Давно ли ваше предприятие пыталось оценить, во сколько обходятся ему логистические операции, какова их себестоимость? Скорее всего, давно.

Давно ли ваше предприятие пыталось оценить, во сколько обходятся ему логистические операции, какова их себестоимость? Скорее всего, давно. Между тем, если расходы на логистику составляют существенную часть издержек предприятия, даже небольшое их уменьшение способно на ощутимый процент повысить чистую прибыль.

Могут ли ИТ повлиять на логистические издержки? Да, конечно: грамотное использование информационных технологий уменьшает себестоимость отдельных логистических операций, фрагментов логистических цепочек и целых процессов. Чтобы добиться желаемого эффекта, важно знать, какая автоматизация в решении каких проблем способна помочь и на каких объемах операций или грузовых потоков она будет эффективна или хотя бы рентабельна.

Разумеется, снижение расходов на логистику — далеко не единственный аргумент в пользу ее автоматизации. Значимый фактор — ускорение логистических процессов. Оно достигается как за счет уменьшения времени на выполнение логистических операций, так и за счет оптимизации процессов, обеспечивающих движение товаров и грузов, что в свою очередь помогает завоевать симпатии клиентов. В условиях сильной конкуренции это весомый довод для руководства, которое задумалось о повышении эффективности бизнеса своего предприятия.

Еще один убедительный аргумент — повышение стабильности поставок. В самом деле, кому из топ-менеджеров не хочется, чтобы имя его компании ассоциировалось с надежностью, стабильностью поставок? Конечно, она в значительной степени зависит от дисциплинированности бизнес-партнеров, с которыми работает компания, но все-таки не стоит сбрасывать со счетов собственные возможности предприятия по контролю за движением товаров и грузов. Сбои внутри логистических цепочек — увы, не редкость. Однако профессионально работающие команды умеют компенсировать их влияние на процесс в целом, используя для этого планирование, близкое к реальному времени. Если инженер или менеджер по логистике имеет полную и объективную информацию о том, какими ресурсами он располагает в данный момент в каждой точке логистической цепи, он может перераспределить их таким образом, чтобы сбой в минимальной степени отразился на движении отдельного груза, и на стабильности логистического процесса в целом. Но едва ли специалист по логистике сможет получить точную и оперативную информацию о ресурсах и повлиять нужным образом на процесс, если не имеет инструментов управления, основанных на ИТ.

Как известно, человеку свойственно ошибаться. Человеку, занятому выполнением бесконечного числа рутинных операций — тем более. Между тем каждая такая ошибка приводит по меньшей мере к потере времени. Нередко она влечет за собой и ощутимые финансовые последствия (например, если рядовой исполнитель неправильно сформировал заказ или отправил его не тому получателю). Автоматизация логистических операций помогает предотвращать эти ошибки, выявлять их еще до того, как они привели к крупным финансовым потерям, и компенсировать их, минимизируя последствия.

К сожалению, автоматизация не может пресекать преднамеренные ошибки и воровство менеджеров компании (в цепочках поставок это случается). Здесь нужна воля высшего руководства и владельцев предприятия. ИТ могут лишь помочь в выявлении виновных, исследовании механизмов воровства и оценке нанесенного ущерба. Впрочем, и это немало.