Затраты на ИТ возрастают, однако специалистам не следует ожидать соразмерного увеличения числа рабочих мест, ибо с появлением новых технологий потребность в некоторых функциях системных администраторов может навсегда уйти в прошлое.

Затраты на ИТ возрастают, однако специалистам не следует ожидать соразмерного увеличения числа рабочих мест, ибо с появлением новых технологий консолидации и виртуализации ресурсов центров обработки данных, потребность в некоторых функциях системных администраторов может навсегда уйти в прошлое.

Отвечая на вопрос, почему в последнее время в сфере ИТ не наблюдается увеличения числа рабочих мест, аналитики отрасли, как правило, указывают на аутсорсинг ряда задач; однако, возможно, на самом деле это связано с появлением кардинально новых технологических решений. Исследовательские компании AMR Research, Forrester Research и Gartner независимо друг от друга пришли к важному заключению. Под воздействием таких факторов, как консолидация серверов, виртуализация сетей, серверов и систем хранения, а также предоставление вычислительных ресурсов как услуг (utility computing), потребность в штатных единицах ИТ-персонала начального уровня в корпоративных центрах обработки данных будет сокращаться. А в некоторых случаях следствием новых технических решений будут, возможно, увольнения сотрудников ИТ-отделов.

«При автоматизации задач в сфере ИТ конечная цель всегда состоит в том, чтобы сократить число людей, занятых их решением, — утверждает Ланс Трэвис, вице-президент AMR. — В теории подобные инструменты призваны повышать эффективность бизнес-процессов и обеспечивать экономию средств, и один из путей достижения этих целей состоит в сокращении штатов».

IBM, Hewlett-Packard, Sun Microsystems и ряд других ведущих компаний выдвинули масштабные инициативы по организации «вычислений как услуг». Данные инициативы предполагают в том числе сокращение числа физических серверов в центрах обработки данных, виртуализацию серверов и приложений, объединение в пулы сетевых ресурсов, ресурсов хранения и серверных ресурсов с тем, чтобы автоматически распределять их в соответствии с запросами конечных пользователей. При наличии ИТ-инфраструктур с подобными функциональными возможностями не придется содержать целую армию ИТ-служащих.

«Впрочем, эти решения еще не воплощены в жизнь», — говорит Трэвис и добавляет: «Пока что оснований для беспокойства нет. Пройдут годы, прежде чем подобные центры обработки данных будут реализованы во всей полноте».

По мнению Скотта Хопкинса, курирующего технологические услуги вице-президента компании Harte-Hanks Data Technologies, с приходом новых технологий наименее требовательные к квалификации рабочие места в сфере ИТ будут ликвидированы. Но, с другой стороны, ИТ-специалисты должны видеть в технологическом переоснащении центров обработки данных стимул к овладению новыми знаниями и к освоению дополнительных навыков.

Возможности для роста

«Внедрение новых технологий для центров обработки данных я рассматриваю как возможность для роста отдельных сотрудников; теперь они могут получить более объемное, более глобальное представление о том, как технологии способствуют развитию бизнеса», — заявляет Хопкинс.

Осуществляя виртуализацию сетевых и серверных ресурсов, а также ресурсов хранения, Хопкинс видит в консолидации серверов постоянный процесс. В центре обработки данных Harte-Hanks имеется 47 мощных серверов под управлением Sun Solaris, один мэйнфрейм и несколько сот серверов Windows и Linux. В этом центре накоплено от 45 Тбайт до 50 Тбайт данных.

Когда на рынке появятся решения, способные обеспечить более гибкое управление работой центра обработки данных, Хопкинс намерен приступить к модернизации своего ИТ-хозяйства. Но к этому следует готовиться: сотрудников нужно будет обучить работе с инструментами виртуализации и автоматизации управления ресурсами так, чтобы они могли плодотворно сотрудничать с группами по обслуживанию сетей, средств хранения данных, приложений и с бизнес-группами. А итогом этого сотрудничества должно стать оптимальное ИТ-обслуживание.

