Технологии CALS (Continuous Acquisition and Life-Cycle Support) -- оружие современных экономических войн -- так и не нашли адекватного применения в России.

«Правило ведения войны заключается в том, чтобы не полагаться на то, что противник не придет, а полагаться на то, чем я могу его встретить; не полагаться на то, что он не нападет, а полагаться на то, что я сделаю нападение на себя невозможным для него». Строки, написанные две с половиной тысячи лет назад великим китайским стратегом Сунь-Цзы, сегодня актуальны и для отечественных промышленных предприятий, и для ИТ-компаний, как никогда.

Сложившаяся в промышленности ситуация почти в точности напоминает княжескую Русь начала татаро-монгольского нашествия. Промышленная экспансия США, Европы и Азии на фоне крайней обособленности отечественных производителей есть не что иное, как полномасштабная экономическая война. В условиях глобализации и со вступлением в ВТО нашей стране неминуемо будет отведена роль интеллектуальной сырьевой базы, а отечественной промышленности — роль талантливого подмастерья.

Между тем технологии CALS (Continuous Acquisition and Life-Cycle Support) — оружие современных экономических войн — несмотря на определенный ажиотаж вокруг этой тематики, так и не нашли адекватного применения в России. Их трактовка как сугубо компьютерных технологий и бессистемное использование многократно уменьшает эффективность применений ИТ.

В стратегии реализации CALS-системы особое внимание должно уделяться такому критически важному понятию, как бизнес-культура. Она в значительной степени является определяющей при постановке задач CALS, выборе стратегии и темпах освоения соответствующих технологий; недостаточное внимание к бизнес-культуре ведет к ошибочной идентификации CALS-технологий [2].

Автор придерживается содержащейся в [1] классификации технологий:

  • целевые (прикладные технологии промышленности - электронное конструирование, технологическая подготовка производства, создание эксплуатационной документации и т. д.);
  • опорные технологии CALS (по сути, это определенный набор традиционных информационных технологий, таких как управление проектами, данными об изделии, конфигурацией изделия и т. д.);
  • базовые технологии CALS (информационное взаимодействие, информационное обеспечение бизнес-процессов и т. д.).

Бизнес-культура и ее роль в реализации CALS

Прежде всего, обратим внимание на критически важные отличия отечественной бизнес-культуры и бизнес-культуры индустриально развитых стран мира (см. таблицу).

CALS как комплексная система формализованного компьютерного информационного взаимодействия объединяет все стратегически важные функциональные категории и структуры, их осуществляющие, в единый проект и становится центром столкновений самых разнообразных интересов. Роль личностных интересов в этих конфликтах чрезвычайно велика и является главным фактором, тормозящим внедрение CALS. Связь большинства этих конфликтов с особенностями бизнес-культуры очевидна.

  • Политические конфликты. Это конфликты, связанные с перераспределением сфер влияния в масштабах холдингов, промышленности и государства.
  • Финансовые и ресурсные конфликты. Требуется перераспределить финансовые, материальные и прочие ресурсные потоки между структурами и подразделениями, которыми, увы, нередко определяется вес и личные интересы руководителя.
  • Оргструктурные конфликты. Необходимо оптимизировать организационную структуру предприятий, в том числе пересмотреть должности и роли менеджмента различных уровней (кого-то повысить, понизить, переподчинить или уволить).
  • Конфликты интеллектуальной и правовой собственности предприятий.
  • Конфликты технологии и творческой свободы. Требуется перейти от методов работ отдельных специалистов и команд "как привыкли", "как удобно", технических пристрастий к инженерно и экономически грамотным технологиям. Сегодня горизонтальная кооперация между структурами, действующими в рамках смежных технологических работ, низка и малоэффективна в силу несовместимости приемов и методов работ (яркие примеры - отсутствие формализованной технологии работ по созданию электронных описаний изделий между конструкторскими и технологическими коллективами; отсутствие технологии создания интерактивных электронных технических руководств (ИЭТР) как производной электронных описаний изделий).
  • Конфликты управления и творческой свободы. Творческая свобода разработчиков по-прежнему является плохо управляемым фактором. При отсутствии формализованной технологии работ и соответствующей системы управления это приводит не просто к превышению сроков и стоимости проектов, а к их срыву. Отсюда вынужденный волюнтаризм в принятии решений уполномоченными лицами, отчего в свою очередь страдают технические решения.

При реализации CALS-систем в их состав должен входить механизм разрешения всех вышеназванных видов конфликтов.

CALS-система: определение

Отсутствие понятия CALS-системы в индустриально развитых странах не случайно: многие из системообразующих функций берет на себя бизнес-культура, десятилетиями отработанная капиталистическим характером отношений. Подобной бизнес-культуры в России сегодня нет. В условиях ее отсутствия CALS-система, на взгляд автора, является единственным механизмом, способным комплексно внедрять и эффективно применять современные технологии промышленности, использующие ИТ.

CALS-система является центром, который дает возможность предприятию в полном объеме решить следующие задачи:

  • создать систему управления для осуществления проектов;
  • разработать комплекс решений указанных выше конфликтов;
  • разобраться в собственном бизнесе и описать его в виде, доступном для автоматизированного управления и контроля над бизнесом;
  • управлять бизнесом на основе его электронного описания в реальном времени;
  • обеспечить автоматизированные управление и контроль над бизнес-процессами, финансовыми, материальными, информационными и прочими ресурсами и потоками;
  • определять узкие места бизнес-технологий и решать задачи бизнес-реинжиниринга;
  • создавать электронные описания изделий и управлять на их основе процессами жизненного цикла изделий;
  • интегрировать компьютерные системы, информационные ресурсы и объекты через согласованные (в идеале - стандартные) протоколы, интерфейсы, модели и форматы данных;
  • организовать единое терминологическое и понятийное пространство, обеспечивающее корректность использования информации как людьми, так и компьютерными системами;
  • создать непрерывную систему обучения персонала, обеспечивающую, кроме его профессиональной готовности, устойчивость бизнес-процессов и информационной среды к кадровым изменениям, нерегламентированным решениям и действиям персонала.

Таким образом, CALS-систему можно определить совокупностью перечисленных ниже критериев.

  • CALS-система - это новая автоматизированная системная среда управления и реализации бизнес-процессов, прикладных технологий на основе электронных описаний изделий (под ЭОИ здесь понимаются описания не только "железок", но и других объектов, в частности модели бизнес-процессов).
  • CALS-система - это автоматизированная система управления ИТ и ИТ-проектами, которая осуществляет централизованное создание, внедрение и использование ИТ-решений, программно-технических средств и информационных ресурсов при реализации прикладных технологий, систем и бизнес-процессов. Под "централизованностью" понимается соответствие ИТ-решений, информационных ресурсов и информационного взаимодействия правилам и ограничениям CALS-системы в любой точке единого информационного пространства независимо от характера решаемых прикладных задач.
  • CALS-система - это система, оптимальным образом интегрирующая информационные процессы, ресурсы и знания как внутри предприятий, так и между участниками жизненного цикла изделий в едином, семантически согласованном информационном пространстве и управляющая их комплексным информационным обеспечением.

Применительно к сегодняшнему начальному уровню развития CALS в нашей стране следует особо подчеркнуть, что CALS-система — это САМООРГАНИЗУЮЩАЯСЯ СИСТЕМА. Самоорганизация состоит в том, что CALS-система, помимо оптимизации существующих и разработки перспективных прикладных технологий, должна создать собственную организационную структуру и базовые технологии CALS.

Стратегия реализации CALS-систем

В сложившихся условиях и ограничениях отечественные стратегии реализации идеологии CALS неизбежно должны отличаться от стратегии индустриально развитых стран. Промышленная политика России еще не сформирована, а государство не имеет стратегии и механизма ее реализации. Исторический опыт показывает, что в таких условиях выживали те социальные и промышленные структуры, которые смогли объединить волю и ресурсы в достижении целей, не дожидаясь помощи от государства.

Выбор стратегии реализации CALS-систем не отличается разнообразием. Кратко охарактеризуем их с обязательным учетом отечественного менталитета.

Стратегия жесткой реализации (стратегия «сверху вниз») требует жесткой вертикали управления и должна использоваться при неготовности или неспособности коллектива преодолеть принципиальные разногласия по вопросам политической, финансовой, технологической и прочих видов консолидации, слабо действующей системы управления предприятием и персоналом в целом. «Наверху» должны решаться не только вопросы категории «что», но и подавляющее большинство вопросов «как». Особое значение приобретает отсутствие у исполнителей информации, необходимой для того, чтобы ответить на вопросы «как» и «почему». Осуществляемые изменения при создании и внедрении CALS-системы должны быть незаметны для исполнителей. В противном случае эта информация станет камнем преткновения «внизу» и лишь ухудшит управляемость коллективом и проектами. Такая стратегия требует выделения из состава исполнителей ключевых специалистов и неявного для «низов» перетягивания их «наверх». Они должны быть главной опорой CALS-центра — организационной структуры, занимающейся реализацией CALS-системы.

Стратегия мягкой реализации (стратегия «снизу вверх») основана на готовности коллектива к «центростремительному» взаимодействию и максимальном использовании горизонтальной кооперации и должна применяться при готовности коллектива решать поставленные задачи в соответствии с требованиями проектов. Наверх необходимо выносить лишь те вопросы, которые не могут быть решены «по горизонтали». Такая стратегия требует сильной политической и психологической подготовки коллектива, воспитания у исполнителей корпоративного духа, понимания проблем управления и пределов собственной компетенции при разделении и кооперации труда. CALS-центр должен стать для них технологической Меккой и оперативным центром по разрешению задач и проблем.

Реальные стратегии, безусловно, будут являть комбинацию этих двух подходов, но доминанта с большим перевесом (не менее чем «80 на 20») должна принадлежать одной из них. Попытки же реализации стратегий «50 на 50» — «и нашим, и вашим» — обречены на неудачу. По опыту автора, сегодня более востребована стратегия жесткой реализации.

Независимо от выбранной стратегии есть несколько постулатов, которыми необходимо руководствоваться при разработке и осуществлении стратегии реализации CALS.

Нужна воля высшего руководства, ставящая интересы компании выше чьих-либо личных политических амбиций, конъюнктурных интересов, технологических вкусов, предпочтений и т. п. Непосредственным исполнителем этой воли и должен стать CALS-центр при безусловной поддержке высшего руководства.

CALS-центр должен иметь санкционированную высшим руководством возможность мониторинга вертикальных и горизонтальных цепочек управления в организации и быть обратной связью для высшего руководства. Опыт показывает, что менеджмент всех уровней активно использует информационную блокаду и разрыв цепей управления как по вертикали, так и по горизонтали в достижении своих тактических целей и собственных интересов.

CALS-центр должен находиться «вверху» при стратегии жесткой реализации и «внизу» при стратегии мягкой реализации. Но независимо от выбранного направления CALS-центр должен иметь прямую связь с высшим руководством и полномочия на проведение корпоративной политики.

Нужны соглашения (на уровне предприятий и промышленности), законы (на уровне государства) и механизмы, позволяющие отделить процессы технологических инноваций от политических и финансовых вопросов, столь актуальных сегодня при создании вертикальных структур в промышленности, особенно в ВПК; темпы технологических инноваций не должны замедляться.

Для разрешения конфликтов нужны лидеры с непререкаемым авторитетом. Если таковых нет, высшее руководство должно быть готово пожертвовать интересами нескольких ключевых фигур, противящихся инновациям, вплоть до увольнения. Иначе все останется на своих местах, в том числе и разговоры о CALS.

Необходимо жесткое, в том числе и законодательное давление промышленности на ИТ-сектор, прежде всего на сектор стратегически важных систем САПР/PDM с целью создания инструментальных средств, протоколов обмена, баз данных, соответствующих принципам CALS и стандартам обмена. За счет этого можно кардинально поднять эффективность прикладных технологий и значительно улучшить уровень потребления ИТ в промышленности.

Литература

  1. Головко М. CALS: последний шанс отечественной промышленности // Директор информационной службы. 2003. № 3.
  2. Судов Е. В., Левин А. И., Давыдов А. Н., Барабанов В. В. Концепция развития CALS-технологий в промышленности России. М.: НИЦ CALS-технологий "Прикладная логистика", 2002.

Михаил Головко — независимый консультант по CALS-технологиям, MGolovko@yandex.ru

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями