Знают ли на вашем предприятии, как расходуется ИТ-бюджет? Наверняка знают. Однако отдачу, получаемую в результате, могут оценить далеко не все.

Знают ли на вашем предприятии, как расходуется ИТ-бюджет? Наверняка знают. Однако отдачу, получаемую в результате, могут оценить далеко не все.

Справедливости ради, стоит заметить, что возможность оценки экономического эффекта от инвестиций в информационные технологии и ИТ-подразделение есть у многих предприятий. Однако подобный анализ — дело хлопотное и сложное, к тому же далеко не все умеют это делать, поэтому и не берутся.

«А зачем?» — спрашивают ИТ-руководители. В самом деле, с какой стати тратить время и усилия на денежные расчеты? Это полезно прежде всего потому, что финансовому и генеральному директору более понятен язык выгод и затрат, нежели язык мира высоких технологий. Этих людей гораздо легче убедить в целесообразности расходов, если говорить с ними в тех терминах и категориях, в которых они привыкли мыслить. Нередки ситуации, когда решая вопрос о том, на что и в какой пропорции потратить бюджет предприятия, финансовый или генеральный директор выбирает между инвестициями, например, в новое оборудование, маркетинг, НИОКР и ИТ. Как правило, выигрывают этот «тендер» те инвестиционные направления, которые сулят наибольшую отдачу на вложенный капитал. Следовательно, чтобы получить достойное финансирование ИТ-направления, необходимо доказать, что инвестиции в ИТ помогут повысить финансовые результаты компании и упрочить ее положение на рынке.

Следует ли при этом делать особый акцент на том, что развитие ИТ даст предприятию новые конкурентные преимущества? Едва ли, потому что предприятия-конкуренты могут относительно легко развить у себя технологии, аналогичные вашим. Поэтому особое значение сейчас приобретают не технологии сами по себе (их наличие, структура, инфраструктура сопровождения и пр.), а идеи по их эффективному использованию, а также возможности предприятия по реализации этих идей. Другими словами, важно не то, какие ИТ-активы есть у предприятия, а то, каким образом используется в компании их потенциал. Именно этот аспект ИТ можно, на мой взгляд, рассматривать как некоторое конкурентное преимущество.

Другой вопрос: как убедить руководство в необходимости регулярных инвестиций в ИТ, если в данный момент предприятие не ведет масштабных проектов, связанных с ИТ? И как доказать, что ИТ-подразделение не даром ест свой хлеб? Вопрос далеко не праздный, поскольку стабильно и успешно работающие информационные системы настолько входят в жизнь и быт предприятия, что об их значении и о тех, кто обслуживает эти системы, вспоминают только тогда, когда они выходят из строя.

Аналитики компании Gartner советуют регулярно оценивать окупаемость ИТ-услуг. Для этого нужно проделать следующую процедуру: описать деятельность ИТ-подразделения в терминах ИТ-услуг (например, по методологии ITIL/ITSM), подсчитать расходы на их оказание (себестоимость), затем оценить, как распределяется потребление услуг по различным бизнес-подразделениям, процессам и проектам предприятия.

Получив ясное представление о затратах на ИТ и о потреблении ИТ-услуг, можно будет продемонстрировать руководству детальную картину о том, куда уходят деньги ИТ-бюджета, какие бизнес-подразделения их «проедают», потребляя ИТ-услуги. Вполне возможно, обнаружится, что отдельные дорогостоящие ИТ-услуги мало востребованы или их потребителями выступают отнюдь не те группы пользователей, на которые руководство готово тратить деньги. Ревизия расходов на ИТ позволит оптимизировать ИТ-бюджет, высвободив деньги для новых полезных инициатив.