Стандарты подобны свободной торговле: позволяют предприятиям специализироваться в том, что они лучше всего делают, способствуют снижению цен, побуждают к созданию новых услуг, содействуют развитию культуры предприятия...

Стандарты работают, но их создание может быть болезненным процессом

Стандарты подобны свободной торговле: позволяют предприятиям специализироваться в том, что они лучше всего делают, способствуют снижению цен, побуждают к созданию новых услуг, содействуют развитию культуры предприятия. Как и достоинства свободной торговли, логика стандартов не столь очевидна. Требуются терпение и настойчивость, чтобы понять, почему компаниям выгодно остановить конкуренцию и гонку за инновациями, предоставлять доступ к информации своим клиентам и вести работу на основе единого набора неизменных правил.

В результате интерес к свободной торговле и стандартам то возрастает, то снижается. На протяжении всего последнего десятилетия существовало мнение, что свободная торговля (например, NAFTA — Североамериканская зона свободной торговли) и стандарты (HTML и другие) — это позитивное явление, и следует расширять зоны их действия при любой возможности. В CIO была опубликована статья «Getting IT Together» (март 1992 г.), в которой утверждалось, что интероперабельность, совместные вычисления и интегрированные информационные среды (синонимы стандартизации) будут определять грядущую эру вычислительных технологий.

И мы оказались правы. В 90-х годах распространение стандартов данных и продуктов заложило основу, на которой были построены сети, включая Internet, и электронная коммерция. Этот период был столь плодотворным, в частности, за счет того, что стандарты позволяли вдвойне окупать средства, вложенные в вычислительные технологии. Стандарты не только снижали стоимость обмена информацией (их общее достоинство), но и подняли передачу данных на такой уровень, что компьютеры смогли самостоятельно распознавать передаваемую информацию и оперировать ею без вмешательства человека.

Возможно, HTML — наиболее известный пример, но он далеко не единственный. Еще один, мало освещаемый, но весьма важный пример — это распространение в производственном мире стандарта обмена данными о модели продукта, или STEP. Этот стандарт облегчает решение проблемы, возникающей из-за сложности современного производственного цикла и объема используемой информации. А именно, для каждого этапа жизненного цикла товара (разработка, производство и далее) постоянно требуется преобразовывать данные о нем согласно различным формам и описаниям, используемым на очередном этапе, что обычно производилось вручную. Национальный институт стандартов и технологий (NIST) оценивает стоимость всех этих усилий, выраженных в задержках и ошибках, а также человеко-часах, в десятки миллиардов долларов.

Этот стандарт был обнародован в 1994 году и на сегодняшний момент включен в большинство CAD/CAM-продуктов. Несмотря на то что еще не все инженеры используют STEP при вводе данных, этот стандарт широко распространен в отраслях с интенсивным производственным циклом, таких как авиация, автомобилестроение, кораблестроение и производство мебели.

Как мы отметили ранее, стандарты данных не только распознаются, но и понимаются машинами, что побудило инженеров-исследователей искать новые возможности по автоматизации производства. Обычно продукты проходят через две стадии инжиниринга: разработка и производство. Инженеры, работающие на втором этапе, создают программные продукты, снабжающие производственные машины инструкциями, как исполнить задание разработчика. Если проектировщик дает задание по проделыванию в определенном месте отверстия величиной в полдюйма, то производственный инженер вычисляет точные параметры этого действия — давление сверла, угол его приложения, время сверления, уровень точности и другие. А теперь представьте невероятную экономию времени и средств, если бы производственные машины, имея данные разработчика, могли бы автоматически и интерактивно вычислять свои установки. Инженеры-исследователи более 20 лет добивались решения этой задачи, получившей название — «производство по одному нажатию клавиши» (point-and-click manufacturing).

Попробуем еще помечтать. Весьма привлекательными являются идеи о том, чтобы разработчики имели возможность в реальном времени рассчитать стоимость материалов и оценить время на производство продукции при заданных изменениях, или моделировать работу механизмов в динамическом режиме для выявления деструктивных взаимодействий движущихся частей. Для достижения этих целей требуется построение системы, в которой CAD-программа могла бы обращаться к специализированным базам данных с запросами по широкому кругу вопросов, включая материалы, последовательность обработки, цены и т. п., и включать ответы, которые она получает от одной базы данных, в запросы к другим.

Стандарт STEP позволяет пользователям создавать базы данных с такой высокой степенью интероперабельности. Фактически идея состоит в использовании Internet для предоставления STEP-совместимых данных производственным предприятиям по всему миру. По мере роста числа и качества таких баз данных производство в любой точке мира станет более удобным, дешевым и быстрым. Это, фактически, постоянная революция.

STEP является примером, подтверждающим уверенный тон статьи 1992 года. Тем не менее, если бы статья была опубликована в наши дни, этот тон был бы менее оптимистичным. Снижение стоимости обмена информацией выгодно далеко не всем, например, это невыгодно компаниям, которые рассчитывают продавать продукцию по старым ценам. В течение нескольких последних лет усиливается позиция частной интеллектуальной собственности по сравнению с коллективной. Владельцы авторских прав и патентов получили дополнительные привилегии и защиту. Создается впечатление, что частные разработки в области стандартов данных получают все большее распространение. (Даже консорциум W3C, отвечающий за разработку стандартов Web, объявил в августе, что рассматриваются возможности поддержки частных стандартов.)

Рост внимания к интеллектуальной собственности привел к тому, что возникла потребность патентной охраны методов, которые ранее были отданы в общее пользование. К тому же и правительства не желают способствовать бесплатной раздаче национального достояния. «Часто стандарты создаются на основе коллективных соглашений компаниями, не стремящимися собирать дань за право пользования их интеллектуальной собственностью, — говорит Дэйв Линдберф, инженер-консультант компании Polycom (Милипитас, шт. Калифорния), производящей системы конференц-связи и набившей руку в разработке стандартов. — Любая задержка или претензия может нарушить весь процесс. Это очень серьезная проблема».

Преимущества стандартов, как и свободной торговли, более не являются бесспорными. Если бы мы публиковали статью сегодня, то мы не смогли бы высказаться столь же однозначно, как в 1992 году. Как и глобализация (новое имя свободной торговли), стандартизация должна завоевывать себе место под солнцем, побеждая в каждой отдельной битве.