Часто говорят, что существует два типа руководителей: те, кто руководит вещами, и те, кто руководит людьми. Люди, относящиеся к разным категориям, практически не в состоянии договориться и понять друг друга.

Часто говорят, что существует два типа руководителей: те, кто руководит вещами, и те, кто руководит людьми. И именно этим объясняется тот факт, что люди, относящиеся к разным категориям, практически не в состоянии договориться и понять друг друга.

Первые, или руководители-материалисты, видят мир как совокупность неодушевленных предметов. Во главу угла они ставят производство, процессы, проекты, материалы, сроки, методы, версии и детали. Они придерживаются тех же приоритетов, что и инженеры, которых, как правило, интересует, что и как происходит, а не на то, кто это делает.

Вторые, назовем их руководителями-гуманистами, рассматривают ситуацию через призму взаимоотношений. Там, где материалисты видят предметы, гуманисты видят людей, которые работают с этими предметами. Они обращают внимание на культуру, политику, руководство, коллективную работу и принципы организации.

К такой категории менеджеров должны относиться руководители высшего звена, а те, кто ниже их по иерархии, попадают в категорию материалистов. Именно принадлежность к различным категориям часто становится одной из основных причин внутреннего конфликта между бизнесом и ИТ. Руководители информационных служб и генеральные директора разговаривают, не понимая друг друга; они видят один и тот же мир под разным углом, и каждый из них не может принять точку зрения другого.

Так к какому типу менеджеров относитесь вы сами? Не лукавьте. Возможно, вы в состоянии посмотреть на ситуацию с разных точек зрения, но большинство людей принадлежат либо к одной, либо к другой категории. По-видимому, мы уже рождаемся со склонностью к тому или к иному.

Если вы не в состоянии честно ответить на данный вопрос, то можете отнести себя к третьей категории. За последние десять лет в сфере информационных технологий появились профессии, которые требуют иных приоритетов, нежели люди и вещи. Я имею в виду тех, кого, по роду их деятельности можно отнести к категории руководителей-абстракционистов.

Последние воспринимают мир через призму теории. Если большинство из нас считает, что они имеют дело с проектами или людьми, то менеджеры третьей категории рассматривают примеры теорий как выражение платоновских форм. (Греческий философ Платон считал, что физические вещи наследуют характеристики от своих абстрактных категорий или форм). Эти руководители комфортнее всего себя ощущают в мире концепций, где идеи отделены от конкретики.

Они занимают должности вроде «директора по управлению проектом», «главного по защите», «царя качества» или «владыки стратегии». Если большинство менеджеров занимаются выпуском конечных продуктов, то эти отвечают за конкретные характеристики таких продуктов. Их работа заключается в том, чтобы следить за прилагательными и наречиями, а не за существительными и глаголами ИТ. Большинство руководителей отвечают за выпуск продуктов и услуг, а задача руководителей-абстракционистов — гарантировать то, что другие работают эффективно, рационально, безопасно, согласованно и адекватно.

У руководителей-абстракционистов работа трудная. Они отвечают за развитие и интерпретацию теории и применение политики к проектам. Всегда есть опасность, что их будут воспринимать (а еще опаснее, что они сами себя будут воспринимать) как жрецов, как посредников между светским и духовным мирами. Их отношения с материалистами и гуманистами весьма натянуты. Поскольку абстракционисты не могут создавать продукт, другие часто считают, что они способны только мешать его созданию, обосновывая это некими идеологическими соображениями. Вот почему многие специалисты по управлению проектами воспринимаются как надсмотрщики за процессами, а не как люди, которые способствуют прогрессу и реальному успеху проекта.

Можете ли вы теперь определить свое место в этой трехкомпонентной систематике предпочтений руководителей? Что вас больше интересует: люди, вещи или теория? Не существует правильного или неправильного ответа на данный вопрос, но выбор должностей для лиц, принадлежащих к каждой из категорий, может быть лучше или хуже.

По мере распространения информационных технологий в коммерческой сфере, все важнее становится способность технических менеджеров признавать правоту чужих взглядов. Для эффективной работы со специалистами по ИТ на всех уровнях требуются следующие качества:

  • знание своей собственной природной склонности;
  • осведомленность о точках зрения других руководителей;
  • гибкость, позволяющая взглянуть на мир с точки зрения всех трех категорий;
  • мудрость, позволяющая разрешить вопросы и уладить конфликты, возникающие между ними.

Если вы выработали в себе способность воспринимать и принимать точки зрения всех категорий менеджеров, вы, без сомнения, можете отнести себя к точно определенной категории — хороших руководителей.

Пол Глен — автор книги «Ошибки руководства: как общаться и управлять людьми, которые выпускают технику» (Jossey-Bass Pfeiffer, 2002) и глава консалтинговой компании C2 Consulting.


Paul Glen. What Kind of Manager Are You, Anyway? Computerworld, March 1, 2004.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями