В конце прошлого года Президент РФ подписал федеральный закон "О техническом регулировании". Последствия этого акта, безусловно, будут значительны, в том числе и для ИТ.

Стандартизация в России с 27 декабря 2002 года вступила в новую эпоху своего развития. Именно в этот день В. В. Путиным был подписан федеральный закон «О техническом регулировании». Последствия этого акта, безусловно, будут значительны, в том числе и для ИТ. В чем конкретно они будут заключаться и каков будет их масштаб, пока судить рано, однако к этому будущему готовиться необходимо уже сегодня.

Закон состоит из 10 глав и 48 статей.

Глава 1. Общие положения

Она содержит описание сферы применения Закона, основные понятия и принципы технического регулирования. Законом установлено, что он регулирует отношения, возникающие при разработке, принятии, применении и исполнении требований — как обязательных, так и возлагаемых на добровольной основе. Эти требования относятся к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации (далее — «объекты регулирования»). Необходимо отметить, что из сферы действия этого акта выведены требования к функционированию единой сети связи Российской Федерации. Требования к продукции, связанной с обеспечением целостности, устойчивости функционирования указанной сети связи и ее безопасности, отношения, связанные с обеспечением ее целостности и использованием радиочастотного спектра, регулируются законодательством в этой области. Следовательно, ИТ, используемые в единой сети связи России, также не должны регулироваться данным Законом.

Установлено, что законодательство РФ о техническом регулировании состоит из Закона, принимаемых в соответствии с ним федеральных законов и иных нормативных актов. Федеральные органы исполнительной власти вправе издавать в сфере технического регулирования акты только рекомендательного характера, за исключением случаев, установленных для оборонной продукции, работ или услуг, а также если сведения о таковых составляют государственную тайну. Порядок разработки, принятия и применения документов о стандартизации в отношении упомянутых выше продукции, работ или услуг устанавливается правительством РФ. Таким образом, деятельность в области информационной безопасности по-прежнему будет регулироваться Гостехкомиссией, наследниками ФАПСИ и иными органами, уполномоченными правительством. Как это очевидно из следующей главы, разработка технических регламентов для этой важнейшей области ИТ Законом не предусмотрена.

Глава 2. Технические регламенты

Технические регламенты (ТР) могут разрабатываться на основе международных или национальных стандартов и приниматься в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей. Особо подчеркивается, что принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

ТР устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие определенные виды безопасности, а также единство измерений. Среди упомянутых в Законе видов безопасности: безопасность излучений; взрывобезопасность; пожарная безопасность; промышленная безопасность; электрическая безопасность; электромагнитная совместимость в части обеспечения безопасности работы оборудования.

Информационная безопасность Законом не выделена. Следовательно, требования к ИТ должны предъявляться в технических регламентах только как к источникам перечисленных в Законе рисков. Скажем, соответствующие элементы ИТ могут рассматриваться в виде продукции, представляющей для потребителя электрическую опасность. В то же время информационная безопасность, надежность, качество, эффективность, совместимость, взаимозаменяемость и иные важнейшие свойства ИТ не подлежат регламентированию.

ТР должен содержать исчерпывающий перечень объектов регулирования, в отношении которых устанавливаются требования, и правила их идентификации. Он определяет требования к объектам регулирования, но не их конструкцию или исполнение.

С учетом степени риска причинения вреда в ТР могут содержаться специальные требования, обеспечивающие защиту отдельных категорий граждан, например несовершеннолетних, беременных женщин, кормящих матерей, инвалидов. Допускаются также специальные требования, отражающие климатические и географические особенности.

Также в ТР могут содержаться правила и формы оценки соответствия, в том числе схемы подтверждения соответствия, определяемые с учетом степени риска, предельные сроки оценки соответствия, а также требования к терминологии, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения. Оценка соответствия проводится в формах государственного контроля, аккредитации, испытания, регистрации, подтверждения соответствия, приемки и ввода в эксплуатацию объекта; разрешены и иные формы оценки.

Содержащиеся в технических регламентах обязательные требования являются исчерпывающими, имеют прямое действие на всей территории РФ. Они применяются одинаковым образом и в равной мере, независимо от страны, места происхождения объекта регулирования, видов или особенностей сделок, лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами или приобретателями.

