Глубоко ошибается тот, кто считает, что век матричных принтеров уже давно прошел. Существует ряд применений, где лазерные и струйные устройства не смогли заменить матричные.

Глубоко ошибается тот, кто считает, что век матричных принтеров уже давно прошел. Существует ряд применений, где лазерные и струйные устройства не смогли заменить матричные. В частности, это касается принтеров, используемых при печати бланков некоторых государственных документов — паспортов транспортных средств и свидетельств об их регистрации.

Интересная особенность: в то время как большинство организаций, пройдя путь от эксплуатации матричных принтеров до лазерных, в итоге остановили свой выбор на последних, в ГИБДД МВД России, и в том числе Татарстана все произошло с точностью наоборот. Почему?

Изначально в подразделениях ГИБДД устанавливались исключительно матричные принтеры. Это понятно: в начале 90-х годов других принтеров на рынке просто не было, а если и были, то затраты на печать одной копии документа на матричных принтерах были существенно ниже. Матричные принтеры продемонстрировали уникальную надежность: некоторые из них безотказно работали по 12 часов в день на протяжении нескольких лет. Однако шум, возникающий при одновременной работе трех-четырех принтеров, делал работу инспекторов в замкнутом помещении практически невыносимой.

Но прогресс дал о себе знать, и вскоре подразделения ГИБДД перешли на использование струйных принтеров. И столкнулись с первой неприятностью: бланк документа, имеющий рыхлую структуру, при печати на струйном принтере частенько портился, поскольку чернила, не успевая быстро высохнуть, размазывались на бланке. И если с новенькими свидетельствами о регистрации это происходило не так часто, то для паспортов транспортных средств (ПТС), зачастую мятых, в пятнах масла и бензина, процесс печати оказывался гибельным...

Лазерные принтеры, тихие и быстрые, также оказались не лишены недостатков: текст, нанесенный с их помощью, можно было путем достаточно несложных манипуляций сбить, стряхнуть с бумаги, открывая тем самым широкие горизонты для подделки документов. Вскоре эти опасения подтвердились: статистика свидетельствовала о том, что число поддельных ПТС росло с каждым месяцем.

Таким образом, выяснилось, что реалии жизни не позволяют использовать ни струйные, ни лазерные принтеры. Все это привело к тому, что Главное управление запретило использовать лазерные принтеры в работе регистрационных подразделений.

Борьба с подделками

Встал вопрос о выборе модели печатающего устройства. Из всего спектра представленных на рынке устройств лучше всего подошли под формат и структуру документов принтеры Oki, и сегодня все операторы печатают на этих устройствах. Их в ГИБДД МВД РТ поставила фирма ТИССА. Всего в работе используется более 100 принтеров. Они подключены к модулям информационной системы, обеспечивающим функции регистрации транспортных средств и выдачи водительских удостоверений.

Девятиигольчатые принтеры Oki удовлетворили ГИБДД и по соотношению цены и качества. (От использования 24-игольчатых принтеров отказались — их стоимость была выше, а качество, хотя и увеличивалось пропорционально цене, было излишним.) Эти однопроходные устройства, позволяющие, в отличие от классических принтеров, печатать документы большой толщины, не перегибая их, используются также в паспортно-визовой службе республики и в банках — там, где необходимо в больших количествах печатать важные документы определенного формата.

В этом году ГИБДД Татарстана уже выдала 130 тыс. паспортов транспортных средств и 57 тыс. водительских удостоверений. Печать одного документа длится одну-две минуты. Это совсем немного, если учесть, что в среднем от момента проверки инспектором всех документов до выдачи паспорта технического средства или водительского удостоверения проходит 20 минут (если есть очередь, процесс растягивается часа на два). Уровень шума значительно снижен по сравнению с матричными принтерами, которые использовались на заре автоматизации ГИБДД. Правда, работа инспекторов по-прежнему остается утомительной из-за ее монотонности.

Примечательно, что за два года эксплуатации этих принтеров число подложных документов пошло на убыль. Конечно, вероятность подделки остается до сих пор — находятся умельцы, подделывающие бланки типографским или каким-либо иным способом, однако возможность внести изменения в подлинный бланк практически сводится к нулю. Любые помарки становятся видны инспектору ГИБДД невооруженным глазом.

Вот что рассказывает начальник республиканского ГИБДД Рифкат Минниханов: «Чаще других подделывают ПТС на иномарки. Когда новый владелец приходит ставить иномарку на учет, осуществляется запрос по месту прежней регистрации. А там говорят: данные этого ПТС — не на иномарку, а на ?Жигули? или на ?Запорожец?. Мошенники действуют так: регистрируется ?Запорожец?, затем надписи удаляются, на их место вбиваются данные дорогой иномарки, после чего машина продается. Причем крайним оказывался покупатель, который был уверен, что покупал нормальную, ?чистую? машину. В итоге машину ставят во дворе и держат там, потому что перерегистрировать ее невозможно. Кстати, речь идет в основном не об угнанных машинах, а о машинах, завезенных в Россию без таможенной ?очистки?, поэтому покупателю ничего не остается, как пойти в таможню, оплатить ввозную пошлину, после чего получить нормальный ПТС. Против этих нарушений мы и стараемся бороться».

Литература
  1. Создание корпоративных информационных систем: от теории к практике/Под общей редакцией Минниханова Р.Н. — Казань: Образцовая типография, 2001. 324 с.1.
  2. Методические рекомендации по обеспечению защиты информации в подразделениях ГИБДД МВД Республики Татарстан/Минниханов Р.Н., Гараев М.З. Казань: Образцовая типография, 1999. 26 с.2.
  3. Минниханов Р.Н. Методы и средства защиты корпоративных информационных систем. Казань: Казан. гос. техн. ун-та, 2003. 300 с. 3.
  4. Применение профилей при создании и эксплуатации региональной информационной системы ГИБДД МВД Республики Татарстан/Минниханов Р.Н., Шигин Л.Б. Журнал «Информационные технологии и вычислительные системы», Москва, 2003, № 3. С. 55-61. 4.

Альбина Абсалямова — сотрудник издательского дома «Парадигма» (Казань), id_paradigma@mail.ru


Двенадцать лет на страже закона

Почти двенадцать лет функционирует в ГИБДД МВД Республики Татарстан автоматизированная информационная система. Тогда, в начале 90-х, ее появление было обусловлено целым рядом факторов. Среди них и осложнение криминогенной обстановки в республике, и увеличение количества угонов транспортных средств, и рост числа выдаваемых водительских удостоверений, свидетельств о регистрации и паспортов транспортных средств, резко повысившие нагрузку на сотрудников республиканского ГИБДД.

Обрабатывать картотеку регистрируемых автомототранспортных средств (АМТС), искать в ней угнанный автотранспорт, выписывать водительские удостоверения вручную стало делом не только трудоемким и затратным, но и ненадежным. Не секрет, что процедура постановки на учет АМТС не исключала возможности регистрации угнанного транспорта, так как в силу большой трудоемкости (по картотеке вручную) проводился только выборочный контроль документов, регистрируемых АМТС на угон.

Регистрация транспортных средств и выдача водительских удостоверений проводилась в республике в восьми межрайонных регистрационно-экзаменационных подразделениях (МРЭП), расположенных в шести крупных городах и двух поселках городского типа, расположенных в центрах сельских регионов республики. Регистрацией АМТС были заняты около пятидесяти человек. В нескольких городах республики существовали филиалы МРЭП, выполняющие часть функций этих подразделений для удобства населения. Обмен информацией с Управлением ГИБДД осуществлялся исключительно с помощью бумажных носителей, поддержка актуальности картотек районных подразделений ГИБДД практически отсутствовала.

С ростом объемов данных назрела необходимость принципиальных изменений в технологии работы ГИБДД. В частности, настало время перевести все ее подразделения и центральный аппарат с традиционной, «бумажной» обработки информации на компьютерное хранение и обработку информации. Однако имеющиеся к 1992 году в ГИБДД МВД Татарстана технические средства и кадровый состав были для этого явно недостаточными. Так, электронная обработка информации в системе ГИБДД сводилась к учетным операциям и получению стандартных отчетов по дорожно-транспортным происшествиям, которые формировались силами трех сотрудников центрального аппарата ГИБДД на одном слабеньком компьютере.

Было принято решение о создании Региональной информационной системы ГИБДД, призванной обеспечить обработку информации на качественно новом уровне с применением единой программно-технической основы. За разработку первой версии системы взялась фирма «ТИССА (Татарские информационные системы и средства автоматизации)», одна из крупнейших компаний Татарстана, специализирующихся на разработке программного обеспечения.

Эти проблемы касались, в первую очередь, масштабирования решений при увеличении числа пользователей, хранения в базах данных больших объемов информации и увеличения сложности решаемых задач. Определенную трудность вызывало администрирование крупных локальных сетей под управлением операционной системы Novell и их интеграция между собой. При реализации информационной системы ГИБДД республиканского уровня необходимо было учитывать также требования к надежности и безопасности эксплуатации критически важных программно-технических средств в сельской местности, принимая во внимание отсутствие квалифицированных кадров и жесткие условия эксплуатации вычислительной техники.

К концу 1993 года были разработаны и внедрены модули, автоматизирующие наиболее актуальные функции: регистрацию АМТС, выдачу водительских удостоверений, поиск угнанного транспорта, регистрацию, учет и анализ ДТП. В 1994-1995 годы был разработан ряд дополнительных модулей, реализующих функции проведения техосмотра, учета договоров по продаже АМТС, поддержку административной практики, прием экзаменов на знание правил дорожного движения. Параллельно было начато развитие региональной сети МВД Татарстана, направленной на объединение всех подразделений ГИБДД МВД РТ в интерактивном режиме.

В 1999 году силами сотрудников отдела информационного обеспечения Управления ГИБДД была начата разработка и внедрение второй версии информационной системы. Развитие программного и технического обеспечения продолжается до сих пор по мере роста потребностей ГИБДД МВД РТ. Ввод в эксплуатацию новых функций системы происходит в течение нескольких дней без остановки работы подразделений ГИБДД.

В настоящее время продолжается работа по совершенствованию информационной системы ГИБДД. Помимо того, что давно полностью автоматизирована вся деятельность (регистрация АМТС, выдача водительских удостоверений, проверка транспорта на угон, проведение государственного технического осмотра, учет нарушений и ДТП), ведутся работы по интеграции существующих баз данных и задач в единую, непротиворечивую, взаимосвязанную среду хранения и обработки данных. Так, сегодня вносятся в базу данных ИНН участников дорожного движения. Будучи однажды зарегистрированным в базе данных, владелец автомобиля навсегда освобождается от нудной процедуры внесения в базу персональных данных — они остаются там навсегда, что существенно сокращает время всех операций с этими данными, от выдачи прав до регистрации транспортного средства.

Поскольку изначально при проектировании информационной системы в ее основу были положены принципы открытых систем, было решено использовать одну из СУБД (Oracle или Informix), поддерживающих эти принципы. Стоимость продуктов Oracle в то время была значительно выше, чем Informix, а функциональные возможности, которые требовались для реализации работы информационной системы, были примерно равными. Поэтому в качестве основы для построения системы было решено использовать Informix. Поскольку к сегодняшнему дню цены на СУБД сравнялись, а Oracle был принят в качестве стандартной платформы СУДБ во всех подразделениях МВД России, в ГИБДД Татарстана началась подготовка к переводу информационной системы на Oracle.

На очереди стоит вопрос о создании уже третьей версии информационной системы, которая должна не только вобрать в себя всю существующую информацию, но и обеспечить новый уровень удобства инспекторам и, самое главное, населению.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями