В эти трудные для экономики времена создается впечатление, что руководители проявляют излишнюю жесткость при обосновании инвестиций в информационные технологии. Однако недавнее исследование показывает, что, возможно, это не совсем так.

ROI: так ли это важно?

В эти трудные для экономики времена создается впечатление, что руководители проявляют излишнюю жесткость при обосновании инвестиций в информационные технологии. Однако недавнее исследование показывает, что, возможно, это не совсем так.

Согласно данным отчета, опубликованного компанией Ernst & Young, руководители 79% организаций, входящих в список Fortune 1000, согласны, что для них крайне важно экономическое обоснование ИТ-проектов, но только 40% проводят подобный анализ на регулярной основе.

В опросе, проведенном в мае - июле, приняли участие свыше 100 директоров информационных служб, директоров по технологиям и других руководителей, принимающих решения относительно ИТ-инвестиций в различных вертикальных отраслях.

В чем причина отсутствия систематического подхода? В Ernst & Young считают, что у руководителей зачастую нет инструментальных средств, ресурсов и времени для проведения детального анализа отдачи от инвестиций в ИТ-проекты.

Экономический анализ приобретает все большее значение для руководителей высшего звена, принимающих решения об инвестициях в ИТ.

По словам аналитиков Ernst & Young, их немало удивили данные о том, сколько компаний выполняют такой анализ; компании не продумывают тщательно ни объем проекта, который требует утверждения, ни количество специалистов, вовлеченных в него.

В то же время, руководители выразили недоверие поставщикам, с которыми они работают. Несмотря на то, что значительная доля участников опроса - 80% - рассчитывают, что производители сами адекватно определяют финансовую ценность своих продуктов и услуг, только 2% опрошенных "полностью доверяют" сведениям, сообщаемым производителями. Аналитики особо отметили, что эти результаты оказались схожими в самых разных отраслях, в том числе в розничной торговле, финансовой сфере, промышленном производстве, фармацевтике, телекоммуникациях, транспорте и снабжении, энергетике и коммунальных службах, СМИ.

Чтобы в большей степени доверять этим показателям, 59% респондентов предпочитают получать более специализированные и детализированные данные, предоставляемые поставщиками относительно своих предложений.

Потребность в обосновании инвестиций в ИТ существенно меняется от отрасли к отрасли. В таких отраслях, как транспорт и снабжение, экономическому обоснованию ИТ-проектов придается большее значение, чем в других отраслях, в частности в области энергетики, коммунальных услуг и финансовых служб, где данный показатель имеет самый низкий приоритет.

Кроме того, респонденты подчеркнули, что экономический анализ имеет наибольшее значение в проектах, связанных с информационной безопасностью, управлением отношениями с клиентами и управлением цепочками поставки.

Аналитики объединяют средства оценки окупаемости

Компания Alinean заключила партнерское соглашение с Hurwitz Group об интеграции предложений, связанных с анализом окупаемости инвестиций в информационные технологии. Первый совместный пакет предложений поможет производителям и консультантам в оценке расходов, преимуществ, стратегической ценности и рисков, связанных с внедрением таких продуктов и услуг, как управление бизнес-процессами, CRM, ERP, управляемые услуги, мобильные вычисления, аутсорсинг, "коммунальные" (utility-based) вычисления, управление системами и Web-службы. В инструментарий входят доклады и данные исследований Hurwitz Group и программные продукты Alinean - ROI Calculator и ROI Analyst. Для Alinean это уже третий подобный договор. В частности, действует соглашение между Alinean и Aberdeen Group о совместном создании и маркетинге интерактивной системы для производителей, демонстрирующей ценность мер по обеспечению информационной безопасности - Security ROI Selling Toolkit. Существует договор со Strategic Research об объединении программных продуктов и исследований, помогающих с оценкой оправданности затрат в проекты, связанные с хранением. Alinean готовит также инструментарий для всестороннего анализа окупаемости ValueIT, помогающий директорам информационных служб обосновывать затраты на ИТ перед старшим руководством.

Рынку корпоративных мобильных приложений - быть

Обещанная возможность доступа к корпоративным приложениям при помощи любого устройства в любое время в связи с рядом факторов, сдерживающих развитие соответствующего рынка, для многих пользователей реальностью так и не стала. Вера в перспективы рынка мобильных корпоративных приложений начала ослабевать. Тем не менее, отмечают аналитики Aberdeen Group, развертывание корпоративных приложений в мобильных беспроводных средах в некоторых случаях приносит предприятиям значительную пользу. Об этом, в частности, говорят результаты проведенного Aberdeen исследования, в соответствии с которым оборот рынка мобильного программного обеспечения промежуточного слоя за период с 2002 по 2006 год вырастет с 552 млн. до 1,5 млрд. долл.

Крутые виражи на рынке приложений

Исследование, проведенное компанией Forrester Research, показало, что основными проблемами для корпораций являются неповоротливые пользовательские интерфейсы приложений и дорогостоящие интеграционные проекты. Стараясь разрешить эти проблемы, крупные разработчики развивают стратегии порталов и Web-службы, оптимизированные только для своих продуктов.

Аналитики считают, что в следующем году поставщики разобьют приложения на компоненты, готовые к использованию Web-служб, а уже в 2004 году многие пользователи будут взаимодействовать с приложениями через трансакционные порталы, разработанные на основе соответствующих стандартов. Это приведет к появлению новых приложений для трансакционных порталов с поддержкой Web-служб. Таким образом развитие Web-служб и технологии порталов подорвет архитектуру корпоративных приложений и лицензирование.

IDC Russia оценила рынок интеграции

По данным агентства IDC, в 2001 году российские компании затратили на услуги в области ИТ около 850 млн. долл., что на 31% больше, чем в предыдущем году. При этом более 30% общего объема услуг приходятся на проекты в области системной интеграции, включая проектирование и построение сетей, и 25% - на создание информационных систем (включая новые разработки). Большая часть средств была потрачена на крупные проекты в основном в банковских структурах и добывающих отраслях. Одной из наиболее часто предоставлявшихся в России в 2001 году услуг является поставка решений для систем управления предприятием, на которую IDC прогнозирует устойчивый рост спроса в ближайшие годы. Наиболее динамично, по мнению аналитиков, развивались услуги консалтинга и аутсорсинга, объем которых, как ожидается, вырастет к 2006 году почти в 4,5 раза. Лидерами российского рынка аналитики назвали компании "Крок", IBS и R-Style, на долю которых приходится чуть менее 10% общего объема рынка ИТ-услуг, а иностранные компании слабо представлены - заметна активность лишь Hewlett-Packard, вошедшей в первую пятерку поставщиков услуг.

Стабилизация ИТ-расходов

Forrester Research подвела итоги полугодового исследования ИТ-бюджетов североамериканских компаний, проведенного в первой половине 2002 года. Как отмечает ее ведущий аналитик Том Полманн, вендоры по-прежнему могут рассчитывать на емкий потребительский рынок. Оптимистические ожидания подкрепляются следующей информацией. В среднем, ИТ-расходы выросли в 2002 году на 2,3% по сравнению с 2001-м, и на первом месте - сфера обслуживания и розничная торговля. Около 19% компаний планируют во второй половине 2002 года увеличить расходы на ИТ, и для 37% из них увеличение составит более чем 10%; 58% крупных компаний, годовая прибыль которых составляет не менее 1 млрд. долл., характеризуют свой ИТ-департамент как высоко централизованный. В 2001 году подобную оценку могли дать всего 17% из них. Вместе с тем надо иметь в виду, что предприятия среднего уровня менее склонны к приобретению технологий, за исключением приложений ERP.

Год неудачных аутсорсинговых сделок

Согласно прогнозу Gartner, рынок ИТ-услуг в Западной Европе за нынешний год вырастет лишь на 2,3%; прирост достигнет самой низкой отметки за последние 10 лет. Заказчики, по мнению аналитиков, подпишут в 2002 году рекордное число неудачных аутсорсинговых договоров. Борьба за каждого клиента в связи с сокращением инвестиций в ИТ-услуги усилилась. Заказчики, ставящие перед собой цель скорейшего сокращения расходов, заключают долгосрочные контракты, негибкость которых в дальнейшем может дорого обойтись. В некоторых случаях, особенно в крупных компаниях, такие договоры заключаются в расчете на то, что с последствиями придется справляться уже кому-то другому. От стандартной модели аутсорсинга аналитики предлагают переходить к схеме соуправления (comanagement) - контрактам на транзакционную поставку клиентам по требованию различных размещаемых услуг. Соглашения предусматривают возможность модификации и усовершенствования служб по запросу клиента. По мнению аналитиков, ИТ-инвестиции в Европе останутся сдержанными по меньшей мере до середины 2003 года. По достижении этого срока компании вынуждены будут начать вкладывать деньги в технологии, поскольку придет время модернизации оборудования.

Аналитики о рынке услуг VPN на базе IP

Согласно результатам опроса, проведенного In-Stat/MDR, в 90% американских компаний со штатом в 1000 и более служащих развертываются виртуальные частные сети на базе IP или планируется сделать это в течение ближайших двух лет. За период с 2001 по 2006 год рынок услуг организации и сопровождения VPN на базе IP будет возрастать ежегодно в среднем на 33%. Ожидаемый прирост оборота от поставки услуг данного вида за нынешний год у крупнейших операторов составит от 15-20% до 200% и более. Оборот от поставки услуг VPN на базе IP растет быстрее в сравнении с оборотом от большинства остальных сетевых услуг. Этому способствуют такие факторы, как массовый переход пользователей Frame Relay/ATM на технологии IP VPN и повышенное внимание к обеспечению безопасности связи через Internet. Одно из основных препятствий, которое предстоит преодолеть операторам, - стремление конечных пользователей из соображений безопасности самостоятельно развертывать VPN на базе IP вместо аутсорсинга услуг данного вида. Согласно результатам опроса, около 90% пользователей VPN предпочитают не обращаться к услугам сторонних поставщиков.

Сколько стоят ошибки

Исследователи из Национального института стандартов и технологий США подсчитали, что из-за ошибок в программном обеспечении американская экономика ежегодно терпит убытки на сумму в 59,5 млрд. долл. Большую часть этих напрасных расходов (64%) несут конечные пользователи, а остальное - разработчики и производители. По мнению исследователей, усовершенствование и стандартизация методик тестирования позволили бы сократить убытки от ошибок на треть. Около 60% пользователей систем САПР, применяемых в автомобильной и аэрокосмической отрасли, сообщили, что за последний год сталкивались "с очень серьезными ошибками" в программном обеспечении. Общий годичный убыток, наносимый данным отраслям в связи с несовершенством процесса тестирования ПО, был оценен в 1,8 млрд. долл. Для предприятий сферы финансовых услуг сумма потерь составила 3,3 млрд. долл.

Продажи серверов в Европе снизились

По данным Dataquest, в регионе EMEA (включающем Европу, Ближний Восток и Африку) во втором квартале нынешнего года по сравнению с тем же периодом прошлого продажи серверов снизились на 4%. Всего за квартал в регионе было продано 307 761 сервер. Для сравнения: в США объем поставок за тот же период вырос по сравнению с прошлым годом на 9,9%, составив 482 647 серверов. Во всем мире было продано 1,08 млн. систем, прирост продаж составил 0,5%. Ухудшение ситуации на рынке EMEA связано главным образом с отсутствием инвестиций в новые проекты. Наибольшим спросом пользовались системы стоимостью до 5 тыс. долл. и серверы, монтируемые в стойку. В денежном отношении объем продаж снизился по сравнению с прошлым годом на 14%. Первое место по величине доли рынка заняла HP, объединившаяся с Compaq, но и та, и другая компании по отдельности продали меньше систем, чем во втором квартале прошлого года. Объединенной HP принадлежит 39,3% EMEA-рынка серверов. Второе место, 14,5%, - у IBM; она также продала меньше серверов, чем в прошлом году. Прибавить удалось Dell и Sun, которые занимают третье (13,9%) и четвертое (7,7%) место соответственно. Объем поставок серверов Dell вырос на 6,6%, Sun - на 21,3%.

SQL Server - серьезная угроза для Oracle

Компания Meta Group опубликовала доклад, в котором производится сравнение четырех крупнейших производителей СУБД по ряду критериев. В большинстве категорий, включая "Стратегию", "Технологию", "Услуги" и "Оперативность разработки новых функций", первое место заняла Oracle9i, получив звание лидера. IBM UDB 7.2 и Microsoft SQL Server были названы претендентами на роль лидера, а Sybase ASE 12.5 - отстающей. По мнению аналитиков, ситуация уже в скором времени может измениться: пользователи СУБД стремятся к сокращению расходов за счет перехода на Intel-серверы, более дешевые по сравнению с RISC-системами. Это принесет выгоду Microsoft, чья СУБД, как отмечается в докладе, в последних версиях стала на удивление стабильной и масштабируемой. Поможет Microsoft и появление .Net в качестве альтернативы Java для создания основанных на Internet приложений: отдать предпочтение SQL Server, а не СУБД Oracle или IBM, пользователи могут из соображений обеспечения совместимости. Существует также фактор "сравнимой функциональности": хотя Oracle и IBM стали лидерами в категории "Технологии", продукты двух остальных компаний названы "вполне пригодными" для большинства задач уровня предприятия. Oracle получила высокие оценки не во всех областях; в частности, в категории "Расценки" она оказалась на последнем месте (аналитики обвиняют компанию в том, что она вынуждает клиентов приобретать лишние программные продукты). IBM хотя и получила высшие оценки в категориях "Расценки", "Репутация" и "Географический охват", а также "Оперативность реагирования" и "Персонал", однако проиграла Oracle битву на поле Unix, и, как считают аналитики, ей следует принять дополнительные меры, чтобы воспользоваться тенденцией перехода на Linux и Intel-серверы.

Стоимость владения базой данных для распределенных приложений

Все большее распространение получает организация предприятий в виде системы удаленных офисов и групп мобильных сотрудников. В связи с этим растет интерес к использованию СУБД, способных эффективно работать с географически распределенными приложениями, и их стоимости владения. По мнению аналитиков Aberdeen, реальными альтернативами решения этой проблемы в настоящее время являются восьмая версия SQL Anywhere Studio (производитель - Sybase), Microsoft SQL Server 2000 и Oracle9i. Наименьшую "видимую", т.е. оцениваемую до приобретения, стоимость владения имеет предложение от Sybase. Этот продукт обходится примерно в три раза дешевле предложения Microsoft и в восемь раз дешевле предложения Oracle.

Одной статьей расхода станет меньше

Аналитики META Group прогнозируют, что к 2006 году техническое обслуживание оборудования хранения как статья бюджета компании практически исчезнет, поскольку сроки гарантийного обслуживания приблизятся к реальной эксплуатационной долговечности активов данного вида (четыре-пять лет). Производители оборудования будут вынуждены предоставлять продленную гарантию как в связи с усилением конкурентной борьбы, так и в связи с активизацией сторонних предприятий техобслуживания, которые будут стремиться к достижению столь же высокого уровня прибылей от поставки услуг данного вида, который доступен производителям. Более 40% компаний из списка Global 2000 обратятся к крупным, заслуживающим доверия сторонним поставщикам услуг с достаточным количеством пользователей и необходимой критической массой соответствующей инфраструктуры (таким, как IBM, Hitachi, StorageTek, Fujitsu). Делается это для достижения немедленной, сопряженной с относительно малым риском, экономии (30-50% ежегодно) за счет обширного парка оборудования с истекшей гарантией.

