Автоматизация торговли - очень любопытный и динамичный сектор ИТ-рынка. Он интересен во многих отношениях: и изменением целей и задач автоматизации, и масштабами работ, и эволюцией применяемых решений.

Автоматизация торговли — очень любопытный и динамичный сектор ИТ-рынка. Он интересен во многих отношениях: и изменением целей и задач автоматизации, и масштабами работ, и эволюцией применяемых решений.

Пока экономика переходила от эпохи тотального дефицита к эре насыщения всех доступных товарных ниш, торговля была одним из самых прибыльных видов бизнеса. Большие объемы доходов позволяли вкладывать значительные средства в автоматизацию базовых торговых операций, в учет товарно-материальных ценностей и финансовых потоков. Другими словами, предприниматели вкладывали деньги в ИТ, чтобы лучше считать выручку и мешать нечистым на руку сотрудникам воровать.

Ситуация на рынке изменилась. Магазинов и магазинчиков открылось великое множество, да и в секторе оптовых продаж стало очень тесно. Вдобавок на российский рынок начали выходить западные торговые сети. Акулы западного розничного бизнеса почувствовали запах добычи. Привыкшие жить в условиях изнурительной конкуренции и маленькой (не более 3-5%) маржи, эти «пришельцы» уже начали задавать приличную трепку «толстобрюхим» торговым предприятиям, привыкшим к марже не менее 30-50%. Жители Москвы и прилегающих к ней районов потянулись в гипермаркеты и дискаунтеры западных торговых сетей. Их выбор вполне оправдан: там и цены ниже, и поддельный товар встречается не так часто, и уровень сервиса кардинально отличается от «советского». Западные сети вскоре планируют выйти в регионы, так что, судя по всему, основная борьба за покупателя впереди.

Что остается российским продавцам? Торговые компании в подавляющем своем большинстве не настолько крупные, чтобы иметь свое мощное лобби в правительственных кругах, следовательно, им не удастся отгородиться барьером налогов или пошлин от западных «асов торговли». По-видимому, российским розничным и оптовым продавцам придется совершенствовать свой бизнес, обучаясь у зарубежных коллег умению прибыльно работать в условиях небольшой маржи.

В торговых компаниях очень ярко проявляет себя «закон больших чисел»: поскольку различные операции и процессы повторяются многократно, при работе на небольшой марже (большую нынче получить очень сложно) даже незначительное изменение их себестоимости, времени исполнения, ресурсоемкости приводит к очень заметному изменению прибыли предприятия. В таких условиях управление предприятием «на глазок» вряд ли будет успешным. Нужны инструменты, позволяющие осуществлять тонкую настройку бизнеса. В качестве таких инструментов, как правило, выступают информационные технологии.

Оптовые продавцы, судя по всему, уже это почувствовали: вслед за волной автоматизации основных бизнес-операций идет волна оптимизации бизнеса с целью повышения конкурентоспособности, сопровождающаяся реинжинирингом ключевых бизнес-процессов и закупкой информационных систем, которые позволят анализировать, моделировать и прогнозировать все ключевые направления деятельности предприятия. Большинству российских розничных продавцов только предстоит пройти этот второй этап. Однако чем быстрее они это сделают, тем больше у них шансов на выживание.

Ряд торговых сетей приступил к серьезной рыночной экспансии — скупке магазинов и более мелких сетей и развертыванию на их площадях собственных торговых точек. В состав используемых при этом типовых бизнес-решений, естественно, входят и ИТ. Возникает вопрос: насколько эффективны применяемые в таких случаях бизнес-схемы и не стоит ли как можно раньше начать их совершенствование, чтобы не тиражировать неудачные решения на множество новых магазинов?