Онлайн-аукционы беспокоят интернет-продавцов

Онлайн-аукционы фактически меняют понятие электронной коммерции. Компания Forrester Research, расположенная в Кембридже (шт. Массачусетс), недавно в свое определение онлайновой торговли включила аукционы, поскольку, согласно итогам опроса, 10% своих покупок респонденты осуществляли на интернет-аукционе eBay.

По оценкам Forrester, к 2006 году почти 25% онлайновых транзакций B2C (на сумму 48,5 млрд. долл.) будет приходиться на аукционы. В 2001 году, согласно оценке аналитиков, около 16% розничных продаж (объемом 8,4 млрд. долл.) осуществлены на сайтах аукционов, а оставшиеся 84% (43,1 млрд. долл.) - через традиционные интернет-магазины. В соответствии с исследованием Forrester, наибольший успех будут иметь онлайн-аукционы по продаже бытовой электроники, комплектующих к компьютерам и игрушек/видеоигр, поскольку эти товары по-прежнему остаются наиболее дорогими, и спрос на них постоянно колеблется. Исследовательская фирма полагает, что к 2006 году 42% всей бытовой электроники, продаваемой через Интернет, и 40% игрушек будут покупаться на аукционах.

Керри Джонсон - аналитик компании Forrester — считает, что аукционы несут в себе серьезную угрозу традиционным интернет-магазинам, поскольку они предлагают потребителям значительно больше, чем только пары антикварных подсвечников. «Розничные продавцы должны как минимум поэкспериментировать с аукционами, чтобы избежать перетекания клиентов к онлайновым конкурентам», — полагает она.

Сеан Калдор, вице-президент по электронной коммерции компании Nielsen//NetRatings, отмечает, что в августе 2001 года объем продаж на онлайновых аукционах в США достиг 389 млн. долл., что значительно превышает тот же показатель (238 млн. долл.) за аналогичный период 2000 года. «Становится очевидным, что представление об аукционах, как о месте для продажи эксклюзивных товаров, не совсем верно», — говорит Калдор.

«Реальность состоит в том, что значительная доля объема коммерческой деятельности приходится на малый бизнес и торговых агентов, — продолжает он. — Для них аукционы являются реальным каналом сбыта продукции». Привлекательность аукционов для розничных продавцов связана с постоянно растущими запасами товаров - аукционы могут использоваться для освобождения от товарных излишков.

«До сих пор результаты проведения специальных акций и программ поощрения покупателей на сайтах интернет-магазинов вполне устраивали большинство розничных продавцов, и они не чувствовали потребности использовать аукционы, — говорит Калдор. — Однако аукционы являются очень сильным инструментом. Секрет в том, что вы можете очень быстро распродать большие партии товаров. В жертву приносится лишь валовая прибыль от реализации единицы товара».