Удивительное дело: руководители многих предприятий жалеют несколько сотен или тысяч долларов, чтобы приобрести лицензионное коммерческое ПО, мотивируя это тем, что экономят и сокращают расходы.

Удивительное дело: руководители многих предприятий жалеют несколько сотен или тысяч долларов, чтобы приобрести лицензионное коммерческое ПО, мотивируя это тем, что экономят и сокращают расходы. Те же предприятия терпят издержки в сотни тысяч, а то и в миллионы долларов из-за несовершенства внутренних бизнес-процессов, воровства менеджеров, коррупции снабженцев, бездарно поставленного маркетинга и сбыта, хаоса в складском хозяйстве и пр.

Иногда предприятие заявляет, что не готово дорого платить за инструмент, позволяющий оперировать деньгами и материальными ценностями на многие сотни тысяч и миллионы долларов, и выбирает пиратские программы. На вопрос «почему бы в целях экономии не нанять вчерашних школьников, чтобы считать эти деньги?» скорее всего последует ответ: «Невозможно доверить учет больших денег и материальных ценностей дилетантам». И вместе с тем на предприятии используются купленные за гроши программы, чтобы делать то же самое — считать большие деньги.

Есть руководители, которые, очевидно, не понимают, что, купив пиратскую версию программного продукта, вряд ли своими силами смогут приспособить ее к потребностям и бизнес-процессам предприятия. Без квалифицированных консультантов здесь не обойтись, однако обеспечивать поддержку пользователей пиратской продукции они не станут.

Есть и просто недовольные потребители: они вкусили «прелести» технической поддержки недобросовестных разработчиков и теперь принципиально не хотят платить за приобретение лицензий. Тоже странная позиция: если предприятие недовольно продуктом одной компании, то почему оно не переориентируется на другой?

Разработчики при всей своей «нелюбви» к пиратам (правда, есть и те, кто рассматривает их в качестве изготовителей демоверсий коммерческих программ) почти не прикладывают усилий для того, чтобы потенциальный покупатель, делая выбор между пиратским и легальным программным обеспечением, предпочел купить легальное, потому что это выгодно, а не потому, что потребителя могут наказать за использование нелегальных программ.

Понятно, в условиях рыночной экономики всем хочется поменьше тратить и побольше зарабатывать. Но зачем перекладывать все заботы и риски на потребителя? Практически все разработчики коммерческого программного обеспечения указывают в лицензионных соглашениях, что они не представляют гарантий на работу их программных продуктов совместно с другими системами и не компенсируют возможную порчу данных, вызванную некорректной работой данного программного продукта. Между тем подавляющее большинство клиентов используют их продукты наряду с другими и заинтересованы как раз в их адекватном взаимодействии.

Думается, когда программа превращается в необходимый и вместе с тем безотказный инструмент бизнеса, гарантированно обеспечивающий решение критически важных задач, и при этом не забирает у предприятия большую часть тех денег, которые помогает заработать, то за такую программу предприниматель с готовностью заплатит.

Впрочем, общество, которым владеет удивительная смесь «колхозного» духа со стремлением к скорейшей реализации сиюминутных коммерческих выгод, еще долго будет избавляться от пиратов. Примеры тому — выступления отдельных пламенных борцов против нелегального использования программ на страницах тех изданий, что известны своим наплевательским отношением к чужой интеллектуальной собственности, републикация «втихомолку» авторских материалов на корпоративных сайтах и пр.

Человечество осваивает методы управления собственностью тысячелетиями. Из поколения в поколение испытываются различные схемы отношений собственности. Многим из нас с вами даже довелось принять участие в грандиозном эксперименте по отмене собственности, — впрочем, вот уже более десяти лет назад эксперимент этот прекращен. Однако для социальной практики интеллектуальная собственность — объект новый. Нам вместе еще только предстоит научиться управлять ею и защищать ее.