Перспективы CRM CRM на взлете

Ведущий аналитик Forrester Research Боб Чатмен прогнозирует рост рынка CRM после 5%-ного падения в 2002 году. При этом объем сектора консалтинговых услуг составит к 2007 году 41,9 млрд. долл., рынок приложений для поддержки каналов связи с потребителями в течение ближайших пяти лет будет расти с относительно небольшой скоростью 7,3% в год, а наиболее быстро растущим окажется сегмент приложений для автоматизации маркетинга, его годовой прирост составит 14,5% и к 2007 году объем сегмента достигнет 928 млн. долл.

Для извлечения доходов из инвестиций в CRM ведущие 3500 компаний, ежегодная прибыль которых превышает 1 млрд. долл., должны будут пройти три фазы реорганизации. Первая состоит в приведении в порядок каналов связи с потребителями, синхронизации и повышении прозрачности перемещаемой по ним информации, построении общих информационных моделей. Вторая заключается в частичном перепроектировании бизнес-процессов для приведения взаимоотношений между исполнителями и заказчиками в соответствие с изменившимися на первой фазе правилами ведения бизнеса. Третья основана на представлении о бизнесе, как о портфеле продуктов и потребителей, который требует непрерывного управления.

Миф о CRM в компаниях среднего звена

Вопреки распространенному мнению, требования к CRM-системам, предъявляемые в компаниях средних размеров (оборот 100-500 млн. долл, 300-500 сотрудников в отделах работы с клиентами), от предъявляемых на крупных предприятиях принципиально не отличаются. Потребности в функциях, процессах и интеграции в компаниях среднего звена могут быть не менее широкими, чем на крупных предприятиях, особенно если компания международная. Очевидно, что в компаниях средних размеров тяготеют к простым в использовании, предпочтительно "коробочным" приложениям, и, как правило, им недостает ресурсов и опыта крупных предприятий для внедрения CRM-системы и управления ею. Кроме того, в средних компаниях более чувствительны к вопросу стоимости. Однако, как показало проведенное META Group исследование, для компаний средних размеров обычно более привлекательны определенные преимущества CRM, например преодоление функциональных барьеров за счет интеграции операций отделов работы с клиентами, поскольку политика совместного использования данных или участия в бизнес-процессах в таких компаниях, как правило, менее жесткая. Представление, что компаниям среднего звена достаточно простейшей реализации CRM-системы, абсурдно, как и идея о том, что требованиям таких компаний может удовлетворить "облегченная" версия системы уровня крупного предприятия.

Ученые оценивают эффективность CRM

Американский филиал SAP привлек преподавателей Университета Темпла к разработке инструментария бенчмаркинга, призванного помочь предприятиям оценить возможности своих систем управления отношениями с клиентами. Компания SAP America объявила о предоставлении двум ученым гранта на проведение исследований, связанных с разработкой тестов на производительность, предназначенных для пользователей приложений CRM.

Ученые планируют опросить специалистов свыше 40 химических компаний с тем, чтобы выяснить корпоративную структуру, параметры ИТ-инфраструктуры и различные показатели производительности. В перспективе компании смогут использовать эти данные для того, чтобы сравнить с конкурентами такие показатели, как скорость получения заказов, время их обработки, доля некорректно выполненных заказов и сроки выпуска продуктов. В SAP утверждают, что будут использовать результаты опросов для того, чтобы помочь своим действующим и перспективным заказчикам определить, какие бизнес-процессы выиграют от установки системы CRM.

Лиф Эриксен, аналитик компании AMR Research, считает, что данные, полученные в результате этого исследования, могут показать предприятиям, в каких областях им следует улучшить свою работу с клиентами и помочь им определить приоритеты ИТ-проектов, связанных с CRM: "Иногда крайне сложно выяснить, где именно они терпят неудачу".

Действительно ли важна оценка ROI для ИТ

Свыше 100 руководителей, принимающих решения относительно ИТ-инвестиций в различных отраслях высказали мнение о важности обоснования финансовой выгоды проектов в области ИТ. Их оценка выражена в баллах от 1 - "не важно" до 5 - "очень важно". Мнения распределились в зависимости от сферы деятельности компании следующим образом.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями