Переход от чисто финансового планирования, принятого в отечественном торговом бизнесе, к планированию производственному (например, на основе стандарта MRP II) существенно делает торговое предприятие значительно более маневренным.

Переход от чисто финансового планирования, принятого в отечественном торговом бизнесе, к планированию производственному делает торговое предприятие более маневренным. В частности, это позволяет значительно повысить эффективность управления дискаунтерами типа Wal-Mart, «Копейки» или «Пятерочки» с очень большим ассортиментом дешевых товаров. Авторы предлагают не «изобретать велосипед», а использовать наработки теории управления материальным производством; рассмотрение технологии управления торговым бизнесом на основе стандарта MRP II начато ими в [1, 2].

Основная проблема кроется в определении того, что же производит торговое предприятие, и как эту продукцию внятно, доступно для управления описать. Любое торговое предприятие предлагается рассматривать как нематериальное производство. Его продукцией являются торговые услуги, которые, собственно, и оплачивает предприятию потребитель в виде товарной наценки. Вторая часть стоимости товара «уходит» поставщику. Под торговой услугой понимается факт реализации одного из представителей группы однородных по потребительским свойствам товаров, входящих в заданный ценовой диапазон. Скажем, можно рассмотреть группы «Сливочное масло без добавок» (в нее, вероятно, войдут Ankor, President и др.), «Сливочное масло эконом-класса» (сюда можно включить «Крестьянское», «Вологодское» и т. п.), «Мягкое сливочное масло» и т. д. Такой подход позволяет сократить количество объектов управления, которое определяется ассортиментом, исчисляемым для розничных магазинов десятками тысяч. Практика же показывает, что можно ограничиться несколькими десятками групп. Справедливо предположить, что структура и себестоимость торговых услуг, связанных с однородными товарами, приблизительно одинакова. Например, для них требуется примерно одинаковая реклама, адресованная одной целевой группе. Можно считать, что с однородной группой товаров связана торговая услуга одного вида, которая и является объектом производственного планирования. При этом, вообще говоря, неважно, с каким конкретным товаром связано ее оказание. Предприятие из маркетинговых соображений должно иметь в каждой группе достаточное число представителей, часть из которых приносит основной доход, а часть выступает в качестве фона.

Сказанное позволяет в рамках главного плана-графика производства учитывать различные виды торговых услуг, а собственно товары рассматривать как сырье для их производства и планировать в рамках планирования сырья и материалов. При разработке производственных планов указывается предполагаемое количество продаж товаров из однородных групп. Например: «В очередном сезоне мы планируем продать столько-то килограммов масла из группы ?Сливочное масло без добавок?».

Таким образом, становится ясно, как можно использовать основные модули стандарта MRP II. Описанная классификация товаров — номенклатура услуг — фиксируется в рамках модуля подсистемы спецификации Bill of Material Subsystem. В рамках модуля Master Production Schedule формируется календарный план «производства» торговых услуг. С помощью модуля Material Requirements Planning подсчитывается потребность в «сырье» — конкретных товарах и сопутствующих материалах, таре, упаковке и т. д. Модуль Capacity Requirements Planning позволяет спланировать загрузку рабочих центров — торговых секций, филиалов, менеджеров по продажам, складов, отделов доставки и т. д.

Очевидно, что формирование плана производства не исчерпывает всех потребностей управления предприятием. Разработчики концепции MRP II неоднократно отмечали, что лишь наличие обратной связи делает ее эффективной. Необходим постоянный контроль не только за исполнением планов, но и за состоянием рынка, динамикой потока заказов. И если для оптового предприятия понятие «заказа» достаточно очевидно, то деятельность розничной торговой организации следует рассматривать как реализацию одного большого заказа, объем которого оценивается в результате маркетинговых исследований как емкость потребительского рынка. Данные контроля выступают в качестве основания для корректировки планов. В результате главный план-график производства превращается не в законченный продукт, а в процесс, то есть должен непрерывно пересматриваться и при необходимости корректироваться. Поскольку рынок потребительских товаров меняется с большой скоростью, торговое предприятие должно обладать достаточной гибкостью, что, в частности, обеспечивается высокой скоростью и надежностью получения информации. Надежность информации, в конце концов, также отражается на временных характеристиках работы организации, поскольку поиск ошибок замедляет скорость обслуживания. Следовательно, огромное значение имеют технологии, сокращающие потребление основного ресурса предприятия — времени. Информационная инфраструктура современных организаций позволяет использовать, по меньшей мере, три технологии — штриховое кодирование, радиочастотную идентификацию и систему беспроводной передачи данных.

Нельзя сказать, что эти технологии относятся к категории дешевых, хотя их эффективность привлекает многих. Не так давно к одному из авторов обратился владелец сети ларьков, торгующих различной мелочью. Он хотел, воспользовавшись штриховым кодированием, организовать оперативный сбор информации о ходе продаж и оптимизировать снабжение. Рисуя себе радужные перспективы, бизнесмен совершенно не задумывался о стоимости реализации этой идеи и тем более о полной стоимости владения. Между тем необходимо отдавать себе отчет в том, что технологии должны соответствовать масштабам объекта управления. При «ларьковых» оборотах нет смысла размышлять о внедрении MRP II и средств автоматической идентификации. Статья же адресована преимущественно представителям среднего и крупного торгового бизнеса, которые почувствовали давление конкурентов и хотят повысить эффективность своей деятельности.

Быстро и точно

Прежде чем рассмотреть варианты использования технологий автоматической идентификации при реализации системы MRP II в торговле, остановимся на истории их происхождения, административных вопросах и современных технических возможностях. Потребность в автоматической идентификации возникла достаточно давно. Первоначально усилия были связаны с разработкой методов штрихового кодирования.

Немного истории

Как известно, штриховое кодирование предполагает наличие как минимум двух компонентов: штрихового кода на некотором носителе (упаковка, этикетка) и читающего устройства — сканера, позволяющего превратить картинку из штрихов и пробелов в последовательность символов из некоторого набора. Первой ласточкой можно, видимо, считать дипломную работу Уоллиса Флинта, сына крупного оптового торговца овощами, написанную в 1932 году. Она была посвящена проблемам упрощения взаиморасчетов с покупателями на основе использования перфокарт. В 30-х годах велось немало работ по автоматизации идентификации различных объектов; был получен ряд патентов. Но законченное оформление идея использования штрих-кодов получила в работах Бернарда Сильвера и Джозефа Вудленда в конце 40-х — начале 50-х годов. Патент США на применение этой технологии идентификации был получен ими 7 октября 1952 года. Эту дату можно считать днем рождения штрихового кодирования. В начале 70-х годов Американский комитет по универсальному кодированию продукции после рассмотрения семи вариантов символик пришел к стандарту UPC, который был впервые опробован в супермаркете «Марш» города Троя (шт. Огайо). В феврале 1977 года был разработан европейский вариант символики EAN. В настоящее время ведутся работы над решением в основном двух проблем: повышения емкости кода и его устойчивости к ошибкам.

Организационными вопросами международных проблем штрихового кодирования занимаются ассоциация EAN International в Европе и AIM International в США. Согласно принятым правилам, в каждом регионе соответствующие вопросы решают национальные ассоциации — единственные легитимные представители EAN. В России такой организацией является ЮНИСКАН/EAN Россия. Принят стандарт ГОСТ Р 51201-98 «Автоматическая идентификация. Штриховое кодирование. Требования к символике ЕАН/ЮПиСи».

Несколько слов об истории создания радиочастотной идентификации (RFID). Впервые эта идея получила практическое применение во время Второй мировой войны. Британскими силами ПВО был реализован технический комплекс, состоящий из радиочастотной метки, устанавливаемой на самолетах, и принимающего устройства, которое позволяло распознавать замаскированные вражеские самолеты. Современные реализации этой технологии связаны с решением проблем безопасности при работе с радиоактивными веществами. Пройдя в 1977 году через руки сотрудников Национальной лаборатории в Лос-Аламосе, полученные технические решения получили дальнейшее развитие в компаниях Amtech (Transcore) и Identronix Research. Последняя в 1978 году провела эксперимент с имплантированием радиочастотных меток коровам с целью их идентификации и отслеживания температуры тела. С тех пор этот прием стал часто использоваться для оптимизации условий содержания животных. Затем технологией заинтересовались американские железнодорожники, потерпевшие неудачу в штриховом кодировании вагонов по причине их сильной загрязненности. Радиометки стали использовать такие компании, как Texas Instruments и Motorola. Дальнейшие работы были сосредоточены главным образом на увеличении емкости памяти меток и расширении функциональных возможностей.

Что умеют технологии

Наиболее широкое распространение в организации оптовой и розничной торговли получили штриховые коды. Исторически первой завершенной версией штрихового кода и безусловным лидером при оформлении отношений с покупателями в розничной торговле является EAN-13 и различные его современные модификации. Структура этого кода практически полностью стандартизована для каждого региона — первые три знака (префикс) отводятся на номер национальной ассоциации EAN, например Россия имеет номер 460. Для занесения информации в оставшуюся часть кода у нас в стране принята следующая структура. Шесть цифр кодируют предприятие-члена национальной ассоциации и три цифры кодируют товар. Последняя цифра является контрольной и служит для проверки правильности кодирования.

Присвоение номера предприятия и контроль его уникальности — дело исключительно EAN. Номер товара также может быть присвоен этой организацией, но предприятие может взять этот труд (а также всю полноту ответственности) на себя. Нетрудно видеть, что при таком подходе отдельное зарегистрированное предприятие может кодировать не более тысячи видов продукции. Для торговых организаций это очень обременительное условие. Как быть? Можно зарегистрировать несколько предприятий, физически представленных одной организацией, но это ведет к дополнительным расходам и организационной путанице. В стандарте предусмотрено решение этой проблемы. Коды с префиксами 20-29 зарезервированы для внутренних целей предприятия. Легко оценить объемы потенциальных классификаторов. Кстати, необходимо понимать, что сам по себе код типа EAN-13 не имеет смысла без базы данных, где имеется его содержательная расшифровка. Достоинства и недостатки подобных кодов очевидны. Прежде всего, они могут кодировать ограниченный набор знаков (девять цифр) и, кроме того, их емкость весьма ограниченна, что и определяет их использование в основном в области учета. Еще одна проблема — незащищенность кода от помех, возникающих в результате загрязнения носителя или некорректной работы сканера. Попытки решить эти проблемы были достаточно эффективными и шли в двух направлениях.

Во-первых, в направлении увеличения длины кода (наиболее полной его реализацией можно считать Code 128). Его кодовый символ разбит на секции, так называемые идентификаторы применения, кодирующие самую разную информацию вплоть до банковских реквизитов. Описание идентификаторов зафиксировано в стандарте EAN/UCC-128. В основном кодовый символ фиксирует подробную информацию о характере предмета торговли (габариты, срок годности) и о маршруте его движения. Длина кодового символа может быть переменной, но физическая его длина не должна превышать 16,5 см, а число закодированных символов — 48. Набор символов состоит из 128 знаков ASCII и 11 специальных знаков. Как видно, количество информации в одном символе не слишком велико.

Второе направление связано с созданием так называемых двухмерных кодов. Отказавшись от структуры EAN/UPC, их разработчики предложили свои варианты структуры, которые позволяют существенно повысить емкость символа и обеспечить помехозащищенность. Не вдаваясь в технические подробности, кратко остановимся на двух перспективных вариантах.

Одним из наиболее распространенных вариантов двухмерных кодов является PDF417. Его кодовый символ записывается в несколько рядов, для которых используются различные наборы (кластеры) символьных знаков. Это позволяет достаточно свободно перемещать сканер при считывании, не заботясь о точном следовании направлению изображения. Алфавит кода соответствует всей таблице ASCII, с альтернативной частью PC437. Максимальное количество данных на символ — 2710 цифровых или 1850 алфавитно-цифровых знаков, то есть один символ содержит около 2 Кбайт текста. Можно объединять символы в последовательности, содержащие до 99 999 знаков. Но наиболее интересной особенностью кода является его способность исправлять ошибки. Максимальный уровень коррекции позволяет исправлять 509 ошибок стирания или 255 ошибочно декодируемых слов.

Другим представителем альтернативных методов кодирования являются матричные символики, к которым относятся коды Data Matrix, QR Code, MaxiCode и т. д. Все они отличаются очень большой емкостью при малом размере символа. В частности, один символ Data Matrix может содержать до 3116 цифровых или 2335 алфавитно-цифровых знаков и может с помощью алгоритма Рида-Соломона исправлять ошибки, если они составляют до 25% записанной информации. Отметим, что кодовый символ может при этом иметь размер 6 кв. мм.

Преимущества RFID по сравнению со штриховым кодированием
  • данные идентификационной метки могут дополняться;
  • на транспондер можно записать больше информации;
  • процесс записи данных на метку проходит быстрее;
  • данные метки можно засекретить;
  • срок жизни транспондера больше;
  • место расположения метки на упаковке не имеет значения;
  • метка лучше защищена от загрязнений.

Рассмотрим теперь современные возможности радиочастотной идентификации. Что такое радиометка, знает, вероятно, каждый, кто делал покупки в крупных магазинах самообслуживания. Маленькие пластиковые этикетки различной формы надежно предотвращают вынос неоплаченного товара. Если разобрать транспондер, то можно увидеть, что большую его часть занимают витки антенны, соединенной с миниатюрной микросхемой. Защита товаров — лишь малая доля того, что умеет радиочастотная метка.

Что касается емкости одной метки, то современный уровень технологии позволяет записать до 10 Кбайт на площади в 1 кв. см. Время жизни метки во многом определяется ее конструкцией. Существуют активные метки, которые требуют источника питания; они «живут», пока жива батарейка. С другой стороны, есть более дешевые варианты пассивных меток, которые получают питание для ответа считывателю за счет излучаемой им энергии; они практически вечны. Правда, простота накладывает определенные ограничения. Мощность приемо-передающего устройства должна быть больше, расстояние между ним и меткой должно быть меньше, а их взаимная скорость не должна быть слишком высока.

Огромным преимуществом транспондеров является возможность перезаписывать информацию. Существуют дешевые варианты, не обладающие этим свойством (Read Only), однократно записываемые и многократно читаемые конструкции (WORM) и многократно записываемые и читаемые метки (R/W). Стоимость последних наиболее высока.

О диапазоне частот. Существуют варианты, работающие на низких частотах 100-500 Кгц, которые «видны» на небольших расстояниях, в среднем диапазоне 10-15 МГц и на высоких частотах 2,4-5 ГГц. В последнем случае возможно считывание при относительно больших скоростях. Современные системы на базе радиочастотных меток позволяют считывать одновременно несколько меток с большой скоростью. Например, I.CODE SLI компании Phillips Semiconductor позволяет обрабатывать до 30 транспондеров в секунду с расстояния до 1,5 м. Существуют, естественно, и ограничения. В частности, нет возможности маркировать токопроводящие объекты.

Прокомментируем и возможности радиочастотных технологий передачи данных. Это достаточно дорогие решения, которые пока еще находят лишь ограниченное распространение в России, особенно в организации торговли. Между тем кажется очевидным, что там, где условия и финансовые ресурсы позволяют, следует отказываться от кабельных систем. Отметим технологии, которые представляются наиболее перспективными в торговых системах. Прежде всего, это беспроводные локальные сети стандарта 802.11. Системы 802.11b передают данные на скорости до 11 Мбит/с, что делает их удовлетворительной альтернативой кабельным сетям на складах и в супермаркетах, где трафик вполне допускает такую пропускную способность. Стандарт 802.11b предполагает автоматическое снижение скорости передачи при ее низком качестве, а также поиск пунктов доступа в сеть по уровню сигнала и степени загруженности. Это делает стандарт очень удобным для использования в различных мобильных устройствах. Технология Bluetooth оптимальна для соединения большого числа периферийных устройств на расстоянии до 10 м с одним источником. Скорость передачи существенно ниже — 200-400 Кбит/с. Но и этого вполне достаточно для решения, например, складских задач.

И наконец, технологии, связанные с проблемой идентификации местоположения объектов. Одна из них — система Real Time Locating System компании WhereNet. Она представляет собой систему из передающих маячков WhereTag, которые крепятся на объектах, и сети антенн, принимающих сигналы маячков. По данным, поступающим от четырех антенн, можно установить место расположения маячка с точностью до 3 м в радиусе 300 м. Срок службы маячков достигает нескольких лет, а излучаемый ими сигнал не вызывает радиочастотного загрязнения по причине малой мощности. Еще одна технология носит более глобальный характер. Это Global Positioning System, которая, используя данные 24 спутников (единовременно необходимы только четыре), позволяет определить местоположение объекта на Земле с точностью до 10 м. Основным ограничением является то, что GPS-устройство должно находиться в прямой видимости спутников, в частности, не может работать под крышей.

Информационная основа управления

Важнейшим модулем для контроля хода производства торговых услуг является модуль Shop Floor Control. В [2] мы рассматривали функции, относящиеся к нему в торговле. Рассмотрим их с точки зрения используемых ИТ.

Важнейшей функцией этого блока для розничной торговли является обработка результатов продаж, а именно процесс списания проданного товара. Качество исполнения этой функции во многом определяет количество ошибок в системе и временные характеристики обслуживания покупателей. Очереди у касс и необходимость частых инвентаризаций в торговом зале свидетельствуют о неблагополучии; «палочкой-выручалочкой» служит использование штрихового кодирования. Практикой проверено, что наилучшее соотношение цена/качество дает использование EAN-13. При этом разумно максимально использовать штриховые коды поставщиков на упаковках. К слову сказать, во многих регионах России не разрешается принимать в магазин товар без нанесенных штриховых кодов.

В то же время наличие весового товара, который имеет штриховой код только на транспортной упаковке, заставляет самостоятельно маркировать покупки внутренним кодом (префикс 20-29). Этот процесс автоматизируется путем стыковки весов и принтеров самоклеющихся этикеток. Этот процесс можно наблюдать, например, в весовых отделах магазинов сети «Перекресток».

Таким образом, сканер штрих-кодов в руках кассира — это одно из наиболее эффективных решений в борьбе с ошибками учета и очередями, этим бичом розничной торговли. Приобретение сканеров и POS-терминалов, безусловно, удобно с точки зрения организации учета и ускорения поиска нужной позиции в рубрикаторе, но не всякому по карману и к тому же при медлительности кассира не обязательно приведет к сокращению очереди, что можно наблюдать в столичных супермаркетах. Сокращение времени обслуживания — непростая проблема, связанная с техническими и организационными решениями, в частности с внедрением современных методов управления персоналом, которые позволяют, например, оптимизировать расстановку кадров исходя из их квалификации и производственной необходимости. Интересный пример использования штрих-кодов предложила американская компания Kmart, установившая в своих 2100 магазинах сканеры самообслуживания. Посетители самостоятельно сканируют упаковки с помощью беспроводных сканеров (здесь возможно использовать Bluetooth), получают в результате агрегирующие карточки, которые и сканируются на выходе у кассы. (Вряд ли это решение получит поддержку у отечественных предпринимателей.) Возможен вариант: снабдить служащих в зале устройствами PDA, имеющими беспроводные сканеры штрих-кодов, которые интегрированы с принтерами этикеток, содержащих двухмерные или матричные коды покупок. Поскольку принтер должен быть расположен рядом с местом сканирования, рациональнее использовать Bluetooth.

Альтернативным решением может служить использование радиочастотных меток, так называемых смарт-этикеток. Это имеет смысл при продаже более дорогих товаров, например книжной продукции. Привлекает возможность настолько автоматизировать процесс, что посетителю не надо будет ничего предъявлять на выходе. Достаточно пройти мимо считывающего устройства и получить у кассы счет с описанием всех приобретений и их цен. Скорость обслуживания, безусловно, существенно возрастет, особенно при использовании пластиковых карточек при оплате.

Еще одним интересным решением, повышающим эффективность управления большим торговым залом самообслуживания, является использование маячков WhereTag для организации своевременного пополнения контейнеров с товарами. Распространена практика снабжения маячка кнопкой, инициирующей его работу. Дежурный по залу, совершая обход, оценивает величину остатка в контейнерах и при необходимости нажимает кнопки. Поскольку в передаваемом сигнале можно закодировать место расположения контейнера и код товара, система информирует служащих магазина о необходимости доставки товара со склада в зал и позволяет рассчитать оптимальный маршрут.

Использование штриховых кодов и мобильных терминалов, интегрированных в учетную систему на основе 802.11, позволяет также автоматизировать процесс инвентаризации в торговом зале. Для получения необходимой информации служащий фактически проводит сканером вдоль полок. Скорость проведения мероприятия зависит от того, насколько аккуратно стоят товары на полках, однако если они размещены в контейнерах, эта технология неприменима. С помощью смарт-этикеток для маркировки товара можно выполнять инвентаризацию быстрее, поскольку транспондер не обязательно должен быть в зоне прямой видимости, но это более дорогая технология. Комбинируя описанные технологии, можно предложить большое число вариантов решений в зависимости от толщины кошелька заказчика.

Перейдем к проблемам оптовой торговли. Как указано в [2], одной из функций модуля Shop Floor Control является быстрая и безошибочная обработка заказов от клиентов. В ряде случаев, особенно при наличии каталогов продукции, автоматизация работы на этом участке достигается благодаря использованию двухмерных или матричных штрих-кодов. Символы, содержащие всю необходимую для заказа информацию, могут размещаться в каталоге рядом с описанием (изображением) товара. Просматривая каталог, клиент сканирует необходимые символы. Остается только указать количество.

Другой важнейшей функцией этого модуля является организация доставки заказа клиенту. Если эта операция предполагает прохождение таможенного контроля или смену типа транспорта (автомобильный на морской и т. д.), то необходимо использовать штриховые коды UCC/EAN-128, основанные на символике Code 128. Важнейшей секцией в этом случае служит «Серийный номер транспортной тары». Его структура напоминает EAN-13 и стандартизована EAN International и UCC. Каждой логистической единице должен быть присвоен уникальный код. (Логистической единицей называется любая составная единица, предназначенная для транспортировки и/или хранения, движение которой по цепи поставок должно направляться и контролироваться.)

Рассмотрим пример организации доставки товара автотранспортом. При погрузке заказа водитель сканирует коды транспортных упаковок. Для интеграции в сеть мобильного терминала здесь рациональнее использовать стандарт 802.11. На основании полученной информации формируется транспортный манифест, который публикуется на Web-сайте компании. Теперь клиенты могут начать отслеживать ход исполнения заказов. С момента начала движения мобильный терминал начинает передавать данные о своем месте расположения на основании информации GPS-устройства на трейлере. При доставке груза коды упаковок снова сканируются, а получатель ставит электронную подпись, заверяя факт доставки. Кроме того, при подключении принтера есть возможность на месте распечатать товаросопроводительную документацию.

В приведенном примере удалось максимально снизить количество ошибок и уменьшить время разрешения спорных вопросов. Штриховое кодирование может быть заменено радиочастотной идентификацией. Это особенно эффективно, если используется возвратная тара. Отпадает необходимость заново печатать этикетки. Транспондеры класса R/W позволяют быстро записать новую информацию. Кроме того, радиочастотные метки просто необходимы там, где есть вероятность загрязнения тары. В этом случае штрих-коды могут стать нечитаемыми. В частности, это совершенно необходимо при маркировке вагонов и контейнеров. Транспондеры предоставляют еще одну любопытную возможность. Существуют варианты меток, которые могут измерять давление, температуру и другие условия перевозки. Установление подобной метки в рефрижераторе позволяет мгновенно проанализировать любые претензии по нарушению условий транспортировки: достаточно считать информацию, накопленную меткой. Подобные решения уже используются в Европе.

Перейдем к рассмотрению другого важнейшего модуля торговой системы MRP II системы — «Управление складом» (Inventory Transaction Subsystem). Для предприятий розничной торговли важнейшей его функцией является прием и классификация товаров, поскольку ассортимент обычно очень велик (десятки тысяч наименований), а стремление сократить запасы в целях экономии площадей значительно повышает требования к скорости оприходования поставок. Этот участок работ также нередко служит существенным источником ошибок, пересортицы в частности. Хорошей идеей в данном случае будет снабдить принимающее товар лицо мобильным терминалом, а поскольку работы при этом, как правило, проводятся на ограниченной территории, можно для организации связи использовать стандарт Bluetooth. Это тем более рационально, поскольку несколько служащих одновременно могут участвовать в этом процессе, находясь недалеко друг от друга. Использование устройств PDA также более полезно, нежели просто мобильный сканер или ридер, поскольку позволяет оператору при необходимости вводить дополнительную информацию, например, о несоответствии поставки стандартам предприятия. В этом случае на основе информации о поставщике, полученной из данных штрих-кода или метки, система формирует рекламацию, которая может быть немедленно отправлена по электронной почте. Использование подобного решения позволяет в кратчайшие сроки оформить приходную накладную.

Для оптовой торговли склад является важнейшим рабочим центром. Именно здесь комплектуются заказы, и от скорости и корректности его работы во многом зависят временные характеристики этой торговой услуги. Предположим, предприятие осуществляет оптовую продажу конфет, которые в целях экономии места расположены на стеллажах в складской таре. Ежедневно приходит очень большое количество заказов, и распечатка заданий работника склада становится нерациональной. В том случае вам вновь помогут мобильные устройства и технологии автоматической идентификации. Сборщик заказа вооружен мобильным устройством, которое умеет читать штриховые коды или транспондеры. Для связи с системой, возможно, имеет смысл использовать стандарт 802.11b, поскольку трафик может оказаться значительным. Система сообщает работнику координаты контейнера с первой позицией заказа. Добравшись до него, он читает штрих-код или транспондер, на что она отвечает ему сообщением о необходимом количестве товара. Оператор складывает отобранное на складское транспортное приспособление, вводит количество отобранных упаковок и получает координаты следующего контейнера. Очевидно, здесь будет уместно использовать метки R/W на складской таре, поскольку при заборе товара можно одновременно модифицировать их содержимое. Хорошо также сочетать это решение с инициализируемыми маячками WhereTag. Если оператор видит, что контейнер пустеет, он может инициализировать маячок для информирования системы. Вообще технология RTLS оказывается очень полезной на тех участках складских помещений, где контейнеры могут часто перемещаться. Информация об их месторасположении существенно снижает время комплектации заказа. Кроме того, с помощью этой технологии можно более рационально использовать площадь вокруг склада, маркируя маячками пришедшие и готовящиеся к отправке транспортные средства.

Несколько слов в заключение

Обсуждая роль стандарта MRP II в управлении торговлей, мы отнюдь не предполагаем обязательное использование известных интегрированных систем ERP/MRP. Речь идет всего лишь о следовании в организации работы определенному стандарту. Более того, представляется, что более адекватен торговой деятельности подход, связанный с интеграцией специализированных приложений. Стандартные системы ERP ориентированы прежде всего на нужды материального производства, и для того, чтобы адаптировать их основные модули, связанные с производственным планированием, к нуждам торговой деятельности, требуется либо горячее желание разработчика, либо наличие мощного внутреннего языка (типа Java или Visual Basic) и опытных программистов на предприятии. Как показывает опыт работы многих пользователей подобных приложений в торговле, все обычно сводится к применению финансовых модулей: производственные обычно просто не приобретают. Надо сказать, что многие производители сами подталкивают потенциальных торговых клиентов к этому заблуждению, связывая свои системы MRP II с управлением материальным производством. На самом деле, для управления любым предприятием наиболее важным является: документирование всех транзакций; наличие репозитария, в котором эти документы накапливаются; ясно обозначенные стандартные регламент и интерфейс обмена информацией между различными службами и репозитарием.

При этом, заметьте, для организации управления в принципе безразлично, как все это реализовано. Способ реализации — наличие программного обеспечения и инфраструктуры на современном аппаратном уровне — определяет только производительность системы, но не корректность ее работы.

Подведем некоторые итоги.

  • При организации работы розничного или оптового торгового предприятия имеет смысл перейти от чисто финансового к производственному планированию, что повышает его маневренность.
  • Производственное планирование неэффективно при отсутствии надлежащего контроля хода производства. Торговые предприятия предъявляют к процессу сбора информации повышенные требования, поскольку велик ассортимент торговых услуг и производственный цикл очень короток, а значит, информация должна поступать очень быстро и безошибочно.
  • Удовлетворительное по точности и временным характеристикам решение можно получить за счет сочетания технологий автоматической идентификации и беспроводной передачи информации.

Литература

  1. Ким Е., Поляков К. Торговое предприятие сквозь призму ERP.//Директор информационной службы. № 2, 2002
  2. Поляков К., Ким Е. КИС в торговле. Особенности реализации.//Директор информационной службы. № 9, 2002


Константин Поляков — доцент кафедры «Математическая экономика» МИЭМ, poliakov@miem.edu.ru

Евгений Ким — генеральный директор компании «Септ-2000», kim@sept.ru


Обозначения в штрих-кодировании

Некоторые префиксы EAN-13:

00-13 — UCC (США и Канада), 400-440 — Германия, 45 и 49 — Япония, 471 — Тайвань, 489 — Гонконг, 50 — Великобритания, 64 — Финляндия, 729 — Израиль, 73 — Швеция, 789-790 — Бразилия, 888 — Сингапур, 977 — пресса, 978-979 — книги.

Префиксы свидетельствуют о месте регистрации предприятия, но не о месте производства.

Некоторые идентификаторы применения секций Code 128:

00 — серийный код транспортной тары, 11 — дата изготовления, 12 — срок оплаты, 13 — дата упаковки, 15 — срок годности для продажи, 37 — количество предметов торговли в логистической единице, 31-36 — торговые и логистические меры (габариты, вес, объем), 8007 — международный номер банковского счета.


Типология упаковок

  • Единичная упаковка — отдельная единица товара, которая поступает в розничную продажу и проходит через кассу, маркируется кодом EAN-13.
  • Групповая упаковка — объединенные в единой таре единичные упаковки — проходит через кассу в розничной торговле и маркируется EAN-1.
  • Транспортная упаковка — объединение в единой таре единичных и групповых упаковок для складских и транспортных целей — маркируется кодами UCC/EAN-128, двухмерными или матричными кодами.

Из Приложения к постановлению правительства Москвы от 7 мая 1996 г. № 406

Раздел III. Предприятия оптовой торговли

...

10. Предприятия оптовой торговли не имеют права поставлять продукцию, подлежащую идентификации штриховыми кодами, на потребительский рынок, если на нее не нанесены штриховые коды в соответствии со статьями 2 и 3 настоящего Положения.

Раздел IV. Предприятия розничной торговли

11. Предприятия розничной торговли, а также иные предприятия, реализующие продукцию (товары) потребителю, не имеют права принимать от оптовых и прямых поставщиков продукцию (товары) без зарегистрированных штриховых кодов в случаях, когда эти товары подлежат идентификации при помощи штриховых кодов, нанесенных в соответствии со статьями 2 и 3 настоящего Положения.