Предлагаемая методология создания информационной системы управления предприятием состоит из двух основных взаимосвязанных частей:

  • описание деятельности организации и формирование требований к системе на основе бизнес-процессов;
  • проектирование "от данных", предназначенное для проектирования и быстрой разработки программного и информационного обеспечения системы.

Реализация проекта по созданию ИСУП базируется на применении комплекса согласованных между собой инструментальных средств, обеспечивающих высокий уровень автоматизации всех процессов, выполняемых в соответствии с методологией на протяжении жизненного цикла информационной системы. Технологическая база интегрированного решения построения ИСУП в ОАО «Казахтелеком» включает программный модуль PS SAP, служащий для управления проектами, и инструментарий Lotus Notes, который предназначен для организации коммуникаций между участниками проекта и документооборота.

Реализация проекта начинается с разработки бизнес-плана, который оформляется в Microsoft Project. Обмен информацией между разработчиками и экспертами происходит в Lotus Notes. Предварительные согласования технических решений, поиски коммерческой привлекательности, все дополнения и изменения осуществляются с помощью средств электронного документооборота. Последовательность выполнения операций в системе определена закладками и подсказками, которые облегчают работу менеджеров проектов. Доступ к очередной задаче становится возможен только после выполнения предыдущей, что способствует систематизации бизнес-процессов на этапе инициации проекта.

В качестве инструмента построения финансовой модели проекта используется Project Expert. C его помощью можно создать детальную имитационную финансовую модель проекта и решить задачи разработки детального финансового плана, рассчитать бюджет, определить потребности в финансировании, разработать бизнес-план, организовать контроль реализации проекта. Project Expert применяется:

  • на предпроектной стадии - для предварительного финансового расчета;
  • на стадии формирования календарного плана - для "наполнения" проекта ресурсами, назначения участников на каждый этап, каждую операцию;
  • на стадии реализации проекта - для координации материальных ресурсов с целью выполнения календарного плана.

К примеру, поддерживая обмен информацией с Lotus Notes, менеджер проекта передает исполнителям данные о задачах, которые необходимо выполнить, а те, в свою очередь, могут информировать его обо всех изменениях в рабочем календаре. Кроме того, пользователи Lotus Notes имеют возможность просматривать всю проектную информацию из этого приложения.

В качестве комплексного решения для ведения электронного бизнеса в «Казахтелекоме» используется SAP R/3. Это позволяет интегрировать все бизнес-процессы на общей платформе, упорядочить существующее производство и предоставить эффективные, надежные инструменты ведения бизнеса. PS SAP обеспечивает:

  • объединение участников проекта внутри ОАО "Казахтелеком", включение партнеров и заказчиков в общий процесс его внедрения;
  • возможность отслеживания всех шагов проектирования, обратной связи и принятых проектных решений в общем процессе реализации проекта благодаря тесной интеграции информационной среды PS SAP и других программных компонентов ИСУП;
  • возможность управления формальными изменениями, а также жизненным циклом проекта;
  • возможность согласования данных проекта с данными приложений SAP, используемых для управления материалами, сбытом, производством и техническим обслуживанием благодаря единым справочникам и номенклатуре.

Для каждого этапа жизненного цикла информационной системы определяются последовательность выполняемых работ, получаемые результаты, методы и средства, необходимые для выполнения работ, роли и ответственность участников и т. д. Такое формальное описание жизненного цикла позволяет спланировать и организовать процесс коллективной разработки и обеспечить управление этим процессом.

Жизненный цикл информационной системы, изображенный на рисунке, включает стадии анализа, проектирования, разработки, тестирования и интеграции, внедрения, сопровождения и развития информационной системы. На рисунке также приведены перечень основных этапов для каждой стадии жизненного цикла и процессы, выполняемые на протяжении всего жизненного цикла, — процессы управления и интегральные процессы.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями