Успех применения CALS характеризуется не комбинацией программно-технических средств, а совокупностью систем управления, обеспечивающих те преимущества, которые можно "выжать" из инструментальных систем.

Внедрение CALS-технологий в России происходит крайне медленными темпами. Показательно, что низкая эффективность характерна для предприятий с разными финансовыми возможностями, как с высокой, так с низкой вооруженностью современными средствами САПР/PDM/ERP, как для малоизвестных предприятий, так и для тех, что выпускают мировые брэнды.

Общая ситуация с их применением за последние годы не стала лучше несмотря на наработку определенного отечественного опыта, а также на наличие успешного опыта зарубежного машиностроения. Почему так происходит? Почему за рубежом CALS (т. е. непрерывное информационное обеспечение участников жизненного цикла изделия) служит действенным инструментом бизнеса, а у нас — бесплатным приложением к САПР-ERP?

Дело не в программно-технических средствах, и даже не в парадигме «виртуального» изделия, но в методологии и технологии их использования, реализация которых требует соответствующей организации системы управления предприятием и проектами. Именно по этой причине успех применения CALS характеризуется не некоей комбинацией САПР/PDM/ERP и иных программно-технических средств, а совокупностью систем управления, обеспечивающих те конкретные преимущества, которые можно «выжать» из систем инструментальных.

Цель статьи — кратко описать идеальную CALS-систему. При создании статьи автор опирался на опыт разработки принципиальной модели CALS-системы по заказу одного из крупнейших авиастроительных предприятий России.

Что понимать под идеальной системой

Предприятие — прежде всего, система. Идеальна не та система, которая достигла лучших финансовых показателей или уровня капитализации. Не та, чьи объемы измеряются миллиардами и десятками тысяч сотрудников. Не та, которая имеет самую навороченную технику и софт. Техника и софт устареют, миллиардные прибыли могут обернуться миллиардными штрафами, технологии изменятся, а тысячи людей будут уволены. Идеальна та система, которая может осуществлять дружественный симбиоз с системами других предприятий и социумом. Та система, которая при всех поворотах рынка и социальных катаклизмах непрерывно адаптируется, сохраняя свою идеологическую и технологическую целостность, сохраняя команду, развивая интеллект и человеческие ценности.

Классический пример — развал СССР — это прежде всего развал СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ и ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ. Человеческий материал и прочие материальные ценности остались без изменений. Система же рухнула. Оставляя проблемы духовных ценностей другим изданиям, приведу лишь высказывание выдающегося немецкого стратега Карла фон Клаузевица [1]: «История лучше всего свидетельствует о ценности моральных величин, и в ней всего ярче обнаруживается их порой невероятное влияние; и это — то благородное и совершенное в уроках истории, на чем может воспитываться дух полководца».

Восьмой уровень интеграции

На интеграцию можно смотреть с разных точек зрения, например, с точки зрения отдельных целевых и компьютерных связок: «электронная модель — спецификация изделия», «система документооборота — PDM», «САПР — ERP» и т. д. Число интерфейсов, протоколов и технологий интеграции, реализующих частные цепочки взаимодействия, увеличивается с каждым днем. Все эти частные технологии интеграции укладываются в семиуровневую модель OSI, хорошо работающую «у них» и почти не работающую «у нас». В чем дело?

Причина — отсутствие системы интеграции человеческого фактора. Именно этот «восьмой» уровень, уровень-невидимка является связующим звеном, обеспечивающим реальную интеграцию не только на уровне программных приложений, но на уровне бизнес-процессов, параллельной разработки.

С CALS неудобно. CALS изменяет бизнес-технологии и вместе с этим требует изменений сложившейся системы управления. CALS заставляет руководителей самых разных подразделений идти навстречу друг другу там, где они могли годами играть в словесный пинг-понг, замораживая проекты и перспективные решения. Время игры прошло. Мы производим впечатление великой державы. Неужели больше мы ничего не производим?

CALS-система идеального предприятия: главное изделие — идеальная система управления

CALS-система характеризует, прежде всего, качество управления на предприятии. Рассмотрим его критерии и параметры.

1Бизнес предприятия является отражением бизнес-модели, описанной руководством и экспертами предприятия. Подчеркну: не модель есть подобие реально действующей системы, а наоборот. Такая же аналогия и составляет предмет CALS в машиностроении: от виртуальной модели к реальному изделию. Разница лишь в изделии: внешний продукт машиностроительных предприятий есть «железки», внутренний продукт — система управления бизнесом.

2Бизнес понятен как руководству, так и исполнителям всех уровней, документирован и поддерживается в актуальном состоянии. Неадекватность виртуальных моделей и реальных технологий (при грамотной технической реализации, естественно) — это первый сигнал о несоответствии системы управления и исполнительного механизма. Чтобы реализовать такой механизм, нужны две составляющие.

  • Система обратной связи, гарантированно обеспечивающая проведение изменений в цепочке "новые технологии - изменения системы управления предприятием - изменения исполнительного механизма". При этом сотрудники предприятия не просто являются линейными исполнителями, но имеют возможность внести свои предложения в улучшение технологических и организационных процессов.
  • Система информационного обеспечения бизнес-процессов, обеспечивающая прозрачность бизнеса для руководства всех уровней и гарантирующая непрерывное изменение и адаптацию бизнес-технологий к рыночным и внутрипроизводственным условиям. Она же описывает модели информационного взаимодействия, являясь поставщиком технических условий и требований при построении программно-технического комплекса. Попробуем найти ответ на, казалось бы, чисто технический вопрос: какое сетевое оборудование необходимо закупить для масштабного перехода крупного КБ на технологии электронного моделирования в территориально распределенной системе? Для этого надо хотя бы грубо вычислить объемы данных и трафик в сети, для чего хоть как-то прописать модель бизнес-процессов и регламенты информационного взаимодействия между подразделениями и уже на основании этого разработать структуру хранилища данных и коммуникации с учетом множества ограничений. И кто займется описанием бизнес-процессов? ИТ-директор? Начальник отдела вычислительной техники и коммуникаций?

К сожалению, роль системы информационного обеспечения бизнес-процессов до сих пор не понята руководством предприятий [2, 3]. И в бизнес-консалтинге, и в ИТ-консалтинге, продолжает доминировать традиционный подход — разовые обследования предприятий, проводимые сторонними фирмами. Пока такой консалтинг часто оставляет желать лучшего даже на концептуальном уровне, оказываясь фактически бесполезным при выполнении сложных НИОКР, а нередко и при конструкторско-технологической подготовке производства. Эти бизнес-процессы способны описать и сопровождать бизнес-аналитики предприятия. Предприятию нужны не просто тома IDEF-диаграмм, эти романы в квадратиках и стрелочках, а карты для навигации в собственном бизнесе. Для этого нужна такая система управления предприятием, которая будет интенсивно использовать систему описания и информационного обеспечения бизнес-процессов.

3Система не допускает работы «на корзину» и «утечки умов». С такими течами любое предприятие рано или поздно пойдет ко дну, проев остатки былой славы и мощи. «У них» крупные компании перекупают не только идеи, но и главное — авторов идей. «У нас» же постоянно сталкиваешься с ситуациями, когда прекрасные, инженерно грамотные и экономически эффективные решения были похоронены непосредственным начальством или ближайшим окружением, а создатели решений, крайне необходимые предприятию, были вынуждены уйти не столько из-за денег, сколько из-за неудовлетворенности невозможностью реализовать свои идеи. Это еще одна важнейшая область применения системы обратной связи, описанной выше.

4На предприятии действует система непрерывного обучения персонала, которая решает не только задачу интеграции знаний, но и является одним из главных проводников технологий управления персоналом и информационного обеспечения сотрудников. Персонал важно учить приемам владения «железом» и программами, но еще важнее — стандартам предприятия, технологиям работы с деловыми процедурами и информационными ресурсами предприятия. Никто извне не научит ваших людей правилам работы в вашей организации. Порталы, форумы и чаты неплохо дополняют официальную документацию, но не заменят живого общения при решении сложных, плохо формализуемых проблем. Живое обучение есть мощнейшая петля обратной связи: при грамотном его использовании можно научить персонал не бояться организационных и технологических изменений на предприятии и упреждающим образом решать проблемы управления и технологии.

5ИТ — это непосредственный создатель новых изделий. ИТ-подрядчик строит отношения с предприятием по принципу «ваш бизнес — это наши общие проблемы», а не «ваш бизнес — ваши проблемы». Внедрение новых компьютерных технологий опирается на профессиональные решения, непосредственно ориентированные на проведение соответствующих изменений в системе управления, а не на «крутость» программно-технических средств. Это выдвигает на первое место консалтинг, способный обеспечить комплексный подход: «система управления — бизнес- и ИТ- решения — программно-технические средства».

Это один из лучших критериев управления стоимостью ИТ. Обладание не есть владение. Подобно тому, как обладание лучшей авиатехникой еще не решает исход воздушного боя, так и обладание системами САПР/PDM/ERP еще не определяет успех автоматизации бизнеса. Глупо измерять вложения в CALS многомиллионными затратами на технику и софт. Сегодня предприятия, покупающие «тяжелые» системы, от 50 до 90% денег отдают за заведомо неиспользованные возможности этих систем. Не превращайте развитие технологий лишь в покупку дорогой «игрушки». Хорошенько продумайте, промоделируйте, способна ли ваша организация поменять систему управления для внедрения технологических новшеств.

6Электронный документооборот и подготовка технических данных являются, соответственно, системой управления электронной технической документацией и системой управления электронными техническими данными, а не придатками приложений и отдельных конструкторских, технологических и производственных процессов, как это выглядит сегодня [4]. «Бодяга» с документами не отрывает массу производственного времени у всех категорий персонала (ее фактически нет). Кроме того, система управления электронной технической документацией при правильной организации резко сокращает количество действительно необходимой организационно-управленческой документации, обеспечивает адекватность документации, не позволяя расползаться множеству вариантов одного и того же документа.

7Система управления обеспечивает эффективную совместную разработку (collaborative design) всех изделий. Это означает, что предприятие стало открытым к симбиозу с системами и культурами управления, как собственных подразделений, так и других предприятий, прежде всего, на уровне человеческих, и уж потом компьютерных коммуникаций.

Идеальная CALS-система взаимодействия между предприятиями

Имеются два вида CALS-систем взаимодействия между предприятиями:

  • система виртуальных проектов (виртуального предприятия);
  • система логистического обеспечения.

CALS-система виртуальных проектов учитывает специфику изделия на этапах разработки, производства, эксплуатации, обслуживания, ремонта, утилизации изделия, то есть нелогистическую составляющую жизненного цикла изделия.

CALS-система логистического обеспечения осуществляет информационное обеспечение и проведение всех логистических транзакций между предприятиями. Операционный состав этих транзакций на сегодня хорошо известен и отработан в некомпьютеризированных бизнес-технологиях и процедурах.

Несмотря на разные цели и несколько различную реализацию, оба вида систем имеют единую системологическую организацию. Что же характеризует идеальную CALS-систему взаимодействия между предприятиями?

1Предприятия решают проблемы сотрудничества непосредственно через совместные центры управления CALS, а не через государство. Не ждите манны небесной от государства: у него хватает тех же управленческих и технологических проблем, но в своей сфере. Времена, когда за нас договаривались и принимали решения, прошли. Законодательный базис — иное дело, но и он должен отражать интересы сотрудничества всех предприятий, а не лоббировать чьи-то узкие интересы.

2Предприятия создали систему открытых ресурсов, позволяющих решать проблемы сотрудничества, в том числе параллельной разработки/создания изделия. Само создание такой системы является первым совместным проектом, который необходимо решить как можно быстрее, так как она является системообразующим центром, координирующим решение общих проблем, например, стандартизации. К таким ресурсам относятся в первую очередь общесистемные стандарты, модели документооборота, прикладные модели данных и прикладные протоколы обмена. Пример, который еще попортит много крови, — широкомасштабное внедрение электронной подписи в документообороте.

3Предприятия упреждающе решают проблемы интеллектуальной, правовой и имущественной собственности, ноу-хау, не поворачиваясь друг к другу спиной, не останавливая совместные проекты, не хороня новейшие решения, деньги и другие ресурсы. Не использовать бреши в правовой базе в корыстных целях и доходить потом до судебных разбирательств, а создавать прецеденты доброкачественных партнерских отношений — вот задача предприятий. Наша авиационная промышленность, особенно военная, скоро станет классическим примером в учебниках, как не надо строить взаимоотношения. Создание с нуля (!) производства боевой авиации в Индии во многом обязано не только прекрасным характеристикам наших самолетов, но и утратой способности к эффективному сотрудничеству российских разработчиков и производителей авиатехники. Не разменивайте ферзя на слона. Недальновидность — прямой путь к поражению на рынке. Как знать, не будут ли завтра индийцы главными производителями самолета пятого поколения?

4Предприятия упреждающе решают проблемы безопасности всех уровней — от предприятия до национальных интересов. Задачи те же — не позволять останавливать совместные проекты и не создавать проблемы разработчикам новой техники. «Безопасники» должны получать свой хлеб так же, как и разработчики — за своевременный вывод техники на рынок. Пока же «безопасники» являются одним из главных тормозов во внедрении новых компьютерных и бизнес-технологий. Не последнюю роль в разрешении этого конфликта должны играть ИТ-профессионалы, помогая «безопасникам» понимать систему коммуникаций в новых компьютерных технологиях и находить оптимальные для всех решения по защите.

5Предприятия говорят на одном языке, а не общаются «на пальцах». Терминология и технически безграмотный язык остаются тем узким местом, который отрывает времени не меньше, чем бессистемный документооборот.

6Предприятия упреждающе решают проблемы стандартизации, например, сокращая проблемы гармонизации разных систем стандартов: не плодить собственные системы стандартов пропорционально числу предприятий (речь не идет о стандартах предприятия), а потом заниматься гармонизацией, но изначально дать возможность институтам по стандартизации и экспертам предприятий создать то, что нужно всем и каждому.

7Предприятия перешли от закрытых и псевдооткрытых систем к открытым стандартам и интероперабельным системам. Это краеугольный камень технической интеграции данных и приложений. Предприятие не должно знать интерфейсы приложений, которые приобретает. Оно должно точно знать, что объекты, которые передаются из приложения в приложение, будут независимы от какого-то одного приложения, от смены его версий или политики производителя. Схема базы данных любой системы должна быть открыта Заказчику. Уязвимость системы хранения от нестандартных интерфейсов чрезвычайно велика. Другая проблема масштабного внедрения PDM — сложность доступа к данным, «закрытым» этими интерфейсами, которая на сегодня является огромной проблемой из-за катастрофической нехватки квалифицированных ИТ-специалистов у Заказчика. Заказчик должен сам выбирать, какой механизм интеграции использовать — реляционный или объектный. Это — его риски.

Наш бизнес — наши проблемы

На пути внедрения CALS-технологий в России стоят две проблемы: человеческий фактор и слабый системологический уровень использования компьютерных технологий. Разрыв цепей управления по вертикали и горизонтали всех видов кооперации — от внутризаводской до межотраслевой и межгосударственной — в конечном итоге приводит лишь к декларативному присутствию системы управления. В идеальной CALS-системе должны быть устранены все разрывы в управлении процессами на всех этапах жизненного цикла изделий.

Есть предприятия. Есть коммуникации. Есть институты CALS. Есть деньги. Нужны доверие и взаимопомощь. Наш бизнес — наши проблемы. Кто думает иначе — не думает, прежде всего, о своем бизнесе.

Литература

[1] Карл фон Клаузевиц. «О войне». Том 1, стр. 234. М.: АСТ, 2001

[2] Богданов А. Е. «Внедрение CALS-технологий требует реструктуризации бизнес-процессов» // Компьютер-Информ, № 10, 2001

[3] Головко М. «Нужен ли отечественному машиностроению российский ИТ-бизнес?» // Computerworld Россия, № 24, 2002

[4] Головко М. «Технический документооборот: система управления документацией или придаток к приложениям обработки данных?» // Открытые системы, № 10, 2002

Михаил Головко — независимый консультант по CALS-технологиям, MGolovko@yandex.ru