Технический регламент не может содержать требования к продукции, причиняющей вред жизни или здоровью граждан, накапливаемый при длительном использовании этой продукции и зависящий от других факторов, не позволяющих определить степень допустимого риска. К такой продукции, по имеющимся данным, относятся, например, мобильные телефоны. В этих случаях ТР может содержать требование, касающееся информирования приобретателя о возможном вреде.

Правительство РФ обязано обеспечивать соответствие технического регулирования интересам национальной экономики, научно-техническому развитию, а также международным нормам. В этих целях утверждается программа разработки технических регламентов, которая должна ежегодно уточняться и опубликовываться.

Закон выделяет общие и специальные технические регламенты. Общие обязательны для применения и соблюдения в отношении любых объектов регулирования; специальные учитывают технологические и иные особенности.

Общие технические регламенты принимаются по вопросам безопасной эксплуатации и утилизации оборудования; безопасной эксплуатации зданий, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий; пожарной безопасности; биологической безопасности; электромагнитной совместимости; экологической безопасности; ядерной и радиационной безопасности.

Специальные технические регламенты устанавливают требования только к тем отдельным видам объектов регулирования, в отношении которых цели, определенные Законом, не обеспечиваются требованиями общих ТР; они вводятся, если степень риска причинения вреда в конкретном случае выше, чем учтенная общим техническим регламентом.

Технический регламент принимается в соответствии с федеральным законом. Разработчиком проекта ТР может быть любое лицо. Закон содержит порядок принятия проекта технического регламента. В частности, установлено, что с момента опубликования уведомления о разработке проекта ТР он должен быть доступен заинтересованным лицам для ознакомления. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта. Взимаемая за это плата не может превышать затраты на изготовление копии.

Экспертиза проектов осуществляется экспертными комиссиями по техническому регулированию, в состав которых на паритетных началах включаются представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, саморегулируемых организаций, общественных объединений. Федеральным органом исполнительной власти по техническому регулированию утверждается персональный состав экспертных комиссий и осуществляется обеспечение их деятельности. Заседания комиссий являются открытыми; их заключения подлежат обязательному опубликованию.

Технический регламент может быть принят международным договором.

Глава 3. Стандартизация

К целям стандартизации отнесены:

  • повышение уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности;
  • повышение уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • обеспечение научно-технического прогресса;
  • повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
  • рациональное использование ресурсов;
  • техническая и информационная совместимость;
  • сопоставимость результатов исследований (испытаний) и измерений, технических и экономико-статистических данных;
  • взаимозаменяемость продукции.

По сравнению с законом РФ «О стандартизации» 1993 года из целей стандартизации исключены обороноспособность и мобилизационная готовность страны, а качество заменено повышением конкурентоспособности.

Среди принципов стандартизации указаны добровольность применения стандартов; максимальный учет при разработке стандартов законных интересов различных сторон; применение международного стандарта как основы для разработки национального; недопустимость установления стандартов, противоречащих техническим регламентам.

К документам, относящимся к области стандартизации, причислены национальные стандарты; правила стандартизации, нормы и рекомендации в области стандартизации; применяемые в установленном порядке классификации, общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации; стандарты организаций.

Следует обратить внимание на то, что, исходя из буквы и смысла Закона, документы в области стандартизации теперь не являются нормативными. При этом место государственных стандартов заняли «национальные», что для нашей страны звучит как нонсенс.

Национальные стандарты и общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации представляют собой национальную систему стандартизации. Национальный стандарт применяется на добровольной основе независимо от страны, места происхождения объекта регулирования, выполнения работ и оказания услуг, видов или особенностей сделок. Применение национального стандарта подтверждается знаком соответствия ему.

Общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации — нормативные документы, распределяющие информацию в соответствии с ее классификацией и являющиеся обязательными для применения при создании государственных информационных систем и информационных ресурсов и межведомственном обмене информацией. Порядок разработки, принятия, ведения и применения общероссийских классификаторов в социально-экономической области, в том числе при межведомственном информационном обмене, создании информационных систем и информационных ресурсов, устанавливается правительством РФ.

Правила разработки и утверждения национальных стандартов определены Законом. В нем определено, что разработчиком национального стандарта может быть любое лицо. Стандарты организаций, в том числе коммерческих, общественных или научных, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно, исходя из необходимости применения этих стандартов для целей, указанных в Законе, в том числе для совершенствования производства и обеспечения качества продукции; выполнения работ; оказания услуг; распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований, измерений и разработок.

Проект стандарта организации может представляться разработчиком в технический комитет по стандартизации, который организует проведение его экспертизы. На основании ее результатов комитет готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.

Глава 4. Подтверждение соответствия

К целям подтверждения соответствия отнесены:

  • удостоверение соответствия объекта регулирования, работ или услуг техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;
  • содействие приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
  • повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
  • создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров;
  • осуществление международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.

Среди принципов подтверждения соответствия следует отметить недопустимость его применения к объектам, в отношении которых не установлены требования технических регламентов; установление перечня форм обязательного подтверждения соответствия в отношении определенных видов продукции в конкретном ТР; недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия, в том числе в определенной системе добровольной сертификации; недопустимость подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией.

Подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии или обязательной сертификации.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между ним и органом по сертификации. Оно может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договоров. Объектами добровольного подтверждения соответствия являются объекты регулирования, работы и услуги, а также иные объекты, в отношении которых стандартами, системами добровольной сертификации и договорами устанавливаются требования.

Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или несколькими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями. Лица, создавшие такую систему, устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, и их характеристик, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, правила выполнения предусмотренных работ и порядок их оплаты, определяют участников данной системы добровольной сертификации. Системой добровольной сертификации может предусматриваться применение знака соответствия.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных техническим регламентом, и исключительно на соответствие его требованиям. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории России. Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу, независимо от схем обязательного подтверждения соответствия, и действуют на всей территории России.

Декларирование соответствия осуществляется путем принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств либо как собственных, так и полученных с участием третьей стороны.

Схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте в случае, если ее отсутствие ведет к недостижению целей подтверждения соответствия.

При декларировании соответствия на основании собственных доказательств заявитель самостоятельно формирует доказательственные материалы. В их качестве используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений, другие документы, послужившие мотивированным основанием для подтверждения соответствия требованиям технических регламентов. Состав доказательственных материалов определяется ТР.

При декларировании соответствия на основании собственных доказательств и полученных с участием третьей стороны заявитель по своему выбору в дополнение к собственным доказательствам включает в материалы протоколы исследований и измерений, проведенных в аккредитованной испытательной лаборатории (центре), либо предоставляет сертификат системы качества. Последний может использоваться в составе доказательств при принятии декларации о соответствии любой продукции, за исключением случая, если для такой продукции техническими регламентами предусмотрена иная форма подтверждения соответствия.

Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для определенных видов продукции, устанавливаются ТР. Соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.

Продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, предусмотренном Законом, маркируется знаком обращения на рынке. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится в информационных целях. Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом.

К правам заявителя в области обязательного подтверждения соответствия отнесены выбор формы и схемы подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции конкретным ТР; обращение для осуществления обязательной сертификации в любой орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать, а также обращение в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий.

Обязанности заявителя таковы:

  • обеспечение соответствия продукции требованиям технических регламентов;
  • выпуск в обращение продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения;
  • указание в сопроводительной технической документации и при маркировке продукции сведений о сертификате соответствия или декларации о соответствии;
  • предъявление в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документов, свидетельствующих о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов;
  • приостановление или прекращение реализации продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек либо их действие приостановлено или прекращено;
  • извещение органа по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;
  • приостановка производства продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не отвечает требованиям технических регламентов на основании решений органов государственного контроля (надзора).

В Законе определены условия ввоза на территорию страны продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия. Полученные за пределами территории РФ документы о подтверждении соответствия, знаки соответствия, протоколы исследований (испытаний) и измерений продукции могут быть признаны в соответствии с международными договорами РФ.

Глава 5. Аккредитация органов сертификации и испытательных лабораторий (центров)

Глава содержит цели и принципы аккредитации органов сертификации и испытательных лабораторий (центров).

Глава 6. Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов

Установлено, что деятельность по государственному контролю (надзору) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, подведомственными им государственными учреждениями, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в соответствии с законодательством РФ. Контроль за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении объектов регулирования исключительно в части соблюдения данных требований.

Интересно отметить, что в отношении продукции такой контроль осуществляется исключительно на стадии обращения продукции.

Закон и требования технических регламентов наделяют органы государственного контроля рядом прав. В частности, они могут:

  • требовать от изготовителя (продавца, лица, выполняющего функции иностранного изготовителя) предъявления декларации о соответствии, сертификата соответствия или их копий, если применение таких документов предусмотрено соответствующим ТР;
  • принимать мотивированные решения о запрете передачи продукции, а также о полном или частичном приостановлении процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, если иными мерами невозможно устранить нарушения требований технических регламентов;
  • приостановить или прекратить действие декларации о соответствии или сертификата соответствия;
  • привлекать изготовителя к ответственности, предусмотренной законодательством РФ.

Глава 7. Информация о нарушении требований технических регламентов и отзыв продукции

За несоответствие объектов регулирования требованиям ТР предусмотрена ответственность. Лицо, допустившее причинение вреда, обязано его возместить и принять меры в целях недопущения причинения вреда другим лицам, их имуществу, окружающей среде в соответствии с законодательством РФ. Обязанность возместить вред не может быть ограничена договором или заявлением одной из сторон. Соглашения или заявления об ограничении ответственности ничтожны.

Изготовитель, которому стало известно о несоответствии выпущенной в обращение продукции требованиям технических регламентов, обязан сообщить об этом в соответствующий орган государственного контроля в течение 10 дней. Продавец (исполнитель, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя), получивший указанную информацию, в течение 10 дней обязан довести ее до изготовителя.

При подтверждении достоверности информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов изготовитель в течение 10 дней с момента подтверждения достоверности такой информации обязан разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда и согласовать ее с органом государственного контроля. Программа должна включать в себя мероприятия по оповещению приобретателей о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения, а также сроки реализации таких мероприятий. Если для предотвращения причинения вреда необходимо произвести дополнительные расходы, изготовитель обязан осуществить все мероприятия по предотвращению причинения вреда своими силами, а при невозможности их осуществления объявить об отзыве продукции и возместить убытки, причиненные приобретателям в связи с отзывом продукции. Устранение недостатков, а также доставка продукции к месту устранения недостатков и возврат ее приобретателям осуществляются изготовителем и за его счет.

Если угроза причинения вреда не может быть устранена путем проведения указанных мероприятий, то изготовитель обязан незамедлительно приостановить производство и реализацию продукции, отозвать продукцию и возместить приобретателям убытки, возникшие в связи с отзывом продукции.

На весь период действия программы мероприятий по предотвращению причинения вреда изготовитель за свой счет обязан обеспечить приобретателям возможность получения оперативной информации о необходимых действиях.

Органы государственного контроля в случае получения информации о несоответствии продукции требованиям технических регламентов в возможно короткие сроки проводят проверку достоверности полученной информации. В случаях, определенных Законом, данный орган в соответствии с его компетенцией, а также иные лица, которым стало известно о невыполнении изготовителем программы мероприятий по предотвращению причинения вреда, вправе обратиться в суд с иском о принудительном отзыве продукции. За нарушение требований об отзыве продукции могут быть применены меры уголовного и административного воздействия.

Глава 8. Информация о технических регламентах и документах по стандартизации

Технические регламенты, документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, правила стандартизации, нормы стандартизации и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других государств и информация о международных договорах в области стандартизации и подтверждения соответствия и о правилах их применения составляют Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов, который является государственным информационным ресурсом. Заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к создаваемым информационным ресурсам, за исключением случаев, если в интересах сохранения государственной, служебной или коммерческой тайны такой доступ должен быть ограничен.

Глава 9. Финансирование в области технического регулирования

В ней установлено, что за счет средств федерального бюджета могут финансироваться расходы на проведение на федеральном уровне государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов; создание и ведение Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов; реализацию программы разработки технических регламентов и программы разработки национальных стандартов, предусмотренных Законом, а также проведение экспертизы отдельных проектов технических регламентов и национальных стандартов; разработку общероссийских классификаторов; уплату взносов международным организациям по стандартизации.

Глава 10. Заключительные и переходные положения

С 1 июля 2003 года и до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к объектам регулирования, установленные нормативными правовыми актами РФ и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.

С 1 июля 2003 года обязательное подтверждение соответствия осуществляется только в отношении продукции, выпущенной в обращение на территории РФ.

Правительством РФ до вступления в силу соответствующих технических регламентов определяется и ежегодно дополняется перечень отдельных видов продукции, в отношении которых обязательная сертификация заменяется декларированием соответствия, осуществляемым в порядке, установленном Законом. До вступления в силу соответствующих ТР схема декларирования соответствия на основе собственных доказательств допускается для применения только изготовителями или только лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя. Технические регламенты должны быть приняты в течение семи лет со дня вступления в силу Закона.

Документы об аккредитации, выданные органам по сертификации и испытательным лабораториям до 1 июля 2003 года, а также документы, подтверждающие соответствие и принятые до этой же даты, считаются действительными до окончания установленного в них срока.

Во второй части материала автор намерен провести — с привлечением экспертов — анализ важнейших для ИТ аспектов федерального закона «О техническом регулировании».

Андрей Баутов — независимый эксперт, anb_main@mail.ru


Справка о Законе

Официальные публикации: «Парламентская газета», 2003, № 1, 2; «Российская газета», 2002, № 245.

Дата первой публикации полного текста: 31 декабря 2002 года.

Дата вступления в силу: 1 июля 2003 года.

Основные понятия

Закон «О техническом регулировании» установил ряд понятий. Вот некоторые из них.

Аккредитация

официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

Безопасность

состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

Декларирование соответствия

форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов.

Декларация о соответствии

документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Заявитель

физическое или юридическое лицо, осуществляющее обязательное подтверждение соответствия.

Знак обращения на рынке

обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.

Знак соответствия

обозначение, служащее для информирования приобретателей о соответствии объекта сертификации требованиям системы добровольной сертификации или национальному стандарту.

Идентификация продукции

установление тождественности характеристик продукции ее существенным признакам.

Контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов

проверка выполнения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований технических регламентов к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации и принятие мер по результатам проверки.

Международный стандарт

стандарт, принятый международной организацией.

Национальный стандарт

стандарт, утвержденный национальным органом РФ по стандартизации.

Орган по сертификации

юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, аккредитованные в установленном порядке для выполнения работ по сертификации.

Оценка соответствия

прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту.

Подтверждение соответствия

документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Продукция

результат деятельности, представленный в материально-вещественной форме и предназначенный для дальнейшего использования в хозяйственных и иных целях.

Риск

вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений с учетом тяжести этого вреда.

Сертификация

форма осуществляемого органом по сертификации подтверждения соответствия объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Сертификат соответствия

документ, удостоверяющий соответствие объекта требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Система сертификации

совокупность правил выполнения работ по сертификации, ее участников и правил функционирования системы сертификации в целом.

Стандарт

документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Стандартизация

деятельность по установлению правил и характеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производства и обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ или услуг.

Техническое регулирование

правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также в области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.

Технический регламент

документ, который принят международным договором РФ, ратифицированным в порядке, установленном законодательством РФ, федеральным законом, указом Президента РФ или постановлением правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.

Форма подтверждения соответствия

определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов или условиям договоров.

Принципы техническогорегулирования

Техническое регулирование осуществляется в соответствии со следующими принципами.

  • Применение единых правил установления требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг.
  • Соответствие технического регулирования уровню развития национальной экономики, развития материально-технической базы, а также уровню научно-технического развития.
  • Независимость органов по аккредитации, органов по сертификации от изготовителей, продавцов, исполнителей и приобретателей.
  • Единая система и правила аккредитации.
  • Единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия.
  • Единообразие применения требований технических регламентов независимо от видов или особенностей сделок.
  • Недопустимость ограничения конкуренции при осуществлении аккредитации и сертификации.
  • Недопустимость совмещения полномочий органа государственного контроля (надзора) и органа по сертификации.
  • Недопустимость совмещения одним органом полномочий на аккредитацию и сертификацию.
  • Недопустимость внебюджетного финансирования государственного контроля над соблюдением требований технических регламентов.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями