Компании самых разных отраслей вкладывают деньги в автоматизацию логистики, стремясь добиться сходных целей. Заметные различия автоматизации обусловлены спецификой бизнеса компаний.

Компании самых разных отраслей вкладывают деньги в автоматизацию логистики, стремясь добиться сходных целей: снижения издержек, роста производительности труда персонала, ускорения доставки товаров, повышения качества обслуживания клиентов, в том числе за счет более точного формирования и доставки заказов, а также получения выверенной информации об их состоянии и местонахождении. В конечном итоге снижение издержек и повышение качества обслуживания клиентов становится одним из краеугольных камней увеличения конкурентоспособности этих предприятий.

Еще одна общая черта процессов автоматизации логистики — «руководящая и направляющая» роль владельцев и бизнес-менеджеров предприятия. Они выступают в роли заказчиков проектов в этой области и принимают активное участие в их реализации.

Беседы с представителями разных предприятий о процессах и способах автоматизации логистики показали, что здесь отмечаются заметные различия, обусловленные спецификой бизнеса компаний.

Например, предприятия, имеющие относительно небольшой поток грузов, не вкладывают значительные средства в автоматизацию логистических процессов, поскольку в их условиях сложная, комплексная автоматизация с использованием систем штрих-кодирования, мобильных устройств для обработки грузов и т. д. экономически себя не оправдывает. Там же, где наблюдаются большие потоки грузов и товаров, компании зачастую просто вынуждены инвестировать деньги в автоматизацию логистики, чтобы справиться с товаропотоками, оптимизируя затраты на их обработку.

Выявить другие различия поможет более внимательное изучение особенностей бизнеса компаний.

Торговый дом «Копейка»

«Копейка» специализируется на розничном бизнесе, организуя его одним из «классических» способов. Обеспечение магазинов товарами осуществляется по централизованной схеме через распределительные центры (исключение составляют товары с коротким сроком хранения). Следует отметить, что в магазинах «Копейки» нет складов: поступивший товар практически сразу же вывозится в торговый зал. Такая схема продаж позволяет снижать издержки и за счет этого предлагать конечным покупателям товары по ценам ниже среднерыночных.

Компания рассматривает логистику как важный внутренний процесс. Обеспечением движения товаров от поставщиков в магазины занимается специализированное подразделение — департамент логистики.

Как рассказал Сергей Дмитриев, директор управления ИТ торгового дома «Копейка», информационная система компании реализована по централизованной схеме: доступ к ней с удаленных площадок осуществляется дистанционно. В дальнейшем «Копейка» планирует развернуть свою торговую сеть в регионах. Тем не менее автоматизация будет по-прежнему строиться на основе централизованной схемы: доступ к единой системе планируется выполнять удаленно.

В качестве основы информационной системы компании применяется решение для управления предприятиями розничной торговли mySAP Retail компании SAP, его промышленная эксплуатация началась около года назад. С помощью этого решения производиться учет всего товародвижения.

Розничная сеть компании насчитывает около 40 магазинов. Товаропотоки внутри сети достаточно велики, поэтому вопрос снижения затрат на их обработку стоит весьма актуально. «Чтобы минимизировать затраты времени сотрудников на ввод информации о товарах, в компании широко применяется методика шаблонов. Так, для заказа товаров у поставщика шаблон готовится на основе ранее подготовленных контрактных документов. Менеджеру остается лишь указать конкретные цифры, отправить готовый документ поставщику, дождаться от него подтверждения и затем проследить за доставкой товара», — рассказывает Дмитриев.

Когда в распределительный центр поступает товар, на основе заказа готовится документ о приемке. Сотрудник, принимающий товар, идентифицирует его с помощью сканера штрих-кодирования, находит документ заказа и затем вводит в систему величину отклонения от количества, указанного в заказе (небольшие отклонения бывают нередко, например, при приемке весового товара). Таким образом минимизируются трудозатраты на приемку товаров. Если отклонения велики или если поставка данного заказа на текущий день не запланирована (не содержится в реестре заказов), сотрудники распределительного центра могут отказать в приемке товара. Это дисциплинирует поставщиков, стимулируя их везти только то, что содержится в заказе, причем доставлять товар именно тогда, когда это нужно торговому дому.

Аналогичный подход применяется и на уровне поставок из распределительных центров в магазины: на основе шаблонов менеджеры готовят документы заказов, а затем при приемке доставленных в магазин товаров лишь уточняют реальное их количество.

Оптимизация процессов логистики происходит в основном на уровне отдельных звеньев и конкретных заказов. В настоящее время идет внедрение модуля решения SAP, обеспечивающего планирование потребностей в материалах. По мнению Дмитриева, он поможет улучшить планирование закупок товаров.

Для идентификации товаров и грузов компания широко применяет технологии штрих-кодирования. К более новым технологиям в «Копейке» пока присматриваются, но не используют, главным образом, из-за их высокой себестоимости.

Примечателен опыт «Копейки» по налаживанию взаимодействия уровня В2В: четырем поставщикам, с которыми у «Копейки» сложились наиболее доверительные отношения, предоставлен ограниченный доступ в информационную систему компании и возможность управлять своими категориями товара: поставщики сами следят за пополнением товарных запасов, зная характерные колебания спроса и предпочтения покупателей. По такой же схеме работает с торговым домом один оптовый покупатель. «Массовый характер такое сотрудничество наверняка носить не будет», — считает Дмитриев.

«Новый импульс»

Эта компания осуществляет розничную и оптовую торговлю продуктами питания и сопутствующими товарами. В дальнейшем предполагается наладить торговлю значительно более широким кругом товаров. В настоящее время компания ведет внутренний проект по разработке системы продаж. Важная роль в проекте отводится системе логистики.

Очень любопытна схема, по которой компания ведет свой бизнес. Она нетрадиционна и до предела насыщена технологиями. Как рассказал Сергей Шишков, заместитель генерального директора компании, магазины (они работают под торговой маркой «Утконос») невелики по площади и по сути представляют собой пункты приема и получения заказов от розничных и оптовых покупателей. Они не имеют своих товарных запасов. В них нет ни складов, ни классических торговых залов. Зато есть предоставляемая клиентам возможность сформировать и передать на исполнение заказ на покупку, а затем, когда он будет доставлен со склада, забрать его. Аналогичным образом принимаются заказы посредством Internet.

Сейчас компания завершает обкатку своей схемы бизнеса, реализовав для этих целей пилотный проект в Подмосковье. «Система продаж, которую мы сейчас создаем, будет состоять из одного распределительного центра и большого количества магазинов (они считаются внутренними подразделениями компании). Мы хотим занять торговую нишу ?магазин рядом с домом?, предлагая клиентам товары по низким ценам, — говорит Шишков.

Через выделенные каналы связи заказы клиентов попадают в информационную систему компании, реализованную на базе mySAP.com, и передаются на обработку.

Далее заказ поступает на склад. Комплектовщики и грузчики, которые там работают, оснащены специальными мобильными устройствами. Их проектированием на базе карманных компьютеров Palm Pilot и Rover PC занимались сами сотрудники «Нового импульса».

На эти устройства передаются алгоритмы действий по обработке конкретных заказов. Основная задача сотрудников склада — точно выполнять предложенные последовательности действий. Каждое свое действие сотрудник подтверждает в системе считыванием штрих-кода товара или корзинки заказа. Схожим образом осуществляется управление работой водителей и комплектовщиков в магазинах.

Все действия по закупке товаров у поставщиков выполняются в головном распределительном центре. «На основе статистики продаж система строит прогноз спроса и готовит заказы на закупку товаров у поставщиков», — поясняет Василий Кулик, руководитель департамента ИТ компании «Новый импульс».

Когда компания начнет активно работать с регионами и у нее появится сеть местных распределительных центров, информационная система приобретет сложную структуру. «В будущем роль оптимизации цепочек поставок и уровня запасов в распределительных центрах неизмеримо вырастет. Очень важное значение приобретет оптимизация грузопотоков между входящими в сеть торговыми компаниями и управление транспортными перевозками», — считает Кулик. Для решения этой задачи также планируется использовать средства SAP.

Примечательно, что технологическая насыщенность бизнес-процессов компании отчасти сдерживает дальнейшее развитие автоматизации. «Бизнес, который мы пытаемся организовать, высокотехнологичен. Для его успешной реализации требуется меньше персонала, чем обычно, но возникают высокие требования к уровню квалификации сотрудников ряда должностей, — поясняет Шишков. — Люди должны не просто уметь работать с ПК, но знать особенности и пользовательские интерфейсы программ SAP».

Schneider Electric

Компания Schneider Electric — известный производитель электротехнического оборудования для предприятий различных отраслей. «Мы индустриальная компания, для нас логистика выполняет поддерживающую функцию», — говорит Ольга Иванова, руководитель департамента логистики и работы с клиентами московского филиала Schneider Electric. Его логистическая цепочка тесно связана с материнской компанией — с ее заводами-производителями и международными распределительными центрами, расположенными в Европе. В России у компании имеется свой распределительный центр. Отсюда продукция попадает к конечным клиентам — промышленным предприятиям, а также к региональным дистрибьюторам и системным интеграторам.

Schneider Electric делит все свои товары на две большие категории: постоянно складируемые и заказываемые под определенные проекты. Достаточно большое число товарных позиций находится на складе в Москве постоянно.

«Информационные системы помогают нам оптимальным образом пополнять запасы и отслеживать движение товарно-материальных ресурсов, — говорит Иванова. — Мы стараемся использовать те программные продукты, которые способны поддерживать нашу методологию управления складскими запасами». В Schneider Electric стремятся отслеживать потоки информации о движении товаров параллельно и синхронно с их физическим перемещением. Это дает возможность контролировать товаропотоки и вносить изменения в них в случае возникновения опасности срыва сроков поставок.

В России для сбора и анализа информации о движении товаров применяется система Maconomy. B головной компании, а также в некоторых фирмах используется решение mySAP.com.

«У Schneider Electric есть корпоративные стандарты, диктующие выбор и применение программных средств в филиалах и подразделениях. Эти стандарты вырабатывает ИТ-подразделение головной компании. Со своей стороны, мы адаптируем это ПО к условиям российского рынка. Адаптация осуществляется силами местных ИТ-специалистов по согласованию с их коллегами из материнской компании», — поясняет Ирина Петрова, руководитель отдела закупок.

По ее словам, потребности филиала компании в автоматизации логистики постоянно растут по мере расширения бизнеса в России и развития российского рынка. Они касаются всех основных направлений: управление грузопотоками; передача клиентам информации о заказах через Internet (как считает Петрова, без этого завтра работать будет просто невозможно — таковы требования клиентов); совершенствование складского хозяйства с применением современных технологий автоматизации, актуальных на нынешних этапах развития бизнеса компании.

В ближайшем будущем российский филиал Schneider Electric планирует заняться автоматизацией документооборота и минимизацией его бумажной составляющей. «Таможенные структуры заинтересованы в реализации этого проекта. Наши клиенты также готовы к тому, чтобы получать минимум информации на бумажных носителях и максимум — в электронном виде. Это позволяет ускорить доставку документов и помогает клиентам сделать их собственный бизнес более динамичным», — комментирует Петрова. Для формализации и моделирования бизнес-процессов планируется использовать систему ARIS компании IDS Scheer.

Еще одно направление автоматизации, которое планируется развивать в ближайшие годы, — развертывание мобильных терминалов на складах и развитие более глубокой автоматизации складских операций. Темпы его реализации будут во многом определяться потребностями бизнеса компании.

Сергей Дмитриев, Константин Жуков, Евгений Кривченко, Ирина Петрова, Ольга Иванова

ОСТЕК

Для этой компании логистика также является непрофильным, хотя и важным процессом. Предприятие занимается поставками в Россию технологического оборудования и материалов для производства электроники. Специфика ее бизнеса состоит в том, что поставляемое оборудование, как правило, конфигурируется под заказчика, причем множество «опций» устанавливается на заводе, исходя из требований конкретных клиентов.

Александр Разоренов
«Для нас очень важно добиваться соблюдения обязательств по срокам поставок, — говорит Александр Разоренов, коммерческий директор предприятия ОСТЕК. — Оборудование, как правило, покупается под конкретные производственные планы. Нужно уложиться в определенные сроки, чтобы не сорвать планы клиентов».

Кроме того, важное значение для бизнеса компании занимают поставки запасных частей для осуществления гарантийного и послегарантийного обслуживания. Номенклатура оборудования велика — имеется несколько сотен различных его моделей и модификаций, причем любая его разновидность состоит из множества блоков и деталей (самое простое оборудование включает несколько десятков блоков). Держать все запчасти на складе нерентабельно и неразумно. В большинстве случаев запчасти заказываются у изготовителя, когда возникает в них потребность. Нередко при этом счет идет на часы, поскольку клиенты обеспокоены выполнением своих производственных заказов. К тому же немалое число клиентов работает в две-три смены, и простой оборудования им обходится очень дорого. Таким образом, скорость поставок запчастей для компании очень важна.

Свою специфику имеет еще одно направление деятельности — поставка технологических материалов для пайки и отмывки радиодеталей. Срок их хранения ограничен. Тем не менее их наличие необходимо на складе, поскольку, когда у клиентов возникает потребность в этих материалах, они хотят получить материалы как можно быстрее. Поэтому компании приходится постоянно отслеживать объемы потребления и планировать на основе этих данных складские запасы.

Управлением движения товаров в компании занимается инженер по логистике. Он обрабатывает пришедшие из отдела продаж заявки на приобретение товаров, готовит заявки для поставщиков, отправляет, отслеживает их прохождение и комплектацию заказов клиентов. Как правило, груз от нескольких поставщиков аккумулируется и доставляется на грузовиках, проходит таможню, после чего проверяется его комплектность. Затем груз поступает на склад. Часть товаров проходит предпродажную подготовку: оборудование проверяется на работоспособность, и лишь затем следует оповещение заказчиков и отгрузка товара.

Обычно обмен информацией о движении товара с контрагентами происходит по переписке (посредством электронной почты либо факсимильной связи) или по телефону. «Наши клиенты часто интересуются тем, как идет поставка их заказов, когда можно получить товар, будут ли соблюдены сроки, нельзя ли их ускорить. Заказов много, поэтому нужно хранить всю информацию в системе», — рассказывает Разоренов. Сейчас для этих целей используется развернутый в компании продукт Microsoft Business Solutions-Navision, a точнее, его модуль логистики. Внедрением его занималась компания ЛАНИТ.

Оптимизация грузоперевозок осуществляется в основном вручную. «Система не обеспечивает возможности оптимизации маршрутов по стоимости или времени перемещения грузов, она на это не рассчитана», — поясняет Разоренов. В компании применяется другая методика: оптимизация производится на основе ранее собранной статистической информации об особенностях доставки товаров от различных поставщиков при использовании услуг разных транспортных компаний. Эта информация остается актуальной в течение нескольких месяцев. Задача оптимизации маршрутов сводится к поиску наиболее приемлемого с точки зрения быстроты, стоимости и надежности варианта доставки товара.

Дальнейшую автоматизацию сдерживает фактор стоимости (покупать сразу все модули для небольшой компании слишком накладно). Кроме того, много хлопот приносит российское законодательство, согласно которому оборудование, которым торгует предприятие ОСТЕК, должно отгружаться с указанием номеров грузовых таможенных деклараций, которые должны сопровождать любые перемещения этих товаров. В большинстве западных систем эта функция не заложена. «Специалисты ЛАНИТ адаптировали функциональность системы в соответствии с нашими потребностями», — говорит Разоренов.

Интермедсервис

Для этой компании логистика также не является профильным направлением, поскольку «Интермедсервис» не оказывает логистических услуг, а специализируется на оптовой торговле фармацевтическими препаратами для лечения онкологических заболеваний и медицинским оборудованием. Компания имеет широкую сеть региональных филиалов с собственными складами.

Поскольку компания работает на рынке продукции для здравоохранения, возникает необходимость соблюдать жесткие требования к сертификации товаров, которыми она торгует, и заблаговременно заботиться о получении соответствующих документов. Кроме того, фармпрепараты имеют ограниченный срок хранения, что также приходится учитывать при планировании закупок.

Повысить эффективность логистических процессов помогает единое управление складскими запасами. Для этого в «Интермедсервисе» используется информационная система, созданная на прикладной платформе «Алеф», разработки компании «Алеф Консалтинг & Софт». В настоящий момент в системе отражаются все стадии движения товаров, за исключением конечного этапа (от склада до конечного клиента), однако ИТ-специалисты компании рассчитывают в скором времени отразить в системе движение товаров и на этом участке.

«Полная автоматизация работы складских служб и всей системы логистики хороша, но должна быть экономически оправдана, — уверен Евгений Кривченко, руководитель службы логистики. — Вкладывать деньги в серьезную автоматизацию складского хозяйства есть смысл, если существующие технологии автоматизации перестают удовлетворять предъявляемым к ним требованиям. Кроме того, на повестке дня стоят более актуальные задачи, которые необходимо решить, чтобы поддерживать конкурентоспособность компании».

В течение последнего года компания активно перестраивается. Инициаторами перемен стали владельцы компании, осуществившие анализ ее положения на рынке и перспективы развития на ближайшие пять-десять лет. Изменения касаются всех служб. Проходят они глубоко, вплоть до изменения их функций. Идет выстраивание новых бизнес-процессов внутри службы логистики, что находит свое отражение в информационной системе компании.

«Информационную систему компании пришлось перестраивать, адаптируя к новым требованиям и задачам бизнеса. Это непросто: далеко не всегда удается быстро реализовать в системе все то, что хочет компания», — рассказывает Константин Жуков, руководитель отдела ИТ компании «Интермедсервис».

«Исток»

Дмитрий Попов
Среди предприятий пищевой промышленности компания «Исток» известна как один из крупнейших российских производителей алкогольной продукции. Она выпускает водку, шампанское, вино и коньяк. «Для нас управление цепочкой поставок является одной из важнейших составляющих бизнеса, где, как и на других направлениях (производство, маркетинг и др.), мы работаем над достижением существенных конкурентных преимуществ за счет повышения уровня логистического сервиса и снижения связанных с логистикой издержек», — говорит директор по логистике компании Дмитрий Попов.

Практически все производственные мощности компании сосредоточены в городе Беслан в Северной Осетии, однако головной офис компании находится в Москве. Отсюда осуществляется управление дистрибуцией готовой продукции.

Управлением цепочкой поставок занимается единый департамент логистики, его отделы управляют закупками, производственной логистикой, логистикой распределения, планированием и интеграцией бизнес-процессов, связанных с материальными потоками.

Информация о движении товаров обрабатывается и анализируется путем учета прохождения материальных ценностей через контрольные точки логистической цепочки. Все данные о движении ТМЦ собираются воедино и обрабатываются в соответствующих модулях системы Microsoft Bussines Solutions-Axapta, внедрением которой занималась компания Columbus IT Partner. Для сбора данных широко применяются системы штрихового кодирования.

Система логистики компании продолжает развиваться, и вместе с ней совершенствуется ее ИТ-поддержка. В настоящее время компания инвестирует средства в построение системы контроля и управления материальными потоками и связанной с ними информацией, а также в интегральное планирование движения ТМЦ. «Благодаря разработанному Columbus решению мы получили единую информационную среду, связавшую весь логистический цикл от закупки сырья до продаж готовой продукции дилерам. Следующий шаг, который мы планируем сделать, — вовлечь в нашу логистическую цепь не только завод и московский офис, но и всех наших дилеров», — комментирует Попов.

«Транслог М»

Эта компания, входящая в холдинг «Пайл», позиционирует себя как чисто логистическая: она оказывает соответствующие услуги предприятиям холдинга, а также внешним организациям. Компания специализируется на поставках из-за рубежа в Россию светильников, мебели, сантехники и сопутствующих товаров. Ее клиенты — магазины и салоны.

Алексей Левшин
У компании имеются склады за рубежом (например, в Италии, Испании, Германии), откуда товары регулярными рейсами отправляются в Москву. Здесь они проходят таможенное оформление и доставляются на местный склад, откуда клиенты могут вывезти свои грузы. Компания оказывает и некоторые «мелкие» услуги — доставляет товары московским покупателям. «У крупных салонов есть свои клиенты, и мы можем им (клиентам наших клиентов) доставить товары, минуя склады этих салонов, — рассказывает Алексей Левшин, генеральный директор компании. — Наши непосредственные клиенты могут вообще не иметь ни подразделений логистики, ни складов, ни транспортных отделов, а заниматься только своей профильной деятельностью. Если заказчик договорится с поставщиками и найдет покупателей, мы готовы доставить товар от поставщиков покупателям». Часть складов находится в собственности компании, другая — арендуется. Для транспортировки товаров «Транслог М» пользуется услугами сторонних организаций.

«Особенность нашего бизнеса в том, что он более персонифицирован по сравнению с массовым рынком услуг экспресс-почты. Для нас важно качественно обслужить клиентов: доставить в полном объеме и в срок. Чтобы удерживать клиентов, необходимо иметь инструмент как для общения с ними, так и для учета собственной деятельности», — уверен Левшин. В качестве такого инструмента в компании применяется информационная система, созданная компанией «1С:Автоматизация» на базе типовой конфигурации «1С:Торговля и склад» продукта «1С:Предприятие». Система постоянно дорабатывается: создаются новые модули и совершенствуются прежние.

Использование устройств штрих-кодирования рассматривается пока как возможность на будущее. «Когда-нибудь компания подойдет к применению штрих-кодирования и мобильных устройств, — делится своими планами Левшин. — Бизнес растет, компания расширяется. Из просто логистической мы постепенно превращаемся в компанию дистрибьюторскую. Растет объем перевозок, и без штрих-кодирования становится сложно работать. Однако переход на эти технологии потребует внесения изменений во многие компоненты технологической инфраструктуры компании, прежде всего складского хозяйства». Сейчас ввод первичной информации осуществляют операторы.

Компания движется к тому, чтобы создать единую информационную систему, куда бы стекались сведения как о клиентах, так и о движении товаров и грузов. В перспективе планируется также осуществить внедрение системы электронного документооборота. По мнению руководства компании, это облегчит сопровождение и таможенное оформление грузов.

Оптимизация движения товаров в настоящее время производится вручную. Данные о товаропотоках используются в качестве справочной информации, которая учитывается при принятии новых решений.