В своей очередной заметке авторы рассматривают внедрение стандарта управления проектами как составную часть преобразований в системе управления предприятием.

В своей очередной заметке авторы рассматривают внедрение стандарта управления проектами как составную часть преобразований в системе управления предприятием. Внедрение проектных методов управления существенным образом влияет на организацию бизнеса компании и, как правило, приводит к определенным изменениям в организационной структуре предприятия, в документообороте, в деловых процессах.
Александр Самуилович Товб, руководитель проектов компании IBS, A_Tovb@ibs.ru Григорий Львович Ципес, ведущий системный аналитик компании IBS, GTsipes@ibs.ru

Предыдущую заметку мы завершили рассуждением о больших затратах, которые могут потребоваться при создании и внедрении стандарта управления проектами на предприятии. Эти затраты связаны не только с разработкой содержания стандарта, но в значительно большей степени с теми преобразованиями в системе управления предприятием, которые должны сопутствовать внедрению стандарта.

В этой заметке мы рассмотрим некоторые важные обстоятельства, учет которых позволит в какой-то степени оптимизировать тактику и стратегию разработки и внедрения стандарта.

Основные этапы создания стандарта управления проектами

Процесс создания и внедрения стандарта является достаточно длительным, трудоемким и часто весьма болезненным как для отдельных сотрудников, так и для целых подразделений. Поэтому целесообразно предусмотреть определенную этапность, позволяющую проводить изменения постепенно, постоянно оценивая достигнутые результаты и внося необходимые коррективы.

Работая в области консалтинга, авторы отлично представляют то раздражение, которое могут вызвать у некоторой категории читателей слова «концепция» и «методика», вынесенные в заголовок заметки. И тем не менее рискнем сказать, что предпочтительным путем создания стандарта является путь последовательной детализации, включающий в том числе этапы разработки концепции и методики управления проектами предприятия (см. рис. 1).

Рис. 1. Этапы создания стандарта управления проектами

Концепция управления проектами является основополагающим документом системы управления проектами (СУП) предприятия, обосновывающим деловую необходимость создания СУП (включая экономическую эффективность внедрения), определяющим ее основные параметры и результаты, стратегию реализации и развития, объем автоматизации и используемые информационные технологии.

Концепция должна содержать аналитический раздел, в котором составные части стандарта управления проектами описываются на обобщенном уровне (принципы классификации проектов компании, определение зон ответственности и принципы формирования команд проектов, перечень процедур управления проектами, степень их детализации и формализации).

В корпоративной методике процессы управления проектами описываются в формате процедур, определяющих порядок выполнения основных этапов проекта, применяемые технологии и методологии, а также рекомендуемые управленческие документы.

И наконец, операционный стандарт развивает и детализирует процедуры управления проектами, дополняет их детальными инструкциями по исполнению процедур и шаблонами управленческих документов.

Стандарт управления проектами в общем контексте управления предприятием

Стандарт управления проектами затрагивает самые различные стороны функционирования предприятия. Поэтому его разработка и внедрение должны осуществляться с учетом общего контекста управления предприятием, который составляют такие компоненты, как система качества, организационная структура, финансовая система и др. (рис. 2).

Рис. 2. Стандарт управления проектами в системе управления предприятием

Стандарт управления проектами неразрывно связан с системой качества и должен быть гармонизирован со стандартами качества, применяемыми на предприятии. В оптимальном варианте стандарт управления проектами должен создаваться как составная часть системы качества предприятия и может стать основой для подготовки предприятия, его подразделений и сотрудников к сертификации по стандарту ISO 9000 и по управлению проектами. Этот вопрос более подробно рассмотрен в нашей предыдущей заметке.

Внедрение проектных методов управления существенным образом влияет на организацию бизнеса компании и, как правило, приводит к определенным изменениям в организационной структуре предприятия, в документообороте, в некоторых деловых процессах. Стандарт управления проектами является самым подходящим способом зафиксировать эти изменения де-юре, что, конечно, невозможно без заинтересованного участия высшего руководства предприятия.

Отдельный и очень важный вопрос - финансовое управление предприятием, реализующим свою деятельность в проектной форме. Здесь должны быть определены взаимоотношения между тремя типами бюджетов - бюджетом проекта, бюджетом подразделения и бюджетом предприятия в целом.

Эти и другие подобные вопросы находятся в компетенции не столько специалистов по управлению проектами, сколько консультантов по соответствующим направлениям (качество, финансы, организационные структуры, бизнес-процессы и т. д.), которые и должны привлекаться для выполнения этих работ.

Информационные технологии в управлении проектами

Здесь мы выделим два основных направления — автоматизация стандарта управления проектами и автоматизация функций управления проектами.

Автоматизация стандарта управления проектами может быть обеспечена средствами таких информационных технологий, как, например, система управления документами в документарной части стандарта или система управления деловыми процессами в процедурной части стандарта.

Стандарт управления проектами предприятия представляет собой прежде всего совокупность документов, объясняющих или предписывающих, как, в какой последовательности, в какие сроки, с использованием каких шаблонов нужно выполнять те или иные действия в процессе управления проектами. Эти документы не являются принадлежностью какого-либо одного проекта и образуют нормативно-методическое обеспечение системы управления проектами в целом, а их количество может быть достаточно велико.

В силу этого одним из перспективных подходов является организация стандарта как базы знаний, которая обеспечивает все необходимые сервисы по обновлению и поиску документов, по организации взаимосвязей между документами, перекрестных ссылок и т. д. Хотя известны примеры и другого подхода, когда для поддержания стандарта создается специализированная информационная среда (Andersen Consulting).

Процедуры управления проектами обычно демонстрируют яркие примеры необходимости коллективной работы, в которую вовлекается не только проектная группа, но и постоянные подразделения предприятия (ресурсные, функциональные, специализированные и т. д.). В связи с этим естественной, хотя и тяжелой в смысле внедрения нам кажется идея использования технологий управления деловыми процессами (workflow) для поддержания процедурной части стандарта.

В стандарте могут быть явно или неявно заложены требования к автоматизации функций управления проектами. Поэтому, разрабатывая стандарт, необходимо иметь в виду перспективу создания СУП, включающей кроме собственно стандарта еще и различные средства автоматизации управления проектами.

К основным областям деятельности по управлению проектами, подлежащим в той или иной степени автоматизации, мы относим:

  • собственно управление проектами, которое в узком смысле обычно понимается как календарно-ресурсное планирование;
  • формирование и ведение бюджета проекта;
  • управление документами, как управленческими, так и являющимися результатами выполнения проекта;
  • управление деловыми процессами в проектах, включая процессы согласования документов.

Отметим, что два последних пункта в данном случае относятся не к документам и процедурам стандарта, а к управленческим и содержательным документам конкретных проектов и организации коллективной работы с этими документами.

Если говорить о последовательности внедрения различных компонентов автоматизированной системы управления проектами (рис. 3), то, как правило, первыми оказываются востребованными средства календарно-ресурсного планирования, поскольку именно они, прежде всего, нужны тем, кто непосредственно управляет проектами — «полевым» руководителям проектов. Однако как следует из сказанного выше, автоматизированная система управления проектами может вообще не включать пакет календарного планирования и базироваться исключительно на системах управления документами и бизнес-процессами.

Рис. 3. Этапы разработки автоматизированной системы управления проектами

Тема автоматизации управления проектами неоднократно поднималась на страницах «Директора», в том числе в статьях одного из авторов этой заметки. Поэтому здесь мы ограничимся констатацией того, что средства автоматизации управления проектами необходимо связывать с другими информационными системами предприятия (например, с системой управления персоналом, с ERP-системой и т. д.). А это в свою очередь приведет к необходимости установления интерфейсов между базовыми пакетами прикладных программ, использованных для создания связываемых элементов интегрированной системы предприятия.

Итак, соображения, изложенные в данной заметке, приводят к мысли, что создание стандарта управления проектами можно рассматривать как составную часть (проект) большой программы совершенствования системы управления предприятием. И конечно же, реализация этой программы потребует применения методов управления проектами, а накопленный опыт в свою очередь будет отражен в стандарте.

Поделитесь материалом с коллегами и друзьями