Оптимизация цепочек поставок и коллективного доступа к информации позволяет получить дополнительный эффект от взаимодействия их участников.

Интегрированный логистический подход к бизнес-процессам за последнее десятилетие коренным образом изменился. Управление логистическими операциями и цепочками поставок превратилось в высокоприбыльную и развитую сферу экономики. Этому способствовали новые хозяйственные отношения, которые возникли между поставщиками и потребителями в связи с необходимостью совместного управления материальными потоками на основе новейших ИТ. Оптимизации цепочек поставок и коллективного доступа к информации позволяет получить дополнительный эффект от взаимодействия их участников.

Ключевой элемент логистических цепочек — информационные ресурсы.

Стратегический ресурс логистики

Современная транспортная инфраструктура России, следуя стандартам мировой экономики, постепенно поворачивается в сторону системных структурных преобразований, ориентированных на логистику. Перспективы логистики характеризуются прежде всего эффектом интеграции, ведущим к существенному снижению затрат и росту качества обслуживания грузоотправителей и грузополучателей. В процессе взаимодействия участники цепочки активно используют такие преимущества логистических информационных систем, как электронные средства управления транспортно-складскими технологиями, электронный обмен данными. Условия поставки и транспортировки продукции настоятельно требуют объединения промышленных, торговых, транспортно-экспедиторских компаний, обслуживающих инфраструктуру рынка, и создания интегрированных логистических цепочек и сетей. Именно таким образом возможно быстро, своевременно и с минимальными затратами осуществлять поставки продукции потребителям. Подобная структура бизнеса предполагает использование качественно новой стратегической инновационной системы — интегрированной логистики. Наиболее эффективные решения в сфере интегрированных поставок могут быть реализованы с использованием современных логистических информационных систем. Предпосылками этого являются:

  • конкуренция, которая требует качественного обслуживания потребителей с минимальными затратами;
  • интеграция бизнес-процессов между предприятиями различных отраслей, создание новых организационных форм взаимодействия - логистических цепочек, сетей и провайдерских центров;
  • огромные возможности ИТ, обладающих большим потенциалом для поддержки эффективного управления всеми сферами производственно-коммерческой и транспортной деятельности.

Динамика развития экономических процессов, жесткие ресурсные ограничения приводят к существенному возрастанию скорости материальных, транспортных, финансовых и информационных потоков при сокращении числа посредников в логистических цепочках. Одновременно их участники на основе единой информационной системы достигают преимуществ, связанных со снижением общих затрат, разделением рисков и повышением качества функционирования всей системы. Потенциал отдельных предприятий существенно увеличивается за счет привлечения ресурсов и конкурентных возможностей других участников.

До недавнего времени основным фактором успеха считалась исключительно рыночная ориентация. Однако для обеспечения стабильной рентабельности предприятия должны правильно выбирать и комбинировать ресурсы. Концепция ресурсной ориентации, которая сформировалась в 80-х годах в экономически развитых странах, неизбежно приводит к пониманию приоритетного значения интегрированной логистики. Следующие ее особенности оказывают прямое воздействие на эффективность, производительность и качество функционирования:

  • формирование и использование ключевых компетенций, что ведет к особенно эффективному сочетанию ресурсов, которыми конкуренты не располагают;
  • сохранение стабильных ключевых компетенций в долгосрочной, стратегически значимой перспективе;
  • возможность клиентов извлекать выгоды для себя, готовность оплачивать дополнительные услуги.

Таким образом, интегрированный логистический подход, использующий «цепочку ценностей», ориентирован на всех участников цепочки. Цепочка ценностей содержит пять областей эффективности: связь с поставщиками (А); связь с потребителями (В); технологические процессы внутри одного предприятия (С); логистические процессы между подразделениями внутри предприятия (D); логистические интегрированные связи между предприятиями логистической цепочки (Е).

Предприятия, входящие в интегрированные цепочки поставок, нацелены на существенное снижение затрат за счет более быстрой оборачиваемости ресурсов, сокращения времени выполнения заказа, координации транспортной работы с сетью поставщиков. На рис. 1 показаны основные элементы логистики и информационное обеспечение областей эффективности предприятия.

Рис. 1. Элементы логистики и информационное обеспечение областей эффективности

Среди ключевых сфер компетентности логистики выделяют:

  • управление запасами (УЗ);
  • транспортировка (Т);
  • логистическая инфраструктура (И);
  • складское хозяйство (СХ);
  • грузопереработка и упаковка (ГУ);
  • логистическая информация (ЛИ).

Успехи в каждой из указанных сфер имеют смысл только в том случае, если они обеспечивают повышение общей эффективности логистических процессов.

Приведенные соображения позволяют построить интегрированную модель информационного обеспечения логистики предприятия, приведенную на рис. 2.

Рис. 2. Модель информационного обеспечения логистики на предприятии Элементы эффективности Ключевые сферы компетентности логистики

Особо следует выделить логистическую информацию, которая составляет важнейший стратегический ресурс логистики в модели «поставщик — потребитель». Использование для ее обработки вычислительной техники позволяет снизить издержки благодаря более эффективному управлению информационными потоками, увеличению их скорости и координации. Понятие «информационный ресурс» рассматривается в качестве экономической категории. Управление информационными ресурсами означает:

  • оценку информационных потребностей на каждом логистическом уровне и в рамках каждой функции логистического менеджмента;
  • изучение и рационализацию документации, организацию эффективного обмена электронными документами;
  • преодоление проблем несовместимости типовых данных;
  • создание системы управления данными.

В результате взаимодействия ИТ и информационных ресурсов создается новая логистическая информация, которая передается в распоряжение пользователей — менеджеров по логистике предприятия. Коммерческие организации, объединенные в логистическую цепочку, заинтересованы в получении своевременной и точной информации на всех уровнях управления. Основное внимание должно быть уделено изучению структуры ресурса и его использования, включая воздействие на динамику изменения логистических затрат. Информационное обеспечение через инструменты информационной интеграции охватывает стратегический, тактический и оперативный уровни деятельности предприятия (альянса). Главное — целенаправленное использование логистической информации как ресурса в логистической цепочке. На рис. 3 показана система управления информационными ресурсами.

Рис. 3. Система управления логистическими информационными ресурсами

Соответственно, неудовлетворение информационным обеспечением свидетельствует, как правило, об отсутствии необходимой информации о грузах, транспортных процессах, условиях перевозки; запаздывании поступления информации в ответ на запросы; рассогласовании между уровнем профессиональной подготовки персонала, создающего логистическую информацию, и персоналом, использующим ее; неразвитости коммуникационной сети между различными объектами логистики предприятия; неоправданных ограничениях доступа к информационным ресурсам и их использовании; неактуальности накапливаемой информации, вызванной изменением проблем и задач у пользователей логистической информации; отсутствии эффективных методов слежения за качеством информационных ресурсов.

Отношение к логистической информации как к ресурсу означает, что по аналогии с использованием других ресурсов должен быть создан эффективный механизм управления ими на базе единых стандартов информационного обеспечения.

Необходимость саморегулирования

На фоне стремительного развития Internet-технологий эффективные цепочки поставок играют едва ли не определяющую роль в успешном развитии предприятий. Первым шагом на пути выхода предприятия в Internet должно быть не создание Web-сайта, а пересмотр имеющихся у него логистических процессов и управления ими.

Среди эффективных методов решения проблем логистики следует выделить технологии SCM (Supple Chain Management) — «управление цепочками поставок». Современные системы SCM успешно решают задачи координации, планирования и управления процессами снабжения, складирования и транспортировки.

Управление поставками неразрывно связано с автоматизацией планирования внутренних ресурсов — информационными системами категории ERP. Эффективный механизм поставок, включая одну из главных ее составляющих — транспортировку, может быть создан на основе оптимизации бизнес-процессов. Организация логистических процессов в рамках SCM основывается на обработке информации обо всей логистической цепочке, объединяющей несколько предприятий, с помощью информационно-технологических средств. Существенный потенциал, которым уже сегодня обладают различные варианты управления цепочками, может быть увеличен, если своевременно понять рыночные тенденции развития.

Инструментарий SCM должен обеспечивать быстрый и правильный обмен информацией между партнерами о реальном и прогнозируемом спросе со стороны клиентов, об изменяющихся запасах, о транспортно-складских мощностях. С помощью информационного инструментария SCM в настоящее время выполняется большинство требований, предъявляемых к решению задач по управлению всей цепочки поставок.

Разумеется, далеко не всегда используются все функциональные возможности SCM. B большинстве случаев применение подобных средств замыкается внутри одного предприятия и достаточно редко распространяется на несколько участников логистической цепочки. Именно проблема создания электронного интерфейса между поставщиком, потребителем и другими участниками цепочки является особенно актуальной. Создание и эксплуатация SCM эффективны только в том случае, если они интегрированы в общекорпоративные бизнес-процессы, встроены в систему планирования и управления ресурсами.

Существует две необходимые предпосылки успешной реализации будущих проектов SCM:

  1. наличие управления кооперативным объединением (цепочкой или альянсом);
  2. методика информационного моделирования бизнеса.

Стандартизация как основа саморегулирования

Механизм саморегулирования может служить базой для эффективного функционирования интегрированной цепочки. Цель саморегулирования — оптимизация всех процессов, протекающих в цепочке поставок, за счет трансформации структурных элементов цепочки (сети) на основе критерия безопасности и достижение высокой результативности. Фундаментом результативности является увеличение добавленной стоимости всеми участниками. Особого внимания заслуживает решение проблем управления за счет воздействия на «критические точки» цепочки поставок.

Основанием для создания такого механизма в сфере экономики наукоемкой продукции России может быть система международных стандартов электронного бизнеса по управлению материальной частью SPEC 2000. Эти стандарты широко используются поставщиками и потребителями в промышленности и авиационной индустрии различными странами мира. SPEC 2000 организован в автономные модули (главы стандарта), предназначенные для следующих сфер логистического управления: снабжения, планирования закупок, администрирования порядка взаимодействия, выписки счетов заказчику, информации и обмена данными, команд связи, администрирования порядка ремонта, штрихового кодирования, надежности сбора/обмена данными, гарантий выполнения, данных по конфигурации поставок.

Применение системных стандартов SPEC 2000 предполагает тесную интеграцию с CALS-технологиями в рамках интегрированной логистической поддержки. Это дает возможность повысить эффективность всех участников цепочки за счет сокращения времени от разработки продукции до эксплуатации, снизить издержки, поднять уровень сервисного обслуживания — то есть в течение всего жизненного цикла.

Для достижения указанных целей, в дополнение к SPEC 2000, целесообразно использовать узкоспециализированный стандарт ISO 10303, известный как STEP (Standard for the Exchange of Product data). Этот широко распространенный на Западе стандарт может быть встроен в структуру системных стандартов поставок и управлять модулем «Информация и обмен данными» (рис. 4). С помощью подобной интеграции эффективно решается проблема межотраслевого взаимодействия различных предприятий в области электронного обмена данными о продукции и процессах поставки в течение всего жизненного цикла.

Рис. 4. Использование стандарта STEP в структуре SPEC 2000

B настоящее время эта проблема возникает вследствие применения нестандартизированного формата данных, а также наличия гетерогенной компьютерной среды в целом. Это означает, что разные предприятия, входящие в цепочку поставок, имеют различные, порой несовместимые, компьютерные системы. Кроме того, нестандартизированные форматы данных приводят к возникновению явного несоответствия в информации при ее использовании в управлении, что приводит к ошибкам в документации и отсутствию синхронизации в бизнес-процессах.

Несомненно, данная проблема может быть решена путем расширения и усложнения компьютерных систем. Однако это ведет к огромным затратам на модернизацию систем, в то время как STEP дает возможность решить проблему и при этом избежать существенных затрат. Стандарт STEP обеспечивает механизм, позволяющий представлять данные о продукции в таком формате, что при передаче из одной системы в другую информация остается полной и без изменений, вне зависимости от конкретной системы. Это способствует эффективному обмену данными между поставщиками и потребителями и приводит к оптимизации всех процессов, от проектирования до сбыта, снижению совокупных затрат, а также повышению уровня безопасности интегрированной цепочки поставок. В промышленности западных стран имеются примеры успешного применения STEP, которые показывают несомненные выгоды от его внедрения. Это такие компании, как Boing, EADS, AirBUS, DaimlerChrysler, a также консорциум, работающий над проектом Eurofighter.

B качестве коммуникационной среды может быть использована корпоративная сеть, построенная на основе IP-протокола, аналогичная европейской (ENX) или американской (ANX), или частная виртуальная сеть (VPN) на базе Internet. Ha рис. 5 показана схема интеграции управления информацией о продукции на основе стандарта STEP.

Рис. 5. Интеграция управления информацией о продукции на основе международного стандарта STEP и ИТ

Таким образом, для реализации механизма саморегулирования интегрированная цепочка поставок должна содержать ЛИС, воздействующие на «критические точки» и сглаживающие резкие колебания всей системы. ЛИС сопоставляет первоначально предвиденный (планируемый) шаблон («профиль») с информацией, полученной от партнеров и корреспондентов по этой системе, затем данные анализируются и, в зависимости от результатов, принимается решение по урегулированию ситуации. Далее информация немедленно передается в центр назначения. Очень важно, чтобы данные поступали в критическую точку своевременно.

Фундамент логистики

В заключение хотелось бы отметить важность создания механизма саморегулирования в интегрированных цепочках поставок, построенного на основе международных стандартов и позволяющего:

  • существенно снизить совокупные производственные запасы;
  • оптимизировать процессы, протекающие в цепочке поставок от проектирования до сбыта;
  • обеспечить фундамент для построения "электронной" цепочки поставок (сети) на основе скоординированных решений;
  • повысить безопасность и производительность цепочки поставок в целом;
  • снизить количество ошибок в документации и управлении.

Применение современных логистических технологий будет способствовать тому, что российская промышленность существенно повысит свою конкурентоспособность и создаст предпосылки для трансформации инфраструктуры в саморегулируемые бизнес-сообщества.

Алексей Некрасов — доцент, председатель подкомитета по стандартизации ГОСТ Р/ТК 355/ПК 6 «Автоматическая идентификация в интегрированной логистике».

Станислав Морозов — аспирант МАДИ (ГТУ)
.

С авторами можно связаться по электронной почте: ccl@logistics.madi.ru