Успех внедрения всех крупных информационных проектов в значительной степени зависит от соответствия информационного пространства предприятия тенденциям развития бизнеса

ИТ всегда играли большую роль в управлении предприятием. Пример тому — технологии бухгалтерского учета.

Однако бурное развитие вычислительной техники, средств коммуникаций и автоматизации второй половины ХХ века выделило их в самостоятельную отрасль, прервав на время органическую связь с бизнесом. ИТ стали самодостаточными; их развитие более не координировалось интересами бизнеса. Однако последние годы демонстрируют активное стремление бизнеса подчинить себе стратегию развития ИТ, отводя им место поддерживающей силы. Пусть основной поддерживающей силы, но не более. Этот факт, к сожалению, зачастую находит отклик в умах многих руководителей высшего эшелона предприятий. Однако соответствует ли он действительности и как должны соотноситься стратегии развития ИТ и бизнеса — вот вопрос, от ответа на который зависит успех или провал многих проектов.

В отечественной практике до недавнего времени подразделения, связанные с обработкой информации, носили стандартное название «Отдел АСУ», которое отражало прежде всего то, что основным потребителем информации были не руководители бизнес-подразделений, а специалисты технических служб. Стратегия развития ИТ на том этапе в рамках отдельного предприятия в основном определялась необходимостью развития автоматизированных систем контроля технологических параметров или систем производственного учета.

Шли годы, и становилось заметно, что в условиях «нового экономического порядка» наибольшего успеха добиваются не те предприятия, которые используют мощности вычислительной техники исключительно для учета гаек и ящиков с продукцией, хотя это достаточно важно. В первую очередь развитию бизнеса, как правило, способствовало наличие управленческой отчетности, построенной на основе оперативной финансовой информации, необходимой для принятия стратегических управленческих решений. Такой подход требовал решительного изменения не только принципов формирования подразделений, призванных обеспечивать информационные сервисы для бизнес-процессов, и их позиционирования в сложной структуре современного предприятия, но и совершенно новой стратегии развития.

На следующем этапе сосуществование ИТ и отечественного бизнеса заключалось в их сотрудничестве. Отделы АСУ начали превращаться в «отделы информационных систем», которые обычно подчинялись финансовому директору и основной задачей которых было внедрение ERP-систем. Этот период стал гораздо продуктивнее предшествующего, поскольку ИТ способствовали обеспечению команды менеджеров верхнего звена необходимой оперативной финансовой информацией. На многих предприятиях такое положение дел поддерживается до сих пор.

Нынешний этап можно охарактеризовать как попытку полного подчинения ИТ потребностям бизнеса. Осуществляются проекты по внедрению CRM (Customer Relationship Management), WMS (Warehouse Management System), Van Selling и подобных систем, которые призваны реализовать новейшие тенденции и технологии современного бизнеса. Развиваются методики оценки эффективности ИТ и собственно информационной службы с использованием как финансовых, так и прочих показателей, прямых или условных. Все это следует рассматривать как однозначное признание главенствующей роли бизнеса на современном этапе развития ИТ.

Однако сегодня мы вступаем в эпоху развитого информационного мира, где caмa информация и способы ее распространения становятся основной составляющей бизнес-среды. Игнорировать этот факт означает подвергать серьезной опасности сам бизнес. Его успешное развитие в настоящее время невозможно без информационной поддержки, что и вызывает настоятельную потребность в выработке правильного соотношения стратегий ИТ и бизнеса.

Для принятия правильных управленческих решений команде топ-менеджеров современного предприятия требуется оперативная информация не только финансового и логистического характера, но и юридического, технического, технологического, а зачастую и политического. Возникает острая необходимость в едином информационном пространстве предприятия, содержащем всю совокупность параметров производственной и финансовой деятельности.

