От умения собирать, обрабатывать и анализировать информацию во многом зависит завтрашний день большинства предприятий. Это вполне справедливо и по отношению к Ford Motor Company.

ИНФОРМАЦИЯ И ЗНАНИЯ В ЭПОХУ ЖЕСТКОЙ КОНКУРЕНЦИИ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА входят в число основных факторов сохранения и усиления позиций компании на современном рынке. От умения собирать, обрабатывать и анализировать информацию, превращая ее в конечном итоге в добавленную стоимость и устойчивую прибыль, во многом зависит завтрашний день большинства предприятий. Это утверждение вполне справедливо и по отношению к индустриальным гигантам, олицетворявшим мощь промышленно развитого общества, таким, например, как Ford Motor Company.

Нe секрет, что грань между информацией и знаниями бывает настолько тонка и прозрачна, что отделить их друг от друга далеко не всегда представляется возможным. Более того, нередко знания и информация трансформируются друг в друга в зависимости от их полезности в решении тех или иных задач.

Для того чтобы не оказаться лицом к лицу со сложными проблемами, имея в багаже слишком скудный запас ценной информации, компаниям приходится хранить («на черный день») и по мере необходимости анализировать большие массивы информации, в том числе представленной в виде неструктурированных документов. Далеко не всегда бывает понятно, когда эта информация окажется востребованной, тем не менее готовиться к этому моменту приходится тщательно и заранее. Следует структурировать поступающую информацию и снабжать системы мощными средствами поиска, с тем чтобы быстро найти нужную информацию, когда это потребуется.

Внутренняя и внешняя информация компании Ford публикуется на сотнях локальных сайтов Internet/extranet/intranet. Ho сайты — это лишь верхушка информационного «айсберга». В его основе — сложная распределенная информационная система управления самыми разными документами: офисными, проектными, конструкторскими и проч. В этой же системе хранятся электронные форумы, базы знаний, документы многих сотен рабочих групп различных специалистов и менеджеров.

Ядром данной системы является семейство продуктов eRoom компании Documentum, предназначенных для создания среды коллективного взаимодействия и обмена документами. Компания рассматривает эту систему в качестве среды для накопления и хранения интеллектуального капитала, а также как средство взаимодействия сотрудников различных подразделений и на локальном уровне рабочих групп (в том числе географически распределенных), и на уровне общекорпоративного взаимодействия. Эта же среда служит важным инструментом для реализации взаимодействия компании со своими клиентами, поставщиками и партнерами. С помощью этой же среды реализуются многие производственные и бизнес-проекты Ford.

Локальная интеграция

Как рассказал Игорь Ковалев, ИТ-менеджер ЗАО «Форд Мотор Компани» (дочерней фирмы концерна Ford Motor Company, представляющей его интересы в России и СНГ), когда российское руководство Ford задумалось о приобретении инструментария для внутренней и внешней информационной интеграции, вопрос выбора системы не стоял, поскольку eRoom — корпоративный стандарт компании. Руководство решило поддержать взаимодействие российских сотрудников компании с их зарубежными коллегами и предоставить доступ в eRoom на заводе в Ленинградской области, а также в офисе продаж в Москве. Эта система служит технологической базой для информационной интеграции сотрудников российского филиала компании Ford, a также платформой для взаимодействия с поставщиками оборудования.

Возможности системы были задействованы еще на стадии строительства завода: посредством eRoom российские специалисты получили доступ к информации об аналогичных проектах в Европе и США и на ее основе подготовили собственные документы, адаптированные к российским стандартам строительной документации.

Позже эта система стала привычным инструментом работы подразделений ИТ, закупок, финансового контроля. Среди ключевых задач, которые решаются с ее помощью, — ведение коллективных архивов, контроль версий документов, управление проектами, планирование и проведение встреч, собраний, других мероприятий, требующих коллективного взаимодействия в реальном времени. Кроме того, система позволяет осуществлять автоматическое оповещение коллег о готовящихся акциях, организацию и протоколирование дискуссий, а также разграничение доступа к документам и создание сайтов extranet/intranet.

Активно пользуются системой менеджеры, занимающие в компании схожие должности в филиалах и подразделениях в различных региональных офисах и предприятиях. Например, в одну из групп пользователей (Global Vehicle Operations IT) входят ИТ-директора принадлежащих Ford Motor Company заводов. Аналогичные группы имеются и для организации совместной работы руководителей других подразделений схожего профиля.

На основе системы создано хранилище знаний, в котором фиксируется самая разная информация: о рынке и конкурентах, о корпоративных коммуникациях и сотрудниках компании, о финансах и финансовых службах, об информационных службах компании и экологических аспектах автомобильного бизнеса, о недвижимости, которая имеется у Ford, и различных производственных аспектах бизнеса компании. Хранилище знаний вмещает также маркетинговую информацию, данные НИОКР, сведения, касающиеся закупок, разработки новых продуктов и системы управления качеством, нормативно-законодательную базу разных стран и проч.

Накопленная информация нередко используется при реализации похожих проектов, для решения вопросов, уже возникавших ранее. Повторное применение знаний помогает компании быстрее двигаться дальше, используя накопленный опыт и не тратя время на поиск путей решения прежде уже появлявшихся проблем. Таким образом, компания экономит время и средства на принятие решений, не снижая при этом их эффективности.

В Ford Motor Company уверены, что хранилище знаний помогает улучшить обслуживание клиентов, повысить качество информации, упорядочивая ее посредством иерархической системы. Кроме того, оно обеспечивает управление документами в соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2000.

B России система применяется, в частности, для коллективной работы ИТ-сотрудников. Часть из них работает в Москве, другая — в Санкт-Петербурге. eRoom позволяет им взаимодействовать в реальном времени, предоставляя для этого отдельную электронную площадку. Помимо повышения эффективности работы сотрудников, отдаленных друг от друга на большие расстояния, электронное взаимодействие помогает сократить расходы на дополнительные ИТ-компоненты, а также на командировки.

Взаимодействие с партнерами

Отдел закупок планирует применить электронную среду коллективного взаимодействия в скором будущем. С ее помощью сотрудники будут обмениваться информацией с российскими и зарубежными поставщиками при работе над совместными проектами.

Следует заметить, что обычно поставщики комплектующих Ford Motor Company строят свои заводы в непосредственной близости от заводов компании, создавая таким образом своего рода «промзоны». Эта схема позволяет сводить товарно-материальные запасы на складах компании и ее поставщиков почти до нуля, а также экономить на транспортировке деталей. Однако в России это пока невозможно, поэтому комплектующие к автомобилям приходится доставлять издалека. Затруднен и своевременный обмен информацией с поставщиками, который необходим на всех стадиях совместной работы.

Отдел финансового контроля планирует применить систему eRoom для контроля расчетов с дилерами. Она позволяет фиксировать всю информацию, касающуюся финансовых аспектов взаимодействия с дилерами и сверять ее в режиме реального времени.


Игорь Ковалев

Возраст: 30 лет
Образование: Санкт-Петербургский технический университет
Послужной список последних лет:
1999 - настоящее время

ЗАО "Форд Мотор Компани", ИТ-менеджер
1998-1999
Uniland, директор по бизнес-развитию
1994-1997
Neste Oil SPb, ИТ-менеджер


FORD

Ford является одной из ведущих компаний в области автомобилестроения по объемам продаж и числу произведенных машин. Доходы компании в 2002 году составили 162,6 млрд. долл., чистая прибыль — около 300 млн. долл. Свыше 350 тыс. сотрудников обслуживают 114 заводов, находящихся в более чем 40 странах мира. Ford Motor Company взаимодействует с 28 тыс. дилеров и более чем 10 тыс. поставщиков. Продукция компании выпускается под марками Ford, Lincoln, Mercury, Mazda, Volvo, Jaguar, Land Rover и Aston Martin. Kpoмe того, среди сервисных брэндов компании — торговые марки Ford Credit, Quality Care, Motorcraft и Hertz.

Отношения Ford Motor c Россией имеют многолетнюю историю. С осени 2002 года компания начала сборку автомобилей Ford Focus на заводе, построенном в Ленинградской области. К настоящему времени его производственная мощность достигла 20 тыс. единиц в год, максимальная расчетная мощность составляет 100 тыс. машин в год. Этот завод является первой в России производственной площадкой, принадлежащей международной автомобильной компании и управляемой ею. На заводе представлен полный производственный цикл, включающий в себя сварку, окраску и окончательную сборку автомобиля.

Дилерская сеть российской ветви Ford Motor к концу 2003 года должна достичь 80 дилерских предприятий в России и Беларуси.