Рынок высоких технологий и ИТ-услуг

Структура рынка систем послепродажного обслуживания

По данным обзора ARC Product Service Management Software & Services Worldwide Outlook вопросы послепродажного обслуживания и поставки запасных частей очень скоро будут играть первоочередную роль для конкурентоспособности предприятия. Технология жизненно важна для претворения этих стратегий в жизнь, и предприятия хорошо понимают, что недостаток инвестиций в эту сферу не позволит им эффективно реализовывать и расширять свои программы послепродажного обслуживания. Авторы обзора выделяют шесть сегментов решений: Customer Support Management (управление поддержкой клиентов), Field Service Management (управление выездными службами), Depot & Repair Center Management (управление центрами хранения и ремонта), Field Workforce Optimization (оптимизация штата и деятельности разъездных сотрудников), Parts Inventory Optimization (оптимизация набора запасных частей) и Service Information Optimization (оптимизация информации об обслуживании).

Послепродажное обслуживание может предлагаться в различных вариантах, а именно: предоставление дополнительных гарантий, соглашения об обязательной реакции на запросы, а также об оплате разовых вызовов. Послепродажное обслуживание охватывает широкий набор мероприятий: установка, помощь в эксплуатации и техническом сопровождении, поставка запасных частей, выездное обслуживание, контроль за деятельностью центров ремонта и т. д. Управление всеми этими процедурами — сложная задача, которая требует интеграции технологий.

Kaк хранить

Рынок систем управления складским хозяйством (WMS, Warehouse Management System) в 2002 году вырос почти на 5%. Это говорит о тенденции возрождения области, которая стоит особняком в среде корпоративного программного обеспечения. А ведь еще совсем недавно положение дел здесь казалось далеко не столь лучезарным. В период с 2000-го по 2001 год продажи систем WMS уменьшились на 6%. В 2000 году после всеобщего бума электронных технологий наступило вполне естественное и прогнозируемое сокращение продаж WMS. Нисходящие тенденции наложились на общий спад в мировой экономике. В ближайшие пять лет, по прогнозам аналитиков ARC, среднегодовой темп роста не будет превышать 5% в год.

Месяц укрупнений

Одними из ключевых событий мая на российском ИТ-рынке стали слияние компаний ЛАНИТ и DPI и создание компании NCC (вероятнее всего, ее русскоязычное название будет расшифровываться как «Национальная компьютерная компания»), в которую вошли «Аквариус», Landata, OCS и «АНД Проджект». В ходе первой сделки ЛАНИТ увеличила свой пакет акций DPI до 70% и включила ее в состав холдинга. В ходе второй произошло слияние консорциума компаний-партнеров в единую структуру.

На наш взгляд, эти сделки преследуют две главные цели. Первая — увеличение потенциала компаний для работы с крупными и очень крупными российскими предприятиями и организациями, которые предпочитают иметь дело с партнерами, соизмеримыми по размеру и мощи. Вторая — совершенствование логистических цепочек (в том числе снижение потерь и издержек в области логистики) и укрепление позиций торговых представительств компаний в регионах.

Динамика и структура ИТ-бюджетов

Корпоративные расходы на ИТ растут

Аналитики In-Stat/MDR подчеркивают, что даже в непростой для экономики период общие затраты компаний, численность сотрудников в которых превышает тысячу человек (включая госучреждения), в 2002 году выросли на 3%. Ожидается, что расходы в этом сегменте будут увеличиваться и в текущем году. Централизация информации и ресурсов должна в ближайшие годы привести к росту затрат на новые технологии. В первую очередь это будет проявляться в повышении требований к средствам связи (в том числе к удаленному доступу и VPN), в дополнительных инвестициях в новые системы (особенно в мобильные устройства), а также в службы управления.

Однако, по мнению аналитиков темпы роста с течением времени пойдут на спад. В мировой экономической среде пока что еще слишком сильны настроения неуверенности. С учетом изменения требований клиентов к мобильности оборудования и необходимостью улучшать средства управления информацией, а также организации доступа к ней, есть основания полагать, что предприятия все-таки начнут осторожно и прагматично вкладывать деньги в ИТ. Такие инвестиции будут рассчитаны на окупаемость в течение одного-полутора лет, особенно это касается вложений, которые должны повысить эффективность выполнения основных операций и поднять производительность труда персонала.

