Что произойдет, если границы империи информационных систем сузятся? Даже в этой ситуации остается свобода проявлять инициативу.

Управление взаимосвязями, бизнес-партнерство, решения об использовании услуг независимых компаний по сопровождению тех или иных систем, стратегия развития — вот основные приоритеты для тех директоров информационных служб, которые могут успешно провести свои информационные системы через море изменений. «Знание информационных технологий считается само собой разумеющимся, — заметил Майкл Джерард, директор компании Gartner Group по исследованиям, связанным с ИС и с работой директора информационной службы (ДИС). — Сейчас самое важное качество ДИС — способность разрабатывать основу стратегии и реализовывать решения, касающиеся независимого сопровождения».

К аналогичным выводам пришли и другие аналитические и исследовательские компании. Владельцы компаний и внешние производители рассчитывают получить больший контроль над выполнением традиционных задач ИС. В то же время судьбу директора информационной службы определяет в первую очередь конкуренция. Некоторые считают, что роль ДИС сводится исключительно к работе с информационными технологиями. Джерард же уверен в том, что разумному ДИС обеспечено блестящее будущее. «Я не думаю, что какие-то внешние обстоятельства способны ограничить роль директора информационной службы, — заметил Джерард. — С моей точки зрения, директора приобретают все больше возможностей влиять на развитие компании и выбор технологий».

Чтобы не превратиться в менеджера, лишь обеспечивающего наличие необходимых технологических решений, директор информационной службы должен изменить привычные для себя методы управления работой своего подразделения.

ДИС должен управлять поставщиками

Бобби Камерон, старший аналитик компании Forrester Research, считает, что яркое будущее ждет тех руководителей информационных служб, которым удается управлять поставщиками и поддерживать хорошие отношения с партнерами. Руководители информационных служб в первую очередь должны осознать, что за годы их работы с консультантами, компаниями, выпускающими программное и аппаратное обеспечение, и другими внешними поставщиками, им удалось овладеть важными навыками управления. Директору информационной службы необходимо использовать полученные навыки, расширять и углублять их, стремиться перейти от приобретения приложений к приобретению наборов функциональных возможностей у провайдеров доступа к приложениям, вертикальных отраслевых порталов и других поставщиков услуг, связанных с программным обеспечением; от покупки коробок к покупке размещаемых служб; от «аренды людей» к найму консультантов, которые помогут определить технологическую стратегию.

Такие ДИС (Камерон называет их людьми-катализаторами) могут реализовать любую инициативу, связанную с независимым сопровождением, именно благодаря своим способностям управлять внешними связями. Управление взаимосвязями становится одной из ключевых областей компетенции, и руководитель информационной службы, обладающий такими навыками, может взять на себя новую роль генерального менеджера или директора по операциям. «Далеко не каждый ДИС готов выступить в столь новой для себя роли — размышлять и рассказывать о новых способах ведения бизнеса, — считает Камерон. — Такие люди сталкиваются с огромными трудностями». Но перед теми ДИС, которые могут преодолеть их, открываются широкие перспективы.

Эл Вейс, президент компании Walt Disney World Resort, где информационная служба традиционно жестко контролирует все, что связано с информационными технологиями, пригласил нового ДИС. Им стал бывший ДИС и первый вице-президент компании Campbell?s Soup по информационным системам Роджер Берри, выбранный Вейсом именно благодаря его признанным способностям поддерживать партнерские связи. «Традиционно мы искали бы специалиста по ИТ и системам, — подчеркнул Вейс. — Однако сейчас нам требуется руководитель, который не только разбирается в технологиях, но и умеет поддерживать партнерские связи в нашей сложной корпоративной организации».

Вейс нашел в лице Берри руководителя, который не только имеет большой опыт работы в отрасли (до прихода в Campbell?s Берри служил в Tenneco), но и немало заслуг в деле развития партнерских связей как внутри компании, так и вне ее. Последнее особенно важно для Disney, которая традиционно решала все задачи, связанные с ИС, силами внутренней службы компании, а теперь намерена использовать услуги аутсорсинга. «В прошлом практически не существовало внешних системных решений, способных удовлетворить всем нашим требованиям, но теперь есть множество систем, достигших должного уровня, — отметил Вейс. — Мы рассчитываем использовать таланты, существующие во внешнем мире».

Главное — стратегия, а не тактика

Если раньше основной обязанностью директора информационной службы была поддержка работоспособности сети и модернизация ПК, то теперь основную роль играют его способности лидера в области технологии определять стратегическое развитие компании. И речь идет не только об аутсорсинге (хотя независимое сопровождение — важный компонент при переносе ориентиров с ИС на стратегические решения): директор информационной службы должен стать стратегическим лидером для других директоров компании.

Все, кто связан с бизнесом, понимают возрастающую роль технологии, и всегда могут воспользоваться советом ДИС при покупке решений и создании партнерских отношений. Чтобы усилить свою позицию «самого авторитетного консультанта», ДИС должен развивать навыки управления взаимосвязями, то есть работать с бизнес-пользователями с целью помочь им разобраться в технологии и культуре и сотрудничать с внешними поставщиками, чтобы активизировать интеграцию технологии в бизнес. «Это почти роль консультанта», — заметил Эластейр Робертсон, один из руководителей компании Andersen Consulting.

Робертсон тщательно изучил эволюцию ролей руководителей компании и считает, что перед ДИС открываются широкие возможности объяснить другим руководителям, в чем состоит потенциал информационных технологий. «Если исполнительный директор не разбирается в ИТ, то он будет всячески сторониться их, — подчеркнул Робертсон, — и требовать от ДИС играть все более активную роль в организации партнерских связей, расширять диапазон навыков». Вместо того чтобы препятствовать развитию карьеры, такой поворот событий может стать значительным шагом вперед на пути продвижения к посту директора по операциям или даже исполнительного директора.

В компании Aetna, где знание информационных технологий и деловые навыки оказались необходимыми для реализации инициативы компании, связанной с электронным здравоохранением, ДИС Джон Брайтон уже взял на себя роль менеджера по взаимосвязям. «Я — помощник, посредник, мост между руководителями компании и поставщиками», — заметил Брайтон. Но он далеко не единственный человек в компании, который разбирается в информационных технологиях. И это новая реальность для активного ДИС. Бизнес-пользователи становятся квалифицированнее и даже требовательнее, чем те, кто поставляет им ИТ. «Мы привыкли к тому, что специалисты по бизнесу не заботятся о том, какую технологию они используют, по крайней мере, до тех пор, пока эта технология работает, — сказал Брайтон. — Однако сейчас они уже знают, в чем разница между теми, кто реально управляет поставщиками, и теми, кто делает вид, что управляет».

Аутсорсинг везде, где можно

Разумный директор информационной службы уверен в том, что не все работы следует отдавать на независимое сопровождение, но при этом все, что можно передать аутсорсерам, должно быть передано. Марти Липперт, директор информационной службы банка Royal Bank of Canada (которому принадлежит Security First Network Bank), постоянно ищет новые возможности для передачи на сопровождение независимым компаниям функций внутренней ИС. Он уже передал, к примеру, такие функции, как обработка кредитных карточек и создание некоторых приложений, и ищет новые пути сокращения затрат и увеличения эффективности ИТ. Но Липперт также понимает, что существует ряд задач, которые нельзя поручать независимой компании. «Я знаю, что сейчас в наших встроенных системах работает около 100 млн. строк унаследованного кода и передать это на независимое сопровождение невозможно», — сказал Липперт.

Вместо того чтобы рассматривать независимое сопровождение как угрозу положению информационной службы компании, Липперт считает подобную практику средством подчеркнуть значимость службы, поскольку она помогает выбирать партнеров и управлять взаимосвязями. «Число партнерских связей и альянсов, которые мы организуем, постоянно растет, — подчеркнул Липперт. — По мере привлечения все большего количества независимых компаний увеличивается и степень сложности системы. Эта тенденция предполагает создание более серьезной информационной службы, способной управлять такой средой».

Чарлз Поппер, бывший ДИС компании Merck & Co., а теперь управляющий директор и главный специалист по технологиям компании Orama Partners, консультирующей по вопросам электронной коммерции, считает, что директор информационной службы должен рассматривать независимое сопровождение не как угрозу, а как возможность усилить влияние своей службы. «Роль ДИС состоит в том, чтобы обеспечить выполнение работы, вне зависимости от того, кто именно эту работу делает, — уверен Поппер. — Я никогда не заботился о том, где именно получить нужные услуги — внутри компании или вне ее. Существуют требования и стандарты, и я делаю все возможное, чтобы добиться выполнения задания».

Привлекайте новых сотрудников, предлагая уникальные возможности

Вопреки популярному мнению, далеко не каждый квалифицированный специалист по информационным технологиям готов отдать душу за право приобрести акции компании по льготным ценам. Некоторые талантливые специалисты в области ИТ по-прежнему предпочитают нормальный рабочий день, финансовую стабильность и солидное вознаграждение, предлагаемые традиционными корпорациями. Но работа при этом должна быть такой, которая позволит компании либо опередить своих конкурентов, либо решить критически важные для компании задачи, чего не в состоянии предложить независимые компании, консультанты или поставщики услуг доступа к приложениям.

Работа с компанией, а не против нее

Уильям Гоулд, директор информационной службы компании Sony Electronics, рассматривает свою компанию как традиционное предприятие, которое стремится стать заметным участником рынка электронного бизнеса. Группа информационных систем, которой руководит Гоулд, сосредоточивает свои усилия на вопросах инфраструктуры, управления данными, разработки приложений и все больше и больше концентрирует свои усилия на совершенствовании бизнес-процессов. Некоторые специалисты по ИС сейчас работают с бизнес-подразделениями и принимают участие во внутрикорпоративных партнерских объединениях, чтобы лучше разобраться в бизнес-процессах и чтобы специалисты по бизнесу могли бы качественнее выполнять обязанности менеджеров. «Мы должны совместно оперативно работать, чтобы помочь компании определить, какие технологии для нас приемлемы и что именно было бы хорошо иметь, — сказал Гоулд. — Эффект может оказаться поразительным. Мы помогаем друг другу понять, что нужно, а что нет, и затем создаем инфраструктуру, которая позволит компании быстро развиваться».

Сделай себе имя

Называйте должность руководителя ИС как угодно — директор информационной службы, директор по технологиям, директор по информационным системам — суть в том, что компаниям по-прежнему будут требоваться специалисты по ИТ высшего звена, которые смогут взять на себя руководство стратегическими технологическими инициативами. Эта должность никуда не исчезнет, как ее ни назови.

Но было бы наивно думать, что название должности для руководителя ИС не имеет значения. Должность директора по технологии специально создана для приманки. Компании вдруг начали открывать вакансии директора по технологии, и директора информационных служб постепенно таковыми становятся, а некоторые рекрутинговые компании, занимающиеся подбором персонала на руководящие должности, даже изменили название своих подразделений, стремясь отразить шумиху, поднятую вокруг должности директора по технологии. Фил Шнейдермеер, старший специалист рекрутинговой компании Korn/Ferry International, известен как глава отдела по подбору кадров на должность директора информационной службы: «Сейчас я предлагаю больше претендентов на должность директора по технологии, чем на должность ДИС. Именно директора по технологиям требуются нашим клиентам, правда, в некоторых случаях лишь потому, что стало модным иметь в компании эту должность».

Действительно, принимаемые решения во многом зависят от того, как люди представляют себе ту или иную роль. При этом ДИС должны ответить себе на два основных вопроса: какого рода руководителем он хотел бы быть и какую роль собирается играть в жизни компании? В конце концов, название можно изменить, но обязанности останутся прежними, а требования к деловым качествам и знанию технологий будут только расти — с этим согласны абсолютно все.