«Людей можно и переучивать, и перенастраивать. Если раньше они были чистыми технологами, то в будущем им придется осваивать новый взгляд на ИТ с упором на интересы клиентов», — поясняет Хопкинс.

Умение адаптироваться

Но не все сотрудники центров обработки данных смогут шагать в ногу с новыми технологиями.

«Для тех, кто знаком лишь с одним типом вычислительных архитектур, или для тех, кто плохо воспринимает перемены, это может оказаться слишком сложным делом. И если такие люди не смогут приспособиться к новым условиям, они могут попросту потерять работу», — констатирует Хопкинс.

Современные центры обработки данных, как правило, реализованы в виде технологических площадок, в хаосе заставленных сетевым оборудованием, серверами, устройствами хранения и т. д. В центрах обработки данных завтрашнего дня будут, по крайней мере, в соответствии с теоретическими представлениями, применяться соответствующие модули, обеспечивающие максимальное масштабирование, а это, в свою очередь, приведет к изменению профессиональных требований к работникам ИТ-отделов.

Аналитики утверждают, что число служащих для выполнения рутинных повседневных задач сократится, однако никакие сложные программные инструменты не в состоянии заменить ум и опыт живого человека.

«Может быть, и не будет большого спроса на служащих, в задачи которых входит замена магнитных лент или перестановка компьютера, но потребность в человеческой, инстинктивной реакции на события в сфере ИТ будет всегда», — подчеркивает Трэвис из AMR.

Это мнение разделяет и Пол Литтл, менеджер из Fidelity Information Services — ИТ-подразделения компании Fidelity National Financial. В своей работе он широко пользуется средствами виртуализации, разработанными компаниями VMware (в прошлом году приобретена корпорацией EMC) и Softricity. Продукты VMware позволили сократить число физических серверов в центре обработки данных, и теперь в нем на площади в 45 квадратных метров, где расположено около ста серверов Windows, AS/400 и Unix, Литтл сконфигурировал порядка 20-30 виртуальных серверов.

Литтл установил инструментарий Softricity, поскольку они позволяют ему эксплуатировать и обслуживать несколько экземпляров и версий приложений Fidelity Information Services на меньшем числе серверов, а также дают пользователям возможность обращаться к большему числу приложений без риска несанкционированной модернизации приложений или использования неподходящих версий. Кроме того, Литтл рассматривает возможность централизации ресурсов хранения данных за счет использования сетей хранения, а это еще один действенный способ снижения затрат и повышения эффективности.

Наработки Fidelity Information Services в области виртуализации позволили сократить потребность в новых физических серверах, снизить издержки на обслуживание оборудования и облегчили некоторые этапы процедуры развертывания прикладных программ и серверов. Однако Литтл утверждает, что новые инфраструктурные технологии для центров обработки данных пока что не принесли ему такого блага, как возможность не задерживаться на работе по окончании трудового дня. Он полагает, что его работа стала труднее, поскольку теперь ему приходится управлять несколькими серверами на одной системе и несколькими экземплярами виртуализированных приложений.

«Как бы то ни было, операционная система остается, и мне приходится устанавливать и обслуживать все, что требуется, — рассказывает Литтл. — Мы ускорили процесс инсталляции, и теперь нам не приходится выполнять одну и ту же задачу по сто раз, но все равно нужно выкраивать время, чтобы выполнить ее однократно».


Denise Dubie. Data center staffing. Network World (US), 17 May 2004


Консолидация и виртуализация

В ходе опроса, проведенного компанией Forrester Research в сентябре 2003 года, выяснилось, что более половины из 100 опрошенных компаний планируют выполнить консолидацию серверов в ближайший год.
Еще один опрос Forrester в июне 2003 года показал, что в планах почти половины из 377 фирм-участниц опроса стоят проекты по виртуализации серверов или систем хранения. В этой группе около половины компаний намерены реализовать оба типа виртуализации.