Технологии управления

Эффективность за счет децентрализации

Когда вертикально интегрированный бизнес боролся за выживание, он всегда перестраивался лучше. Почему? Все дело в том, что свободные процессные сети, представляющие собой альтернативную форму организации бизнеса, используют новые технологии взаимодействия, чтобы сгладить барьеры, мешающие ведению дел в пределах корпоративных границ. Системы управления корпоративной эффективностью (СРМ, Corporate Performance Management,) позволят оперативнее реагировать на очередное обострение конкурентной борьбы. Это будет достигаться за счет поддержки своих центров управления и добавления механизмов децентрализации.

В условиях растущей сложности межкорпоративных технологий крупные компании приходят к выводу, что структуры нисходящего вертикального управления не справляются с поддержанием слабо координируемых партнерских отношений. Минимизация расходов и повышение эффективности процессов стимулируют эти новые формы. В некоторых случаях гораздо проще получать необходимую информацию или вести переговоры между фирмами, а не между подразделениями.

ИТ- образование

Своевременное обучение

Еще один способ получить максимальную отдачу от вложений в повышение квалификации специалистов — находить возможности для применения только что полученных знаний сотрудников. В United Stationers специалистам поручают работу в проектах, имеющих непосредственное отношение к пройденным курсам обучения, сразу же после завершения учебы. Это происходит в 75% случаев. Кроме того, приоритет отдается курсам, дающим те навыки, которые могут потребоваться в ближайшее время. Менеджеры работают со специалистами, совместно вырабатывая план обучения, предполагающий применение приобретенных знаний вскоре после получения диплома. Например, если специалист проходит курс обучения установке продуктов Microsoft, то на работе ему поручат заниматься внедрением программного обеспечения. Некоторые называют это «своевременным обучением» (just-in-time training). Computerworld, США

Оценка экономической обоснованности обучения

Обратная связь в виде опросов и неформальных интервью после прохождения курсов обучения — хороший способ оценить эффективность ИТ-обучения. В компании United Stationers сотрудники информационной службы после окончания учебы проходят специальное анкетирование. Менеджер по вопросам обучения проводит индивидуальные собеседования с каждым получившим сертификат специалистом, чтобы убедиться в том, что уровень его знаний соответствует потребностям компании, и решить, можно ли рекомендовать этот курс коллегам. Спустя три месяца проводится вторичная проверка сотрудников и их руководителей, которая помогает установить эффективность приобретенных знаний и удостовериться в том, что обучение способствовало повышению квалификации специалиста. Руководствуясь информацией, полученной на собеседованиях, менеджеры принимают решения относительно образовательных курсов. В United Stationers на обучение 250 ИТ-специалистов затрачивается около 450 тыс. долл. в год. Компания поддерживает партнерские связи с теми обучающими организациями, рейтинг которых высок, и отказывается от услуг неэффективно работающих. Computerworld, США

Бизнес и технологии

За строкой документа

Современному состоянию средств поддержки документооборота была посвящена прошедшая в Москве 22 мая IX отраслевая конференция и выставка DOCFLOW2003. B ней приняло участие около пятидесяти крупнейших игроков на этом рынке. Здесь были представлены последние достижения отечественных производителей в области программных средств и лучшие образцы профильной зарубежной техники. В целом можно отметить повышенный интерес участников к организации документооборота в территориально-распределенных структурах, а также к инструментам поиска неструктурированной информации с использованием, в частности, Web-технологий.

Революций в банках не ожидается

Согласно данным исследования 80 банков, проведенного компанией «Диасофт», на развитие их информационных систем существенное влияние оказывают процессы скупки/слияния. Основной рост рынка финансовых ИТ-решений обеспечивают 200-300 чрезвычайно активно развивающихся банков, обладающих в среднем 50-100 автоматизированными рабочими местами. Средние темпы роста рынка за последние три года, по оценке «Диасофта», составляли 25% в год (при этом сроки внедрения ПО сильно удлинились).

За год примерно 10-30% банков меняют систему автоматизации на систему нового поколения, каждый банк делает это в среднем раз в пять лет. Сейчас эти темпы возрастают, в текущем году почти четверть банков планируют сменить АБС, что связано в основном с заменой решений, установленных в 1997-1998 годах и переставших удовлетворять требованиям рынка. Две трети банков уже определились с выбором поставщика, а треть собирается поменять разработчика.

Примечательно, что самой распространенной на сегодняшний день платформой СУБД в банках остается Btrieve (ee используют 44% банков). Постепенно она уступает место СУБД компаний Oracle и Microsoft. Последнюю пока эксплуатируют 17% опрошенных, но популярность ее быстро растет. Computerworld Россия

Впервые в России

В начале июня в Москве состоялся 17-й Всемирный конгресс по управлению проектами, организованный Международной ассоциацией по управлению проектами (IPMA) и Российской ассоциацией управления проектами СОВНЕТ. Это первый из серии всемирных конгрессов IPMA, проведенный на территории СНГ. В центре внимания нынешнего конгресса оказались вопросы продвижения и использования методологии управления проектами в сфере бизнеса, госсекторе и различных социальных институтах. Участники конгресса поделились друг с другом свежими идеями в области управления проектами, представили данные научных исследований и рассказали об опыте реализации систем управления проектами и отдельных проектов в различных отраслях индустрии. К большому сожалению докладчиков, бизнес, государство и общество пока не признало управление проектами как отдельную, важную для их деятельности дисциплину (исключение составляет оборонно-космическая промышленность).

В России управление проектами на сегодняшний день наиболее развито в индустрии ИТ и телекоммуникаций. По мнению Владимира Воропаева, президента СОВНЕТ, это объясняется, с одной стороны, своеобразием кадрового состава (наличием множества специалистов, получивших математическое и инженерное образование и обладающих развитым системным мышлением), и с другой — высокими темпами роста этого сектора экономики.

Пятнадцатая «Связь»

В 15-й раз прошла в этом году выставка «Связь-Экспокомм», которая по праву считается наиболее важным событием в отрасли связи в России. Этот год прошел под знаком российских компаний, доля участия которых увеличилась: из 900 экспонентов было около 700 русских. Это вполне объяснимо, поскольку стоимость участия для российских компаний на 30% меньше, чем для иностранных. Несмотря на сокращение доли иностранных компаний, мировая география «Связь-Экспокомма» расширилась: в этом году в ней принимали участие представители 35 стран, причем в дополнение к существовавшим ранее национальным стендам Германии и Кореи появилось три новых стенда — Франции, Италии и Литвы.

Министерство связи воспринимает «Связь-Экспокомм» как отчетную выставку, на которой нужно показывать результаты проделанной за год работы. Поэтому российские предприятия именно на ней демонстрируют свои передовые образцы. Computerworld Россия

ERP: из рук в руки

Компании Baan и J.D. Edwards, поставщики интегрированных систем управления предприятиями верхнего ценового уровня, сменили хозяев. Компания Invensys, прежний владелец Baan, продала ее инвестиционной группе, состоящей из фирм Cerberus Capital Management и General Atlantic Partners. Покупателем J.D. Edwards стала компания PeopleSoft, еще один поставщик систем того же класса. По нашему мнению, обе сделки связаны со стагнацией ИТ-сектора США, продолжающейся на фоне спада в американской экономике. Таким образом, на рынке поставщиков систем класса ERP и ERP II осталось всего четыре крупных поставщика: SAP, Oracle, PeopleSoft (ранее она на российском рынке не присутствовала) и Baan.

Пора идти к руководству

Прошедший в конце мая Седьмой российский CIO-Форум продемонстрировал, что ИТ-руководители отечественных предприятий пока еще недостаточно внимания уделяют налаживанию отношений с бизнес-директорами предприятий и в основном концентрируются на вопросах, непосредственно связанных с ИТ. В отличие от западных коллег, которые, согласно последнему опросу аналитической компании Gartner, считают этот вопрос наиболее приоритетным на сегодняшний день, ведущие российские ИТ-руководители наиболее важным направлением своих усилий видят разработку ИТ-стратегии и увязывание ИТ с интересами и задачами бизнеса.


