Александр Москвин, ИТ-менеджер компании Procter & Gamble в Восточной Европе, рассказывает об опыте компании в области управления цепочками поставок.

Александр Москвин, ИТ-менеджер компании Procter & Gamble в Восточной Европе, рассказывает об опыте компании в области управления цепочками поставок. С ним беседует Михаил Зырянов, заместитель главного редактора журнала «Директор информационной службы».





Что представляет собой логистическая цепочка Procter & Gamble в России?

Наша компания — глобальная (мы нередко продаем в России товары, сделанные в других странах), ее логистическая сеть едина. Логистическая цепочка внутри нашей компании выстроена достаточно стандартно, подобные цепочки имеются у производителей самых разных товаров. В нее включены заводы, склады, партнерские дистрибьюторские компании и розничные продавцы.

В компании используется реализованная на базе SAP единая система управления логистикой и тесно интегрированная с ней система, связывающая планирование производства на заводах и продажи в конкретных странах. На складах у нас применяются решения SAP Warehouse Management, которые обеспечивают детализированный учет товара.

Планируя работу логистики, компания исходит из прогнозов продаж. Основываясь на них, мы распределяем заказы по заводам и затем обеспечиваем доставку товаров потребителям.

В каких узлах и как производится координация логистической цепочки?

Естественно, координация необходима на каждом этапе — от завода до торговой точки. Основная часть работы, прежде всего рутинная ее часть, делается автоматически. Вмешательство сотрудников требуется в исключительных случаях, когда, например, завод не может подстроиться под новый план продаж.

Какие части цепочки поставок поддерживает ИТ-инфраструктура, развернутая в СНГ?

Если отвечать коротко — все. У нас есть и производственные предприятия, и склады, и дистрибьюторы, и система «продажи с колес» (van-selling). ИТ-инфраструктура поддерживает все эти элементы цепочки поставок.

Расскажите, как в российских условиях реализуется методология «продажи с колес»?

Идея состоит в том, чтобы сократить число посредников между производителем товара и розничным продавцом, тем самым предотвратить увеличение цен. Кстати говоря, методология «продажи с колес» изначально была нацелена именно на развивающиеся рынки с еще не сложившейся инфраструктурой розничных продаж и технических средств поддержки логистики. Она успешно применяется и в Азии, и в Латинской Америке, и в Африке. В разных странах используются различные транспортные средства — от грузовиков до велосипедов.

Компания Procter & Gamble первой из крупных производителей вышла на российский рынок с методологией «продаж с колес». Еще лет восемь назад мы оснастили грузовики Mercedes бортовыми компьютерами и принтерами Norand, обеспечив таким образом техническую поддержку наших торговых представителей. Компьютеры дадут возможность работать автономно, вдали от офиса.

По сути, фургон трейлера — это мелкооптовый магазин на колесах. Приезжая на точку, где работает розничный продавец (такой точкой может быть ларек на рынке или магазин), торговый представитель заключает сделку, тут же выписывает и оформляет все необходимые документы, после чего отгружает товар и едет к следующему клиенту. Возвратившись в конце рабочего дня в офис, торговый представитель синхронизирует содержимое своего компьютера и информационной системы предприятия: передает данные о заключенных сделках, отгруженных товарах, о принятых заказах, получает сведения о маршруте на следующий день и пр. За ночь трейлер загружается, а утром следующего дня торговый представитель снова отправляется на работу.

С развитием современных средств связи различные компании оптимизируют работу торговых представителей. Используя мобильную связь, торговые представители могут обмениваться информацией с офисом прямо в пути, например, для того чтобы сообщать о заказах по мере их поступления. Это помогает сотрудникам офиса сократить время на отгрузку товара.

Какие компьютеры используют ваши торговые представители в настоящее время?

Компьютеры Norand служили нам верой и правдой несколько лет. По сегодняшним меркам это довольно громоздкие индустриальные компьютеры, защищенные от ударов и неблагоприятных воздействий окружающей среды. Они оказались очень надежными: выдерживали высокие и низкие температуры, падения — в общем, все, что может случиться в пути, на рынке или на складе.

Сейчас предлагается много различных мобильных решений. Наши дистрибьюторы используют карманные, «наладонные» ПК — Palm, Symbol, Psion.

Предпринимает ли ваша компания попытки наладить координацию своей логистической цепочки с логистикой розничных продавцов, например крупных торговых сетей?

Если речь идет о координации и оптимизации логистической цепочки внутри компании, то многие проблемы решаются относительно просто. Когда же необходимо наладить координацию между двумя разными сторонами — производителем и продавцом (при этом у каждого из них есть свои цели, интересы и приоритеты), сложность проблемы значительно возрастает.

Сейчас в России постепенно разворачивается работа по внедрению методологии взаимодействия производителей, продавцов и покупателей Effective Consumer Response (ECR), позволяющая построить бизнес оптимальным образом. Эта «модная» сегодня в Европе и Азии тема приходит и к нам. Концепция предлагается деление на две большие части — управление поставками (Supply Chain Management), а также управление категориями (Category Management).

К примеру, супермаркеты имеют оперативную информацию о продажах. Если наладить процесс передачи этих данных производителю, можно существенно оптимизировать поставки. Такая координация дает возможность уменьшить объемы товарных запасов, как у производителя, так и у продавца, избежать отсутствия отдельных позиций при затоваривании другими. Все три стороны (производитель, продавец и покупатель) получат ощутимую пользу.

Лидер в производстве потребительских товаров Procter & Gamble продвигает концепцию ECR во многих странах мира. В некоторых у нас налажено эффективное информационное взаимодействие с крупнейшими продавцами, такими как Wall-Mart, Metro, Auchan, и многими другими. Обеспечить подобное взаимодействие между ними и Procter & Gamble в России не составит особой проблемы, поскольку такие проекты уже «обкатаны» в других странах. Гораздо интереснее было бы организовать координацию с крупнейшими российскими розничными сетями. Я надеюсь, у нас будут подобные проекты.

Планируя ИТ-проекты, вы оцениваете возможный экономический эффект от их реализации?

Мы постоянно следим за экономическими характеристиками ИТ-проектов. Нам известны затраты по каждому проекту и общая доля ИТ-затрат в себестоимости продуктов и услуг. Она невелика, главным образом, благодаря оптимизации затрат на ИТ и эффективному использованию глобальной ИТ-инфраструктуры.

Перед началом любого проекта у нас в обязательном порядке проводится анализ выгод и затрат. Конечно, в случае инновационных решений, в создании новых процессов трудно дать точную количественную оценку экономического эффекта.

В разговорах со мной ИТ-консультанты порой сетовали на то, что Procter & Gamble для них — очень непростой клиент. В чем, на ваш взгляд, заключается сложность их работы с вашей компанией?

Когда речь заходит о реализации ИТ-проектов, мы действительно оказываемся не слишком «сладким» клиентом. Во-первых, потому что внутри компании накоплен солидный опыт экспертизы в области управления ИТ-проектами, разработки архитектуры и т. п. Не секрет, что работы по ИТ-консалтингу зачастую являются самыми интересными и прибыльными для ИТ-компаний. Кроме того, работа в глобальной компании дает возможность использовать опыт и готовые решения со всего мира. А во-вторых, мне кажется, что мы гораздо тщательнее, чем многие российские компании, считаем деньги, которые идут на ИТ.

С целым рядом крупных российских ИТ-компаний у нас сложились хорошие отношения, реализованы серьезные проекты. По их же словам, им интересно с нами работать потому, что на Procter & Gamble можно отработать новые решения, еще не востребованные на здешнем рынке (наша компания часто опережает в своем развитии многие российские компании). Через год-два эти решения понадобятся и другим заказчикам.

Каков ваш совет коллегам из российских компаний относительно того, как можно сэкономить деньги на ИТ?

Панацеи, конечно, нет. Стремление к экономии должно стать частью менталитета, общим принципом, используемым всей организацией и на всех уровнях принятия решений.


Procter & Gamble

Один из мировых лидеров в производстве и сбыте потребительских товаров и продукции производственного назначения. Procter & Gamble, главный офис которой находится в Цинциннати (шт. Огайо, США) реализует свою продукцию более чем в 140 странах. За 160 лет, прошедших с момента ее основания, Procter & Gamble превратилась в компанию с годовым оборотом 40 млрд. долл. Численность ее сотрудников во всем мире составляет более 100 тыс. человек. Компания производит свыше 40 групп изделий, и в ассортимент ее продукции входит более 250 наименований.

Стремительная глобализация компании привела к созданию всемирной сети научно-исследовательских и проектных институтов, расположенных в США, Европе, Японии и Латинской Америке. Общая сумма расходов компании на исследовательские работы во всем мире превысила 1 млрд. долл. в год, а число занятых в данной области сотрудников составляет более 7000 человек. В России программы сотрудничества осуществляются с начала 80-х годов с Минпромнауки, Институтом питания Российской академии медицинских наук, Институтом биологической и медицинской химии, Стоматологической ассоциацией (общероссийской), а также Санкт-Петербургским университетом в таких областях как здравоохранение, химия и биохимия.

Официальное представительство Procter & Gamble в России открыто в Москве в июле 1991 года. Осенью того же года офис, созданный на базе совместного предприятия с Санкт-Петербургским университетом, приступил к реализации продукции компании в Северной столице. К концу 1992 года P&G начала продажу продукции в Москве, а в течение 1993 года продукция получила распространение и в других регионах. В 1994 году ее главный офис был переведен в Москву. В 2000 году под руководством московского офиса были объединены подразделения России, Украины и Белоруссии в «Проктер энд Гэмбл Восточная Европа».

«Проктер энд Гэмбл Восточная Европа» — одна из самых быстроразвивающихся компаний в системе Procter & Gamble. P&G продает в России более 20 наименований изделий: средства по уходу за волосами Wash & Go, Head & Shoulders, Pantene, Shamtu и Clairol, стиральные порошки Ariel, Tide и «Миф», мыло и гели для душа Camay и Safeguard, зубную пасту Blend-a-Med и Blendax, детские подгузники и гигиенические салфетки Pampers, средства личной гигиены для женщин Always, Alldays и Tampax, отбеливатель Ace, чистящее средство Comet, ополаскиватель для белья Lenor, средство для мытья посуды Fairy, средства мужской косметики Old Spice, женские антиперспиранты-дезодоранты Secret, чипсы Pringles.

P&G изначально искала возможности организации производства в России. Первые контакты Procter & Gamble с комбинатом «Новомосковскбытхим», что в Тульской области, относятся к октябрю 1991 году. В декабре 1992 года на базе комбината было запущено подрядное производство моющих средств по договору с P&G. Вслед за этим была совместно разработана инвестиционная программа, целью которой было превращение комбината в ведущего производителя товаров народного потребления мирового уровня в России.

В рамках программы приватизации в начале 1994 года Procter & Gamble была выбрана в качестве стратегического инвестора, обязавшегося вложить в производство 50 млн. долл. Procter & Gamble планирует и далее увеличивать выпуск моющих средств на комбинате, равно как и запускать в производство новые виды продукции в соответствии с запросами потребителей, далеко выходя за рамки первоначальной инвестиционной программы. После завершения структурной перестройки «Новомосковскбытхим» превратился в одного из основных производителей моющих средств как на российском рынке, так и на рынках соседних стран. Уже сейчас более 25% всей продукции комбината идет на экспорт.


Александр Москвин



Возраст: 32 года

Образование: высшее, Ленинградский государственный университет, специальность «Прикладная математика»

Послужной список последних лет

С 2000 года - настоящее время:

Procter & Gamble, ИТ-менеджер в Восточной Европе

1996 - 2000

Procter & Gamble, системный аналитик, затем ИТ-менеджер комбината "Новомосковскбытхим", затем ИТ-менеджер в Украине

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями