В какие-то моменты ИТ-инфраструктура должна разрастаться, в какие-то моменты -- "съеживаться", чтобы быть, таким образом, всегда адекватной целям, стоящим перед предприятием.

Постоянно размышляя о том, как повысить гибкость инфраструктуры ИТ, Скотт Хопкинс пришел к мысли, что в какие-то моменты эта инфраструктура должна разрастаться, в какие-то моменты — «съеживаться», чтобы быть таким образом всегда адекватной целям, стоящим перед предприятием. Хопкинс — вице-президент по проблемам технологического планирования специализирующейся на предоставлении услуг в сфере прямого маркетинга фирмы Harte-Hanks. Как руководитель, он следит за тем, чтобы бизнес выступал в качестве движущей силы технологических инициатив, таких как виртуализация средств хранения, сетевых и серверных ресурсов. По словам Хопкинса, ему хотелось бы, чтобы границы между этими «технологическими мирами» не были столь резко очерченными, и тогда он смог бы создать единый динамический пул ресурсов вычислительного центра. И именно в вычислительном центре своей компании Хопкинс поделился с ведущим обозревателем Network World Дениз Дуби своими идеями о предоставлении ресурсов как услуг.

Мы много слышали об интеллектуальном, автоматизированном вычислительном центре будущего. Как определяют идею нового центра обработки данных в компании Harte-Hanks?

Чтобы понять, что такое новый центр обработки данных, или «полезная модель», о которой я говорю, нужно посмотреть на ИТ с точки зрения совместного использования ресурсов; при этом то, каким образом вы оплачиваете услуги, не столь важно. Такой взгляд на ресурсы и на их использование в интересах бизнеса отличается от традиционного. Для получения модели коммунальной услуги нужно иметь средства виртуализации, и эти средства виртуализации нельзя сегментировать по уровням технологии. Так вот, при наличии всех этих предпосылок мы можем создать по-настоящему динамичный вычислительный центр.

В прошлом менеджеров вычислительных центров, как правило, очень заботили следующие вопросы: какими серверами мы располагаем, какая технология у нас на вооружении и т. д. Они не рассматривали свои центры как коммунальные предприятия и не думали о том, какое сочетание ресурсов необходимо для предоставления клиентам той или иной услуги. Мы же не зацикливаемся на серверах. Ни сеть, ни среда хранения не обладают для нас ценностью сами по себе. Все это надо воспринимать как единое целое, как коммунальное предприятие, которое обладает способностью оказать услугу клиенту, будь то внутренний или внешний клиент.

Сегодня вы применяете виртуализацию?

В данный момент — с учетом применяемой нами технологии, а также ввиду того обстоятельства, что вычислительный центр делится на звенья (средства хранения, серверы и сеть), мы используем только квазивиртуализацию. На сегодняшний день мы виртуализируем среду хранения. Кроме того, мы пользуемся средствами управления ресурсами на серверах, а также в сети — с помощью технологий типа виртуальных локальных сетей. Еще у нас имеются средства обеспечения требуемого качества обслуживания (QoS, quality of service); они нужны для того, чтобы с наибольшей отдачей использовать виртуализированные сетевые ресурсы.

В чем преимущества виртуализации этих технологических комплексов?

На стороне сервера мы смогли предоставить для совместного использования более значительные ресурсы. Предоставление логических серверных ресурсов дает гарантию стабильной работы с точки зрения безопасности и с точки зрения производительности. Если мы на одном сервере решаем несколько задач, ни одна из них не «оттирает» другие задачи от выделенных им ресурсов. В итоге мы получаем значительную свободу рук.

На стороне средств хранения мы смогли восстановить значительную часть среды хранения данных уже за счет того, что имеем функцию резервирования. Мы перешли от среды непосредственно подключаемых накопителей к сетям хранения данных; образно говоря, это виртуализация на уровне неполной средней школы. До уровня колледжа мы еще не доросли, но уже сейчас лучше манипулируем этими ресурсами в том, что касается обеспечения хранения данных на уровне потребностей бизнеса. Если бы мы уже «перешли в колледж», то смогли бы организовать управление ресурсами хранения с помощью более современных и более сложных средств виртуализации.

Как в вашем вычислительном центре функционируют средства сетевой виртуализации?

Здесь все упирается во внедрение средств QoS и технологии виртуальных локальных сетей (VLAN). Надо отказаться от представления о том, что все клиенты работают в одной и той же сети. Мы разделяем сеть по соображениям безопасности и производительности. Технологии VLAN позволяют гарантировать требуемый уровень производительности и защиты данных. Идти таким путем сложнее, но это не значит, что сетями труднее управлять.

Смогли ли вы консолидировать ресурсы хранения данных, сетевые или серверные ресурсы?

Около года мы занимаемся консолидацией серверов. Если рассматривать эту работу с точки зрения управления, можно сказать, что мы создали план управления активами, который предусматривает оценку «возраста» реализованных у нас технологий и эффективности их использования. После этого мы сможем получить представление о том, каким образом сократить число серверов в соответствии с требованиями новой технологии или вообще снять их с эксплуатации. Если говорить хотя бы о скоростях процессоров, может возникнуть ситуация, когда в центре имеется четыре или пять серверов, функционирующих с различными тактовыми частотами, а это может обернуться большими расходами.

Четкое представление о том, чем же именно мы располагаем, дает нам возможность экономии по двум направлениям: с одной стороны, речь идет об экономии в сфере управления, а с другой — в сфере обслуживания этих сред.

Но консолидацию не проводят за один прием. Это непрерывный процесс — ведь технологии подвержены столь быстрым изменениям, и в любой момент у нас обязательно имеются серверы, относящиеся к категории устаревающих. Необходим план перехода на новые технологии. Мы сумели снизить издержки за счет постепенного вывода из эксплуатации относительно старых технологий и перевода сетевых нагрузок на более новые технологии. Обслуживание старой техники обходится дороже, особенно когда ее много. Иногда кажется, что, если у тебя старая технология, труднее получить поддержку от поставщиков, да и найти соответствующих специалистов у себя в компании. Теперь главное — выйти на инфраструктуру, которая позволит сделать следующий шаг.

А в чем же состоит этот следующий шаг?

Я могу работать с серверами, с сетью и с ленточными накопителями, но у меня нет глобального универсального средства, которое объединило бы эти компоненты в одно целое. Вот это и есть следующий уровень развития вычислительного центра: изделие, связывающее сеть, сервер и средства хранения в единую среду, которой можно эффективно управлять и которая позволяет экономить средства.

А какая роль во всем этом отводится автоматизации?

Я горячий сторонник автоматизации. Здесь мы приняли меры по автоматизации управления лентами, по использованию инструментальных средств, обеспечивающих мониторинг и создание серверной среды. Мы автоматизировали средства обработки заданий и превратили их в планировщика заданий. Мы организовали автоматизированный пульт помощи, который направит служащим оповещение в случае, если некая технология не удержит показатели в рамках пороговых значений, заданных для сети, сервера или для ресурсов хранения данных. Мы автоматизировали множество процессов администрирования, но, в сущности, это всего лишь первый шаг.

Следующий шаг заключается в том, чтобы на базе имеющихся средств автоматизации перейти к функции виртуализации. Виртуализация сегодня определяется опять-таки на трех уровнях: средства хранения, сеть и серверы. Так вот, если мы говорим о новой модели вычислительного центра, важнейшей задачей является создание таких средств виртуализации, которые не трактуют упомянутые уровни по отдельности. То есть нужно не выделять такие подпроблемы, как виртуализация сети, серверов и средств хранения, а рассматривать все это как модель коммунального предприятия. Нам нужно первым делом виртуализировать весь комплекс. Поставщики не пойдут на это до появления стандартов. А когда я говорю о стандартах, я подразумеваю две вещи: поставщики должны прийти к соглашению в том, что касается доступа к их технологиям, а ИТ-менеджеры — согласиться использовать стандартные технологии в своих организациях.

Поставщики утверждают, будто смогут наделить аппаратные и программные средства вычислительных центров возможностями самоуправления, самовосстановления. Что вы думаете об этом?

К сказанному я отношусь с известной долей скепсиса. Фирма Harte-Hanks пойдет по этому пути лишь после того, как мы убедимся, что все добротно сделано и тщательно проверено. На уровне идеи все прекрасно, но смогут ли поставщики реализовать эти функции и подтвердить их эффективность? У меня в этом уверенности нет. Если судить по нынешнему состоянию дел, поставщики, на мой взгляд, не обеспечили должной интеграции и возможности выполнения функций во всей среде. Надеюсь, со временем у них все получится.

Если бы у нас был интегрированный инструмент, способный автоматически просматривать состояние этих виртуализированных уровней, да еще и достаточно «умный» для того, чтобы извещать пользователя о наличии или отсутствии в среде необходимого ресурса, который обеспечит выполнение задания, это было бы просто прекрасно. Но сегодня такого инструмента мы не имеем.

Итак, вы сторонник автоматизации, однако не верите в то, что поставщики сумеют организовать полностью автоматизированные вычислительные центры?

Речь всегда идет о сочетании разумного управления, надежно защищенной среды и стратегии использования средств автоматизации. Технология виртуализации — это ориентир, на который мы должны равняться, но ведь управлять процессами так или иначе придется человеку. И когда мы добьемся такой гибкости, тогда и сможем достичь поставленной цели. Ведь существует множество вещей, которые сегодня не поддаются автоматизации. Мы пока не можем реализовать в инструментальных средствах ни достаточный уровень интеллекта, ни достаточный уровень знаний.

Какую роль, на ваш взгляд, будут играть в новом центре обработки данных приложения?

В некотором смысле одно должно следовать за другим. В вычислительном центре должна быть реализована технология, принуждающая поставщиков приложений иначе организовывать свои процессы. Требуются приложения, предусматривающие больший параллелизм в обработке. Здесь я имею в виду не однопотоковые приложения и не приложения, в которых может быть реализована модель «один ко многим». Нужна среда приложений, совместимая с прикладными программами, которые направляют свои команды и запросы в адрес различных ресурсов. Но прежде чем говорить о приложениях, такой совместимостью должны обладать база данных, серверы, средства хранения и сеть. Хост приложений должен вписываться в спроектированную вами инфраструктуру. Иными словами, сначала требуется инфраструктура, обеспечивающая те или другие возможности, а потом уже встает вопрос о соответствующей модификации прикладных программ.

Виртуализация — в среде, которая касается наших клиентов. В серверной части системы есть компоненты, не имеющие первостепенного значения; они могут обойтись без особо надежной, масштабируемой и доступной инфраструктуры. Все это справедливо применительно к нашей ИТ-организации. Представители другой организации — пусть это будет ИТ-предприятие в чистом виде, а не бюро обслуживания и не хостинговое предприятие — могут смотреть на вещи иначе. Наши ИТ-запросы изменяются, когда мы начинаем работать с новыми клиентами или когда от нас уходят старые клиенты. И мы хотим в будущем иметь возможность выполнять эти процессы, а также управлять ими с большей легкостью, а кроме того, хотим, чтобы они обходились намдешевле.

Ваш совет коллегам, которые хотят создавать у себя вычислительные центры нового поколения, — с чего начать?

С инвентаризации навыков служащих. Это одна из тех задач, которые нужно решать в первую очередь. Системные администраторы, администраторы средств хранения данных, администраторы баз данных должны быть готовы к тому, что их роли будут меняться; в какой-то степени будут меняться и наборы навыков, которыми они должны владеть. В деле создания вычислительных центров нового поколения человеческий фактор имеет решающее значение.

Какими технологическими проблемами нужно заняться в первую очередь?

Нужно вкладывать средства в определенные стандарты, причем важно иметь в виду, что эти стандарты диктуются не производителем, а самой технологией. После того как стандарты приняты, можно приступать к выбору инструментальных средств. Ну а когда вы разберетесь с человеческим капиталом и поймете, какими стандартами нужно руководствоваться, можете вступать в контакт с сообществом поставщиков. В процессе общения с ними вы поймете, какой набор инструментальных средств вам нужен для решения ваших задач и насколько решения того или иного поставщика соответствуют вашим потребностям.

Какую информацию ИТ-менеджеры должны получить у поставщиков?

Важно составить представление не столько о том, чем поставщик занимается сегодня, сколько о том, что он будет делать в будущем: какие продукты он планирует выпускать и каковы стратегические направления его технологического развития. Далее нужно проанализировать, насколько реальны поставленные поставщиком цели и насколько важно их достижение в контексте ваших планов.

В какой степени чисто коммерческие факторы должны влиять на принятие технологических решений при создании вычислительных центров нового поколения?

Это разные аспекты одного и того же процесса. В центре внимания менеджеров должны быть два момента: как увязать технологию с целями предприятия и как реализовать эту связь. Технологический аспект связан с другим набором решений. Здесь нужны люди, которые могут помочь вам добиться поставленной цели. Этих людей нужно побудить к овладению необходимыми навыками, а если нужно — помочь им в этом. Следует увязать эту задачу с долгосрочными целями, необходимо разработать стандарты и, наконец, нужно правильно выбрать поставщика.


Denise Dubie. Target: The new data center. Network World (US) — Issue 21 (24 May 2004)


Вычислительный центр Harte-Hanks сегодня

Скотт Хопкинс, вице-президент компании Harte-Hanks по технологическому планированию, управляющий корпоративным вычислительным центром из своей резиденции, поделился с нами краткой информацией об этом центре.

Статистика: в данном вычислительном центре — а это лишь один ВЦ из многих — мы эксплуатируем главным образом системы Sun Solaris на базе Unix. Здесь установлено 47 мощных производственных серверов, один мэйнфрейм и несколько сот серверов, как Windows, так и Linux. Наш парк средств хранения данных весьма неоднороден; на сегодняшний день мы можем хранить от 45 до 50 Тбайт данных.

Планы использования мэйнфрейма: в соответствии с нашей стратегией мэйнфрейм будет выведен из эксплуатации в течение ближайших двух-трех лет. Технология, которую мы внедряем сегодня для создания баз данных и для обслуживания клиентов, в большей степени ориентирована на открытые системы и на Internet. Эксплуатация достаточно мощного мэйнфрейма требует значительных расходов. Использование новых технологий для достижения тех же коммерческих целей обходится дешевле.

Роль ОС Linux: когда мы говорим о вычислительных центрах будущего, надо отметить, что определенная роль в таких центрах отводится и операционной системе Linux. В соответствии с сегодняшними представлениями Linux может применяться в специальных зонах вычислительного центра, на периферийных участках, скажем, для обслуживания межсетевых экранов и некоторых файловых серверов. Но в будущем, похоже, Linux — как система, характеризующаяся гибкостью и способная обеспечить снижение затрат, — может быть применена и для обслуживания баз данных.