Формирование и развитие такого пространства становится сегодня главной стратегической задачей информационной службы предприятия. В настоящее время она чаще всего превращается в отдел ИТ, руководитель которого подчиняется непосредственно генеральному директору предприятия. Его руководитель имеет, как правило, статус от начальника отдела до директора по информационным технологиям (CIO). Высокое позиционирование руководителя информационной службы обычно отражает важность этой службы и отношение руководства к информации, как к наибольшей ценности в современном мире бизнеса. Для руководства информационной службой крайне важно иметь доступ к информации как стратегической, так и тактической, жизненно необходимой для выработки повседневной реакции высшего руководства на события, происходящие в регионе, отрасли, мире. Данный принцип требует однозначного присутствия руководителя информационной службы в высшем оперативном органе предприятия, так называемом управленческом комитете. В зависимости от позиционирования информационной службы предприятия формируется и ее состав. В нее могут входить специалисты самых различных направлений — связисты, программисты, системные специалисты и специалисты по поддержке пользователей. К основным требованиям, предъявляемым к современному руководителю информационной службы, относится не только высокая компетентность, но и в первую очередь понимание бизнеса, в сфере которого работает предприятие. Важным является также знание бизнес-процессов, реализуемых предприятием. Оно позволяет правильно выстроить стратегию и тактику взаимодействия ИТ-службы с бизнес-подразделениями.

Естественно, что при разработке долгосрочных планов предприятия или корпорации должна учитываться стратегия развития данного бизнеса, однако необходимо, чтобы службы и подразделения предприятия имели свои планы развития, построенные на основе собственной концепции. Поясню это на примере. Стратегия развития бизнеса корпорации Sun Interbrew в конце 90-х годов требовала внедрения единой для всех предприятий ERP-системы. В соответствии с данной стратегией было начато масштабное формирование команд внедрения, их обучение, выделение помещений, поставки техники на предприятия. Это действительно сыграло немаловажную роль в ходе реализации проекта, однако решающим фактором, обеспечившим успех данного проекта, явилось то, что за полгода до начала процесса внедрения ERP-системы была успешно развернута корпоративная сеть на основе услуг единого провайдера, связавшая все предприятия информационными магистралями с гарантированной пропускной способностью. В данном случае информационная служба корпорации заблаговременно реализовала собственную стратегию развития, без которой успех проекта по внедрению единой ERP-системы был бы просто невозможен.

Успех внедрения всех крупных информационных проектов в значительной степени зависит от готовности информационной структуры предприятия, или, говоря современным языком, от соответствия информационного пространства предприятия тенденциям развития бизнеса. Причем наибольший и реальный успех может быть достигнут только там, где развитие информационного пространства идет на шаг впереди развития бизнеса. Иными словами, стратегия развития ИТ должна стать основным приоритетом генеральных менеджеров, имеющих стремление выйти на передовые позиции в плане развития автоматизации бизнес-процессов.

Подобно тому как для успешного руководства предприятием менеджеры высшего звена должны иметь тщательно продуманную стратегию развития, воплощаемую в конкретных планах и бюджетах, так и информационная служба должна развиваться по планам и бюджетам, выстроенным на основе концепции формирования и развития информационного пространства предприятия. Следует отметить, что долгосрочное планирование не может заменить собой концепции развития, отсутствие которой приводит к тому, что деятельность отдела ИТ начинает подчиняться амбициям и устремлениям наиболее активных менеджеров. В результате работа всей службы приобретает беспорядочный характер, заключающийся в реализации различных проектов отдельных бизнес-подразделений. Такая ситуация складывается из-за того, что руководители этих бизнес-подразделений сумели убедить высшее руководство, что в настоящий момент приоритетами информационной службы должны стать их проблемы, нуждающиеся в некоторой автоматизации рутинного труда, захлестывающего их подразделения. Чаще всего это происходит из-за отсутствия в этих бизнес-подразделениях концепции собственного развития.

Концепция информационного пространства (общий замысел, который предусматривает его всестороннее развитие) и стратегия (то есть способы и формы развития этого замысла, которые могут изменяться в соответствии с текущими реалиями) взаимно дополняют друг друга, создавая полноценную почву для правильного развития информационной службы в условиях сотрудничества с другими бизнес-подразделениями предприятия.

Любая замкнутая система рано или поздно приходит в состояние равновесия, что, проще говоря, означает вырождение. Успешное развитие бизнеса и полноценная реализация его стратегии могут происходить только в открытом, развивающемся информационном пространстве. Попытки реализации проектов по автоматизации бизнес-процессов, предпринимаемые с оглядкой только на стратегии бизнеса в застывшем информационном пространстве, заранее обречены на провал.

Подлинно стратегическая задача любого директора информационной службы — стать главным конструктором информационного пространства, сформировав его таким образом, чтобы в нем могли быть реализованы проекты по развитию стратегии бизнеса любой сложности.

Анатолий Гейн — региональный ИТ-менеджер (East Region), «Пермская пивоваренная компания», Sun Interbrew Limited, Anatoly.Gein@suninterbrew.ru