Крупнейшая сделка на рынке ПО

Крупнейшей сделкой в истории российского рынка ПО обещает стать покупка холдингом «Связьинвест» пакета бизнес-приложений Oracle E-Business Suite. По данным газеты «Ведомости», суммарный объем сделки может достигать 153 млн. долл. (в российском представительстве Oracle эту цифру не подтверждают и не опровергают, ссылаясь на «период молчания в связи с окончанием финансового года»).

Обязанности главного системного интегратора данного проекта в «Связьинвесте» и межрегиональных компаниях связи возложены на компанию «Открытые технологии», которая является официальным партнером Oracle на российском рынке. Генеральным консультантом проекта определена компания Accenture. Внедрение системы планируется произвести во всех семи межрегиональных телекоммуникационных компаниях, входящих в «Связьинвест», после одобрения этого проекта советами директоров всех предприятий. (На сегодняшний день известно, что решение о внедрении системы одобрили компании «ЦентрТелеком», «ВолгаТелеком» и ЮТК, входящие в состав холдинга «Связьинвест».) Эта ERP-система позволит создать единое сквозное решение для управления бизнес-процессами на всех уровнях организационной структуры холдинга.

Осуществление этого проекта (если он все-таки будет реализован) может сильно повлиять на расклад сил на российском рынке интегрированных систем управления предприятием. Ранее фаворитом рынка считалась компания SAP, доля которой по итогам 2001 года составляла, согласно оценкам аналитиков из IDC, около 48% (продажи решений еще одного фаворита — компании «1С» — в исследованиях IDC, посвященных рынку ИСУП, не отражены). Доля Oracle в том году достигала всего 6% и едва ли серьезно изменилась по итогам 2002 года (данные исследований за прошедший год еще не опубликованы). Очень высокая активность Microsoft Business Solutions на российском рынке также окажет серьезное влияние на распределение рыночных долей между ведущими поставщиками.


Управление бизнес-процессами

В последнем материале Insight Research, опубликованном Delphi Group, проводится исследование быстро развивающейся технологии управления бизнес-процессами (Business Process Management, ВРМ). Она оказывает глубокое воздействие на организацию взаимодействия как внутри организации, так и в отношениях с партнерами, поставщиками и клиентами.

Насколько важны Web-службы для выработки стратегии ведения бизнеса в вашей организации?

Web-службы, безусловно, обладают потенциалом для того, чтобы изменить конкурентную ситуацию. 80% опрошенных считают, что Web-службы важны или даже совершенно необходимы для реализации их стратегии ведения бизнеса. Эта группа понимает, что данная технология не только меняет способ создания и использования вычислительных ресурсов, но и позволяет строить новые модели бизнеса.

Ознаменуют ли собой Web-службы второе пришествие «доткомов»? Вряд ли, хотя использование Web-служб молодыми компаниями может помочь им заполучить временные преимущества в конкурентной борьбе с твердо стоящими на ногах игроками. Заметим, что ключевое слово в предыдущем высказывании — «временные». Уже была возможность убедиться в том, что эта технология представляет собой разрушительную силу, которая беспорядочно разбрасывает фигуры на шахматной доске свободной конкуренции и не позволяет ни одному из игроков добиться решающего преимущества.

Процент опрошенных, которые считают, что Web-службы важны лишь в каких-то отдельных компонентах или же вовсе не имеют никакого значения для реализации стратегии их организации, примерно равен количеству людей, утверждающих, что у них никто не использует технологию Web-служб для решения внутренних задач. Как правило, каково восприятие, таковы и действия. Чем менее важной представляется технология, тем медленнее организация будет выделять ресурсы для ее внедрения.

На какой стадии находится внедрение систем ВРМ в вашей организации?

Примерно 12% опрошенных, которые используют инструментарий ВРМ уже сейчас, многократно перекрываются теми 29%, которые еще даже не приступили к изучению инструментальных средств ВРМ. Впрочем, как отмечают 55% респондентов, управление процессами стоит на повестке дня многих компаний, и здесь средства ВРМ активно изучаются.

Внедрение ВРМ можно сравнить с преодолением глубокой пропасти. Первопроходцы уже находятся на другой стороне, в то время как большинство еще только готовится к прыжку. 2002 год стал решающим для дальнейшего развития систем ВРМ.

Источник: Delphi Group

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями