибавку продуктивности. В числе новых тенденций, способствующих такой трансформации, аналитики называют разработку ПО по принципу открытости кода и использование энциклопедий Wiki.
  2. Если сейчас эксплойты появляются через 10-20 дней после выпуска заплаты, устраняющей вновь обнаруженную уязвимость, то к 2006 году до первых атак будет проходить срок вдвое меньший. Атаки, осуществляемые до выхода заплаты, останутся редкостью. Количество атак против неверно сконфигурированного ПО снизится, поскольку настройки коробочных продуктов по умолчанию станут более продуманными.
  3. К 2007 году трое из 10 ведущих производителей персональных компьютеров уйдут с рынка. На предстоящие четыре года для рынка ПК прогнозируется застой.
  4. К 2008 году технологические различия между ПК, мобильными устройствами, электронными книгами, телевизорами и сотовыми телефонами исчезнут. Все эти устройства будут оптимизированы для разных применений (голосовая связь, текст, видео и т. д.), основные различия останутся лишь в пользовательских интерфейсах.
  5. К 2015 году 40% нынешних должностей в сфере ИТ станут ненужными вследствие ввода средств автоматизации. Время разработки приложений снизится на 90%. Организаторы бизнес-процессов смогут менять потоки работ в них при помощи графических интерфейсов без участия специалистов ИТ-отдела. Переход на ИТ-инфраструктуру, работающую в режиме реального времени и ориентированную на процессы, приведет к отмиранию многих современных должностей.

Сила в единстве

Единство приложений и инфраструктурных технологий, определяемое аналитиками AMR Research термином applistructure, в ближайшие несколько лет, по их мнению, станет одним из новых популярных понятий в сфере ИТ. Как считают в AMR Research, концепция стека корпоративных приложений, интегрированных с инфраструктурой, является выражением чаяний продавцов и покупателей. Сопровождение технологической базы в компаниях поглощает от 60 до 80% бюджета, причем идея интеграции корпоративных приложений не принесла обещанного снижения издержек. Соответственно покупатели ИТ стараются сокращать количество платформ и поставщиков, ориентируясь в то же время на решения наиболее гибкие, оперативно переконфигурируемые и обеспечивающие многократное использование кода. В числе основных потенциальных игроков рынка applistructure аналитики называют IBM с WebSphere, Microsoft с Longhorn и Project Green, Oracle со всем ее нынешним портфелем приложений, инфраструктурными технологиями и СУБД, SAP с ее пакетом приложений и технологией Netweaver. Аналитики также не исключают возможности появления платформы applistructure на базе доступных компонентов с открытым кодом сторонних поставщиков, в том числе унаследованного кода. Как считают аналитики, решения, соответствующие перечисленным требованиям, могут появиться через 5-10 лет.

Судьба бизнес-интеллекта

Компания AMR Research опубликовала доклад, составленный по результатам исследования применения средств бизнес-интеллекта (BI) в компаниях среднего бизнеса (с доходом от 250 млн. до 1 млрд. долл.). Свыше 82% компаний, участвовавших в опросе, находятся на какой-либо стадии внедрения таких систем в качестве инструмента отчетности и аналитики; в 71% — с этими средствами работают более половины пользователей; в 24% компаний инструментарий BI применяется для доставки информации клиентам, партнерам и поставщикам. Большинство опрошенных планируют вложить в средства BI в этом году более 100 тыс. долл. Также, как показал опрос, в большинстве компаний среднего бизнеса используются сложные гетерогенные среды автоматизации цепочки поставок, применяются ERP- и CRM-приложения; соответственно преимущества, обеспечиваемые инструментами BI при обработке данных, генерируемых всеми этими системами, очевидны. Среди поставщиков инструментария BI наибольшим доверием у заказчиков пользуется Oracle — 22% опрошенных собираются внедрить системы ее разработки в 2005 году. Второе место делят Business Objects и Microsoft (по 17,4%).

10 основных моментов, связанных с организацией управления информацией
  1. Совмещение бизнеса и ИТ.
  2. Удержание специалистов по ИТ.
  3. Безопасность и обеспечение конфиденциальности частной жизни.
  4. Стратегическое планирование развития ИТ.
  5. Оперативность и гибкость.
  6. Выполнение требований нормативных актов.
  7. Понижение уровня сложности.
  8. Управление ИТ.
  9. Информационная архитектура (данный пункт тесно связан с предыдущим).
  10. Реинжиниринг бизнес-процессов.

Источник: результаты опроса представителей более чем 300 компаний, проведенного ассоциацией Society for Information Management.


Top 10 Information Management Concerns. CIO Magazine. February 1, 2005

Технологии управления

Внутренние угрозы безопасности

Исследование «Внутренние ИТ-угрозы в России 2004» компании InfoWatch выявило, что в России только начинает формироваться культура профессионального отношения к информационной безопасности: лишь 16% респондентов имеют выделенные отделы информационной безопасности. В 94% случаев эти отделы были сформированы в течение последних двух лет. 62% респондентов утверждают, что действия злоумышленников из числа сотрудников представляют наибольшую угрозу для российских организаций. 98% считают, что нарушение конфиденциальности информации — самая большая внутренняя ИТ-угроза. 89% считают электронную почту самым распространенным путем утечки конфиденциальной информации. 67% не осведомлены о наличии в сети организации инцидентов, связанных с утечкой данных. 99,4% допускают возможность наличия незарегистрированных случаев нарушения внутренней информационной безопасности. 87% считают технические средства эффективным способом защиты. Однако всего 1% респондентов используют их, в то время как 68% вообще не предпринимают никаких действий.

Российские организации осознают опасность внутренних ИТ-угроз, но не знают, как с ней бороться: 58% не осведомлены о существующих технологических решениях. 76% планируют внедрение систем защиты от нарушения конфиденциальности информации в ближайшие два года.

Исследование проблемы внутренних ИТ-угроз показало, что российские организации больше всего озабочены утечкой конфиденциальной информации: 98% респондентов поставили этот риск на первое место. Остальные угрозы отстают со значительным разрывом: искажение информации (62%), сбои в работе информационной системы по причине халатности персонала (15%), утрата информации (7%), кража оборудования (6%), другие (28%).

Примечательно, что при ответе на вопрос о технических путях утечки конфиденциальной информации мнения респондентов практически совпали. По аналогии с предыдущими вопросами было предложено ранжировать варианты ответов по степени критичности. В результате электронная почта, Internet, сетевые пейджеры и мобильные накопители (компакт-диски, USB-накопители) получили практически одинаковую оценку (80-90%). Остальные источники оказались позади с существенным отставанием (печатающие устройства — 34%, фотопринадлежности — в т. ч. мобильные телефоны с фотокамерами — 8%). Заметную долю также получил вариант «другие» (51%).

Языком цифр

Упрямые факты кое-что о «гуманитарных» знаниях

В наше время уже недостаточно быть просто крутым программистом или сообразительным сетевым администратором. Сегодня директору информационной службы требуются ИТ-сотрудники, способные разделить с ним трудности бизнеса, взаимодействовать с другими подразделениями компании и эффективно сотрудничать с коллегами по работе. По мере того как отрасль информационных технологий становится все более важной в стратегическом плане, эти не связанные с ИТ-сферой качества и умения (такие, как деловая хватка, коммуникабельность, лидерские качества, проектный менеджмент и т. д.), которые часто называют «гуманитарными» навыками, приобретают все более важное значение. Вот почему по результатам опроса 1420 ИТ-руководителей, проведенного независимой исследовательской группой для компании Robert Half Technology, мирового поставщика профессионалов в области высоких технологий, выяснилось, что 53% респондентов предлагают своим ИТ-сотрудникам пройти курс обучения дисциплинам, не имеющим отношения к информационным технологиям.

«ИТ-специалистам необходимо умение общаться на уровне руководства, — утверждает Кэтрин Спенсер Ли, исполнительный директор компании Robert Half Technology. — Способность понять коммерческие нужды организации и преобразовать это в технологическое решение — вот что, на мой взгляд, является основным».

Согласно опросу, средние по величине и крупные компании (штат которых превышает 1000 человек) более склонны к предоставлению своим ИТ-специалистам возможности обучения непрофильным дисциплинам, чем маленькие компании. Кэтрин Спенсер Ли объясняет это тем, что более крупные компании благодаря большому числу обучаемых имеют возможность сэкономить за счет скидок на программы и обучающие материалы. Данный опрос также показал, что 70% фирм, занимающихся предоставлением населению коммерческих услуг, вкладывают средства в обучение гуманитарным навыкам — т. е. больше, чем любой другой сектор индустрии. Ли утверждает, что такие фирмы очень большое внимание уделяют взаимоотношениям с клиентами и поэтому следят за тем, чтобы все их сотрудники обладали хорошо развитыми навыками межличностных отношений. Она полагает, что в будущем все больше и больше компаний во всех отраслях промышленности станут предлагать своим сотрудникам обучение «гуманитарным», непрофильным дисциплинам.

Практические советы

Сотрудничайте с вашим отделом по развитию персонала или отделом кадров. После того как вы установили, какие навыки необходимы вашим сотрудникам (курс бизнеса, коммуникативные навыки, презентационные навыки и т. д.), вы можете определить, что из этого можно изучить своими силами, используя специалистов компании, а для чего придется приглашать преподавателей со стороны.

Наиболее важные гуманитарные навыки для ИТ-специалистов:

37% Навыки межличностных отношений

20% Навыки письменного и устного общения

17% Способность справляться с работой в экстремальных условиях

11% Общая деловая хватка

7% Профессиональное поведение

8% Другое/Не знаю

Мыслите глобально, но начните с малого. Несмотря на то что важно предоставить возможность обучения и совершенствования в «гуманитарных» навыках всему вашему персоналу, начать следует с небольшой группы специалистов, от обучения которых ваша организация выиграет больше всего. Это станет примером для сотрудников, которые будут проходить данный курс обучения следующими.

Вникайте в процесс обучения. Проведите часть времени с сотрудниками, которые проходят обучающий курс, — узнайте, что они изучают и как собираются применить свои новые умения на рабочем месте. Затем разработайте с вашей командой планы действий для дальнейшего обучения, если это необходимо.

Исследуйте возможности за пределами компании. Если ваша компания не предлагает корпоративных обучающих курсов, содействуйте тому, чтобы ваши сотрудники стали участниками различных промышленных союзов и обществ потребителей. Такие организации часто проводят семинары на технические и нетехнические темы, и дополнительное общение поможет вашим сотрудникам выработать необходимые им навыки межличностных отношений.

Оказывайте поддержку программе обучения. Какую бы форму обучения вы ни выбрали —внутрикорпоративную или с использованием преподавателей со стороны, если руководство не оказывает своим сотрудникам поддержку и не идет на некоторые уступки для того, чтобы они могли взять от этого обучения все, что можно, то сотрудники, вероятнее всего, этого и не станут делать.

Джон Сурмач


The Hard Truth: Soft Skills Matter. CIO Magazine, January 15, 2005